| |||
Реферат: Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентовМинистерство образования Российской Федерации Кемеровский Государственный Технический Университет Механико-машиностроительный факультет Кафедра физической культуры Реферат на тему: «Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов». Выполнил: Шелковников М. Ю. Группа: Ит – 021. Проверил: Гореликов А.И. Кемерово-2002 Оглавление. Введение………………………………………………………………………3 Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении………………………………………………………………….......4
Функции физической культуры, обуславливающие цели и задачи общей физической
подготовки……………………………………………………....10 ВВЕДЕНИЕ. Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. В основе учебно-воспитательного процесса в высшей учебной школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовке специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания. Причем, воспитание остается объективной реальностью, важнейшей частью
человеческой культуры, истории, цивилизации. Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении. Физическая культура как учебный предмет имеет сложное строение, она
включает в себя воздействие на физиологические системы организма
занимающихся, совершенствование физических и морально-волевых качеств и
психологической устойчивости, на нервно-эмоциональную умственную сферы
студентов. (взято из: «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования». Издание официальное. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. Москва, 1995 год. Страница 38 и далее по каждому профессиональному направлению). Новая учебная программа по физической культуре отражает также «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (приняты постановлением Верховного Совета Российской Федерации 27 апреля 1999 года). Поэтому в перечне дисциплин гуманитарного цикла учебной дисциплине «Физическая культура» уделяется особое внимание, в учебном плане на нее выделяется самое большое количество учебных часов (408 часа). Кроме того выделяются дополнительные часы на так называемые элективные курсы для занятий по выбору студентов в спортивных секциях во внеучебное время. В целом это позволяет проводить учебные занятия со студентами не менее двух раз в неделю по два часа на четырех годах обучения. Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта. Одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с обеспечением их учебно- трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания высшего учебного заведения. Именно на это и направлена учебная программа, которая явилась прогрессивным шагом в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника высшего учебного заведения с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности. Результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической подготовленности. Отличительными особенностями учебной программы являются ее широкая общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. Профессиональная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре включается во все разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую роль. Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей, возрастными и индивидуальными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, «социальным заказом» общества на подготовку высококвалифицированных специалистов. Этот заказ предполагает обязательное наличие у будущих специалистов общей и профессиональной культуры, физического и психического здоровья, высокой работоспособности, способности осваивать и обогащать культурный потенциал общества. Хорошее психофизическое развитие личности повышает биологические возможности жизнедеятельности, позволяет успешно противостоять ухудшающимся экологическим условиям, переносить высокие психические и физические нагрузки, эффективно функционировать в обычных и экстремальных условиях. Однако надо всегда помнить, что физическая культура в своем арсенале содержит острые средства, которые при их неправильном использовании могут воспитать у студентов отрицательные духовные (нравственные, волевые, психические) качества, поэтому каждый преподаватель на учебных занятиях тщательно контролирует этот процесс. Помимо чисто воспитательных мероприятий одним из важных факторов в этом направлении является создание у студентов устойчивой мотивации по выполнению требований профессионально-прикладной физической подготовки. С этой целью в рабочем учебном цикле кафедр физического воспитания должно предусматриваться обязательное медицинское обследование, в состав которого по мере прохождения материала подключается углубленное функциональное обследование психомоторики и характерологических качеств личности. Результаты обследований сравниваются с разработанными психофизическими моделями инженеров-строителей различных специальностей, а затем выдаются соответствующие рекомендации по доведению уровня «профессионального здоровья», физических и психофизических характеристик студентов до модельных. Выпускнику предполагается выдавать «паспорт профессионального здоровья», в котором содержатся характеристики молодого специалиста, отражающие его соответствие требованиям профессии по физической подготовленности, по состоянию основных функциональных систем организма, по готовности основных рабочих органов воспроизводить психофизические требования данной специализации, характерологические особенности личности, а также способность переносить специфические профессиональные вредности. Такой паспорт станет для каждого выпускника строительного высшего учебного заведения свидетельством его здоровья, физической и психофизической пригодности на первых этапах трудовой деятельности, а в дальнейшем станет основой индивидуальных программ самосовершенствования личности и специалиста с целью оптимального выполнения тех сложных задач, которые поставит перед ним жизнь. ГЛАВА 1. Цели и задачи общей физической подготовки. Функции физической культуры, обуславливающие цели и задачи общей физической подготовки. Термин «функция» связан с понятием «функционировать», т.