| |||
Реферат: Правовая основа СНГ
Международно-правовой факультет КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА Студент II курса Шикунов Евгений Сергеевич КУРСОВАЯ РАБОТА Правовая основа СНГ Работа представлена: Научный руководитель: Работа оценена:____________________ МОСКВА 2004
1. Анализ основных документов, формирующих правовую базу СНГ 5 2. Политическое сотрудничество 10 3. Сотрудничество в области обеспечения коллективной безопасности 13 4. Таможенный союз государств СНГ 17 5. Социально-гуманитарное сотрудничество 20 6. Правовые основы инвестиционной деятельности в СНГ 31 7. Правовые основы и формы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств 35 Введение
Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран. Результатом активизации политических процессов стало создание двух
межгосударственных образований - Европейского Союза и Содружества Соглашение о создании Содружества Независимых Государств подписано 8
декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации
и Украины. Участники Соглашения констатировали, что Союз ССР как субъект
международного права и геополитическая реальность прекращает свое
существование. Договаривающиеся Стороны образовали Содружество Независимых Итак, начнем рассмотрение данной темы прежде всего с истории принятия ряда
документов, легших в основы нормативно-правовой базы Содружества Алма-Атинская Декларация подписана 21 декабря 1991 года руководителями
одиннадцати государств. В документе отмечена приверженность целям и
принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,
заявлено, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на
принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на
паритетной основе. Подтверждена приверженность сотрудничеству в создании и
развитии общего экономического пространства, общеевропейского и
евразийского рынков. Государства - участники Содружества гарантировали, в
соответствии со своими конституционными процедурами, выполнение
международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Устав Содружества Независимых Государств принят Советом глав государств Правила процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Символика Содружества Независимых Государств. Главы государств 19 января Выше приведенные документы являются основополагающими, декларирующими основные принципы Содружества. Более детально деятельность Содружества регламентируется огромным количеством подписанных соглашений, они также описывают и процедуры претворения договоренностей в жизнь. Анализируя источники написания работы, следует отметить, что некоторые из них были написаны в 90-х годах, однако они содержат наиболее полную (к тому времени) информацию о Содружестве. Некоторые источники содержат большое количество авторских оценок, что лишает их объективности, и работа приобретает оттенок субъективного отношения к СНГ. Значительное количество информации на заданную тему было найдено в Интернете на многочисленных сайтах, посвященных Содружеству, в виде статей, интервью и докладов. Основная часть Анализ основных документов, формирующих правовую базу СНГ
Достаточно сказать, что с декабря 1991 года по сентябрь 2001 года в рамках Говоря о правовой базе Содружества, нужно отметить достаточно грамотное и, главное, оперативное решение множества насущных проблем, касающихся миллионов граждан на просторах СНГ. Важно и то, что многие договоренности в рамках СНГ, особенно в начальный период, "снивелировали" для людей болезненный процесс расчленения большой страны на части, позволили людям вести достаточно нормальную, без излишних ограничений жизнь. Основными документами, формирующими основу правовой базы СНГ, являются Соглашение о создании СНГ было подписано тремя государствами: Республикой Азербайджанская Республика (с последующим подтверждением) Согласно Решению Глав государств-участников СНГ о вступлении Стороны констатируют, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование. Практически все Соглашение целиком и первый раздел и преамбула Устава СНГ
называют принципы и цели в соответствии с которыми будет строиться > Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. > Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами. > Содружество намеревается действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Наций, хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. > Содружество будет стремиться обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов. > Содружество будет развивать сотрудничество между собой в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия. > Содружество желает создать условия для сохранения и развития культур всех народов государств-членов. > Содружество стремится совершенствовать механизмы сотрудничества в Содружестве и повышать их эффективность. > Содружество отказывается от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права. Целями Содружества являются: > Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; > Всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция; > Обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ; > Сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения; > Содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; > Взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; > Мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества. Официальным место пребывания координирующих органов содружества является город Минск. Статья 4 Устава СНГ устанавливает вопросы, отнесенные к сферам совместной деятельности государств-членов: - обеспечение прав и основных свобод человека; - координация внешнеполитической деятельности; - сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики; - сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; - охрана здоровья и окружающей среды; - вопросы социальной и миграционной политики; - борьба с организованной преступностью; - сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Настоящий перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств- членов. Раздел II Устава устанавливает правила членства в Содружестве. Государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении государство- член извещает письменно депозитария Устава за 12 месяцев до выхода, однако, обязательства, возникшие в период участия в Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения, что вполне соответствует общепринятым нормам международного права. Статья 10 Устава определяет ответственность государств-членов за
невыполнение своих обязательств перед содружеством. В ней говориться, что
нарушения государством-членом настоящего Устава, систематическое
невыполнение государством его обязательств по соглашениям, заключенным в
рамках Содружества, либо решений органов Содружества рассматриваются Третий раздел устава посвящен коллективной безопасности и военно- политическому сотрудничеству. Государства-члены проводят согласованную политику в области международной безопасности. В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международной безопасности государства- члены проводят взаимные консультации с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы. На основе взаимного согласия государства-члены координируют деятельность пограничных войск. Высшим органом Содружества по вопросам обороны и охраны внешних границ государств- членов является Совет глав государств. Координацию военно-экономической деятельности Содружества осуществляет Совет глав правительств. В вопросе предотвращения конфликтов и разрешения споров, которому посвящен В V разделе говорится о сотрудничестве в экономической, социальной и правовой отраслях. Этот раздел содержит всего 2 статьи и не указывает конкретных способов сотрудничества, а лишь очерчивает его сферы. Государства-члены сотрудничают в экономической и социальной областях по следующим направлениям: - формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; - координация социальной политики, разработка совместных социальных программ и мер по снижению социальной напряженности в связи с проведением экономических реформ; - развитие систем транспорта и связи, а также энергетических систем; - координация кредитно-финансовой политики; - содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов; - поощрение и взаимная защита инвестиций; - содействие стандартизации и сертификации промышленной продукции и товаров; - правовая охрана интеллектуальной собственности; - содействие развитию общего информационного пространства; - осуществление совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций; - осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта. Государства-члены сотрудничают в области права посредством заключения многосторонних и двусторонних договоров об оказании правовой помощи и способствуют сближению национального законодательства. Однако, в данном разделе не оговаривается какие нормы применяются при противоречии национального законодательства законодательству Содружества. VI раздел перечисляет и регламентирует полномочия органов Содружества. Существуют также органы, координирующие отдельные, особо важные сферы деятельности государств-членов. Это Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Совет командующих пограничными войсками. Особым органом содружества является Координационно-консультативный комитет. В VI разделе указаны также Экономический суд и Комиссия по правам человека. На основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной и других областях могут учреждаться органы отраслевого сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации. Следует отметить, что Устав не устанавливает связей между органами, а лишь декларирует их полномочия, что характерно для документов такого типа. Более детально компетенция и взаимосвязи органов Содружества перечислены в соответствующих положениях. Оставшиеся VII и VII разделы регулируют межпарламентское сотрудничество и
