| |||
Реферат: Психология труда: рефлексология В.М. БехтереваСодержание 1. Краткая биография В.М. Бехтерева 2 Краткая биография В.М. Бехтерева Владимир Михайлович Бехтерев родился 20 января 1857 года в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. В августе 1867 года мальчик начал занятия в Вятской гимназии. После окончания семи классов гимназии в 1873 году Бехтерев поступил в Медико- хирургическую академию. Он решил посвятить себя невропатологии и психиатрии. В 1879 году Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. 4 апреля 1881 года Бехтерев успешно защитил диссертацию на степень доктора медицины. Бехтереву присвоили ученое звание приват-доцента и допустили к чтению лекций по диагностике нервных болезней студентам пятого курса. В марте 1884 года его зачислили в клинику душевных болезней. За статью "О вынужденных и насильственных движениях при разрушении
некоторых частей центральной нервной системы", написанную в 1883 году, В декабре 1884 года Бехтерев, находясь в Лейпциге, получил официальное приглашение занять кафедру в Казани. Бехтерев обращал внимание на то, что нервные болезни нередко сопровождаются психическими расстройствами, а при душевных заболеваниях возможны и признаки органического поражения центральной нервной системы. Наиболее известная его статья "Одеревенелость позвоночника с
искривлением его как особая форма заболевания", опубликованная в столичном
журнале "Врач". Описанное в этой статье заболевание в настоящее время
известно как анкилозирующий спондилит, или болезнь Бехтерева. Многие
впервые выявленные ученым неврологические симптомы, а также ряд
оригинальных клинических наблюдений нашли отражение в двухтомной книге С 1893 года Казанское неврологическое общество стало регулярно издавать
свой печатный орган - журнал "Неврологический вестник", который выходил до Весной 1893 года Бехтерев получил от начальника Петербургской Военно- медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней. Бехтерев прибыл в Петербург и начал создавать первую в России нейрохирургическую операционную. В лабораториях клиники Бехтерев вместе со своими сотрудниками и учениками продолжал многочисленные исследования по морфологии и физиологии нервной системы. Это позволяло ему пополнить материалы по нейроморфологии и приступить к работе над фундаментальным семитомным трудом "Основы учения о функциях мозга". В 1894 году Владимир Михайлович был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в 1895 году - членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. В ноябре 1900 года двухтомник "Проводящие пути спинного и головного
мозга" был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика В 1902 году он опубликовал книгу "Психика и жизнь". К тому времени После завершения работы над семью томами "Основы учения о функциях
мозга" особое внимание Бехтерева как ученого стали привлекать проблемы
психологии. Исходя из того, что психическая деятельность возникает в
результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на
достижения физиологии, и, прежде всего, на учение о сочетательных В мае 1918 году Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об
организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре Бехтерев умер 24 декабря 1927 года. Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927), российский невролог, психиатр
и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии,
физиологии и патологии нервной системы. Исследования лечебного применения
гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению
ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на
основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и
психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и
руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Бехтерев Владимир Михайлович - ординарный профессор по кафедре душевных
болезней в казанском университете, род. 20 января. 1857 г., образование
получил в вятской гимназии и с. - петербургской медико-хирургической
академии. По окончании курса (1878), Бехтерев посвятил себя изучению
душевных и нервных болезней, и для этой, цели работал при клинике проф. И. 2. Рефлексология - словарное понятие Рефлексология (от лат. reflexus - отраженный и греч. - logos - учение) 3. Теория В.М.Бехтерева о рефлексологии В 1893 году начинается новый этап в научной деятельности Бехтерева. Петербургский этап творчества Бехтерева характеризуется определенной
стадиональностью, общее их направление составляет переход от
объективного экспериментального изучения психики к рефлексологии,
отказывающейся от исследования психических явлений и акцентирующей
внимание лишь на их внешних проявлениях. Содержание
рефлексологических идей Бехтерева отражена в «Объективной психологии» В работе «Объективная психология» обоснуется перспективность
объективного метода изучения психологии, рефлекторный процесс
рассматривается как конкретное выражение и способ его реализации. В более поздних из перечисленных работ происходит уже полный отказ от
психологии, психических явлений, системы ее категорий и понятий. Таким образом, от утверждения идеи объективного изучения психики В целом, в творчестве В.М. Бехтерева отразилось кризисное состояние психологической науки на рубеже 19-20 веков. Отсутствовала разработанная научная методология психологии. Создавая новую объективную парадигму, Бехтерев мог реально опереться лишь на стихийно-материалистические предвытекающие из всей логики развития естественнонаучных взглядов ученого. Они не обеспечивали понимания психики в ее собственном бытии, предметно-смысловом содержании как отраженной реальности, образа объективного мира. Человек оставался в понимании Бехтерева лишь природным существом, характер его отношений с миром, с социальной действительностью сводился к пассивному реагированию на внешние воздействия. Но эти ошибочные подходы к исследованию психики не означают огульного отрицания всего, что было получено в области рефлексологии и, прежде всего, глубоко обоснованной идеи объективного исследования психики, а также получивших дальнейшее развитие положений, касающихся комплексного системного изучения человека. Бехтерев считал, что психология – это наука о психической жизни вообще в широком смысле этого слова и поэтому она должна включать в свой состав такие области, как общая психология, индивидуальная психология, зоопсихология, общественная психология, патопсихология, военная психология, генетическая психология, история психологии. Рефлексология, в его понимании, выступала именно как система научных дисциплин, тесно связанная с другими областями науки – естествознанием и обществознанием. Принципиальное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался
анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь
поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об
объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, он явился одним из
