| |||
Реферат: Современные методы статистики финансовВведение Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие денежную форму выражения. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно инструмент государственного регулирования. В рамках курса национального счетоводства и макроэкономической статистики особое внимание следует обратить на статистику государственных финансов, денежного обращения и кредита, которые являются взаимосвязанными процессами на макроуровне.
Задачи статистики государственных финансов и налогообложения. Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы. Согласно отечественным традициям государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи на федеральном, территориальном и местном уровне. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода. Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды различают по функциональному назначению (имеющие экономический, социальный или природоохранный характер) и по уровням управления (общегосударственный, территориальный и региональный). Тенденции развития статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке - статистике государственного бюджета. Так как в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета - это налоговые поступления, то имеет смысл рассмотреть статистику государственных финансов под углом зрения бюджета. Государственный бюджет - важный инструмент государственного
регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования
государственных финансовых ресурсов и направления их использования в
интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий
населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является
характеристика основных его параметров, определяющих содержание и
направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в
том, чтобы определить: Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности органов государственного управления отражаются в отечественной статистике. Определения и показатели статистики государственного бюджета Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является "сектор государственного управления". Важность этой категории состоит в том, что определение сектора позволяет установить тот круг институционных единиц - государственных организаций и учреждений, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В этот сектор входят единицы, деятельность которых связана с выполнением государством функции управления. Эта функция заключается в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства. Характер системы статистических показателей государственного бюджета
определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных
операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами,
относящимися к другим секторам экономики. Это такие категории, как: Определение этих категорий важно для правильного отражения экономических операций, имеющих различную экономическую природу, например распределительных операций и операций, имеющих перераспределительный характер, или для поступления ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступления ресурсов, не увеличивающего доходную часть бюджета, а финансирующего бюджетный дефицит, - с другой. В действующем международном стандарте по статистике государственных финансов подчеркивается, что в статистике государственного бюджета учет производится на кассовой основе (т.е. на основе регистрации фактических денежных потоков), в то время как в СНС - на основе начисленных сумм или, другими словами, на момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности. Тем не менее необходимо обратить внимание на то, что в процессе пересмотра стандартов сбора и обработки статистических показателей по государственным финансам, начатого Международным валютным фондом в 1995 г., предполагается перейти от регистрации по преимущественно кассовому методу к регистрации по методу начислений. Предполагаемые нововведения обеспечат совместимость с СНС ООН 1993 г., по крайней мере по способу регистрации операций. Кроме того, это обеспечит более полный охват показателей запасов и потоков, имеющих отношение к правительству, в том числе операций и обязательств не денежного характера, позволит ввести в систему статистики государственных финансов важные показатели, измеряющие не денежные потоки (потребление основного капитала, списанные безнадежные долги и др.). К основным показателям государственного бюджета относятся: Доходы как поступления в бюджет включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы включают налоговые и неналоговые поступления. Налоги - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа). Налоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления. Официальные трансферты в государственном бюджете - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, которые получены от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления же безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов. Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию. Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется
с расходами и рассматривается как фактор, определяющий бюджетный дефицит. Дефицит государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение». Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита Дефицит = (Заимствование - Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств. В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг - неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих органов в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются: внутриструктурные и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, и обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, а также График 1. Дефицит консолидированного бюджета РФ (в процентах от ВВП). прочие обязательства этих органов; необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, а также любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам. Для аналитических целей наряду с основными применяются и другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики государства. Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось, в превышении расходов над доходами (дефиците). Принято считать нормальным финансовое положение страны, если уровень бюджетного дефицита (к ВВП) не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета (инфляционным или не инфляционным способом), каково соотношение внутренних и внешних источников финансирования бюджетного дефицита. В Российской Федерации с 1995 г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета стало обеспечиваться не инфляционными способами - за счет операций с ценными бумагами, а также кредитов Центробанка. Во второй половине 90-х годов финансирование бюджетного дефицита за счет внутренних и внешних источников осуществлялось примерно в равных долях. Анализ выполнения бюджета (для России возможны следующие варианты: консолидированный бюджет, федеральный и территориальные бюджета) может быть осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и целевого использования. Статистика может измерить влияние факторов, обусловивших отклонения от плана. Например, исходными для налоговых доходов могут быть два фактора: изменение налоговой базы и изменение налоговой ставки. Влияние первого фактора - размера налоговой базы на абсолютный прирост величины налога - можно рассчитать по формуле Прирост Нб = (Б/1 - Б/О)С/О. Абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле Прирост Нс = (С/1 - С/О)Б/1, где Прирост Нб и Прирост Нс - абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой базы и налоговой ставки; Б/1 и Б/0 - размер налоговой базы в отчетном и базисном (плановом) периодах; С/1 и С/О - уровень налоговой ставки в отчетном и базисном периодах. Алгебраическая сумма прироста налогов за счет этих двух факторов должна показать общий прирост суммы налоговых доходов по анализируемому виду налогов. Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета Бюджетная классификация является методологическим документом, отражаюёщим порядок составления и использования бюджетов. Регламентация источников дохода и направлений расходования бюджетных средств - обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе. Такая научно обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов представляет собой бюджетную классификацию. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности органов государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней. Общие принципы построения современной российской бюджетной
классификации закреплены в законе "О бюджетной классификации Российской Российской Федерации; Российской Федерации; Новая классификация претерпела ряд принципиальных изменений в понимании
как доходных, так и расходных статей государственного бюджета страны,
вступившей на путь реформирования экономики. Бюджетная классификация
расширена по числу показателей, используемых в процессе составления и
использования бюджета. В ней наряду с блоками "Доходы" и "Расходы"
появились новые блоки - "Финансирование бюджета" и "Государственный долг". График 2. Соотношение доходов и расходов Трактовка доходной и расходной частей бюджета сблизилась с требованиями
международных стандартов, что позволяет в явной форме трактовать категорию
бюджетного дефицита. Введены категории налоговых и неналоговых доходов. Налоговые доходы Неналоговые поступления График 3. Налоговые поступления по годам Группировка доходной части отечественного бюджета на налоговые и неналоговые поступления - свидетельство сближения отечественной классификации с международными стандартами. Важно, что российская классификация допускает отклонения от
международных стандартов. Согласно последним, доходы должны делиться на
общие доходы и полученные официальные трансферты. В свою очередь общие
доходы группируются на текущие доходы и доходы от операций с капиталом. В части расходов в новой классификации используются в соответствии с международными рекомендациями функциональный, экономический и ведомственный принципы группировки бюджетных расходов. Традиционные и приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней, отражающую направления финансов на выполнение основных функций государства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие). Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации График 4.Государ-ственные расходы за 1996 г. В функциональной классификации расходов бюджета выделены три группы
расходов: Ведомственная классификация расходов бюджета в основе имеет ведомственный признак группировки. Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято в других странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат президента и правительства.
Направления развития статистики государственных финансов определены в готовящейся новой версии международного стандарта по данной статистике. Эта работа возглавляемая Международным валютным фондом (МВФ), в 1996 - 1997 гг. находилась в стадии завершения. Статистика государственных финансов (СГФ) будет развиваться в направлении дальнейшей интеграции с системой национальных счетов (СНС), в то же время сохраняются некоторые традиционные подходы и классификационные схемы, отражающие специфические функции системы показателей, призванных характеризовать налогово-бюджетную политику. Одно из самых серьезных изменений, предлагаемых к внедрению, - переход в учете операций на метод начислений (как в СНС). То есть, экономические потоки в статистике государственных финансов должны регистрироваться в момент создания, преобразования, обмена, передачи или ликвидации экономической стоимости. Следовательно, учету должны подлежать все экономические (а не только кассовые) потоки. В проекте новой редакции международного стандарта по СТФ операции в
натуральной форме включаются в главные аналитические агрегаты, что
обусловлено переходом на метод начислений. В международном стандарте СГФ В качестве общего принципа в подготавливаемой новой версии международного стандарта по статистике государственных финансов используется принцип учета операций на основе фактических цен, согласованных участвующими в экономических операциях единицами. Активы и обязательства выражаются в текущих ценах, действовавших на момент, к которому относится балансовый отчет. Внутренние операции оцениваются в текущих ценах на момент регистрации операций. Предполагается расширить содержание классификационной позиции Вполне вероятны в будущем уточнение и развитие классификаций расходной части бюджета, которые рекомендованы в международных стандартах по статистике государственных финансов. Дается более четкая дефиниция расходным статьям бюджета. Функциональная и экономическая бюджетные классификации должны быть скоординированы между собой таким образом, чтобы обеспечить возможность проводить перекрестную классификацию расходных статей бюджета по функциям и экономическим типам. Таким образом, возможно сопряжение систем СГФ и СНС.
