| |||
Реферат: Определение условий организации соревнований по ориентированию на местностиОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ НА МЕСТНОСТИ курсовая работа О Г Л А В Л Е Н И Е
1.1. Оздоровительное и прикладное значение ориентирования…………………………….3 СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ УСЛОВИЙ МЕСТНОСТИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ…………………………………8 2.1. Обоснование типа местности для проведения соревнований по ориентированию……………………8 2.2. Обоснование оптимального числа контрольных пунктов…………………………………………………18 ГЛАВА I СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 1.1. Оздоровительное и прикладное значение ориентирования По своему воздействию на организм занимающихся ориентирование занимает важное место в числе других видов спорта. В работах, в той или иной степени характеризующих эффективность занятий ориентированием, можно условно выделить следующую тематику: 1. Обоснование влияния длительного бега на сердечно-сосудистую и дыхательную системы занимающихся. 2. Оздоровительная направленность занятий на открытом воздухе. 3. Воздействие занятий ориентированием на уровень физической подготовленности и уровень развития психических качеств. 4. Влияние занятий ориентированием на формирование познавательных интересов, уровень картографических знаний, успешность освоения курса географии в школе. 5. Значение занятий ориентированием в военно-прикладной и профессионально-прикладной подготовке. Высокая эффективность различных форм занятий физическими упражнениями
на открытом воздухе отмечена многими авторами. Изучено влияние таких
занятий на здоровье, физическое развитие и физическую подготовленность
детей дошкольного, младшего, среднего и старшего возраста Положительное влияние занятий физическими упражнениями на открытом
воздухе на примере студентов выявили Р. С. Деметер /10/, Н. В. Петров сти на 16-70%. Кроме того, доказано, что свежий воздух оказывает закаливающее воздействие на организм занимающихся, повышает его имунно- биологическую активность. Выявлено также улучшение показателей некоторых свойств внимания /35/. Даются рекомендации увеличить продолжительность занятий на свежем воздухе до 90 мин. Вместе с тем, мы не встретили работ, которые бы оценивали эффективность занятий ориентированием именно с этой точки зрения, однако подтверждением сказанному могут быть данные изменения МПК у ведущих ориентировщиков Дании, Швеции, Норвегии. Потребление кислорода достигает 80 мл/кг у мужчин, 57-61 мл/кг у женщин /4 /. На основании сравнения МПК у представителей разных видов спорта B. Анализ литературы /3,8,9,28,27,23,29/ показал, что спортивное ориентирование как средство направленного формирования и повышения физической подготовленности и уровня развития физических качеств у школьников и взрослых используется давно. Однако конкретные цифры, отражающие эффективность применения ориентирования в повышении двигательной подготовленности человека, получены только в последние годы. Так, например, В. Д. Гаврилов /8/ отмечает, что в возрасте 13-16 лет занятия ориентированием способствуют повышению уровня развития большинства физических и психических качеств. В. И. Горбачев /9/ определил влияние занятий ориентированием на 150 школьниках по тестам школьной программы физического воспитания. Автор отменил в экспериментальной группе значительное улучшение элементарных форм быстроты и динамометрии ( прирост составил 31-44%), точностных характеристик – 49-53%, физической работоспособности – 48%. Ф. Д. Мухамитянов /29/ на примере школьников-старшеклассников показал положительное влияние занятий ориентированием на совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти и морально- волевых качеств. Г. Э. Максименко /23/ получил прирост показателей физического
развития и физической подготовленности за три месяца занятий