финансирование органов Содружества. Межпарламентская ассамблея проводит
межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Раздел XI содержит заключительные положения. В 44 статье говорится о том,
что настоящий Устав будет зарегистрирован в соответствии с положениями Оговорки Республики Беларусь: «1. По статьям 11-15 раздела III "Коллективная безопасность и военно-
политическое сотрудничество" Республика Беларусь заявляет, что размещение и
применение Вооруженных Сил Республики Беларусь на территории других
государств - членов Содружества, равно как
размещение и применение вооруженных сил других государств – членов 2. В статье 16 раздела IV "Предотвращение конфликтов и разрешение споров"
выражение "все возможные меры" Республика Беларусь понимает как все
возможные меры невоенного характера. Она исходит из того, что споры, о
которых идет речь в статьях 17 и 18 Устава Содружества Независимых 3. Республика Беларусь считает, что положения статей 28 и 29 о Республика Молдова также воспользовалась правом, предоставляемым 44 статьей, однако, вызывает вопрос, имела ли она на это права, ведь в соответствии с 7 статьей Устава СНГ Республика Молдова не является государством-учредителем СНГ. Оговорка Республики Молдова: «В соответствии со статьей 43 Устава Содружества Независимых Государств Устав составлен в одном экземпляре на государственных языках государств-
учредителей Содружества. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Политическое сотрудничество
Здесь нет возможности остановиться не только на всех, но и на многих ключевых решениях политического сотрудничества, которые были приняты за истекшие 13 лет. В начале необходимо отметить, что после распада СССР и создания СНГ именно оно стало тем организационно-правовым механизмом, в рамках которого решались все вопросы межгосударственного размежевания. Это тем более важно напомнить, так как события могли бы идти по «югославскому» руслу. Только благодаря Содружеству возникавшие при распаде СССР трения и коалиции не переросли в большую ссору. Доминирующим способом разрешения возникающих противоречий в интересах всех стран СНГ стал поиск компромиссов[1]. Анализируя пятилетний срок развития Содружества, можно выделить основное: несмотря на объективные и субъективные трудности, в бывших советских республиках шел процесс создания государственности и рыночных отношений. В течение этого небольшого исторического срока страны СНГ твердо осознали, что им никто извне не поможет. Рассчитывать необходимо в первую очередь на собственные силы. И второе: всем лидерам Содружества стало ясно, что в современных условиях без сотрудничества и интеграции существенных успехов не добиться. В России, как и в других странах СНГ, интеграции придают все более серьезное значение. Использование преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования в производстве служит общим стратегическим целям стран—участниц СНГ, позволяет преодолеть кризисные явления, мешающие движению вперед. Относительно международного признания Содружества можно сказать, что оно
состоялось. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что страны К весьма важным политическим итогам пятилетнего развития СНГ следует
отнести создание организационной структуры Содружества: Совета глав
государств и Совета глав правительств, Межпарламентской ассамблеи СНГ. С Развитие сотрудничества невозможно без создания соответствующей правовой
основы. Последние несколько лет можно охарактеризовать как этап, когда менялась
архитектура СНГ. В рамках СНГ сформировался Таможенный союз между Россией, В марте 1996 г. государства — члены Таможенного союза подписали договор об
углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В апреле Таким образом, архитектура Содружества изменилась: в ней образовалось своего рода центральное ядро — основа для дальнейшего развития стран СНГ. С точки зрения политической для стран СНГ весьма важным является Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств, который был подписан 10 февраля 1995 г. Алма-Ате главами всех 12 государств[2]. Государства СНГ заявили о том, что они будут воздерживаться от военного, политического, экономического и иных форм давления друг на друга. Страны Содружества намерены пресекать в соответствии со своим национальным законодательством создание и деятельность на своих территориях организаций, групп или отдельных лиц, направленную против независимости, территориальной целостности и неприкосновенности границ либо на обострение межнациональных отношений, а также на посягательства извне на государственное устройство государств, подписавших Меморандум. Государства СНГ подтвердили нерушимость существующих границ друг друга и выступили против любых действий, подрывающих их незыблемость, и намерены решать все споры, возникающие по вопросам границ и территорий, только мирными средствами. В случае возникновения ситуации, затрагивающей интересы безопасности какого- либо государства, подписавшего Меморандум, оно может обратиться к другим государствам—участникам СНГ с просьбой безотлагательно провести консультации. Государства должны воздерживаться от любого прямого или косвенного вмешательства во внутренние дела другого государства-участника а также воздерживаться от участия в союзах или блоках, направленных против любой из стран СНГ. Государства Содружества на своих территориях в соответствии с национальным
законодательством и международными нормами будут предпринимать меры для
пресечения любых проявлений сепаратизма национализма, шовинизма и фашизма. Государства обязуются не поддерживать на территории других государств Следует отметить, что государства Содружества приняли немало документов в политической области. Многие из них будут рассмотрены в соответствующем разделе, в котором речь пойдет о сотрудничестве в сфере обеспечения коллективной безопасности. Сотрудничество в области обеспечения коллективной безопасности
На всем постсоветском пространстве армию создали не многие государства. Прошедшие года показали, что строительство своих вооруженных сил государства СНГ проводят как бы в несколько этапов. На первом, сразу после распада Советской Армии, в этих государствах занимались не столько организацией боеспособных воинских подразделений, сколько формированием командных структур. На втором этапе под эти командные структуры постепенно начали создаваться воинские подразделения. Везде это происходило по- разному, но схема была для всех общей. Однако каждому государству СНГ, судя по всему, было все же неуютно
чувствовать себя совершенно незащищенным. Поэтому многие пошли навстречу В сравнительно короткое время был подписан ряд документов, в том числе Следует отметить, что в коллективных мероприятиях оборонного характера участвуют не все государства. В стороне от них стоят такие государства, как Украина, проводящая свою особую политику, Туркмения, заявившая о своей политике нейтралитета, Молдова и некоторые другие страны. И тем не менее ряд государств Содружества довольно активно сотрудничают в сфере обеспечения коллективной безопасности. В подтверждении этого остановимся на некоторых документах. 10 февраля 1995 г. главы государств—участников Договора о коллективной
безопасности от 15 мая 1992 г. — Азербайджана, Армении Белоруссии, Грузии, Договор о коллективной безопасности, считают его участники, закладывает основу создания новой структуры безопасности, призванной содействовать дальнейшему развитию позитивных процессов как во взаимоотношениях между государствами-участниками, так и в более широком плане на международной арене и эффективно решать новые задачи в области безопасности и сотрудничества. Проявляя обеспокоенность сохраняющейся нестабильностью в мире и опасностью
распространения оружия массового уничтожения и средства его доставки,
неурегулированностью конфликтов, в том числе вооруженных, вблизи их границ
и на их территориях, государства-участники подчеркнули свою приверженность