е. действовать, находиться в действии или воздействовать, производя определенный эффект. Функции физической культуры – это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека или человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. В функциях раскрывается содержание физической культуры и ее значение как для человека, так и для общества. Чтобы правильно понять функции физической культуры, следует помнить, что вся культура в целом представляет собой преобразовательную (активную) деятельность. Преобразовательная деятельность осуществляется по отношению к природе (строительство открытых бассейнов, баз, гребных каналов и т.п.), к обществу (организация и управление ФК), а также происходит физическое и духовное преобразование самого человека (изменение форм и функций человеческого организма под воздействием применения научно обоснованных, целенаправленных физических упражнений). Являясь органической частью культурного общества, физическая культура выполняет ряд общекультурных функций. Они основаны на функциональных связях ФК с другими социальными явлениями. Физическая культура как самостоятельная часть культуры общества имеет и свои специфические социальные функции. Они в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры и ее способность удовлетворять потребности общества в области физического воспитания и спортивной деятельности людей. Ни одна из разновидностей культур не сможет заменить физическую культуру в специфических функциях. Большие расхождения в представления о функциях физической культуры затрудняют создание единой научной концепции. Изучение социальных функций позволяет глубже вникнуть в сущность физической культуры, лучше представить ее роль и место в обществе. Доктор педагогических наук профессор Н.И.Пономарев выделяет 4 типа функций физической культуры, тесно связанных с материально-производственной, социальной, политической и духовной сферами жизнедеятельности общества. Материально-производственная функция физической культуры является фундаментальной по отношению к другим функциям: социальной, политической и духовной. Материально-производственная сфера: а) функция производства и воспроизводства человеческой жизни способствует формированию и совершенствованию биологической (телесной) организации человека, участвует в общем процессе продолжения человеческого рода. Эта функция подразделяется на более конкретные: - оздоровительную, благодаря которой физическая культура способствует сохранению и повышению общего состояния здоровья людей; - рекреативную, назначение которой восстанавливать физические и психические силы человека с помощью средств физического воспитания: туризма, гимнастики, различных игр, использования природных факторов (физическая рекреация – использование игровых и других элементов физической культуры для активного отдыха; рекреация от латинского recreatio – отдых и французского – recreatif – cодержащий в себе элементы развлечения, занимательности); - лечебную, в соответствии с которой с помощью средств физической культуры восстанавливают разрушенные органы и функции человеческого организма; б) профессионально-прикладная, назначение которой – обучение и совершенствование профессиональных навыков и умений работников различных специальностей посредством физических упражнений. Она включает: - функцию совершенствования профессиональных навыков и умений работников различных сфер производства; - производственно-профилактическую, с помощью которой предупреждаются производственные травмы и профессиональные заболевания; - производственно-стимулирующую, благодаря которой поддерживается работоспособность и снижается утомление во время работы. Социальные функции – это функции, которые характеризуют особенности функционирования физической культуры и спорта применительно к различным социальным группам. Ее разновидности: - социализирующая, назначение ее способствовать процессу социализации личности, связанной с физической культурой (т.е. личность приобретает определенный социальный статус, исполняет разнообразные социальные роли); - коммуникативная, функция межличностных отношений, благодаря которой люди вступают в процесс общения как физического, так и духовного; - интегративная, в соответствии с которой происходит объединение людей в различные социальные группы – спортивные клубы, коллективы и т.д.; - зрелищная – наиболее характерна для спорта. Благодаря ей люди удовлетворяют свои потребности в зрелищах; - семейно – бытовая – физическая культура и спорт оказывают воздействие на семью, а семья влияет на содержание деятельности в сфере ФК и спорта (спортивные семьи); - воспитательная – благодаря ей происходит процесс целенаправленного формирования личности; - престижная – дух состязательности помогает самоутвердиться как личности, добиться признания спортивного результата обществом. Политические функции. Так как физическая культура и спорт связаны с другими социальными сферами, то они включены в политическую жизнь общества, т.е. осуществляют определенные политические функции. (Например, попытка сорвать Олимпийские игры в Москве: решение администрации американского президента Д.