ориентированием. За это время улучшились: ЖЕЛ – на 200 см3 у мужчин и на Спортивное ориентирование по характеру физических нагрузок сопоставимо с бегом на длинные дистанции и лыжными гонками, однако, по количеству технических приемов, тактических ситуаций, по психологическому воздействию этот вид спорта можно отнести к группе спортивных игр /12,30/. Не случайно разнообразие видов деятельности на соревнованиях по ориентированию способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, показателей глазомера /13,38,28,27/. По данным венгерских ориентировщиков /31/, проводивших оценку
наблюдательности спортсменов различной квалификации с помощью лабиринтов Е. С. Приймак /38/ установил, что уровень развития глазомера зависит от квалификации и у опытных ориентировщиков он значительно выше, чем у новичков. Отмечается также, что занятия ориентированием способствуют развитию внимания и памяти /78,28,139/. Выявлена прямая зависимость от квалификации в показателях переключения внимания /7/. Улучшение показателей зрительной памяти на 22%, восприятия зрительного
пространства на 37%, процессов переключения внимания на 27% отметил А. М. А. Л. Моисенков, А. Д. Ганюшкин /28/ изучали объём наглядообразной памяти у спортсменов-ориентировщиков различной квалификации и стажа и обнаружили статистически достоверные различия как по квалификации (выше в группе МС), так и по стажу занятий ориентированием (выше в группе со стажем занятий более четырех лет). Не менее важно использование практических умений и навыков
ориентирования в успешном освоении школьной программы по географии. На это
обращали внимание многие специалисты по методике преподавания географии В. В. Кочергин /17/ отметил улучшение успеваемости на 1 балл,
появление устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом. Влияние занятий ориентированием на военно-прикладную подготовку,
отмеченное в 40-е годы Н. Г. Озолиным, В. Н. Вьюнковым, Л. Д. Штакельбергом предстоит действовать мелкими группами в тылу врага в отрыве от своих войск” /2, c. 4/. Большое значение в настоящее время приобретает профессионально- прикладная подготовка многих специалистов с использованием элементов спортивного ориентирования. Необходимость картографической подготовки будущих геологов, горных инженеров, агрономов, землеустроителей и геодезистов, учителей географии отмечает целый ряд авторов /14,15,41,4/. Например, В. И. Ильинич /14,15/, С. А. Полиевский с соавторами В. Д. Воронич /4/ при проведении зимней полевой практики студентов – будущих учителей географии использовал спортивные карты, ,элементы и приемы ориентирования при освоении тем теоретического раздела программы. Автор отметил, что студенты, ранее занимавшиеся ориентированием, лучше справились с предложенными видами работ. Таким образом, работами многих ученых и практиков доказана высокая оздоровительная и прикладная значимость занятий ориентированием на местности. Умение читать карту, пользование компасом, ориентироваться в сложных условиях незнакомой местности необходимы в трудовой и военной деятельности каждому человеку. ГЛАВА II ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ УСЛОВИЙ МЕСТНОСТИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ 2.1. Обоснование типа местности для проведения соревнований по ориентированию Одним из важных элементов, определяющим уровень результатов в соревнованиях по ориентированию, является соответствие типа местности уровню подготовленности участников. В настоящем разделе предпринята попытка обоснования типа местности для соревнований по ориентированию. Различное сочетание признаков, характеризующих сложность местности, по Таблица 1 Частота применения различных типов местности в зависимости от возраста и пола, % |Тип |Возрастно-половые группы | Ж/ Верхнее значение – показатель силы влияния ( ); Нижнее – предельное отклонение (±); Примечание: все значения величины ђ статистически достоверны [pic] Приведенные результаты позволяют говорить об очень высокой степени влияния разнообразия местности на вариацию результатов в ориентировании у женщин и о более низкой физической подготовленности девочек, девушек и женщин массовых разрядов по сравнению с мужчинами. Возрастная динамика показателя силы влияния фактора ТМ на результаты в ориентировании показана на рисунках 3 и 4. В группе новичков этот показатель с возрастом снижается идентично как