сохранению мира и обеспечению коллективной безопасности в соответствии с Государства-участники выразили свою убежденность в том, что координация их оборонных усилий будет отвечать целям снижения вооруженных расходов с учетом существующей инфраструктуры, однотипности вооружений и военной техники в вооруженных силах, традиционных связей оборонных предприятий, научно-исследовательской и военно-учебной базы. Объединяя свои усилия в сфере коллективной безопасности, государства- участники видят созданную ими систему коллективной безопасности составной частью общеевропейской системы безопасности, а также частью возможной системы безопасности в Азии. Государства—участники готовы к развитию конструктивных отношений сотрудничества в сфере безопасности с другими государствами, что могло бы включать региональные меры укрепления стабильности. 10 февраля 1995 г. Совет коллективной безопасности утвердил Концепцию коллективной безопасности государств—участников Договора о коллективной безопасности[5].Концепция представляет собой совокупность взглядов государств на предотвращение и устранение угрозы миру, совместную защиту от агрессии, обеспечение их суверенитета и территориальной целостности, концепция основана на принципах ООН, ОБСЕ, Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., а также положениях других документов, принятых в его развитие. Концепция включает в себя основы военной политики, основы обеспечения коллективной безопасности, основные направления и этапы создания системы коллективной безопасности. Целью государств в обеспечении коллективной безопасности являлся предотвращение войн и вооруженных конфликтов, а в случае их развязывания — гарантированная защита интересов, суверенитета и территориальной целостности государств. Основой коллективной безопасности является ее система, т.е. совокупность межгосударственных и государственных органов управления, сил и средств, обеспечивающих на общей правовой основе (с учетом национального законодательства) защиту их интересов, суверенитета и территориальной целостности. Межгосударственными органами системы коллективной безопасности являются: Совет коллективной безопасности, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны. В качестве основных направлений создания системы коллективной безопасности названы такие, как: сближение основных положений законодательных актов государств в области обороны и безопасности; доведение регулярных консультаций по проблемам военного строительства и подготовка вооруженных сил государств; выработка общих подходов по военным вопросам. Формирование системы коллективной безопасности осуществляется поэтапно, с учетом развития военно-политической обстановки мире. На первом этапе предусматривается: в основном завершить создание вооруженных сил государств-участников; разработать программу военно- технического сотрудничества и приступить к ее реализации; разработать и принять правовые акты, регламентирующие функционирование системы коллективной безопасности. На втором этапе — создать коалиционные (объединенные) группировки войск На третьем этапе — завершить создание системы коллективной безопасности государств-участников. Решение Совета коллективной безопасности о Концепции коллектив ной безопасности не подписано Азербайджаном, а Белоруссией подписано с примечанием. 10 февраля 1995 г. Совет коллективной безопасности утвердил Основные
направления углубления военного сотрудничества государств-участников 10 февраля 1995 г. страны СНГ подписали Соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны (далее — ОС ПВО). В целях согласования усилий по созданию и совершенствованию объединенной системы ПВО и координации действий войск и сил ОС ПВО образован Координационный комитет по вопросам ПВО при Совете министров обороны стран СНГ. Его председателем является Главнокомандующий войсками ПВО России. В состав этого комитета в качестве его членов входят командующие войсками ПВО государств-участников. Соглашение открыто для присоединения к нему других государств согласия всех
государств—участников. Соглашение не подписано Азербайджаном и Молдовой, а Образование ОС ПВО СНГ заложило основу обеспечения коллектив ной обороны воздушного пространства стран Содружества. 19 января 1996 г. Совет глав государств принял Концепцию охраны воздушного пространства государств- участников СНГ. Она включает в себя основные принципы противовоздушной обороны стран СНГ, военно-технические принципы совершенствования их ПВО, основные направления подготовки войск и сил ПВО, а также пути реализации ее положений. Решение о концепции охраны воздушного пространства государств-участников Учитывая военно-техническую и экономическую целесообразность совместного
использования странами Содружества сложившегося научно-технического
потенциала и организационных военных структур, страны СНГ в 1995 г.
заключили Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений в
вооруженный силах государств-участников Соглашения о проведении
согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Итак, можно сделать вывод, что сотрудничество большинства государств Таможенный союз государств СНГ
В документе сказано, что стороны формируют Таможенный союз, цели и принципы
формирования, механизм и этапы создания, порядок функционирования которого,
а также распределение таможенных пошлин, налогов и сборов, условия введения
временных ограничений и таможенного контроля определяются Соглашением о Целями Таможенного союза являются: . обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами; . гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции; . укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства; . создание условий для формирования общего экономического пространства; . создание условий для активного выхода государств—членов Таможенного союза на мировой рынок. Таможенный союз как экономическое объединение государств основывается на следующих принципах. А. Наличие единой таможенной территории государств—участников Таможенного союза. Формирование такой территории осуществляется путем: . отмены в торговле между сторонами товарами, происходящими с их территории, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений; . установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли; . формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством России и Правительством Беларуси о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г. Б. Наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве. Соглашением предусмотрены следующие этапы создания Таможенного союза: Практическое применение механизма функционирования Соглашения о создании
зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. Унификация в течение четырех
месяцев с даты подписания данного Соглашения внешнеторгового, таможенного,
валютно-финансового, налогового и другого законодательства, затрагивающего
внешнеэкономическую деятельность. Формирование механизма взаимоотношений После выполнения всех мероприятий, предусмотренных первым этапом, объединение таможенных территорий государств-сторон в единую
таможенную территорию, решение вопроса о международной правосубъектности Члены Таможенного союза применяют основы таможенных законодательств
государств—участников СНГ от 10 декабря 1994 г.[8]; Единую методологию
таможенной статистики внешней торговли стран СНГ от 10 декабря 1994 г.; 31 декабря 1996 г. принято Решение Межгосударственного Совета «четырех» «О
мерах по реализации соглашений о Таможенном союзе[9]. Им одобрено решение
глав правительств Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики С начала практической работы по формированию Таможенного союза прошло не
так много времени, однако уже есть положительные результаты. В частности,
преодолена тенденция к падению взаимного товарооборота стран — участниц Среди нерешенных проблем на пути формирования Таможенного союза есть весьма серьезные и деликатные, которые в первую очередь затрагивают дисциплину выполнения обязательств по заключенным соглашениям в рамках Таможенного союза. К сожалению, его участники изменяют ставки таможенного тарифа. Не полностью устранены существенные различия в нормативной базе, регулирующей внешнеэкономическую деятельность, а также расхождения в торговых режимах с третьими странами[10]. Одна из ближайших задач — разработать действенную программу последующих
этапов формирования Таможенного союза с учетом тех недоработок и ошибок,
которые уже известны. И одна из конкретных задач — попытаться принять
единый тариф, определить методы его применения и найти решение по порядку
разработки единой торговой политики. Важно также выработать механизм
согласования и проведения единой линии в отношении третьих стран, а также
международных организаций, в том числе и на переговорах о присоединении к Таможенный союз — организация, открытая для любого государства СНГ. О своем намерении участвовать в Таможенном союзе заявили Таджикистан и Узбекистан, заинтересованность в нем проявили Молдова и Азербайджан[11]. Социально-гуманитарное сотрудничество
26 мая 1995 г. на заседании Совета глав государств СНГ принята Конвенция о
правах и основных свободах человека[12]. Она состоит из преамбулы и 39
статей. В статье 1 говорится, что стороны обеспечивают каждому человеку,
находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, изложенные в данной Каждый человек в соответствии с национальным законодательством имеет право и возможность в государстве, гражданином которого он является: а) принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей; б) голосовать и быть избранным на выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе (ст.29). Статья 13 Конвенции закрепляет право мужчин и женщин, достигших брачного возраста, вступать в брак и основывать семью согласно национальному законодательству. В статье 14 сказано, что каждый человек имеет право на труд и на защиту от безработицы, а также на равное вознаграждение за равнозначную работу, включая получение льгот, на одинаковые условия в отношении труда равной ценности и на равный подход к оценке качества работы. В целях обеспечения прав работающих женщин стороны обязуются: а) предоставлять оплачиваемый отпуск, достаточное пособие по социальному обеспечению или пособия из общественных фондов для женщин, которые берут отпуск до и после родов сроком, предусмотренным национальным законодательством; б) считать незаконным, если предприниматель уведомляет какую- либо женщину об увольнении во время ее отсутствия в связи с отпуском по беременности или когда срок уведомления истекает во время ее отсутствия; в) обеспечить, чтобы матери, кормящие своих грудных детей, имели достаточно свободного время для этой цели; г) регулировать прием женщин на работу в ночную смену в промышленности; д) регулировать использование труда женщин на подземных горно-рудных работах и соответственно на других видах работы, которые не подходят для них по причине опасности, вредности для здоровья или тяжести (ст. 14.) В Конвенции закреплены права на охрану здоровья, социальное обеспечение,