основателей нового направления психологического исследования – социальной С именем Бехтерева связано становление отечественной психологии труда; под его непосредственным руководством развивается генетическая психология, центром которой становится Педагогический институт, созданный в 1922 году. В организационном плане рефлексологический период характеризуется попыткой Бехтерева реально организационно воплотить идею комплексности в форме создания Психоневрологического института, а затем Института мозга и психической деятельности. Являясь мозговым центром, институт был связан с другими учреждениями, входящими в Психоневрологическую академию и возглавляемыми В.М. Бехтеревым. Можно с полным основанием считать, что Институт человека у нас реально существовал, и что накопленный в его стенах опыт организации комплексных исследований личности требует самого серьезного осмысления. Научная многогранность и разносторонность сочетались у Бехтерева с высочайшей научно – организационной и общественной активностью. Бехтерев был организатором ряда крупных учреждений и обществ, ответственным редактором многих журналов: «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» и другие. Отвергая понятие души в своей концепции, Бехтерев всегда
апеллировал к ней на практике, сам являлся образцом высочайшей
духовности. В.М. Бехтерев писал как-то, что личности, которые Идеи, сходные с Павловскими, развивал в книге "Объективная психология" Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее, не отвергал сознание, включая, в отличие от бихевиоризма, и его в предмет психологии. Признавал он и субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение. Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, не заменяют, но дополняют данные, получаемые при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении. В принципе, говоря о связи между рефлексологией и психологией, можно провести аналогию о соотношении между механикой и физикой, так как известно, что все многообразные физические процессы можно в принципе свести к явлениям механического движения частиц. Аналогичным образом можно допустить, что все психологические процессы сводятся, в конечном счете, к различным типам рефлексов. Но если из общих понятий о материальной точке нельзя извлечь свойства реальной материи, то невозможно и вычислить логически конкретное многообразие изучаемых психологией фактов только из формул и законов теории рефлексов. В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в принципе не может заменить психологию, и последние работы его Психоневрологического института, в частности исследования В.Н.Осиновой, Н.М. Щелованова, В.Н.Мясищева, постепенно выходят за рамки рефлексологического подхода. Говоря о значении рефлексологии, Бехтерев подчеркивал, что научно
объясняющая функция, содержащаяся в понятии рефлекса, основана на
предпосылках механической и биологической причинности. Принцип механической
причинности, с его точки зрения, опирается на закон сохранения энергии. Однако Бехтерев не ограничивался теорией энергетизма, связывая рефлекс и с биологией, с точки зрения которой жизнь есть сумма сложных физиологических процессов, обусловленных взаимодействием организма со средой и приспособлением к среде. С этой точки зрения, рефлекс есть способ установления некоторого относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. Таким образом появляется одно из основных положений Бехтерева о том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды. Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов. В своей книге "Основы общей рефлексологии" (1923) он доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность, и, таким образом, именно социальная среда является источником развития человека. Наследственность же задает лишь тип реакции, но сами реакции воспитываются обществом. Доказательством такой пластичности, гибкости нервной системы, ее зависимости от окружающей среды являлись, по мнению Бехтерева, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста. В Психоневрологическом институте Бехтерева был заложен опыт строго
объективного исследования ребенка – его поведения, мимики, речи. Наибольшее значение имели разработанные Бехтеревым рефлексологические методы изучения младенцев. Первая попытка такого исследования была осуществлена им в 1908 году, им же был разработан и обоснован метод генетического рефлексологического исследования, который он считал одним из важнейших достижений своей школы. Изучая психику младенцев, Н.М. Щелованов и его сотрудники получили
важнейшие факты, которые дали возможность установить этапы развития детей
младенческого возраста и разработать методы диагностики этого развития. Большой интерес представляли и проводившиеся в Педологическом институте Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX века, которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Созданный им Педологический институт Бехтерев рассматривал как центр по изучению личности, которая является основой воспитания. Как ни были разносторонни интересы Бехтерева, он всегда подчеркивал, что все они концентрировались вокруг одной цели – изучить человека и суметь его воспитать. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид- это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и исследования структуры личности, в которой Бехтерев выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части. Интересно, что, как и Фрейд, он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение. Исследуя отклоняющееся поведение, он исходил из ограниченности тех способов коррекции, которые во главу угла ставили положительное подкрепление желательного поведения и отрицательное – нежелательного. Он полагал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от нежелательного поведения можно, создав более сильный мотив, который вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение. Таким образом, Бехтерев во многом предвосхитил идеи о роли сублимации и канализации энергии в социально приемлемом русле, разрабатываемые психоанализом. Бехтерев отстаивал очень важную мысль о том, что во взаимоотношениях
коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не
коллектив. Из этой позиции он исходил, исследуя коллективную
соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы. Он выделил
людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной
деятельности, изучая, что происходит с личностью, когда она становится
участником коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности
отличается от реакции отдельно взятой личности. В своих экспериментах,
посвященных влиянию внушения на деятельность человека, Бехтерев впервые
обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только
через несколько лет стали изучаться в западной психологии. Доказывая, что
развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем
подчеркивал: влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив
нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды.
