| |||
Реферат: Философское наследие Г.С. Сковородысмотреть на рефераты похожие на "Философское наследие Г.С. Сковороды" [pic] ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ФИЛОСОФИЯ "ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ Г. С. СКОВОРОДЫ" Научный руководитель: академик Кочергин А.H. Сидоренков Павел Николаевич 1 курс 13 группа ____________________ Москва, 1995 Содержание.
Введение. Имя украинского философа и поэта-баснописца Григория Саввича Сковороды Тем не менее, по мнению автора данного реферата, философская система Выбор философского наследия Сковороды в качестве темы реферата сделан автором вполне сознательно. Многие положения в этом наследии автор разделяет и заостряет внимание на тех моментах, которые считает для себя очень важными. В этом смысле данный реферат следует рассматривать как автореферат. Тематически он состоит из трех частей. В первой части кратко излагаются биографические данные и предфилософский путь Г. С. Сковороды. Во второй - собственно философская система Сковороды, а в третьей - связь философского наследия Сковороды с современностью. Путь Григория Саввича Сковороды в Философию. [pic] Путь Г. С. Сковороды в философию был долгим. Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80- х годах XVIII века он начал создавать свои философские диалоги, трактаты, притчи и, странствуя по Украине, стал проповедовать свое философское учение. А путь длинною почти в 50 лет был только подготовкой к этому странствию в образе "старчика" - бродячего философа-наставника. Из чего же складывался этот предфилософский путь? Григорий Саввич Сковорода родился на Полтавщине в семье малоземельного
казака. Несколько лет (с перерывами) он учился в Киево-Могилянской
академии. Затем пребывал в придворной капелле в Петербурге. В составе
посольской миссии был несколько лет в Венгрии. После возвращения работал
преподавателем - сначала в Переяславской семинарии (преподавал поэтику), а
затем в Харьковском коллегиуме (читал курс лекций по этике). Из Приобретение жизненного опыта и формирование мировоззрения происходило
под действием сочетания двух взаимодополняющих и даже благоприятных
факторов: его многосторонней одаренности, с одной стороны, и резко
меняющейся социальной обстановки - с другой. Биографы отмечают, что у Своеобразие исторического момента состояло в том, что это было время освобождения от феодального гнета и первоначального накопления капитала, сопровождавшегося моральным растлением, корыстолюбием, алчностью, развратом, властью вещей, духовной опустошенностью. Особенность творческого поведения Григория Сковороды (которое затем отразилось и на характере его философского учения) состояла в том, что при отрицательном отношении к миру, погрязшему в корыстолюбии, он избрал такую позитивную форму борьбы со злом, при которой центр тяжести из области критики политических отношений в обществе был перемещен в сферу просвещения, культуры, нравственности и морали. Причем его собственный образ жизни полностью совпадал с тем учением, которое он сам проповедовал. В 50-60 годы XVIII века Сковорода создает в основном литературные
произведения. Он написал около 50 песен и стихотворений, создал цикл басен
под названием "Басни Харьковские", сделал
переводы ряда античных мыслителей. В своих произведениях в противовес
морали, основанной на богатстве, золоте и власти, Сковорода прославляет
человека "малых желаний" и ограниченных материальных потребностей. Басни Необходимость перехода от сочинения басен непосредственно к философскому творчеству особенно явно ощущается в морали басни N19: "Свет и тьма, тление и вечность, вера и нечестие - мир весь составляют и одно другому нужно. Кто тьма - будь тьмою, а сын света - да будет свет. От плодов их познайте их"[2]. Поскольку тема реферата имеет философскую направленность, то ограничим предфилософский период указанными фактами и перейдем непосредственно к анализу философской системы Сковороды. Философская Система Сковороды. "Мир ловил меня, но не поймал" Г. С. Сковорода Формально философская система Сковороды укладывается в одну строку. Вопрос о боге, который составляет первооснову всего сущего - "высшую
всех причин причину", внутреннюю причину развития всего мира, является
одним из основных вопросов в философской системе Сковороды. Своим
представлением о боге он поставил себя в оппозицию по отношению к церкви,
придерживающейся библейской легенды о сотворении мира богом в течение шести
дней. В отличие от церковного, его бог - вечное начало - неуловим и
невидим, так как он, "присутствуя во всем, не является ни частью, ни целым,
не имеет меры, временной и пространственной характеристики". Такое
понимание бога, отождествляемого с природой, получило в философии название
пантеизма. Сам термин "пантеизм" был впервые введен английским философом Представления Сковороды нельзя отнести ни к чистому идеализму, ни к чистому материализму. У него бог и материя сосуществуют наряду, хотя невидимая натура всегда первична - т.е. у Сковороды цель развития материи задана богом априори. Поскольку любое развитие мира понимается Сковородой как осуществление цели, то развитием управляют внутренние законы, которые определяют возможные границы саморазвития. Эти границы саморазвития заданы богом и от людей не зависят. Творчество же возможно только в рамках отведенных богом - природными законами - границ. Разберем теперь, что же скрывается под существованием "трех миров", каждый из которых также обладает двумя натурами - видимой и невидимой. Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная -
макрокосм. Макрокосм включает в себя все рожденное в этом великом мире,
составленном из параллельных бесчисленных мир-миров. В этом мире нет ни
начала, ни конца - он вечен и безграничен. Целью познания этого мира