равную защиту законом, свободное передвижение и выбор местожительства. В соответствии с Конвенцией каждое физическое или юридическое лицо имеет право на собственность. Никому не может быть отказано в праве на образование; начальное, основное общее образование является обязательным и бесплатным (ст. 26, 27). Наблюдение за выполнением данной конвенции осуществляется Комиссией по
правам человека СНГ, положение о которой является неотъемлемой частью Конвенция, включая Положение о Комиссии по правам человека, вступает в силу со дня сдачи депозитарию третьего уведомления, подтверждающего выполнение сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для ее вступления в силу. Пять государств СНГ из 12 данную Конвенцию не подписали: Азербайджан, 21 октября 1994 г. главы государств СНГ подписали Конвенцию об обеспечении
прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам[13]. В статье 1 Принадлежность к национальному меньшинству является вопросом индивидуального выбора заинтересованного лица. Участники Конвенции гарантируют, что такой выбор не повлечет за собой каких бы то ни было неблагоприятных последствий для такого лица. Каждая из сторон, подписавших этот документ, гарантирует лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными стандартами в области прав человека и законодательством данного государства. Каждая из сторон обязана принимать меры для недопущения на своей территории какой-либо дискриминации граждан по признаку их принадлежности к национальному меньшинству. Участники Конвенции признают за лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, право индивидуально или совместно с членами своей группы беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность. Государства — участники Конвенции обязуются учитывать в своей политике законные интересы национальных меньшинств и принимать необходимые меры с целью создания благоприятных условий для сохранения и развития их этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности. Каждая из сторон обязуется обеспечивать указанным лицам право на участие в общественной и государственной жизни, особенно в решении вопросов, касающихся защиты их интересов на региональном уровне. Они имеют право создавать в соответствии с национальным законодательством различные организации (ассоциации, землячества и т.п.) просветительского, культурного и религиозного характера в целях сохранения и развития этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности. Каждое из государств—участников Конвенции признает за лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, право: беспрепятственно поддерживать контакты между собой на территории государства проживания, а также на сохранение и поддержание связей с гражданами и организациями государств, с которыми их связывают общее этническое происхождение, культура, язык или религиозные убеждения; употреблять свои имена и фамилии, в том числе в официальных документах, так, как это принято на их родном языке, а также беспрепятственно пользоваться родным языком как в письменной, так и в устной форме, иметь доступ к информации на этом языке, распространять и обмениваться ими, включая право создавать средства массовой информации на родном языке; индивидуально или совместно с членами своей группы исповедовать свою религию и совершать религиозные обряды в соответствии со своим вероисповеданием, содержать культовые здания, приобретать и использовать предметы, необходимые для отправления культа, а также вести просветительскую религиозную деятельность на родном языке. Данную Конвенцию не подписали Туркменистан и Узбекистан. Азербайджан подписал ее с учетом особого мнения, а Украина — с учетом своего законодательства. Надежды и чаяния большинства наших соотечественников на получение защиты и
покровительства со стороны государства, которое они считают своей родиной,
гарантии сохранения своей самобытности связываются в первую очередь с
получением российского гражданства. В этом направлении уже немало сделано. Но это только начало, поскольку не прекращается поток заявлений о приеме в
российское гражданство. При этом выяснилось, что пока явно недостает
консульских учреждений России в странах СНГ и Балтии, не хватает
квалифицированных кадров, страдает бюджетное финансирование этой важной
службы. До сих пор не открыто ни одного консульского учреждения в Абхазии, Многие неурядицы у тех, кто хочет получить российское гражданство из числа
жителей стран СНГ и Балтии, связаны с тем, что в большинстве этих
государств не признается право двойного гражданства. Выход видится в
наращивании усилий для заключения со странами ближнего зарубежья
межгосударственных соглашений, регулирующих вопросы правового положения
граждан. К январю 1997 г. такие соглашения Россия заключила с Грузией, 19 января 1996 г. принята Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств — участников СНГ[14]. Она предусматривает, что каждое государство—участник Конвенции предоставит своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на территорию любой из Договаривающихся сторон, упрощенный (регистрационный) порядок выхода из гражданства, а также предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам любой из Договаривающихся сторон право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следующих условий: а) если заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из договаривающихся сторон и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их территориях на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступления в силу данной Конвенции; б) при наличии у заявителя близкого родственника — супруга (суп руги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внучки или внука — постоянно проживающего на территории Договаривающейся стороны приобретаемого гражданства и являющегося ее гражданином. Такой порядок распространяется на граждан Договаривающихся сторон, постоянно проживающих на территории любой из Договаривающихся сторон, независимо от срока проживания на территории Договаривающейся стороны приобретаемого гражданства (ст.1). Для приобретения гражданства или выхода из него в упрощенном заявление о приобретении гражданства и выходе из него; копию свидетельства о рождении или другой документ, удостоверяющий личность и место рождения гражданина; документ, подтверждающий наличие одного из условий, предусмотренных статьей Полномочные органы государств-участников осуществляют регистрацию приобретения гражданства и выхода из него в упрощенном порядке в срок не более трех месяцев. Конвенция подлежит ратификации подписавшими ее государствами. Она вступает в силу на тридцатый день, считая со дня сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты. Конвенция действует в течение пяти лет со дня вступления ее в силу. По истечении этого срока она автоматически продлевается каждый раз на новый пятилетний срок. Одними из самых острых в странах СНГ являются проблемы беженцев,
перемещенных лиц, другие формы недобровольного перемещения лиц, проблема
возвращенцев. В связи с этим есть смысл обратиться к некоторым результатам Основными результатами конференции стали принятие Программы действий,
разработка совместной стратегии УВКБ ООН и Международной организации по
миграции (MOM) до 2000 г., одобрение перечня приоритетов по каждой из стран Как отметил выступивший на конференции тогдашний Генеральный секретарь ООН Программа действия, принятая на конференции, — это стратегия деятельности мирового сообщества по решению проблем беженцев и мигрантов[17]. В ней указаны причины кризиса, охарактеризованы его последствия для международной безопасности и стабильности. В документе вновь подтверждены международно признанные принципы, касающиеся перемещения населения. Среди них важнейшее место занимают права; на свободу передвижения; на выбор места жительства в своей собственной стране; иметь гражданство; на гражданство в государстве- правопреемнике. В Программе действий подтверждены также широкие права меньшинств и права депортированных народов на возвращение в дома своих предков. Признавая, что проблемы и перспективы государств СНГ будут и впредь
зависеть в первую очередь от них самих, УВКБ, Международная организация по