Денежное обращение - это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной форме в процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей. Денежное обращение обслуживает движение не только товаров и услуг, но и ссудного и фиктивного капитала. Значительная часть платежного оборота в странах рыночной экономики приходится на финансовые операции, т.е. на сделки с различными видами ценных бумаг, ссудные операции, налоговые платежи и прочие финансовые сделки. Большая часть денежного оборота осуществляемся в безналичной форме, что связано с резким увеличением платежно-расчетных операций. Денежно-кредитное регулирование - составная и важнейшая часть мероприятий правительства по регулированию рыночной экономики. Это система мероприятий государства, направленных на стабилизацию денежного обращения, валютной системы, улучшение функционирования кредитной системы. Путем изменения денежной массы кредитных ресурсов государство воздействует на экономику. Задачи статистики денежного обращения сводятся к следующему: Категории, классификации и система статистических показателей денежного обращения. Система статистических показателей, характеризующих денежное обращение,
опирается на категории, связанные с функциями денег, определениями денежной
массы и ее структуры. В соответствии с указанными функциями система показателей, отображающих
систему денежных отношений, включает следующие показатели: В процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей осуществляется движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной форме. Всю денежную массу можно представить как совокупный денежный агрегат (обозначим его М3), включающий в качестве составных частей денежные агрегаты М0, М1, М2. При построении этих агрегатов каждая последующая величина возрастает на предыдущую. М3 - денежная масса в обороте, измеряемая совокупным объемом покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству. Переход от денежного агрегата М0 к денежному агрегату М3 покажем на примере стандартов МВФ (табл. 2). Как видно из табл. 2, международными стандартами предусмотрено от 4 до Таблица 1 В России исчисляются четыре показателя. В российской практике категория В России в качестве наиболее универсального показателя денежной массы применяется денежный агрегат М2 За 1992—1996 гг. денежная масса увеличилась с 0,9 до 220,8 трлн. руб.,
в том числе денежный агрегат М0 на 1 января 1996 г. равнялся 80,8 трлн руб. Самостоятельным компонентом денежной массы является показатель [pic]
где М2 – денежная масса в обращении; Предельная величина денежного мультипликатора равна величине обратной ставки обязательных резервов, устанавливаемых Центральным банком для коммерческих банков. Вопросы соответствия количества денежных знаков объему обращения и
факторов обесценения денег статистически изучаются посредством ряда
показателей, среди которых: График 5. Поступления денежных средств за 1996 г. В соответствии с экономическим законом денежного обращения в каждый данный период количество единиц, необходимых для обращения (Д), определяется следующей формулой:[pic] [pic]
где Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации; В упрощенном виде эта формула выглядит так: [pic]
где М - масса реализуемых товаров; Из вышеприведенной формулы получаем равенство (уравнение обмена): [pic] Следовательно, произведение количества денег на скорость обращения Таблица 2.Структура формирования и использования денежных средств по основным отраслям экономики. (в процентах). | |1995 |1996 | Обесценение денег, проявляющееся в росте цен на товары и услуги [pic]
где Q1 - прием товаров и услуг, потребляемых населением и включаемых в их
денежные расходы; Категории, классификации и система статистических показателей кредита. Кредит обслуживает движение капитала и постоянное движение различных
общественных фондов. Благодаря кредиту в хозяйстве производительно
используются средства, высвобождаемые в ходе работы предприятий, в процессе
выполнения государственного бюджета, а также сбережения отдельных граждан и
ресурсы банков. В состав ресурсов для кредитования (ссудного фонда) входят: В современных условиях известны следующие формы кредита: банковский, коммерческий, заимствования государством, потребительский, межбанковский, межхозяйственный, международный. Принципы кредитования и классификации кредитных операций определяют структуру и содержание статистических показателей, измеряющих разные стороны кредитных отношений. Банковский кредит - предоставление банками денежных средств в качестве
ссуды юридическим (компаниям, предприятиям) и физическим лицам, а также
государству. Банковский кредит отличается от коммерческого не только по
объектам, но и по субъектам кредитования, а также по своей динамике. К наиболее важным показателям отечественной статистики банковского кредита относятся: общий размер кредитования банками отраслей экономики и населения с выделением краткосрочного и долгосрочного кредитования, доля краткосрочных и долгосрочных кредитов в общей сумме кредитных вложений, просроченная задолженность предприятий и хозяйственных организаций по ссудам банков, процент за кредит и ставка рефинансирования (Центрального банка). Общий размер кредитования банками отраслей экономики и населения
определяется за вычетом погашенной суммы кредита (возврата денежных
