| |||
Реферат: Философия Платонасмотреть на рефераты похожие на "Философия Платона " СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Жизнь Платона 2. Учение Платона об идеях 3. Учение Платона о знании и познании 3.1. Учение о знании 3.2. Академия Платона Заключение Список литературы Введение Философия начала зарождаться на заре человеческой цивилизации, когда
стали усложняться хозяйственные и гражданские отношения людей, возникали
зачатки научных знаний, появлялась общественная потребность в изучении
общих принципов бытия и познания, когда ответов, которые давала мифология,
уже не хватало. В Древней Греции философия обрела свою классическую форму. Полисный характер греческой жизни, роль в ней народного собрания и
публичных ораторских состязаний объясняет доверие греков к разуму, теории,
а поклонение безличному абсолюту (природе) – постоянный интерес философии к
проблемам физики (от слова “фюсис” – природа), которая в дальнейшем
развитии философии оказывается тесно связанной с метафизикой (учением о
первоосновах бытия). Гражданский характер общественной жизни и роль
личностного начала в ней нашли выражение в этике (практической философии),
обосновывающей человеческие добродетели, должную меру человеческой жизни. В Древней Греции выработались зачатки материализма и идеализма. Материалистические идеи развивались под воздействием наблюдения над
природой, изучением математики и астрономии. Они зародились в городах Ионии Идеализм развивала Италийская школа – пифагорейцы и элейцы: Ксенофан, Однако “материя” и “идеи” поначалу рассматривались отдельно. Сократ был
первым, кто пришел к их диалектике, применив дискурсивный метод. С Сократа
начинается антропологическая ступень философии – обращение к человеку. Платон расширил сократовский метод определения понятий, распространив
его на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания,
этики, теории воспитания, теории общественно-политического устройства,
законодательства, эстетики и учения о художественном воспитании. Свои основные доктрины Платон вырабатывал в живом общении с близкими по духу мыслителями и в страстной борьбе против учений, им отвергавшихся. Он не замыкался в стенах своей Академии, а был одной из деятельных сил кипевшей вокруг него жизни. История его философской деятельности пронизана борьбой, которая принимала порой драматический характер, а самого философа ставила на грань жизненной катастрофы. 1. Жизнь Платона Сведения о жизни Платона скудны и противоречивы. Слава сопутствовала ему еще при жизни, а после смерти его имя с благодарностью и восторгом одно поколение передавало другому. Со временем фигура Платона в предании выросла до мифологического масштаба. Античные биографы, как правило, без отбора приводили сплетни, исторические факты и ходячие мифы, любили пересказывать сны и чудесные предзнаменования, якобы сопровождавшие Платона от колыбели до могилы. Так, например, многие почтенные источники утверждают, что Платон, названный при рождении Аристоклом, был потомком древних аристократических родов, среди его предков и родственников называются и мифический афинский царь Кодр, и известный исторический деятель, политический реформатор Солон, и бог Посейдон, и глава тридцати тиранов Критий. Наконец, по одной из версий, его божественным отцом был сам Аполлон, в то время как земной муж его матери лишь усыновил ребенка. Достоверным же является тот факт, что родился Платон в богатой семье Как все афинские юноши его сословия, Платон обучался гимнастике,
музыке, грамматике, писал стихи, обожал театр, участвовал в атлетических
соревнованиях, в частности, истмийских, готовился стать доблестным
гражданином. В последствии свои художественные склонности и дарования После казни Сократа (399 г. до н.э.) Платон покинул Афины, чтобы
вернуться сюда только через двенадцать лет. Его ждали Египет, Кирена, Южная В самом начале путешествия Платон задержался в близкой к Афинам Мегаре, где главой центра молодых философов и ученых был Евклид (не автор знаменитых “Начал”, а его “однофамилец”). Массу важных впечатлений и сведений Платон вынес из пребывания в Египте, который в то время был для греков образцом промышленной страны. Сильное впечатление на Платона произвели система обучения арифметике и фиксированные формы разделения труда, практиковавшиеся в этом государстве. Это оказало влияние на формирование научных и политических воззрений Платона. Дольше всего Платон пробыл в Гелиополе, центре египетской религии. В африканской Кирене философ общался с видным греческим астрономом