миграции и ОБСЕ обязались помочь странам СНГ претворить и жизнь указанную В странах СНГ самой многочисленной является российская диаспора. В результате распада СССР и образования новых независимых государств миллионы наших соотечественников оказались отделенными от России государственными границами. Во многих случаях они вынуждены жить и определять свою дальнейшую судьбу в сложной политической, экономической, социальной, культурной и психологической ситуации. Эти люди нуждаются в помощи и поддержке как со стороны государств постоянного проживания, так и со стороны России. Российская Федерация вступила на путь практической поддержки
соотечественников за рубежом. Основные принципы и цели государственной
политики России в отношении ее диаспоры определены в Указе Президента от 11
августа 1994 г. «Об основных направлениях государственной политики Россия исходит из того, что соотечественники должны иметь свободу выбора страны проживания и гражданства, причем страны их постоянного проживания несут ответственность за обеспечение всего комплекса гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав этих лиц. Россия готова помочь правительствам новых независимых государств в решении этих задач, а в случае ущемления прав соотечественников намерена использовать все международно признанные меры для их защиты. Опыт работы по выполнению названного постановления Правительства России
показал, что проблемы соотечественников достаточно полно охарактеризованы в Общие рамки допустимых средств реализации Программы очерчены международно-
правовыми нормами, законами страны проживания соотечественников, Программой предусматриваются: заключение многосторонних и двусторонних правительственных и межведомственных соглашений между странами СНГ и государствами Балтии по проблемам соотечественников за рубежом и обеспечение их реализации; разработка новых и корректировка действующих законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, направленных на более полный учет интересов соотечественников и расширение возможностей оказания им необходимой поддержки; привлечение внимания международных организаций к фактам нарушения прав и ограничения свобод российских соотечественников; финансовая поддержка образовательных, культурных и других программ общественных организаций соотечественников за рубежом; оказание консультативной и научно-методической помощи общественным организациям соотечественников; проведение мониторинга и научных исследований положения соотечественников за рубежом и создание информационного банка данных; координация деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в первую очередь приграничных), российских общественных организаций и деловых кругов по решению проблем соотечественников за рубежом; совершенствование организационно-управленческого механизма реализации мер, предусмотренных Программой. Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от Основными задачами представительства являются: осуществление взаимодействия и сотрудничества с миграционными властями государства пребывания; сбор и анализ информации о миграционной ситуации в государстве пребывания и проводимой им миграционной политике; разработка предложений по расширению сотрудничества с государством пребывания по вопросам вынужденной миграции и предотвращения неконтролируемой миграции; изучение опыта государства пребывания в решении миграционных проблем в
целях его использования в деятельности федеральной миграционной службы 10 февраля 1995 г. на заседании Совета глав государств СНГ было принято аккумулирование финансовых и материальных средств для оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам; распределение средств между государствами—участниками Соглашения, принимающими беженцев и вынужденных переселенцев, в целях организации их переселения и обустройства; содействие государственным органам и общественным организациям государств—участников Соглашения в защите гражданских, экономических и социальных прав беженцев и вынужденных переселенцев; пропаганда идей милосердия, справедливости, привлечение внимания общественности к проблемам беженцев и вынужденных переселенцев. Для решения возложенных на него задач фонд выполняет следующие функции: открывает в установленном порядке текущие и расчетные счета в учреждениях банков государств—участников Соглашения для размещения и накопления средств фонда; направляет финансовые и материальные средства государствам— участникам информирует общественность о своей деятельности, используя средства массовой информации государств—участников СНГ. Решение о создании Межгосударственного фонда, помощи беженцам и вынужденным
переселенцам не подписано Азербайджаном, Грузией, Молдовой, Туркменистаном, Важнейшей сферой сотрудничества стран СНГ является социальная сфера. На
заседании Совета глав правительств Содружества 9 декабря 1994 г. принято установление требований охраны труда к машинам, механизмам, другой продукции производственного назначения, новым веществам, материалам, технологиям и проектируемым объектам; создание более эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты, современных материалов для их изготовления, осуществление обязательной сертификации оборудования и средств защиты; разработка и реализация межгосударственных программ и технических проектов, совместное проведение важнейших научно-исследовательских работ; разработка системы показателей и государственной отчетности в области охраны труда на согласованной методологической основе; организация подготовки и повышения квалификации кадров; совершенствование порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей; участие в расследовании несчастных случаев и причин профессиональных
заболеваний, происшедших с гражданами государств—участников данного обмен информацией, проведение межгосударственных выставок, симпозиумов, научно-практических конференций, семинаров, совещаний по проблемам, представляющим взаимный интерес; содействие регулярным контактам и консультациям между органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля в этой области, а также соответствующими научно-исследовательскими организациями. В месячный срок после подписания данного Соглашения стороны определили полномочный орган, на который возлагается его реализация. Для подготовки предложений по вопросам, предусмотренным данным Соглашением, полномочные органы сторон создали рабочие группы экспертов. Стороны через Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ на безвозмездной основе обмениваются информацией: о состоянии охраны труда; о принятых законодательных и иных нормативных актах по охране труда; о разработках, намечаемых семинарах, конференциях, выставках и других мероприятиях по проблемам охраны труда. Каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства, удостоверения и другие документы об образовании работников, их квалификации и допусках к выполнению работ повышенной опасности, выданные государственными и иными уполномоченными на то органами других сторон, образовании работников. Совет глав правительств стран СНГ 9 декабря 1994 г. принял Соглашение о
порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с
работниками при нахождении их вне государства проживания[22]. В
соответствии с Соглашением расследование каждого несчастного случая
проводится в порядке, устанавливаемом соответствующими нормативными актами
сторон по месту пребывания пострадавшего на момент несчастного случая. Расследование тяжелых, групповых, а также со смертельным исходом несчастных случаев проводится с обязательным участием представителя работодателя. В исключительных случаях работодатель может поручить участие в расследовании доверенному лицу от стороны, на территории которой пребывает пострадавший. Для случаев, расследуемых в соответствии с данным Соглашением, стороны
установили согласованную форму акта о несчастном случае на производстве Предприятие, на котором произошел несчастный случай, обязано организовать оказание пострадавшему первой медицинской помощи, амбулаторное или при необходимости стационарное лечение (госпитализацию). В случае смерти работника данное предприятие информирует об этом дипломатическое или консульское представительство стороны постоянного проживания работника с предоставлением материалов по факту смерти и совместно с местными органами исполнительной власти оказывает содействие представителям работодателя и родственникам пострадавшего в перевозке тела и личного имущества умершего, а также в других необходимых случаях. Связанные с этим затраты несет предприятие стороны, на территории которой произошел несчастный случай. Порядок возмещения вреда, причиненного работнику в связи с несчастным случаем на производстве, оговоренный данным Соглашением, а также порядок удовлетворения регрессного иска в части компенсации затрат на эти цели предприятием, виновным в таком случае, определяются отдельным соглашением сторон. 19 января 1996 г. странами Содружества (кроме Грузии, Молдовы и Установить в 1996 г. законодательными актами государств СНГ, где это еще не осуществлено, порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, перечень ритуальных услуг, оказываемых государством, нормы и порядок оплаты расходов денежных средств на перевозку тела, погребение, изготовление и установку памятников погибшим (умершим) или выплаты компенсаций их родственникам или лицам, взявшим на себя организацию похорон. Оказывать содействие в перевозке по территории государств СНГ тел погибших (умерших) военнослужащих, членов их семей, проживавших совместно с ними и являвшихся гражданами других государств Содружества.