Картера бойкотировать проведение Олимпийских игр, по мнению конгресса, сильнее экономических санкций); - военно – прикладная – связана с совершенствованием профессиональных навыков и умений военнослужащих; - классовая – зависимость от интересов классов и слоев общества, которые она выражает; - агитационно – пропагандистская, благодаря которой в сфере физической культуры и спорта проводится пропаганда преимуществ соответствующего социального и государственного устройства; - управленческая (регуляторная) – функционирование и развитие физической культуры осуществляется под воздействием государственных, ведомственных и общественно-самодеятельных органов управления; - отвлечение – как средство отвлечения отдельных личностей и социальных групп от антиобщественных поступков; - сотрудничества – укрепление сотрудничества между спортивными представителями различных стран посредством соревнований, обмена тренерами и спортсменами. Духовные функции: -мировоззренческая, данные функции отражают идеологическая, особенности проявления философская, форм общественного научная, сознания в сфере ФК идейно-политическая, нравственная, правовая, религиозная - творческая – способность принимать решение в экстремальной ситуации, поиск нового нестандартного; - информационная – состоит в культурной связи поколений (накопление, сохранение и передача социального опыта физической культуры); - нормативнаяиоценочная – нормирование общественной потребности в развитии физической способности членов общества (они имеют нормативную и оценочную сторону – эталоны, нормативы); - гедонистическая – выражается в том, что люди, занимаясь физическими упражнениями, получают физическое и духовное удовольствие от этих занятий, испытывая при этом чувство приятного мышечного утомления; - катарсическая (функция «очищения») состоит в том, что с помощью средств физической культуры и спорта снимается излишнее психическое напряжение. После активной двигательной деятельности наступает приятное психическое состояние; - эстетическая – формирование эстетических способностей (относят и к воспитательным). Все функции – материально-производственная, социальная, политическая и духовная – находятся в диалектическом единстве. Будучи органически включенной в образ жизни, физическая культура испытывает влияние его сторон и одновременно влияет на различные сферы жизнедеятельности общества. Таким образом, она выступает как активный фактор, участвующий в физическом развитии человека, формировании его личности и образа жизни. В этом социальная сущность физической культуры. Физическая культура является частью культуры общества в целом, ее специфическим видом. С учетом этого необходимо различать специфические функции и общекультурные. Специфические функции – это те, в которых выражаются особенности, отсутствующие у других сторон культуры. К ним относятся: - специально-образовательные; - прикладные, - развивающие, - спортивные, - рекреативные, - реабилитационные. Специально – образовательные функции выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для формирования фонда двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний; - развивающие функции выражены в расширении функциональных возможностей организма, воспитании физических качеств при регулярных занятиях физическими упражнениями; - прикладные функции выражены при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к труду в качестве фактора профессионально- прикладной физической подготовки; - спортивные функции выражены в области спорта высших достижений. Они заключаются в реализации функциональных физических возможностей человека и достижении максимальных результатов при занятиях спортом, формировании спортивных достижений; - рекреативные функции выражены при использовании средств физической культуры при организации досуга для повышения дееспособности организма; - реабилитационные - для восстановления утраченных функциональных возможностей (использование физической культуры в лечебных целях). Современные исследовательские данные показывают, что гиподинамия охватила все слои населения, в том числе и детей. Ее влияние выразилось в резком росте сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний, в интенсивном увеличении массы тела и других отклонениях. В связи с этим необходимо повысить физическую активность людей. Общекультурные функции присущи как физической культуре, так и другим видам общечеловеческой культуры, они включают социальные, политические и духовные функции. Общепедагогические задачи Важнейшими из них в системе воспитания являются задачи, предусматривающие нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание членов общества, а также задачи по воспитанию воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей личности. Объективное единство физического и духовного развития человека эффективно позволяет решать и эти задачи. ГЛАВА 2. Методические принципы физического воспитания. Дидактические принципы. - формировать устойчивую потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями; - вырабатывать привычку к анализу, самоконтролю и корректировке своих
действий при выполнении упражнений; Принцип наглядности предполагает активное и комплексное использование всех
органов чувств (а не только опору на зрительно воспринимаемую информацию). тв и анализаторы) и комплексное воздействие на функции анализаторов движений. Причем необходимо добиваться воздействия на функции не только внешних (зрительной, слуховой, тактильной), но и внутренних сенсорных систем для саморегуляции движений (проприорецепторы мышц, связок, суставов, рецепторов вестибулярного аппарата). В современной методике используются технические средства сенсорного лидирования (свето- и звуколидеры, позволяющие соблюдать параметры движения) и срочной коррекции (приборы, срочно информирующие о соблюдении заданных параметров движения или отклонения от них), тренажерные устройства (позволяющие “прочувствовать” движение на основе формирования кинестетических ощущений). В результате, благодаря слаженному функционированию сенсорных систем, возникают комплексные, тонко специализированные ощущения движений или условий их выполнения (“чувство” воды, планки, снаряда при метаниях, дистанции в единоборстве и др.). Принцип доступности и индивидуализации означает соблюдение меры между
возможностями занимающихся и объективными трудностями выполнения ФУ Принцип доступности неотделим от принципа индивидуализации: использование средств, методов и форм занятий с учетом функциональных возможностей и морфологических особенностей индивидуума, т.е. следует гибко индивидуализировать процесс физического воспитания. Проблема индивидуализации в системе ФВ решается на основе органического
