| |||
Реферат: Философия её смысл и функциисмотреть на рефераты похожие на "Философия её смысл и функции " Могилёвский университет продовольствия Контрольная работа по философии №2 Предназначение философии, ее смысл, и функции г. Могилёв План: 1 Введение(что такое философия) 2 Философское знание 3 Предназначение философии 3 Функции философии 4 Заключение . Философия одна из самых увлекательнейших областей человеческого
знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае, Слово «philosophos» (Любовь к мудрости, любомудрие) впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. (Возможно, у Пифагора). Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. 1) Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете
некоторое представление: могут объяснить в первом приближении, что такое
философия, выделив из ряда вопросов — житейских, производственных, научных,
политических, художественных и других — те, что носят философский характер. Тематика этих раздумий задана потребностью в общей ориентации, самоопределении человека в мире. 2) Каждый из нас принимал в своей жизни бессчетное количество решений,
которые воздействовали на нашу жизнь и в некоторой степени на окружающих. Однако бытовое понимание философии весьма иронично. С самого начала
философы были объектом подозрений и даже насмешек. Сократ был осмеян в
пьесе блестящего комического поэта Аристофана как человек, который витает в
облаках и словно сумасшедший говорит бессмыслицу. Самый первый философ, В то же время философ – синоним человека, умеющий сопротивляться невзгодам. Философский взгляд на жизнь». Людей, обладающих особой внутренней цельностью, умением противостоять невзгодам и жизненным неурядицам, нередко называют философами. Кого мы могли бы назвать в своей обычной жизни философами? Видимо тех, к кому сами нередко обращаемся за житейским советом. Сознаем мы это или нет, но обращаемся не к каждому, а к разумному человеку. Т.о. диапазон – от иронии до восхищения. Однако, что предполагает философская разумность? Ясно, что это не возрастное состояние мудрого старца. Ведь может быть старый человек глупцом, а юный — мудрецом. Так что же такое мудрость? Поскольку это слово софос – мудрость входит в само название науки, начнем с него. Попробуем спросить об этом у одного старого философа — Аристотеля (4
в. до н.э.). Аристотель — древнегреческий мыслитель, известен тем, что
основал Ликей (школу философов) и что был учителем великого полководца Итак, особенностью философского знания и является мудрость, которая, конечно, отличается от житейской мудрости. Чем? Аристотель называет такую его особенность: «знание общего». Почему? Потому что не обязательно для человека знать много, но важно понимать многое. А как этого добиться? Не умножением знания, а умением постигать причины. Это умение даст и способность предвидеть события, а значит и научит правильно действовать. Аристотель называл философом того, кто способен удивляться, ибо
удивляющийся размышляет, философствует. Думает о смене положения Луны, Чему же удивляется человек-философ? Да всему: миру, звездам, детям,
людям. Он очень любит сказки и мифы и видит в них массу удивительного. Он
хочет много знать. Известны знаменитые слова немецкого философа И. Канта: Но это делается не ради какой-то конкретной пользы, а ради того, чтобы
понять явление. Аристотель говорил: «ради разумения». И именно поэтому Значит путь философского знания —это путь разумного мышления. И формируется это знание вместе с формированием человека разумного (homo sapiens). Вы знаете, что появлению человека разумного предшествовали многие и многие годы, столетия и тысячелетия. Философское знание — это культура разумного мышления. Что это значит? Это мышление основательное, научное, но и не допускающее произвола, насилия, умеющее отстаивать свою правоту и мышление свободное, творческое, предполагающее знание бесконечным. Конечно, культура разумного мышления не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Культура разумного мышления — не в том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их действие. Основные черты философского знания: - Это не столько многознание, сколько «разумение», понимание, осмысление. Это умение постигать причины явления, «смотреть в корень», и потому — предвидеть дальнейший ход событий. - Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость к познанию («способность удивляться»). Кто уверен в своем всезнании, нечего делать в философии. - Это не агрессивное, насильственное отношение к людям, к миру, а руководствующееся только разумом. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских делах. - Наконец, для философского знания характерно обращение к «вечным»
смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа,
но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего живу? В чем
смысл моей жизни? А вселенной? Кем мне приходятся другие люди, животные? В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям, эрудиции, так
необходимым при решении конкретных задач, каждому из нас нужно и нечто
большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы
развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Человек
стремится к профессиональному знанию. Это естественно. Но ему необходимо и
нечто большее, чтобы решить конкретную задачу. Кругозор, умение видеть
тенденции и перспективы развития мира, конкретного явления, понимать суть. Предназначение философии, ее смысл и функции Время появления человека, руководствующегося в своей жизни не