при погребении на их территории погибших (умерших) военнослужащих, являвшихся гражданами других государств Содружества, в соответствии с национальным законодательством. Указанные в данном Протоколе положения распространяются на лиц, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 25 лет и более, а также на участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним, независимо от общей продолжительности военной службы. Правовые основы инвестиционной деятельности в СНГ
Исходя из мировой практики организации и регулирования инвестиционной
деятельности, для привлечения инвестиций в национальную экономику
государств в первую очередь необходимо сформировать четкую и стабильную
законодательную базу. Межгосударственные документы СНГ, составляющие
интегральный правовой блок, включают наиболее важные положения по
эффективному осуществлению инвестиционной деятельности. В.Комаров –
начальник отдела Исполнительного комитета в СНГ, специалист в области
развития инвестиционной деятельности группирует их по следующим
функциональным направлениям: Информационно-методическое обслуживание К информационно-методическим документам можно отнести: Соглашение о статистической службе Содружества Независимых Государств и В Соглашении о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-
технической информацией подтверждено право пользователей информацией Концепция создания геоинформационной системы Содружества Независимых Экономические отношения Экономические отношения хозяйствующих субъектов Сторон регулируют: Конвенция о транснациональных корпорациях устанавливает правовые основы сотрудничества Сторон в области регулирования, создания и деятельности о транснациональных корпораций, где основным вопросом является инвестиционное взаимодействие участников ТНК. Она определяет порядок создания и регистрации корпорации, государственную поддержку и стимулирование деятельности, ответственность участников, отчетность и контроль за деятельностью, право собственности на прибыль и произведенную продукцию, правовые основы регулирования социально-трудовых отношений в корпорации, порядок разрешения споров. В Соглашении о поддержке и развитии малого предпринимательства отмечается, что Стороны осуществляют взаимодействие по ряду направлений, включая формирование условий для активизации внешнеэкономической деятельности, инвестиционную поддержку малого предпринимательства. Концепция экономического интеграционного развития Содружества представляет собой систему взаимосогласованного государствами – участниками взглядов на общие цели и приоритеты экономического развития в условиях углубления экономических отношений с учетом реальной ситуации в каждом из государств и мирового опыта формирования региональных экономических сообществ. Валютно-финансовые отношения Основные задачи финансовой политики в СНГ: разработка механизмов валютно-
финансовых и платежно-расчетных отношений государств-участников;
формирование Платежного и Валютного союзов; координация действий государств В составе документов, обеспечивающих межгосударственные валютно-финансовые
отношения, определяющую роль играют следующие: Соглашение о создании Платежного союза устойчиво функционирует в части перемещения финансовых средств, что очень важно для межгосударственной инвестиционной деятельности, и недостаточно работает сегодня в сферах: межгосударственной инвестиционной деятельности в реальной экономике; валютной интеграции, приводящей в действие механизм реализации Платежного союза, т.е. в области установления официальных курсов национальных валют на основе их котировок на валютных рынках; согласованного ведения единого обменного курса национальных валют по текущим операциям; обеспечения взаимной конвертируемости валют, установления кросс-курсов для валют, на которые отсутствует спрос и предложение на внутренних валютных рынках. Протокол согласования условий деятельности Межгосударственного банка в
государствах – участниках Содружества Независимых Государств расширил
возможности Межгосударственного банка. Основные направления его
деятельности: формирование правовой базы функционирования Цели Конвенции о координации деятельности государств – участников СНГ на
рынках ценных бумаг: согласование и координация мер по защите интересов
участников межгосударственного инвестиционного рынка ценных бумаг, создание
информационной базы этого рынка; обеспечение равноправного доступа к ней В Положении о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по поставкам товаров предусмотрено, что расчеты за те из них, которые поставляются в соответствии с контрактами (договорами), заключенными на основе межгосударственных отраслевых и межотраслевых соглашений о производственной кооперации, осуществляются по свободным (рыночным) ценам и тарифам без соответствующего взимания налога на добавленную стоимость и акцизов, в обязательном порядке вводится раздельный учет затрат на производство и реализацию товаров (услуг). Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров установлено, что ни одна из Сторон не облагает такими налогами товары, работы и услуги, экспортируемые на территорию другой Стороны. Цель Соглашения между государствами – участниками Содружества Независимых - определение основных принципов сотрудничества и взаимной помощи
государств Содружества в вопросах соблюдения налогового законодательства. Межгосударственная инвестиционная деятельность При принятии решения о финансировании для потенциальных отечественных и иностранных инвесторов определяющим фактором является правовая защита и нормативные гарантии принимающей страны по обеспечению безопасности инвестиционных вложений. Основные законодательные решения, формулирующие правовое поле для инвесторов, приняты практически во всех государствах Содружества. В этих условиях центр тяжести интеграционного сотрудничества смещается в сторону сближения инвестиционного законодательства государств – участников СНГ и создания межгосударственного правового инвестиционного поля. В составе основных документов, обеспечивающих межгосударственную
инвестиционную деятельность, необходимо выделить следующие: Базовый документ, определяющий деятельность в инвестиционной сфере СНГ, - Конвенция о защите прав инвестора содержит глоссарий основных терминов. В ней отражена сфера действий, форма инвестиций, правовой режим осуществления инвестиций и гарантии от изменений законодательства. Для обеспечения правовой основы межгосударственного лизинга, который
является пилотным механизмом осуществления инвестиционной деятельности в
реальном секторе экономики, принята Конвенция о межгосударственном лизинге
в Содружестве. Конвенция основывается на национальных законодательствах
стран Содружества, Конвенции о защите прав инвестора, общепризнанных
международных нормах и правилах, Конвенции ЮНИДРУА о межгосударственном
финансовом лизинге. Она формирует правовые основы различных видов
межгосударственного лизинга, гарантирует права участников лизингового
процесса. Создание такого документа продиктовано необходимостью перехода к
лизинговой деятельности, направленной на усиление и активизацию процессов
интеграции в СНГ. Конвенция позволяет хозяйствующим субъектам государств О востребованности этого правового документа говорит тот факт, что,
основываясь на созданной правовой базе межгосударственного лизинга,
национальные лизинговые ассоциации Белоруссии (“Беллизинг”), России Правовые основы и формы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств
Взаимодействие государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств в рамках определенного региона, а также на двусторонней основе является важной составляющей частью противодействия наркобизнесу во всем мире. Учет особенностей конкретного региона позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы государств, что положительным образом сказывается на ситуации, складывающейся в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков в целом по всему миру. Учитывая данное обстоятельство, в Конвенции ООН о борьбе против незаконного
оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. были
закреплены положения, в соответствии с которыми государствам-участникам
рекомендуется использовать возможности двустороннего и многостороннего
