| |||
Реферат: Характеристика источников Конституционного праваРЕФЕРАТ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН НА ТЕМУ: ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 2002 год Объективные причины (источники) возникновения и существования
конституционного права коренятся в материальных условиях жизни общества. Под источниками права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Основными видами источников конституционного права являются нормативно-
правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи, а также
международные и внутригосударственные договоры. Нормативно-правовые акты
конституционного права обычно подразделяются на законы, нормативные акты
исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иногда другими
высшими органами власти – монархами в абсолютных монархиях, узкими
постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых
социалистических странах (например, Постоянным Комитетом Всекитайского По степени важности и характеру регулируемых отношений законы подразделяются на конституционные, органические и обычные. Конституционные законы обладают высшей юридической силой. Среди них следует прежде всего выделить такие, которые именуются конституциями и огпровозглашают основные права и свободы человека и граждагина, регулируют основы общественного строя, форму государства, устанавливают принципы организации и деятельности государственных органов. В отдельных странах они регулируют не все отмеченные общественные отношения. Иногда их называют основными законами, однако в некоторых странах понятие основного закона не совпадает или не вполне совпадает с понятием конституции. Конституционные законы как источники права имеют различное значение в
разных странах. В Чехословакии, например, было принято, что конституционные
законы дополняют Конституцию, которая и сама являлась одним из
конституционных законов. Часто конституционные законы содержат не нормы, а
однократные распоряжения (например, об однократном изменении – продлении
или сокращении – срока полномочий представительных органов, если в
конституции такая возможность прямо не предусмотрена). В Италии
конституционные законы издаются по отдельным указанным в Конституции
наиболее важным вопросам и имеют более высокую юридическую силу, чем
обычные законы, но меньшую, чем Конституция; это аналог рассматриваемых
ниже органических законов. В Югославии принято издавать конституционные
законы одновременно с принятием новой конституции или группы поправок к
ней; в конституционных законах содержатся переходные положения (в период
действия Конституции Социалистической Федеративной Республики Югославии Органические законы в ряде стран (обычно романской системы права)
определяют статус органов государства и процедуры народного голосования на
основе бланкетных статей конституций. Например, Конституция Франции
предусматривает урегулирование органическими законами статуса таких
государственных органов, как Конституционный совет, Высокий суд правосудия, Обычные законы в тех странах, где имеются также конституционные, органические и им подобные законы с повышенной юридической силой, регулируют менее важные общественные отношения, образующие предмет конституционного права. Конституции, конституционные, органические и им подобные законы всегда в полном объеме являются источниками конституционного права, обычные же законы – либо в полном объеме, либо частично в зависимости от места, которое в них занимают конституционно-правовые нормы. Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых странах
нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парламентов (декреты-
законы Государственного совета на Кубе, значительная часть указов К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.) и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и т.п.). Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и правительств имеют наиболее широкую сферу действия. К нормативно-правовым актам органов конституционного контроля Регламенты палат парламентов как источники конституционного права содержат нормы, определяющие порядок деятельности палат и их внутренних структур. Иногда такое же значение имеют парламентские прецеденты – поведение в конкретных ситуациях, которое считается обязательным в случае повторения таких ситуаций. Конституционно-правовые нормы могут содержаться и в регламентах иных органов власти (правительств, конституционных судов и др.) Решения органов местного самоуправления (например, местные уставы, статуты) являются источниками конституционного права, когда регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной власти. В некоторых странах источником конституционного права выступает
судебный прецедент, то есть решение суда по конкретному делу, которое
признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел. Признание судебного прецедента источником конституционного права
означает, что судебные органы осуществляют не только юрисдикционную функцию Практически в каждой стране существуют конституционно-правовые обычаи, однако лишь в отдельных странах они считаются официальными источниками конституционного права. Это правила поведения, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционированные государством. Впрочем, судом они в любом случае не защищаются. Широкое распространение обычай получил в конституционном праве Международные договоры служат источниками конституционного права в
случаях, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их
непосредственное применение. В современных конституциях многих государств
содержатся положения о примате международного права перед
внутригосударственным. Это порождено процессом дальнейшей
интернационализации экономики и других сторон общественной жизни. В Внутригосударственные договоры служат источниками конституционного права, если регулируют конституционные проблемы в случае, когда заключившие их субъекты на это управомочены. В качестве примера можно указать на договоры, заключаемые территориальными общностями между собой или с центральной властью. Например, согласно Конституции Испании статуты автономных сообществ могут предусмотреть случаи, условия и цели, в которых автономные сообщества могут заключать между собой соглашениядля управления и взаимного оказания услуг, а также характер и последствия уведомления об этом Генеральных кортесов (парламента страны). В прочих случаях автономных сообществ о сотрудничестве нуждаются в утверждении Генеральных кортесов. В западной правовой литературе нередко высказываются утверждения, что
источниками конституционного права являются также доктрины известных ученых-
юристов (У. Блэкстона, А. Дайси и др.). Так, известный французский правовед Специфическим источником права, в том числе конституционного, в
отдельных странах выступают своды религиозных правил, причем юридическая
сила их порой превосходит даже силу конституционных норм. Например, в Использованная литература: 1. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран, БЕК, 2000
----------------------- [1] До 1994 года, когда на месте нынешнего Европейского союза существовал его предшественник – Европейское Сообщество, нормативные акты органов Сообщества составляли так называемое коммунитарное право (от фр.
|
|