сиюминутной пользой и т.п., а знанием, мудростью, немецкий философ Карл Вначале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание
не было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным,
т. е. включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его
месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни и т. д. Новое, возникшее
в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек
осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается
глубина мира и собственная значимость. Человек осмысливает мир и себя как
проблему, он ставит радикальные вопросы, ищет понимания и спасения. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию предмета философии как науки: староантичное, традиционное и современное. Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще. Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых началах (учение о всеобщем) — это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против. Философия трактуется как наука наук. Установившееся за ней название «метафизика» (то, что «после физики») стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем. Современное понимание предмета философии складывалось по мере накопления специальных научных знаний, выработки конкретных приемов исследования и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания. Обрели самостоятельность механика, астрономия, физика, политэкономия, медицина, математика, химия (последняя четверть XVIII века). В XIX веке возникли геология, биология, антропология, юриспруденция. Таким образом, от протознания вначале отделились естественные, затем общественные и, наконец, науки о мышлении. Возникла точка зрения, согласно которой содержание философии, якобы, «разобрано по частям отдельными науками», «философия распалась, разложилась». На самом же деле философия, подобно механике, физике и другим системам
частного знания, постепенно формируется, созревает и подготавливается к История философии есть история человеческого мышления, которое
выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их
разрешением. Философы всех времен и народов занимаются одними и теми же
проблемами, во всех философиях есть теория познания, метафизика, этика и т.
д. Попытки разрешения этих проблем могут быть объединены в три большие
историко-философские области: европейская, индийская и китайская философии. Становление философии как самостоятельной науки связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания. Научив человека подлинным ценностям, философия изменит мир. Величайшее открытие – возможности слова. Наука ли философия? В противоположность наукам философскому мышлению не присуще, не
свойственно прогрессивное развитие. Конечно, мы ушли дальше, чем
древнегреч. врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше Вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд философов отрицают ее принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: - философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т. е. не удовлетворяют критерию научного знания; - утверждения философии эмпирически (т. е. в опыте, эксперименте) неопровержимы (как, например, опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа); - в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для нее характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создает свою собственную философскую систему. Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии. Распространена и противоположная позиция, согласно которой философия является наукой. При этом указывается на такие общие с другими науками черты философии, как рационально-понятйная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказуемости и неопровержимости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук (например, утверждения ряда философов древности об атоме как первооснове бытия), другие развиваются и обогащаются. Философы, считающие философию наукой, по-разному определяют ее предмет, Так, в отечественной литературе распространены определения онтологического типа: философия — это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления; философия — наука о всеобщем в отношении человека и мира; философия — это наука о всеобщих началах сущего. Другой тип определений — антропологического типа. Так, русский философ- экзистенциалист Н. А. Бердяев определил философию как - науку о духе, считая, что наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании. ФИЛОСОФИЯ — буквально любовь к мудрости. Философия — это систематическое критическое исследование способа наших суждений, оценок и действий, имеющее целью сделать нас более мудрыми, лучше познать самих себя и таким образом стать лучше. Вольф: Философия — это деятельность, руководящий принцип которой — разум и цель которой — критическое самопонимание. Лосев: философия – сознание вслух Витгенштейн : перейти от замаскированной чепухи к чему-то вроде чепухи очевидной. О чем размышляли и размышляют философы? О природе. Об этом говорят и названия многих философских трудов: О разуме. Кант «Критика чистого разума» и «Критика практического разума»; Спиноза «Трактат об усовершенствовании разума». О человеке и мире. Т. Гоббс «О человеке»; Гельвеций «О человеке»; Об общественной жизни. Платон «Государство»; Аристотель «Политика»; СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Онтология методология гносеология Учение о бытии учение о методе учение о познании Логика Формальная, диалектическая, социальная Эстетика этика История философии Функции философии Каковы функции философии в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей? 1. Мировоззренческая. Философия дает понимание целого, формулирует