сотрудничества. Так, в соответствии с пунктом 11 статьи 6 названной В связи с вышеизложенным представляет научный и практический интерес изучение опыта двустороннего и регионального сотрудничества государств в борьбе с наркобизнесом и, в первую очередь, его правовой основы с целью дальнейшего совершенствования форм такой деятельности.. Основу взаимодействия государств — участников СНГ в различных областях, в том числе в вопросах борьбы с наркобизнесом, составляют нормативные акты, на основании которых было создано данное образование. В соответствии со статьей 4 Устава Содружества Независимых Государств 1993 г., к сферам совместной деятельности государств-членов относятся, наряду с иными, вопросы борьбы с организованной преступностью. В качестве основной правовой базы межгосударственных отношений в рамках Вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств нашли свое отражение в различных соглашениях, принятых в рамках СНГ. В первую очередь необходимо упомянуть соглашения, регулирующие такие сферы
межгосударственных отношений, без организации четкого взаимодействия в
рамках которых нельзя говорить об эффективном противодействии наркобизнесу. Так, в соответствии со статьей 4 Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. стороны, в целях поддержания стабильного положения на внешних границах договорились о взаимодействии погранвойск, служб государственной (национальной) безопасности, внутренних дел, таможенных органов, служб фитосанитарного контроля и консульских служб. На основании Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Особую роль в правовой регламентации взаимодействия государств — участников Так, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств — участников В этом же Соглашении имеется указание на особую роль специальных органов, осуществляющих борьбу с преступностью. В соответствии со статьей 1 названного нормативного акта государства "...через свои компетентные органы осуществляют сотрудничество в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, в соответствии с положениями настоящего Соглашения и при соблюдении своего законодательства и международных обязательств". Тем самым поощряется заключение международных соглашений межведомственного характера. В рамках СНГ уже заключен ряд таких международно-правовых актов: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью 1992 г., Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г. и др. Отдельные явления, с которыми сталкивается мировое сообщество на современном этапе, создают предпосылки для осложнения криминогенной ситуации. Одним из таких явлений можно назвать незаконную миграцию, которая способствует активизации деятельности преступных групп, в том числе и занимающихся незаконным оборотом наркотиков. С целью противодействия данному явлению в 1998 г. было принято Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией, которое создает правовую основу для взаимодействия. Вопросы оказания правовой помощи в процессе борьбы с преступностью регламентированы в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и в Протоколе 1997 г. к названной Конвенции. Борьба с преступностью на территории государств СНГ осуществляется в
различных формах. В целях ее координации в 1997 г. было создано Бюро по
координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами
преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых
государств, а также были учреждены: Совет Министров внутренних дел
государств — участников Содружества Независимых Государств (1996); В соглашениях, специально посвященных вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, формы сотрудничества конкретизируются применительно к данному направлению деятельности. Так, в Соглашении о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г. достаточно детализированы вопросы информационного обмена. Информация разделена на две группы: — направляемая постоянно депозитарию Соглашения, который по запросу рассылает такую информацию любой стороне; — направляемая по собственной инициативе или по запросу заинтересованной стороне. К первой группе относятся: — информация о методах борьбы с незаконным оборотом наркотиков; — информация об использовании технических средств и специально тренированных собак; — информация о специалистах, имеющих опыт обучения методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков; — нормативные акты, публикации, научные, профессиональные и учебные работы по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков; — информация о новых видах наркотиков, технологиях и местах их производства, маршрутах их незаконной перевозки и способах их сокрытия; — информация об изменениях цен на наркотики в различных странах и регионах; — информация о принципах организации таможенного контроля за наркотиками, новых способах и методах их обнаружения; — информация о химических веществах, используемых для незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицу I и II Конвенции ООН 1988 г. о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, следующих из этих государств или через их территорию; — подлинные образцы наркотиков и других опасных веществ растительного и синтетического происхождения; — информация в области идентификации и лабораторного анализа наркотиков. Во второй группе представлена информация: — о конкретных фактах и событиях, связанных с обнаружением незаконного
перемещения наркотиков с территории одного государства — участника — о подозреваемых или известных лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков; — о транспортных средствах, грузах и почтовых отправлениях, используемых в незаконном обороте наркотиков, следующих транзитом через территорию любого государства-участника или нелегально ввозящихся на такую территорию; — о методах сокрытия и маскировки, применяемых при транспортировке наркотиков. В отношении передаваемой и получаемой информации введено требование о ее конфиденциальности, а также ограничение на передачу сведений (без согласия одного из государств-участников, если распространение сведений может нанести ущерб его интересам или интересам совместных действий) средствам массовой информации. Кроме того, в названном Соглашении предусматриваются и иные формы сотрудничества: — осуществление наблюдения за въездом и выездом лиц, подозреваемых в участии в незаконном обороте наркотических средств, а также за грузами, транспортными средствами и почтовыми отправлениями, в отношении которых имеются подозрения, что они используются в незаконном обороте наркотиков; — осуществление согласованных мероприятий и операций по перекрытию каналов незаконного перемещения наркотических средств, включая проведение контролируемых поставок; — обеспечение выступления официальных лиц одного государства-участника в качестве свидетелей или экспертов перед судом или властями другого государства на основании официального запроса последнего в связи с нарушением законов, касающихся оборота наркотиков; — проведение взаимных консультаций с целью координации и повышения эффективности сотрудничества. Названные формы сотрудничества в обобщенном виде нашли свое закрепление в Таким образом, правовая основа сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств представлена различными категориями международно-правовых актов: — уставными документами Содружества; — нормативными актами, регламентирующими отдельные сферы сотрудничества — международно-правовыми документами, специально посвященными данной проблеме. В них регламентированы следующие формы сотрудничества: — исполнение запросов; — обмен информацией; — содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий; — обмен опытом работы, научными разработками, учебной литературой; — помощь в подготовке и переподготовке кадров. Вместе с тем, нормативная база сотрудничества, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем развитии. Необходимо заключение государствами — участниками СНГ специального международно-правового акта, подробно регламентирующего вопросы борьбы именно с наркобизнесом. Имеющиеся договоры регламентируют вопросы борьбы с организованной преступностью, где наряду с иными рассматриваются вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Однако каждая преступная деятельность имеет свои, только ей присущие особенности. В связи с этим и меры по противодействию такой деятельности также будут специфическими. Они и должны оговариваться в специальном соглашении. Имеющаяся правовая база регламентирует вопросы борьбы с наркобизнесом в комплексе с мерами по противодействию другим преступным деяниям. Поэтому в данных нормативно-правовых актах отсутствует конкретика и не в полной мере учитываются вопросы противодействия именно незаконному обороту наркотических средств. Тем не менее, нельзя рассматривать борьбу с незаконным оборотом наркотических средств полностью изолированно от борьбы с иными преступными деяниями. Так, широко известно, что отдельные международные террористические группировки для получения средств на проведение своей деятельности сами занимаются незаконным оборотом наркотических средств или же теснейшим образом сотрудничают с организованными преступными группами наркодельцов. Кроме того, для расширения и совершенствования своей деятельности наркодельцы стараются легализовать средства, полученные в результате незаконного оборота наркотических средств. В связи с этим борьбу с незаконным оборотом наркотических средств необходимо увязывать с противодействием международному терроризму и легализации преступных доходов, что должно находить отражение в специальных международно-правовых актах. Необходима активизация межрегионального сотрудничества, в частности с В международных соглашениях межведомственного характера необходимо