у мужчин, так и у женщин (сплошная линия) и к 16-17 годам достигает 24,6 Таким образом, в результате проведенных исследований получены данные, позволяющие сделать заключение: - тип местности достоверно по всем возрастно-половым группам определяет вариативность результатов в соревнованиях по ориентированию, эта зависимость проявляется по-разному в зависимости от квалификации и пола участников; - фактор ТМ оказывает более сильное влияние на вариацию результатов в массовых соревнованиях II-III разрядов и менее значим у высококвалифицированных спортсменов-ориентировщиков; - показатель силы влияния фактора ТМ на вариацию результатов в ориентировании снижается у женщин от 10 до 17 лет, а с 18 лет повышается до исходных величин (новички) и также значительно увеличивается в группе массовых разрядов (III разряд – до 82%, II разряд – до 74,6%). У мужчин показатель силы влияния фактора ТМ в группах III, II и I разрядов с возрастом изменяется незначительно; - при выборе местности для соревнований по ориентированию необходимо учесть, что фактор ТМ наиболее значим для детей до 15 лет и взрослого населения в возрасте 30-39 лет. Изложенное выше позволяет считать, что при проведении соревнований по ориентированию необходимо ввести условия, определяющие наиболее предпочтительный тип местности. Такие условия необходимы для того, чтобы разработать сопоставимые критерии оценки достижений – нормативы в этом виде испытаний. В основу методики выбора типа местности легло предположение в том, что оптимальной местностью является та, на которой будет показана наименьшая вариативность результатов вокруг средней величины. Решение данной задачи осуществлялось с помощью вычисления коэффициента вариации ( ђ ), характеризующего вариативность результатов по каждому типу местности. Рассчитанные величины коэффициента вариации (в %) представлены в таблице 10, в зависимости от основного признака – рельефа – отражены на рисунках 5 и 6. Низкие значения коэффициента выявлены в соревнованиях с применением слабо и умеренно пересеченной местности. Например, у юношей 16-17 лет вариация результатов колеблется в пределах от 9,2 до 16,2%, у мужчин 18-29 лет: от 9,4 до 18,5%. Причем, наименьшие значения отмечены на местности типа 3.31 (умеренно пересеченная, закрытая, сухая). Следует отметить большую, по сравнению с мужчинами, амплитуду колебания результатов у женщин: от 8,6 до 36,9%. Особенностью является также то, что как у мужчин, так и у женщин выявлена большая вариативность результатов на непересеченной местности (1,45-28,2%). Таким образом, проведенный однофакторный дисперсионный анализ с
предварительным вычислением общей, межгрупповой и внутренней вариации
показал, что разброс результатов в соревнованиях по ориентированию в
значительной степени определяется типом местности, на которой эти
соревнования проводятся. Как показали исследования, в группе новичков
фактор ТМ определяет вариативность результатов у 16-17-летних на 24,6- Изложенное позволяет сделать вывод о том, что для соревнований по
ориентированию наиболее пригодна местность типа 2.21, 2.22, 2.31, 3.21, 2.2. Обоснование оптимального числа контрольных пунктов Как во всех циклических видах спорта, основная нагрузка в ориентировании определяется длиной дистанции (объём) и временем ее преодоления (интенсивность). Однако, в ориентировании, соотношению двух основных компонентов нагрузки сопутствуют еще несколько других, а именно: особенности планирования дистанции и постановки контрольных пунктов, тип местности, число контрольных пунктов и т.п. Эти специфические компоненты могут в значительной степени влиять на истинную длину дистанции и эффективную скорость бега, тогда как физическая скорость бега может и не изменяться. Исходя из этого, мы предположили, что технической сложностью дистанции можно в некоторой степени управлять не только качеством постановки, но и изменением числа КП, тем самым изменяя количество применяемых технико- тактических приемов ориентирования при прохождении дистанции. Для того, чтобы выявить количественные характеристики этой зависимости и обосновать оптимальное число контрольных пунктов на дистанции ориентирования, в исследовании были поставлены следующие задачи: 1.