сочетания 2-х направлений - общеподготовительного (ОФП в средних школах, Принцип систематичности рассматривается в качестве отправных (исходных) установок, регламентирующих системное построение учебно-воспитательного процесса. Бессистемность, неупорядоченность недопустимы, они приводят к резкому снижению эффекта занятий и всего процесса воспитания. (Система - упорядоченная совокупность элементов, представляющая целостный процесс физического воспитания). Специфические принципы. В теории и методике физического воспитания выделен ряд принципов, которые отражают специфические закономерности построения процесса физического воспитания. 1. Непрерывность процесса физического воспитания. 2. Принцип постепенного наращивания функциональных воздействий. Принцип постепенного наращивания функциональных воздействий следует из
теории развития организма. Он гарантирует повышение уровня функциональных
возможностей организма и физической подготовленности, повышенные темпы
развития двигательных способностей. Реально на непривычное воздействие
организм реагирует с избытком (сверхкомпенсация - биологическое явление
организма). Прогрессирующее функциональное воздействие достигается увеличением двигательной активности путем прогрессирующего изменения параметров физического упражнения (увеличения скорости, темпа, мощности, разового объема физической работы), обновления упражнений и условий их выполнения в сторону повышения функциональных требований к их выполнению, возрастания объема и интенсивности нагрузок в серии занятий и этапов физического воспитания. 3. Принцип адаптивной сбалансированност и динамики суммарной нагрузки. Для динамики физических нагрузок в процессе физического воспитания
закономерно не только их увеличение, но и относительная стабилизация, а
иногда и временное снижение уровня. Общую ориентацию на регулирование этих
тенденций дает принцип адаптивного сбалансирования динамики суммарной
нагрузки (регулирование наращивания относительной стабилизации и временного
снижения функциональных воздействий). Следуя ему, нужно выполнять следующие
положения: Соответственно различают: малые - “микроциклы” (недельные и как минимум 2-3
дня), средние циклы - “мезоциклы” (обычно месячные) и большие циклы - - строить систему занятий относительно завершенными циклами, в которых
соблюдается регулярная повторяемость определенных фаз, этапов и периодов
этого процесса; 5. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания
заключается в изменении доминирующей направленности процесса в различных
его стадиях применительно к периодам возрастного физического развития
организма. Это не означает подчинения процесса физического воспитания
возрастным особенностям (плестись “на поводу” возрастных функциональных
изменений свойств организма), а с учетом их вывести организм на более
высокую ступень (оптимизировать возрастную динамику индивидуальных
возможностей и способностей). В дальнейшем наблюдается возрастная стабилизация функциональных
возможностей организма и уменьшение его адаптационных возможностей. 3) реализация специфических принципов (преимущественно в спорте). Специалист физической культуры должен постоянно помнить о взаимосвязи принципов и добиваться соблюдения всех закономерностей процесса физического воспитания в своей педагогической деятельности. ГЛАВА 3. Воспитание физических качеств. Введение. Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития
основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты,
ловкости и координации. Понятие о силе и силовых качествах. Люди всегда стремились быть сильными и всегда уважали силу. Различают максимальную (абсолютную) силу, скоростную силу и силовую
выносливость. Максимальная сила зависит от величины поперечного сечения
мышцы. Скоростная сила определяется скоростью, с которой может быть
выполнено силовое упражнение или силовой прием. А силовая выносливость
определяется по числу повторений силового упражнения до крайней усталости. Уровень силы характеризует определенное морфофункциональное состояние мышечной системы, обеспечивающей двигательную, корсетную, насосную и обменную функции. Необходимо помнить, что между уровнем отдельных мышечных групп связь
относительно слабая и поэтому нормативы силы должны быть комплексными и
относительно простыми при выполнении. Лучшие тесты – это упражнения с
преодолением массы собственного тела, когда учитывается не абсолютная сила,
а относительная, что позволяет сгладить разницу в абсолютной силе,
обусловленную возрастно-половыми и функциональными факторами. Гибкость и методика ее развития. Под гибкостью понимают способность к max по амплитуде движениям в суставах. - от строения суставов;
Кроме перечисленных внутренних факторов на гибкость влияют и внешние
факторы: возраст, пол, телосложение, время суток, утомление, разминка.
Неблагоприятные температурные условия (низкая температура) отрицательно влияют на все разновидности гибкости. Разогревание мышц в подготовительной части учебно-тренировочного занятия перед выполнением основных упражнений повышает подвижность в суставах. Мерилом гибкости является амплитуда движений. Для получения точных данных об амплитуде движений используют методы световой регистрации: киносъемку, циклографию, рентгено-телевизионную съемку и др. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах или в сантиметрах. Средства и методы:
- однофазные и пружинистые (сдвоенные, строенные) наклоны;
максимальной амплитудой).
Общее методическое требование для развития гибкости - обязательный разогрев Взаимное сопротивление мышц, окружающих суставы, имеет охранительный эффект. Именно поэтому воспитание гибкости должно с запасом обеспечивать требуемую мах амплитуду движений и не стремиться к предельно возможной степени. В последнем случае это ведет к травмированию (растяжению суставных связок, привычным вывихам суставов), нарушению правильной осанки.
- для рук;
В младшем школьном возрасте преимущественно используются упражнения в
активном динамическом режиме, в среднем и старшем возрасте - все варианты.
Выносливость.