и сведущим в музыкальной акустике математиком Феодором, которого Платон сделал потом героем трех своих диалогов. Затем Платон побывал в Южной Италии, так называемой Великой Греции, где большим успехом в то время пользовалось учение пифагорейцев. Философ специально прибыл сюда, чтобы ознакомиться с их математическими исследованиями. Центром деятельности пифагорейцев был Тарент, а крупнейшей умственной силой Тарента был пифагореец Архит, государственный деятель, стратег и ученый: математик, физик, механик. Этот человек, успешно сочетающий политическую и научную деятельность, произвел глубокое впечатление на Платона. Последней остановкой Платона стала Сицилия и ее крупнейший город и
культурный центр – Сиракузы. Политическим строем на Сицилии была тирания –
переходная форма от господства старой аристократии к господству
рабовладельческого “демоса” (“народа”). Власть в Сиракузах в то время вот
уже 38 лет принадлежала энергичному и властолюбивому тирану Дионисию. При
его дворе находилось множество поэтов, музыкантов, живописцев. Тут сильно
развилось искусство мимов, у которых Платон, быть может, учился мастерству
индивидуальной характеристики персонажей своих диалогов. Платон пытался
увлечь Дионисия идеей просвещенной монархии, но не преуспел в этом деле. В 387 г. до н.э. в сорокалетнем возрасте – а греки считали его временем
расцвета человека – Платон вернулся в Афины. Он купил участок рощи,
носившей имя древнеаттического героя Академа, и организовал тут первую в
истории человечества подлинно научную школу – Академию. По приданию, над ее
дверями висела надпись: “Необученным геометрии вход воспрещен”. Математика
не только преподавалась в Академии, но и была важным предметом научных
исследований, проводившихся учеными школы. Школа Платона стала эпохой в
истории античной математики. Отсюда вышли знаменитые математики Теэтет, После основания Академии Платон совершил еще две поездки в Сицилию при
преемнике Дионисия I Дионисии II, получившем власть в 367 г. до н.э. В 357 г. до н.э. Дион поднял восстание против Дионисия. Его
поддерживали участники Академии Платона: Евдем, Тимонид, Каллип. Дион
одержал победу, но в 354 г. до н.э. был убит бывшим платоновцем Каллипом,
который на короткое время захватил власть в Сиракузах. Политические планы Оставшуюся жизнь Платон провел в Афинах, разочаровавшись в активной
политике и посвятив себя философским и научным занятиям: он читал лекции
слушателям Академии и сочинял философские диалоги. Умер Платон в 347 г. до
н.э., по иронии судьбы, 21 мая – в день рождения свой собственный и бога 2. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ Согласно Платону, окружающий нас видимый материальный мир является
всего лишь “тенью” умопостигаемого мира “идей” (по-гречески “эйдосов”). Платон, чрезвычайно любящий иллюстрировать свои рассуждения образными
сравнениями, это противопоставление вещей и “идей” наглядно объяснят в Кроме мира вещей и мира “идей” существует еще мир небытия. Это Царство “идей” Платона представляет собой определенную систему: “идеи”
бывают высшие и низшие. К высшим, например, относятся “идея” истины и В “Пире” нет четкой картины строения космоса. Речь в этом диалоге идет о любви и еще шире, о прекрасном, и приходит к описанию сущности “идеи” прекрасного во всей ее безотносительности к чему-либо. Опираясь на это, можно составить представление о сущности платоновских “идей” вообще. Тот, кто познает саму “идею” прекрасного, “увидит вдруг нечто удивительно прекрасное по природе , нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Красота эта предстанет ему не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-либо речи или науки, не в чем-то другом, будь то животное, земля, небо или еще что- нибудь, а сама по себе, через себя самое, всегда одинаковая; все же другие разновидности прекрасного причастны к ней таким образом, что они возникают и гибнут, а ее не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий она не испытывает” (Пир, 77). Как было сказано в самом начале, философская система Платона, явилась синтезом, существовавших до него идей, которые он развил до качественно нового уровня. Интуитивное привлечение таких досократовских элементов, как земля, вода, воздух и огонь, является для Платона уже некоторого рода примитивным эмпиризмом. Вместо этого он пользуется уже такой абстрактно- всеобщей категорией, как необходимость или беспредельность. Понятие “идеи” уже не отличается у него таким описательным характером, как это было прежде всего у Гераклита. Его “идея” уже не наивно-описательно, а с мыслительной необходимостью, то есть чисто диалектически, объединяется с материей. 3. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ЗНАНИИ И ПОЗНАНИИ 3.1. У ч е н и е о з н а н и и Учение о знании тесно связано с теорией “идей” Платона. Потому что