Выявить корреляционную зависимость между затратами времени на преодоление дистанции в ориентировании и числом КП. 2.Исследовать соотношение элементов соревновательной деятельно- сти (СД) в ориентировании в зависимости от числа КП. 3.Изучить зависимость удлинения маршрутов при выборе путей движения от числа КП. В таблице 3 представлены данные, позволяющие сделать вывод о высокой зависимости скорости движения в беге с ориентированием от числа КП. Таблица 3 Динамика результатов бега с ориентированием в зависимости от числа КП на дистанции В результате полученных данных выявлены следующие закономерности: 1. Величина коэффициента удлинения пути (Кпути) [1] при всех значениях КП меньше у женщин, чем у мужчин. 2. При уменьшении числа КП с 7 до 5 отмечается значительное увеличение Кпути ( на рис. 8 показано стрелкой). [pic] Большие (до 30,8%) увеличения маршрутов на дистанциях с числом КП 0,75- Таким образом, основываясь на результатах анализа путей движения
участников массовых соревнований, можно сделать вывод о том, что на
дистанциях ориентирования целесообразно устанавливать не меньше 1,42 Длину дистанции по ориентированию принято целесообразным устанавливать по нижней границе правил соревнований по спортивному ориентированию /39/ с тем, чтобы была возможность выполнять спортивные разряды. Поэтому, с учетом принятой длины предлагаются следующие граничные значения числа КП в соревнованиях по ориентированию (таблица 6). Таким образом, по данным анализа соотношения элементов соревновательной деятельности, а также величин удлинения путей движения в зависимости от изменения числа КП, определены критерии для установления граничных значений числа КП отдельно для мужчин и женщин. С учетом принятой для соревнований по ориентированию длины дистанции установлены конкретные значения числа контрольных пунктов, находящиеся в границах предельно допустимых величин, которые можно рекомендовать для дистанций ориентирования. Таблица 6 Рекомендуемое количество КП на дистанциях ориентирования
ЛИТЕРАТУРА 1. Бирюков В.В. Вычерчивание масштаба шагов при глазомерной съемке. – 2. Богатов С.Ф., Крюков О.П. Спортивное ориентирование. – 2-е изд. – 3. Васильева Г.Н., Трофимова Л.П. Методика применения ориентирования
на местности в группах здоровья. – Теория и практика физической культуры, 4. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование. Учебное пособие. – 5. Воронич В.Д. Роль спортивного ориентирования в подготовке студентов
естественно-географического факультета к будущей профессиональной
деятельности. – В кн.: Совершенствование физкультурно-массовой и спортивной
работы со студентами вузов в свете требований постановления ЦК КПСС и 6. Вьюнков В.Н. Подготовка к массовым кроссам. - Теория и практика физической культуры, 1941, N 3, с. 17-18. 7. Гаврилов В.Д. Качества, определяющие эффективность спортивной деятельности в ориентировании на местности, и характеризующие их тесты /на примере ориентировщиков юношеских разрядов/: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1982. – 16 с. 8. Гаврилов В.Д. Развитие физических качеств школьников 13-16 лет под
влиянием занятий спортивным ориентированием. – В кню: III Всесоюзная
конференция по физическому воспитанию и школьной гигиене (18-20 октября 9. Горбачев В.И. Спортивное ориентирование – эффективное средство
повышения двигательной подготовленности школьников. – В кн.: III 10. Деметер Р.С. Особенности учебно-тренировочных занятий легкой атлетикой на открытом воздухе зимой в физкультурном коллективе: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1955. – 25 с. 11. Зильбер А. Я. Эффективность круглогодичных учебных занятий по физическому воспитанию в средне школе на открытом воздухе: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1956. – 17c. 12. Зовут лесные стадионы. – Правда, 1984, 24 сентября. 13. Зубков С.А. Особенности динамики внимания в ориентировании на местности. - Теория и практика физической культуры, 1971, N 12, с. 26-28. 14. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов землеустроительного и геодезистского факультетов. – Теория и практика физической культуры, 1973, N 4, c. 53-56. 15. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка
будущих агрономов. – Теория и практика физической культуры, 1980, N 1, c. 16. Карманова Л. В. Содержание и методика ежедневных физкультурных занятий на воздухе и их роль на физическое воспитание детей старшего школьного возраста: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 27 с. 17. Кочергин В.В. Исследование взаимосвязи в преподавании географии и
туризма в школе. – В кн.: Сборник научных трудов молодых ученых ГДОМФК им. 18. Кивистик А.К. О теории подготовки дистанций спортивного
ориентирования /в заданном направлении/ и ее применении в Эстонской ССР: - 19. Магде А.С. Организация и проведение факультативных занятий по топологии в школе. – География в школе, 1970. N 6, с.12. 20. Магомедов А.М. Исследование специфики подготовки школьников по спортивному ориентированию в начальный период: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1978. – 19 с. 21. Максимов Н.А. География в 5 классе: Пособие для учителей. – М.: 22. Максимов Н.А. Вычерчивание плана пришкольного участка. – География в школе, 1967. N 4, с.6. 23. Максименко Г.З. Влияние бега с ориентированием на функциональное состояние организма. – Теория и практика физической культуры, 1983, N 12, с. 30-31. 24. Малахов Н.В. Межпредметные связи в формировании картографических знаний: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с. 25. Малахов Н.В. Элементы картографии в средней школе. – М.: 26. Малахов Н.В. О картографической подготовке учащихся. – География в школе, 1966, N 8, c. 11. 27. Моисеенко А.Л. Определение зрительной памяти у спортсменов- ориентировщиков. – Теория и практика физической культуры, 1974, N 4, c. 58. 28. Моисеенко А.Л. , Ганюшкин А.Д. Исследование наглядообразной памяти у занимающихся спортивным ориентированием. – Теория и практика физической культуры, 1971, N 9, c.70. 29. Мухаметянов Ф.Д. Спортивное ориентирование как эффективное
средство подготовки школьников-старшеклассников к труду и защите Родины. - 30. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов- ориентировщиков. – М.: Физкультура и спорт, 1978, - 112 с. 31. Огородников Б.И. и др. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию – М.: Физкультура и спорт, 1980, - 72 с. 32. Озолин Н.Г. Спорт на местности. – Теория и практика физической культуры, 1941, N 4, с. 9-10. 33. Озолин Н.Г. Спорт на местности. Пособие для инструкторов
физической культуры, комсомольского и физкультурного актива. – М.: 34. Первов Г.А. Исследование эффективности и особенностей методики
круглогодичных занятий по физической культуре в школе на открытом воздухе 35. Петров Н.В. Обязательный курс физического воспитания студентов
вузов в условиях открытого воздуха /разработка методики и ее исследование/: 36. Плохинский Н.А. Биометрия. –М.: МГУ, 1970, с. 62-76. 37. Полиевский С.А., Сидоренко Н. Я., Кедрова Г.М. Профессионально- прикладная подготовка, как средство повышения эффекимвности производственной практики учащихся горных ПТУ. Теория и практика физической культуры, 1975, N 9, с. 52-54. 38. Приймак Е.С. Развитие глазомерных навыков у спорсменов-
ориентировщиков. – Теория и практика физической культуры, 1975, N 6, c.17- 39. Спортивное ориентирование: Правила соревнований. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 88 с. 40. Фатеева Л.П. Повышение физической подготовленности младших школьников на уроках физической культуры на открытом воздухе /в услови ях нечерноземной полосы РСФСР/: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 41. Черкасова И. Б. Альпинизм, туризм и ориентирование как составные
части профессионально-прикладной подготовки студентов горных
специальностей. – В кн.: Вопросы физического воспитания студентов, Лю: изд. 42. Штакельберг Л.Д. О физкультурной работе школы в связи с введением начальной допризывной подготовки учащихся. - Теория и практика физической культуры, 1940, N 11, с. 10-11. 43. Saltin B. Talingserienterung, del II. Kondition och
lopteknikraning, Stockholm, SOFT.
|
|