Ловкость и методы ее воспитания. Под ловкостью подразумевается способность человека к быстрому овладению новыми движениями или к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации. Воспитание ловкости связано с повышением способности к выполнению сложных по координации движений, быстрому переключению от одних двигательных актов к другим и с выработкой умения действовать наиболее целесообразно в соответствии с внезапно изменившимися условиями или задачами (т.е. способность быстро, точно и экономно решать сложную двигательную задачу). Координирующие способности: 1) способность координировать движения при построении действия; 2) способность перестроить их для изменения параметров действия или переключение на другое действие при изменении условий. Ловкость характеризуется координацией и точностью движений. Координация движений - основной компонент ловкости: способность к одновременному и последовательному согласованному сочетанию движений. Она зависит от четкой и соразмерной работой мышц, в которой строго согласованы различные по силе и времени мышечные напряжения. Некоторые авторы определяют координацию движений по-разному, акцентируя внимание на одной из ее сторон. Н.А. Бернштейн, принимая во внимание внешнюю сторону координации движений, определяет ее как преодоление избыточных ступеней свободы движущегося органа, т.е. превращение его в управляемую систему. Звено тела движется по равнодействующей внутренних, внешних и реактивных сил. Центральная нервная система получает от проприорецепторов движущегося органа информацию об отклонении его траектории от “надлежащей” и вносит соответствующие поправки в эффекторный процесс. Данный принцип координирования он назвал принципом сенсорной коррекции. Ведущее место принадлежит ЦНС. Создание сложнейших координаций, необходимых для осуществления трудных задач, происходит за счет высокой пластичности нервных процессов, обусловливающих быстрое переключение с одних реакций на другие и создание новых временных связей (Н.В. Зимкин, 1970). Ловкость в значительной степени зависит от имеющегося двигательного опыта. Владение разнообразными двигательными умениями и навыками положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора. Следовательно, ловкость можно считать проявлением дееспособности функциональных систем управления движением и распределения энергозатрат. К основным факторам, определяющим ловкость, относятся: деятельность ЦНС, богатство динамических стереотипов, степень развития систем, умение управлять мышечным тонусом, полноценность восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Все эти факторы тесно взаимосвязаны. Ловкость может измеряться временем овладения или выполнения двигательного действия (мин, с), координационной сложностью выполняемого действия (оценка элементов в гимнастике из 8,9 и 10 баллов), точностью выполняемого действия (слалом - количество сбитых флажков, акробатика - высота, группировка, градусы в поворотах, устойчивость в приземлении), результатом (прыжки в высоту с шестом- м, см). Средства развития ловкости. Наиболее эффективным средством считают следующие упражнения: гимнастические, акробатические, легкоатлетические, спортивно-игровые, единоборства, горнолыжные. У акробатов и гимнастов высока точность движений, и зависит она от уровня спортивной подготовленности. Эта зависимость проявляется в точности оценки пространственно-временных интервалов и дозирования мышечных усилий. Гимнастические и акробатические упражнения развивают анализаторные системы, повышают вестибулярную устойчивость (особенно ТСО: лопинг, качели, батут, гимнастическое колесо),улучшают координационные возможности занимающихся. Специально подобранные ОРУ на согласование и точность движений особенно эффективны для воспитания координации движений рук. Тройной прыжок, прыжки с шестом, в длину и высоту способствуют развитию прежде всего координации движений занимающихся. Наиболее эффективным и доступным средством воспитания ловкости у занимающихся являются подвижные и спортивные игры. Они развивают координацию, точность и соразмерность движений, анализаторные системы. В спортивно-игровых упражнениях приобретаются навыки быстрых и эффективных движений в неожиданно сложившейся ситуации. Упражнения в единоборствах развивают ловкость. Бокс, борьба, фехтование развивают точность и быстроту реакции. Они формируют такие тонкие ощущения, как “чувство дистанции”, “чувство времени”, расширяя тем самым двигательные возможности человека. Варьирование тактических условий в спортивных играх и единоборствах способствует своевременной перестройке двигательной деятельности. Скоростные спуски, слалом выполняются в непрерывно меняющихся условиях и также способствуют развитию ловкости. Методика воспитания ловкости. Общими методическими требованиями в процессе обучения является “новизна” упражнений и постепенное повышение их координационной сложности. Для развития ловкости можно использовать любые новые упражнения или изученные упражнения с элементами новизны. Это обучение новому должно осуществляться постоянно. Простое повторение изученных упражнений не ведет к развитию ловкости, а длительные перерывы приводят к потере способности обучаться (при длительных перерывах мастера спорта проигрывают I-разрядникам по времени освоения нового элемента). Автоматизация динамического стереотипа аналогична, в известной степени, скоростному барьеру и не способствует развитию ловкости. Постепенное повышение координационной трудности упражнения может заключаться в повышении требований: 1) к точности движений; 2) к их взаимной согласованности; 3) к внезапности изменения обстановки. Методические приемы, с помощью которых реализуются общие методические положения: - выполнение I раз показанных комплексов ОРУ или несложных гимнастических и акробатических элементов; - выполнение упражнений оригинальным (необычным) способом (выполнение подъема не силой, а махом; преодоление препятствий нетрадиционным способом); - зеркальное выполнение упражнения (соскок в “чужую” сторону, метание или прыжок “чужой” ногой или толчок “чужой” рукой); - применение необычных исходных положений (прыжки или бег спиной вперед). Приемы необычных двигательных заданий развивают способность быстро обучаться новым движениям, т.