знание и есть способность постичь вечное, истинное, тождественное себе
самому – то есть “идеи” и высшую из них “идею” блага. С учением о знании
связано также учение о душе, которая является посредником между мирами В “Государстве” также говорится, что, будучи приближенной к миру бытия, душа имеет исконное знание истины, пробуждаемое в ее земном существовании с помощью диалектического рассуждения; сложенные вместе, знание и рассуждение составляют мышление, направленное на бытие, то есть на то, что не имеет связи с материальным миром. Относительно вещей материальных, имеющих рождение и пребывающих в становлении, невозможно знание, бессмысленно рассуждение, непригодно мышление. Здесь душа пользуется совсем другими инструментами - более или менее правильным воззрением (мнением), которое складывается из запечатленного в памяти подобия вещи и убеждения в его достоверности (уподобление и вера). “Знание направлено на бытие, чтобы познать его свойства” (Гос-во, 273), в то время как мнение – это всего лишь становление. Знание – истинно, а мнение неистинно. Мир бытия и мир становления - два нетождественных мира, мышление и мнение относятся к разным мирам, а поэтому, хотя истина остается все же за мышлением, мнение не становится от этого иллюзорным. Мнение аналогично истине в той же пропорции, и поэтому вполне допустима такая ситуация, когда правильно составленное мнение может именоваться истинным мнением. Собственно мышлению, как его понимает Платон, принадлежат лишь идеи чистого бытия, никак не связанные с материей, из наук это только арифметика, из разделов философии - только онтология. Все остальное - физические науки, естествознание, геометрия, науки об обществе, из разделов философии - космология, политика, этика, эстетика, психология ит. п., - так или иначе связано с миром становления и подлежит мнению. Следовательно, то, что Платон именует знанием, к практической жизни не имеет никакого отношения, это узкая область чисто теоретического знания и еще уже - философской теории. Люди, обладающие знанием, а не мнением – это философы. Но естественно, что подавляющее большинство людей не таковы. Даже наоборот, философы в современном государстве порицаются и не понимаются толпой, которой доступны только мнения, опирающиеся на чувственные впечатления. Как же достичь знания, умозрить “идеи”, стать философом? В “Пире” дана картина постепенного познания “идеи” прекрасного. Надо “начать с устремления к прекрасным телам в молодости”. Это устремление родит в нем прекрасные мысли. Потом придет понимание, что “красота одного тела родственная красоте любого другого” (Пир, 76), и человек станет любить все красивые тела. Путь любви – это путь обобщения, который восходит к все более абстрактному. Дальше юноша постигнет красоту нравов и обычаев, красоту души. После этого родится любовь к наукам. Каждая новая ступень открывает понимание незначительности предыдущей, и, наконец, перед человеком откроется самое прекрасное – сама “идея”. В “Пире” противопоставлены чувственность и знание. “Правильное мнение”
толкуется здесь как постижение, занимающее середину между знанием и
чувственностью. На значение понятия “середины” в философии Платона указывал
еще профессор А. Ф. Лосев. В широком смысле, платоновская “середина”–
диалектическое опосредствование, категория перехода, связи. Мифологическим
воплощением середины представлен в “Пире” демон любви и творческого
порождения – Эрос. Единство знания и чувственности толкуется здесь не как Путь человека к знанию показан и в “Государстве” с помощью все того же
символа пещеры. Если снять с человека оковы и заставить его пройтись и
оглянуться, то он не сразу сможет смотреть на свет. Чтобы созерцать высшее,
заключает Платон, понадобится привычка к восхождению, упражнение в
созерцании. Сначала раскованный узник сможет смотреть только на тени, затем
на отражающиеся в воде фигуры людей и других предметов и только в последнюю
очередь на самые предметы. Но и это еще не сам источник света – Солнце. Человек, обладающий знанием, никогда больше не станет завидовать людям,
созерцающим только тени. Он не будет мечтать о почестях, которые узники
воздают друг другу в пещере. Его не прельстят награды, которые даются тому, Все это воззрение на знание теснейшим образом связано с учением о Наконец, в “Государстве” уже без всяких аллегорий и иносказаний описан