является не описание отдельных предметов, а вскрытие их невидимых натур -
постижение их внутреннего смысла, ибо через внутреннюю сущность отдельных
вещей можно постичь "тайные пружины развития всей Вселенной". При этом Вторым из "трех миров" является малый мир - микрокосм - мир человека. Итак, согласно представлениям Сковороды, все, что совершается в мире -
макрокосме, находит свое завершение в человеке - микрокосме. С позиций
учения Сковороды возможности познания мира человеком ничем не ограничены. Очень тонким моментом в теории познания Сковороды является тот факт, что он не связывает умножение человеком своих познаний с ростом материальных потребностей, удовлетворение которых понимается как достижение человеческого счастья. Скорее наоборот: чем лучше человек познает самого себя и окружающий его мир, тем разумнее и скромнее должны быть его потребности. Эта мысль особенно ярко выражена в "Притче, нареченной "Евродий"": Что же касается счастья, то как будет показано ниже, оно связано не с
удовлетворением все возрастающих материальных потребностей, а с радостью Существующий же мир Сковорода характеризовал в одном трактате как : Возможность преодоления человеком моральных пороков Сковорода
связывает не с внешними обстоятельствами, а с внутренними качествами
человека. Вообще науку о человеке Сковорода считает высшей из всех наук. Третьим - из существующих "трех миров" - является символический мир, отождествляемый Сковородой с Библией. Библии также приписывается существование двух натур - внешней (знак) и внутренней - (смысл). Сковорода считает, что представленные в Библии легенды - это фантазия, обман, подлог, небылицы, ложь, с одной стороны, но в них заложен таинственный смысл, полезное и поучительное знание - с другой. Сковорода и сам написал несколько притч с вымышленными образами, но с глубоким внутренним смыслом. Поэтому и Библию он рассматривал как инструмент постижения скрытой тайны. Постижение внутренней натуры Сковорода связывает с познанием красоты. Он считает, что внешняя форма - это случайное, привносимое в природу явление, а внутренняя натура - это истинный источник красоты. Применяя философию двух натур и трех миров к человеку, Сковорода делает вывод, что человек совершает прекрасные поступки и счастлив только тогда, когда он согласует свое поведение и образ жизни со своими природными склонностями. Связь Философского Наследия Сковороды с Современностью. "Решение мировых проблем людям следует искать в самих себе" Аурелио Печчеи Основатель знаменитого Римского клуба Аурелио Печчеи не дожил до того
момента, когда Конференция ООН под названием "Окружающая Среда и Развитие" В философском учении Сковороды не только самым сильным и ярким, но и
самым важным для современности является тезис о счастье человека и
человечества в целом. В предыдущих главах указывалось, что в учении У Сковороды понимание счастья имеет более глубокие корни. Суть счастья он связывает с образом жизни самого человека. Наиболее полно эта суть раскрывается через изречение Сократа: "иной живет на то, чтоб есть, а я - де ем на то, чтоб жить" - которым Сковорода открывает свой трактат под названием "Икона Алкивиадская"[5]. Своим пониманием счастья Сковорода как бы защищает человеческую "природу" от примитивного ее сведения к потреблению и своекорыстию. Сам он избрал такой образ жизни, который по его словам помогал ему "не жить лучше", а "быть лучше". Стремление "быть лучше" он связывал с понятием "чистой совести": "лучше час честно жить, чем скверно целый день". Наибольшей глубины тезис о счастье достигает на том моменте, когда Современный экологический кризис - это свидетельство того, что человечество занимается в основном "несродным" трудом и еще не осознало роль "сродного" труда, связанного с сущностью самого человека. Только на основе познания человеком своих природных способностей - своей функции в природе, можно перейти на перспективную траекторию развития. Передовая часть человечества чутко улавливает эту мысль Сковороды. Она отражена в словах Аурелио Печчеи, взятых в качестве эпиграфа. Мировая общественность сейчас признает, что счастье и мир на планете зависит в большей степени ни от того, что люли умеют делать, а от того, на что направлена их деятельность. Занятие "сродным" трудом накладывает отпечаток и на образ жизни
человека. Биографы Сковороды, например, утверждают, что писатель Лев Но можно привести и другой пример. У писателя, чье творчество
достигает высоты философской мысли и еще ждет своего читателя - Михаила Заключение. Философское наследие Г. С. Сковороды многогранно. Оно охватывает самые
различные аспекты человеческой жизни: науку, религию, культуру, искусство. Нет особой нужды писать о том, что учение Сковороды возникло не на
пустом месте. Можно лишь отметить, что еще греческий философ Сократ (470- Значимость философского наследия Г. С. Сковороды в том, что на него можно опереться в наше непростое время, когда человек навлекает на себя опасность результатами своего же труда, когда при увеличении числа храмов сохраняется рост преступности, когда труд человека потерял всякую привлекательность, а жизнь стала бесцельной (если она не связана с накоплением капитала) и незащищенной. Многие из перечисленных проблем могут получить развязку. если воскресить тему "сродного" труда, поставленную Сковородой почти 250 лет назад. Несмотря на то, что эта тема получила развитие в русской литературе, она все еще ждет своего постижения. В заключение отмечу, что интерес к философии Сковороды проявляю уже
давно. Нахожу много общих положений у него и у писателя М. М. Пришвина,
в атмосферу творчества которого погружен почти с рождения. Моей победе в Литература.
Т. 1 (1914 - 1917 гг.), М., 1991; Т. 2 (1918 - 1919 гг.), М., 1994; Т. 3 (1920 - 1922 гг), М., 1995
|
|