е. “тренируют тренированность ЦНС”; - изменение скорости или темпа движений; - изменение пространственных границ (увеличение размеров препятствий или высоты снаряда, уменьшение площадок для игры); - введение дополнительных движений (опорный прыжок с последующим кувырком или поворотом в воздухе); - изменение последовательности выполняемых движений (элементов в комбинации); - комплексирование видов деятельности (ходьба и прыжки, бег и ловля); - выполнение движений без зрительного анализатора. Данные методические приемы повышают координационную сложность упражнений. Координация движений зависит от точности движений, устойчивости вестибулярного аппарата, умения расслаблять мышцы. Точность и соразмерность движений - это способность выполнять их в максимальном соответствии с требуемой формой и содержанием. Они предполагают наличие не только точно согласованной мышечной деятельности, но и тонких кинестезических, зрительных ощущений и хорошей двигательной памяти. Соответствие пространственных параметров действия заданному эталону достигается взаимосвязью пространственной, временной и динамической точности движений в различных двигательных действиях. Воспитание точности обеспечивается систематическим развивающим воздействием на восприятие и анализ пространственных условий, а одновременно и на управление пространственными параметрами движений. Рекомендуемые методические приемы и подходы: - ОРУ на точность движений по командам; - разметка дистанции, постановка дополнительных ориентиров в прыжках или соскоках; - метание по цели (на указанное расстояние, в корзину, по мишени); - прыжки и соскоки на точность приземления (0,5 х 0,5 м); - бег с различной величиной и частотой шага; - сочетание контрастных заданий (метание на разные расстояния или предметов разного веса на одно расстояние, удары по воротам с 10 и 20 м); - улучшение пространственных дифференцировок путем перехода к близким заданиям; - ограничение или временное исключение зрительного самоконтроля при выполнении двигательного действия. Использование сенсорного метода срочной информации о параметрах движений позволяет спортсмену и тренеру сразу внести коррективы в движения, тем самым способствуют развитию ловкости. Приборная коррекция дает точные количественные коррективы: словесная коррекция тренера вносит обобщенные уточнения в движения (рано, поздно, меньше, больше и т.д.). Воспитанию способностей к точной пространственной ориентировке способствует и самоконтроль спортсмена. Для этого используются наглядные ориентиры (рисунки, предметы, разметка инвентаря); они указывают направление и граничные точки амплитуды. Способность сохранять равновесие в статических и динамических упражнениях является фактором, содействующим качественному выполнению упражнения и развитию ловкости. Для воспитания способности к поддержанию равновесия используют методические приемы, затрудняющие сохранение равновесия: -уменьшение опоры; - использование высокой и качающейся опоры; - увеличение времени сохранения позы; - самостоятельная кратковременная потеря равновесия с последующим восстановлением позы; - использование противодействия; - временное исключение зрительного самоконтроля. Другое направление – совершенствование функций вестибулярного аппарата: - круговые движения головой; - вращение на стуле или в упоре присев; - ускорения прямолинейные и угловые (серии кувырков, ТСО - качели и др.); - парные и групповые упражнения в равновесии; - прыжки с поворотом на определенное количество градусов. Они особенно эффективны для детей и лиц с ослабленной функцией равновесия. Умение управлять мышечным тонусом также влияет на проявление ловкости, т.к. любое движение есть результат напряжения и расслабления мышц. На этапе начального обучения наблюдается координационная мышечная напряженность, т.е. замедленный переход мышц от напряжения к расслаблению. Внешне движения скованы, неловки. Для устранения ее применяют: - многократное выполнение упражнений в медленном темпе; - снижение эмоционального возбуждения (устранение соревновательной обстановки и др.); - контроль за мимикой лица (напряженность обычно и выражается в мимике, рекомендуется улыбаться); - чередование напряжения и расслабления мышц (метод контрастных заданий). Причиной координационной напряженности при выполнении освоенных упражнений может быть стрессовая ситуация, повышенная ответственность, непривычные условия. Устранить ее можно, применяя приемы психической саморегуляции, выполняя упражнения в состоянии утомления. Повышенная мышечная напряженность в состоянии покоя (тоническая напряженность) снижается при выполнении упражнений на расслабление в виде свободных движений конечностями и туловищем в интервалы отдыха, упражнений на растягивание, приемами массажа, плаванием и сауной. Особенности биологического развития ловкости у детей школьного возраста. Наиболее благоприятные условия для развития и воспитания ловкости создаются в младшем школьном возрасте, когда происходит наибольший прирост координационных способностей. Занятия целесообразно ориентировать на развитие пространственных и силовых характеристик движений (умение различать длину и частоту шага, прыжка, дальность броска). Дети легко схватывают технику довольно координационно сложных упражнений. В младшем и среднем школьном возрасте развивается способность поддерживать равновесие тела. В среднем школьном возрасте необходимо совершенствовать пространственную ориентировку, развивать ритмические способности. Точности движений и глазомеру содействует метание по цели, на разные расстояния, метание на указанное расстояние разных предметов, корректировка положений рук в ОРУ. В период полового созревания приостанавливается рост координационных способностей. В старшем школьном возрасте ловкость и координационные способности преимущественно развиваются при изменении условий выполнения изученных упражнений. Ловкость следует развивать в начале основной части занятий на “свежем” фоне ЦНС и четких мышечных ощущений. ГЛАВА 4. Построение и структура учебно-тренировачного занятия. Характерные черты и разновидности уроков физической культуры. Основной, педагогически упорядоченной формой построения занятий физическими
упражнениями является урок физической культуры, проводимый в школах,
профессионально-технических училищах, специальных средних и высших учебных
заведениях. Урок имеет ярко выраженную образовательно-воспитательную
направленность. Каждый урок носит самостоятельный характер. В то же время
он является органическим составным элементом системы взаимосвязанных
занятий и поэтому тесно связан с предыдущими и последующими уроками. Учитель является ведущей фигурой в педагогической системе воздействия на
учащихся. Он организует урок, обучает занимающихся, оптимизирует их
деятельность. В процессе урока контролируется процесс обучения и
функциональное состояние учеников, поддерживается обратная связь. В младших
и средних классах урок ведет один учитель физической культуры, в старших,
как правило, два.