путь познания человека, в результате которого он может стать философом. Важнейшей наукой, которая может помочь на пути познания чистого бытия,
является арифметика. Она “ведет человека к размышлению, то есть к тому, что
мы с тобой ищем, но только никто не пользуется ею действительно как наукой,
увлекающей нас к бытию” (Гос-во, 321). А с помощью рассуждения и
размышления человек “пытается разобраться, об одном ли предмете или о двух
разных предметах сообщает ей в том или ином случае ощущение” (Гос-во, 323). 3.2. А к а д е м и я П л а т о н а Основание Платоном в 388 г. до н. э. Академии в Афинах стало
значительным событием не только для научной, но и для политической жизни
греческих государств. Целью школы было воспитание государственных деятелей
в духе политико-философского учения Платона. Распространенным является
мнение, что основание ее было связано с невозможностью для Платона
выступить на политическом поприще и, отсюда - его обращением к "чистой
науке", представляется не совсем верным. Не желая принимать участие в
политической игре, правила которой казались ему недостойными, он, однако,
не отказался от политической деятельности вообще, но избрал для себя иной
путь и методы воздействия на погрязшее в смуте общество, смысл которых
изложен в его сочинениях. Орудием же изменения окружающего мира должны были
стать его ученики - философы и ученые, люди, владеющие искусством политики. В самом деле, влияние Академии и ее членов на политические события в Следует объяснить, почему политическое влияние Академии проявлялось
столь разнообразно, а в сфере практической действиями вышедших из школы ЗАКЛЮЧЕНИЕ Платон – основатель одного из основных течений в философии – объективного идеализма. Его объективный идеализм это учение о самостоятельном существовании “идей” как общих и родовых понятий, а душа платоновского идеализма – учение о Благе. Это он ввел в культурный обиход человечества не только понятие идеи, но и понятие идеала. Платон идеализировал познавательную деятельность человека. Познание, по Платону, менее всего должно быть адекватно познаваемому миру, главное в познании – это усмотрение перспективы движения к совершенству. Платон проповедовал всеобщую гармонию, он же впервые заговорил об идеальной, духовной любви, не связанной с чувственными вожделениями. Философия Платона не раз возрождалась на протяжении истории под именем платонизма. Этим именем называется всякое учение, которое в основание бытия кладет идеальные сущности, в основу познания -- интеллектуальное усилие, отправляющееся от интуиции, рассматривающее опыт как результат, а не источник, а в этике проповедующее превосходство вечных ценностей над злобой дня. В политике платонизм выражается в превосходстве общегосударственных интересов перед частными; закон подчинения гражданина государству понимается как справедливость и становится залогом спасения и будущего блаженства каждой человеческой души. Влияние Платона было явным в первые века нашей эры, когда формировалось христианское мировоззрение. Что-то из его учения вобрал в себя Гегель и его идеалистическая диалектика. Ученик Платона – Аристотель – ввел другую методологическую программу –
опору на наблюдение и опыт, а не на отвлеченные, умозрительные рассуждения. В нашей стране важно влияние Платона именно как мастера диалогического искусства. Изучение теории и практики античного диалога, оказавшего огромное влияние на мировое диалоговое и риторическое искусство, может помочь делу возрождения в нашу пору культуры античного диалектического мышления, выработке необходимых навыков творческого, в противоположность догматическому, мышления. Опыт древних греков сегодня актуален и необходим, ибо мы по существу стоим перед теми же проблемами, в которых по-своему пытались разобраться граждане древнегреческих полисов. Список Литературы 1. Асмус В. Платон. М., Мысль, 1969. 2. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. 2-е изд., исправл. – М., ЧеРо, 1998. 3. Блохина И.Р. Академия Платона как школа государственных деятелей Жебелевские чтения-3. Тезисы докладов научной конференции 29–31 октября 2001 года. СПб., 2001. 4. Спиркин А.Г. Философия. Издание Второе. М., 2002. 5. Лосев А.Ф., Тахо-Годин А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. 6. Философия: Учебник. Отв. редакторы: Губин В.Д. и др. М., 2001. 7. Бoгoмoлoв A.C. Aнтичнaя филocoфия. Издaтeльcтвo Mocкoвcкoгo yнивepcитeтa, 1985. ----------------------- |
|