средств) банку, т.е. в виде остатка ссуд на определенный момент времени Для изучения динамики кредитных вложений не только используются индексы, характеризующие изменение номинальных объемов кредитных вложений, но и определяется динамика кредитных вложений с корректировкой на размер инфляции. В аналитических целях для этого данные об объемах кредитных ресурсов дефлятируются на индекс-дефлятор ВВП или индекс потребительских цен. Для анализа структуры кредитования можно выделить отрасли и отдельно
население, получающие ссуды банков. Важное аналитическое значение имеет
группировка кредитов на краткосрочные и долгосрочные. | |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 | Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита является коммерческий вексель, который оплачивается через коммерческий банк. Процент по коммерческому кредиту ниже, чем по банковскому кредиту, и входит в цену товара и в сумму векселя. Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной резервного капитала, которым располагают промышленные и товарные компании. При коммерческом кредите объектом выступает товарный капитал, тогда как при банковском - ссудный капитал. Движение ссудного капитала в сфере взаимоотношений населения, других хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и государства - с другой, осуществляется в виде заимствований государством у институционных единиц других секторов экономики. Такого рода заимствования (как одна из форм кредита) являются главным способом привлечения государством свободных финансовых ресурсов. Субъектами при государственном кредите выступают юридические и физические лица, а также государство. Государство распространяет свои облигации и другие ценные бумаги среди государственных и негосударственных предприятий, организаций, учреждений, населения. При осуществлении указанных кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает в роли как заемщика, так и кредитора. Различают внутренние заимствования государством и заимствования государством у институционных единиц сектора "остальной мир". Кроме того, государство может выступать в роли гаранта по кредитам, предоставляемым заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п. Такие формы государственного кредита, как "казначейские ссуды" и Международный кредит принимает форму государственных внешних займов. Система показателей заимствований государством должна не только
характеризовать масштабы, структуру, динамику таких заимствований и
классификацию займов, но и служить информационно-методологической основой
для принятия решений по управлению государственным долгом. В Российской Представление об эффективности государственных кредитных операций [pic] где ПГ.КРЕД - поступления по системе государственного кредита; РГ.КРЕД - расходы по системе государственного кредита. По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания (Кобсл.вн.госдолг). Он рассчитывается как отношение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, %: [pic][pic] Принято считать, что Кобсл.вн.госдолг = 25% является безопасным уровнем
обслуживания государственного долга. В нашей стране он значительно выше. Межбанковский и межхозяйственный кредиты - относительно новые формы кредита. Межбанковский кредит - предоставление банками кредита друг другу, когда у одних возникают свободные ресурсы, а у других их недостает. При межхозяйственном кредите субъектами кредитных отношений выступают различные предприятия и организации, дающие средства друг другу взаймы. Он имеет сходство с коммерческим кредитом, однако в отличие от последнего подразумевает предоставление взаймы денежных средств. Большим разнообразием форм отличается международный кредит - движение
ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанных
с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности,
срочности и уплаты процента. В качестве кредитора или заемщика выступают
частные компании, банки и другие кредитно-финансовые институты,
правительства, государственные учреждения, международные и региональные
валютно-кредитные и финансовые организации. По источникам международный
кредит делится на внутренние и внешние; по назначению - на коммерческие,
финансовые, промежуточные; по видам - на товарные и валютные; по срокам -
на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет),
долгосрочные (свыше 5 лет). Международный кредит выступает в следующих
конкретных формах: Заключение. Статистика финансов очень важная отрасль макроэкономической статистики. Приложение. Таблица 4. Консолидированный бюджет Российской Федерации.
Финстатиниформ, 1995. 1994. Содержание
1. Методы статистики государственных финансов и налогообложения. 1 Задачи статистики государственных финансов и налогообложения. 1 Определения и показатели статистики государственного бюджета 2 Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета Возможные направления развития статистики государственных финансов. 12 2. Статистика денежного обращения и кредита. 13 Задачи статистики денежного обращения и кредита. 13 Категории, классификации и система статистических показателей денежного обращения. 13 Категории, классификации и система статистических показателей кредита. 18 Заключение. 22 Приложение. 23 Список литературы. 24 Содержание 25 ----------------------- [pic] [pic] [pic] [pic]?? |
|