развивать и конкретизировать с учетом особенностей региона положения
универсальных международных договоров. Однако это правило не всегда
учитывается. Так, в соответствии со статьей 7 Соглашения о взаимодействии и
сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ 1994 г., на наш взгляд,
недостаточно четко регламентированы вопросы осуществления контролируемых
поставок. Основа для их осуществления, заложенная в Конвенции ООН о борьбе
против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ Важным является вопрос о совершенствовании взаимодействия правоохранительных органов государств Содружества в вопросах оперативно- розыскной деятельности. В этой связи хотелось бы обратиться к опыту европейских государств, где на основе международных договоренностей существуют такие специфические формы взаимодействия, как транснациональное наблюдение и транснациональное преследование, в соответствии с которыми специально выделенным сотрудникам правоохранительных органов разрешается проведение наблюдения за незаконными действиями подозреваемого в совершении таких тяжких преступлений, как убийство, фальшивомонетничество, перевозка наркотиков и т. д., а также в исключительных случаях его преследование на территории другого государства — участника специального соглашения6[30]. Неоднократно отмечалось, что на территории СНГ "...многие криминальные сообщества теперь уже самостоятельных государств активно налаживают межгосударственные и транснациональные связи. Особенно это характерно для таких видов преступности, как торговля оружием
и радиоактивными материалами, наркобизнес, фальшивомонетничество, разбои и
грабежи, преступления в кредитно-банковской сфере. В совершении этих
преступлений нередко участвуют лица, являющиеся гражданами разных стран. Кроме того, на проходившей в г. Минске в январе 1999 г. конференции государств — участников СНГ на тему "О совершенствовании сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью" было отмечено, что недостаточно проводятся исследования совершения преступлений международными преступными группами. Однако в большинстве соглашений по вопросам борьбы с организованной преступностью речь идет преимущественно о преследовании и наказании, по существу, отдельных лиц, причастных к преступной деятельности. На наш взгляд, необходимо конкретизировать положения соответствующих международно- правовых актов, акцентировав внимание на вопросах борьбы именно с организованными сообществами наркодельцов, что, безусловно, имеет свои специфические черты по сравнению с противодействием отдельным преступникам. Кроме того, в специальных соглашениях по вопросам борьбы с наркобизнесом
необходимо особо регламентировать вопросы, связанные с уголовным
преследованием руководителей организованных преступных групп, занимающихся
незаконным оборотом наркотиков. На этот аспект обращает особое внимание Учет вышеназванных положений мог бы положительным образом сказаться на деятельности государств — участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Заключение
За девять лет существования СНГ его участниками создана значительная
нормативно-правовая база. Некоторые документы направлены на более полное
использование экономического потенциала стран Содружества. Однако
большинство договоров и соглашений частично или даже полностью не
выполняется. Не соблюдаются обязательные юридические процедуры, без которых
подписанные документы не имеют международно-правовой силы и не реализуются. Подлинная реинтеграция на постсоветском пространстве возможна лишь на основе добровольной, по мере созревания объективных условий. Экономические, социальные и политические цели, которые сегодня преследуют государства СНГ, нередко разные, порой противоречивые, вытекающие из сложившегося понимания национальных интересов и - не в последнюю очередь - из интересов тех или иных элитных групп.[34] Так или иначе, СНГ имеет хорошие предпосылки к тому, чтобы стать одним из самых серьезных и значимых межгосударственных союзов, ведь в его основе лежат многовековые связи населяющих эти территории народов, богатые сырьевые и экономические ресурсы. Однако, для успешного функционирования и как можно более полного и эффективного выполнения всех поставленных перед собой Содружеством целей, необходимо дальнейшее совершенствование его нормативно-правовой базы. Список используемой литературы 1. Деловой мир Содружества. 1997. № 1 2. Пограничник Содружества. 1996. №1 3. Российская газета. 1996 - 23 ноября (интернет версия) 4. Российская газета. 1997. 4 февраля (интернет версия) 5. Российская газета. 1997. 1 февраля (интернет версия) 6. Бюллетень международных договоров. 1995. № 10 (интернет версия) 7. Бюллетень международных договоров. 1995. № 6 (интернет версия) 8. Бюллетень международных договоров. 1995. № 9 (интернет версия) 9. Бюллетень международных договоров». 1995. № 11 (интернет версия) 10. Бюллетень международных договоров. 1996. № 1 (интернет версия) 11. Бюллетень международных договором. 1996. № 6 (интернет версия) 12. Дипломатический вестник. 1995. № 7 (интернет версия) 13. Дипломатический вестник. 1994. № 21 (интернет версия) 14. Дипломатический вестник. 1993. № 3 (интернет версия) 15. Дипломатический вестник. 1995. № 3 (интернет версия) 16. Дипломатический вестник. 1996. № 7 (интернет версия) 17. Дипломатический постник. 1996. № 9 (интернет версия) 18. Дипломатический вестник. 1996. № 6 (интернет версия) 19. В.Комаров Правовые основы инвестиционной деятельности в СНГ//Право и экономика. - №10/1999 20. Моисеев Е. И. Правовые основы сотрудничества стран СНГ 1997 21. Бюллетень ООН. Представительство ООН в Республике Беларусь. 2000. Январь—февраль 22. Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 3. 1997 23. Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Вып. 1. 1998 24. Габуния Г.В. соч. 1999 25. Егизарян Г. Необходимость координации борьбы с организованной преступностью в государствах — участниках СНГ // Беларусь в мире. 1999. № 2 26. О развитии международного сотрудничества полицейских служб // Бюллетень: Борьба с преступностью за рубежом: По материалам зарубежной прессы. 1996. № 3 27. Егиазарян Г. О некоторых проблемах совершенствования правовых связей стран СНГ в борьбе с организованной преступностью // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999. № 4. 28. Ежегодный доклад МККН: Справочная записка № 2 от 4 марта 1997 29. Козик Л. Процессы экономической интеграции государств СНГ 30. Зиядуллаев Н. Союз независимых государств: дезинтеграция и реинтеграция 31. http://postman.ru/~zatulin/institute/sbornik/021/12.shtml 32. http://www.court.by/about/conference/inostr/kozma.html 33. http://www.beldrug.org/html/mater/non-prof/link.htm 34. http://cis.minsk.by
[3] Российская газета. 1996 - 23 ноября. [14] Там же. 1996. 16 марта. [18] Дипломатический вестник. 1996. № 6. С. 58. [19] Дипломатический вестник. 1996. № 6. С. 63. [21] Бюллетень международных договоров. 1996. № 1. С. 3. [22] Бюллетень международных договоров. 1996. № 1. С. 6. [24] В.Комаров Правовые основы инвестиционной деятельности в СНГ//Право и
экономика. - №10/1999.- С.76-82 |
|