наиболее общие понятия, категории. Немецкий философ нашего времени М. Категории отражают наиболее общие связи и отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Они приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Так, без понятия причины невозможно обойтись ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в практической деятельности. Поэтому категории называются предельными основаниями и универсальными формами культуры. Их называют также вечными формами «чистого» разума. Мировоззрение как представление о целом имеет свою структуру:
философское учение о бытии—онтология (от греч. ontos — сущее и logos —
учение); философское учение о познании мира — гносеология (от греч. gnoses Можно назвать эту функцию функцией экспликации (т. е. выявления) 2. Функция рационализации и систематизации, теоретического выражения
результатов человеческого опыта во всех его формах. Так, атомистика 3. Критическая функция. Основа — ориентация на рационализм философской мысли, неприятие всякого рода заблуждений и ошибок, предрассудков и стереотипов, встающих на пути к истинному познанию и деятельности. Особое неприятие у философов во все времена вызывал догматизм (религиозный и др.), филистерство. 4. Обращенность к будущему. Философия, опирающаяся на теоретическое
осмысление жизни, обладает всеми возможностями творческого формирования
новых взглядов и идей, закладывает фундамент новых миропониманий, системы Далее мы обратимся к истории философии и посмотрим, какую школу жизни прошло человечество и как оно размышляло о мире и о себе самом, 5. Велика роль философии в качестве методологической функции. 6. Выполняя познавательную функцию, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают философские категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура. Ни один ученый, будь он историк, естествоиспытатель, экономист, литературовед, не может обойтись без этих понятий. Эти понятия приложимы не к одной какой-то области, а к любым явлениям. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала философию с учением о категориях. ФИЛОСОФИЯ Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека основные функции мировоззренческая
методологическая появлению новых знаний об общественных идеалах ция методов научного исследования Заключение: Нынешнее время — время масштабных задач и больших свершении — требует высоко профессионально подготовленных специалистов, способных к продуктивному труду в самых разных сферах народного хозяйства. Вместе с тем современный специалист — это не просто грамотный исполнитель спускаемых откуда-то сверху указаний и решений. Еще совсем недавно, каких-то 5-10 лет назад, этого казалось вполне достаточно: сегодняшняя действительность предъявляет к специалисту, да. впрочем, и к каждому труженику, более высокие требования - ему необходимо осмысленно или, выражаясь (философским языком, разумно относиться к тому, что он делает, видеть свое дело в связи с делами других. Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнении, выражаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными людьми мы учимся уважать инакомыслие, мнение других, даже если и не соглашаемся с ними. Для полнокровной общественной жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки .зрения не только конкретного индивида или особой социальной группы, но и с точки зрения интересов общества в целом. И здесь, таким образом, отчетливо обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности. Но, как мы знаем, способность к разумному мышлению у человека не является врожденной - ей необходимо обучаться: при этом лучшая школа разумного мышления — усвоение высших достижений философской культуры. Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии. С точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности. Изучение философии - это школа, которая позволяет воспитывать культуру разумного мышления — умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности. а значит — видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление - это мышление основательное, строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту и вместе с тем мышление острое, свободное и творческое. Следует, однако, иметь в виду. что культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Тот, кто механически зазубрил, скажем, законы диалектики и сопровождающие их примеры, не только не овладел этой культурой, но даже и не приблизился к ней. В критические, переломные моменты своей истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно философия. Дело заключается также в одной характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть «вечными». Представителей разных профессий философия может волновать, как
минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей
специальности, но главное — необходима для понимания жизни во всей ее
полноте и сложности. В первом случае в фокус внимания попадают философские
вопросы физики, математики, технического знания, биологической науки,
медицины, педагогики, художественного творчества и многие другие. Такие
вопросы встают перед специалистами и настойчиво требуют своего изучения. Список литературы:
|
|