- дидактическую направленность, обусловленную решением образовательных
задач; - строгую регламентацию деятельности занимающихся и дозирование нагрузки; - квалифицированная помощь учителя; 5) воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; 6) содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности. Следует отметить, что большинство задач в период школьного обучения решаются “спиралевидно” (концентрически), т.е. периодически ставятся аналогичные задачи, но на более высоком уровне физической подготовленности учеников (формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств), с постепенным усложнением требований. По преимущественной направленности образовательных задач различают учебные
уроки (изучение нового учебного материала), тренировочные уроки Учебные уроки изучения нового материала. Основное внимание обращается на
правильное выполнение и предупреждение ошибок. Сообщаются теоретические
сведения. Обнаруженные ошибки сразу же исправляются на занятии. Обязательно
обеспечивается страховка, детей приучают к взаимопомощи. Этот тип урока
отличается низким объемом двигательной деятельности в основной части Тренировочные уроки совершенствования изученного. На таких уроках больше
используется групповой способ организации деятельности учащихся. Происходит
глубокое изучение техники, упражнения выполняются в усложненных условиях. Контрольные уроки проводятся с целью определения результатов обучения по
теме или разделу, а также для текущего или итогового тестирования по
определению уровня развития физических качеств. Наилучший эмоциональный фон
достигается при проведении уроков по типу соревнований с соответствующими
атрибутами. Уроки также разделяют по содержанию основной части на 2 группы: 1) предметные (тематические уроки); Комплексные уроки включают в основную часть физические упражнения из разных разделов программы. Комплексное содержание занятия определяет наличие частей урока, отличающихся не только содержанием, но и внутренней структурой. Подбор упражнений должен носить не формальный характер, а отвечать определенным правилам. Так, между упражнениями должна существовать преемственность; определенный раздел, обычно, является стержневым материалом. Комплексные уроки более трудны по организации, но и более эмоциональны, вызывают живой интерес учащихся. Данный тип урока разносторонне воздействует на учащихся. Структура урока физической культуры. Урочные формы занятий имеют наиболее четкую структуру из всех форм занятий. 1) последовательность включения учащихся в познавательную деятельность; 2) постепенное достижение необходимого уровня физической работоспособности; 3) последовательное решение намеченных на данный урок образовательных и
воспитательных задач; Это и обусловливает деление урока на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Структура урока не ограничивается трехкомпонентным построением, она характеризуется и определенным построением каждой из составляющих ее частей. Продолжительность урока - 45 мин., могут проводиться и сдвоенные уроки, например, по лыжной подготовке. Подготовительная часть урока направлена на достижение оптимальной
оперативной подготовки организма учащихся к деятельности в основной его
части. Существенными факторами, определяющими содержание и параметры
подготовительной части являются: В подготовительной части происходит организация учеников, их
психологический настрой на сознательное и активное выполнение упражнений,
функциональная подготовка организма к более высоким нагрузкам основной
части. Подготовительная часть может носить не только вспомогательный
характер, но и решать образовательные задачи (т.е. иметь самостоятельное
значение): изучение строевых упражнений, развитие силы при выполнении
общеразвивающих упражнений с предметами и др. Продолжительность
подготовительной части - 8-15 мин. (I кл.- до 25 мин.). Компоненты
структуры: - упражнения в ходьбе (в том числе фигурная маршировка на гимнастике, танцевальные шаги, строевые упражнения в движении); - бег различными способами и передвижение прыжками. Следовательно, разминка может носить общий характер или состоять из 2-х
частей при занятии тренировочного характера, как и при занятиях спортом. - формирование двигательных умений и навыков, приобретение знаний по
выполнению программных физических упражнений; Различают 2 типа структуры основной части урока: Подбор физических упражнений при комплексном уроке должен оказывать
разностороннее воздействие на организм; последовательность их выполнения
должна основываться на положительном переносе (исключить отрицательный
перенос: легкая атлетика - гимнастика, сальто вперед-назад или прыжок в
длину - в высоту). Количество повторений выполнения упражнений зависит от индивидуальных
особенностей учащихся, материальной оснащенности урока, методов организации
и управления учащимися. Каждое упражнение должно выполняться не менее 4-6
раз. Комплексирование учебного материала значительно повышает эмоциональный фон, проведение их более сложно, чем тематических уроков. Повышает интерес к занятиям проведение эстафет, использование тренажеров, у девушек - ритмической гимнастики, элементов художественной гимнастики. Заключительная часть урока имеет восстановительную направленность. Активный
отдых, переключение на другую деятельность, не вызывающую утомление,
обеспечивает снижение функциональной активности занимающихся. Учитель подводит итоги урока, оценивает дисциплину, дает домашнее задание. Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке.
Фронтальный метод - одно задание выполняют все одновременно. Так проводятся
подготовительная и заключительная части, могут проводиться и фрагменты в
основной части занятия. В младших классах этот прием применяется чаще, т.к.
в основной части выполняются простые, знакомые действия или подвижные игры,
эстафеты. Групповой метод - разные задания выполняются в отделениях (группах) с
помощью физкультурного актива. Эти методы могут сочетаться с дополнительными заданиями - “параллельная
тренировка”. Могут даваться: Этот метод используется в отдельных элементах урока при обучении на снаряде “Круговой”, или циклический, способ объединения компонентов урока - круговая тренировка - направлен на комплексное развитие физических качеств с одновременным совершенствованием двигательных навыков. Предполагается повторное прохождение мест занятий в основной части урока. Круговая тренировка применяется с 4-5 класса. Намечаются 5-10 рабочих точек
внутри зала (по кругу, квадрату). На каждой точке дозируются упражнения (по
возможности индивидуально: 1/4, 1/3, 1/2 максимального повторения
упражнений в спокойном темпе). ФУ выполняются одновременно по команде учителя. Смена рабочих мест проводится также по его команде. Варианты проведения круговой тренировки: - выполнение дозировки с постепенным увеличением количества кругов; - максимальное повторение упражнений за 30 с, интервалы отдыха -30-45 с
между точками; Особенности самодеятельных форм занятий. По мере распространения физкультурного движения в России, внедрения
физической культуры в повседневный быт людей все большее признание получают
дополнительные (внеурочные) формы занятий физическими упражнениями. Самодеятельные тренировочные занятия подобны урочным и носят не столько спортивно-тренировочный характер, сколько характер общефизической подготовки или избирательно-кондиционной тренировки. В большинстве они однопредметные: быстрая ходьба - “спидоукинг”, бег трусцой - “джоггинг”, аэробно-ритмическая и атлетическая гимнастика. Самостоятельные тренировочные занятия могут быть и многопредметными - комплексное сочетание упражнений из разных видов спорта, многоборье ГТО. Целесообразно заниматься ими 3-4 раза в неделю по I часу. На определенном возрастном этапе (после завершения базового курса физического воспитания) они могут стать основным фактором поддержания и совершенствования определенной физической кондиции индивидуума. Выбор предмета занятий зачастую может определяться модой (конъюнктурой): аэробика, ушу, йога и др. В обоих случаях задача специалистов ФК - пропаганда всеобщего физкультурного образования среди населения и понимание невозможности достижения всестороннего физического развития и полноценного здоровья одним средством физического воспитания; формирование правильных индивидуальных интересов. Качество и эффективность таких самостоятельных занятий в значительной степени обусловлены уровнем физкультурной образованности занимающихся. Физкультурно-рекреативные формы занятий характеризуются умеренными физическими нагрузками и активным отдыхом занимающихся. Эти формы ценятся своим восстановительным и оздоровительным эффектом. Подвижные перемены, подвижные игры, игры по свободному регламенту, прогулки, туристские походы в выходные дни и в отпускное время рассчитаны на личный интерес; их только условно можно считать занятиями. Данные формы структурно менее регламентированы, поведение занимающихся более самостоятельно и акцентировано на интересный отдых. Малые формы занятий отличаются ограниченностью их содержания и кратковременностью. Посредством их решаются обычно задачи по оптимизации текущего состояния организма: тонизации и ускорению врабатывания в процесс основной деятельности, профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние организма. Содержание малых форм занятий - сеансы или серии упражнений, выполняемые в течение нескольких минут. Методика проведения малых форм занятий обусловлена конкретной направленностью отдельных занятий и их местом в общем режиме индивида. Утренняя гигиеническая зарядка тонизирует организм, она ориентирована на постепенную общую активизацию его функций, тем самым ускоряет переход от состояния продолжительного отдыха к повседневной жизнедеятельности. Могут параллельно решаться задачи формирования правильной осанки, в отдельных случаях и поддержание общей тренированности. Ее продолжительность - 10-15 минут (до 30 мин. при тренировочной направленности). Вводная гимнастика на производстве ускоряет врабатывание индивида. Физкультпаузы и физкультминутки используются в качестве факторов активного
отдыха для сохранения оперативной работоспособности в процессе трудовой
деятельности. Переключение на другие двигательные действия и неработающие
группы мышц способствует восстановлению психических функций (внимания,
реакции, РДО, памяти). Физкультпаузы выполняются 5-7 минут через 2-3 часа
работы и за 2-2,5 часа до ее окончания. Физкультминутки выполняются в
течение 1-2 минут через каждые I-I,5 часа работы и по необходимости. Микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера вносят парциальный тренировочный эффект в процесс бытовых действий. Выполняются непродолжительное время (силовые упражнения на растягивание , многоскок со скакалкой, бег по лестнице). Они оказывают преимущественно локальные воздействия. Список литературы. 1. Ильин В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. — М.,1978. 2. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. — М., 1983. 3. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. — М., 1983. 4. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. — М., 1980. 5. Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. — Краснодар, 2001 6. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение; Владос, 1995. 7. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: ФиС, 1991. 8. Теоретическая подготовка юных спортсменов/Под ред. Ю.Ф.Буйлина, Ю.Ф.Курамшина.- М.: Физкультура и спорт,1981
|
|