История развитая социальной психологии в СССР освещалась в
многочисленных публикациях, в частности, в учебных пособиях, посвященных
систематическому изложению основных проблем данной научной дисциплины Разные варианты написания истории социальной психологии отличаются друг
от друга, как известно, различным обозначением ее места в системе научного
знания: то как части социологии, то как части психологии, то как точки
пересечения этих двух дисциплин (Андреева, 1996-а). Характерно, что в одной
из последних американских работ прямо говорится о наличии "двух (а иногда
трех) социальных психологий" (Социальная психология: саморефлексия..., В дореволюционной России социальной психологии как самостоятельной дисциплины просто не существовало, и ее проблематика разрабатывалась во всем комплексе общественных наук. (Напомним, что самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначен лишь с 1908 г. - с момента одновременного выхода книг В. Макдуголла "Введение в социальную психологию" в Европе и Э.Росса "Социальная психология" в Америке.) После революции 1917 г. ситуация радикально изменилась и на протяжении длительного времени эта область знания в СССР развивалась в русле психологической традиции, что делает понятным тот акцент, который присутствует в изложении истории социальной психологии в нашей стране: тщательная проработка вопросов о ее границах с общей психологией, об адаптации общеметодологических принципов не столько социологического, сколько психологического знания. Вместе с тем проблематика, позже вошедшая в предмет социальной психологии как таковой, на ранних этапах разрабатывалась преимущественно в социологической традиции, в частности, в некоторых конкретных разделах социологии, а также при создании самых общих представлений о ее предмете, круге ее проблем, понятийном аппарате. Специфика российской социальной психологии, по- видимому, в том, что многие ее проблемы оказывались вкрапленными в идейные построения различных общественных движений и принимались на вооружение разными общественными силами. Отчасти именно поэтому возник феномен своеобразного "ангажирования" социальной психологии идеологией. Термин "коллективная (социальная) психология" был предложен в В рамках социологической традиции социальная психология и ее отдельные
проблемы обсуждались в трудах правоведа Л.И. Петражицкого - основателя
психологической школы права, с точки зрения которой "истинными мотивами,
двигателями человеческого поведения" являются эмоции, а социально-
исторические образования есть лишь их проекции - "эмоциональные фантазмы" Как уже отмечалось, наряду с обозначением коллективной психологии в
ряду академических дисциплин ее вопросы начинают активно разрабатываться и
в публицистике в связи с идейной борьбой тех лет. В данном случае
необходимо, прежде всего, упомянуть имя Н.К.Михайловского, чья работа По его мнению, для становления этой области исследования важен анализ механизмов изменения психического состояния и поведения больших социальных групп. Эти и другие рассуждения автор использовал для утверждения определенной общественной и политической позиции, и, возможно, именно это обстоятельство стимулировало в дальнейшем "ангажированность" российской социальной психологии различными задачами политической борьбы. Нельзя полностью отрицать наличие связи нарождающейся социальной
психологии с общественно-политическими течениями современности и внутри В целом же социально-психологические идеи в дореволюционной России развивались преимущественно не в недрах психологии как таковой, а в рамках более широкого спектра общественных дисциплин. Здесь следует искать корни той трансформации в истории социальной психологии, которая произошла после революции 1917 г. Во всей системе общественных наук в России развернулась широкая дискуссия относительно философских предпосылок научного знания. Особенно сложный комплекс проблем, связанных с природой марксистского
обществоведения, возник, естественно, в социологии. Может быть, именно
поэтому более частный вопрос о специфике социальной психологии здесь
практически не обсуждался. Напротив, в психологии эти проблемы оказались в
центре полемики - шла более широкая дискуссия о необходимости
перестраивания психологической науки на основаниях марксистской философии В ходе дискуссии 20-х гг. резко обозначилась тенденция к разработке
новой материалистической науки, основанной на марксистской философии. Эти
поиски не воспринимались однозначно представителями общественности. Особое
место в дискуссии занял Г.И.Челпанов. Не возражая против "соединения"
марксизма с психологией, он акцентировал необходимость разделения
психологии на две части: эмпирическую, выступающую в качестве
естественнонаучной дисциплины, и социальную, базирующуюся на
социокультурной традиции (Дрошевский, 1985). Основания для такого
разделения действительно существовали, и Челпанов, опираясь на труды Поскольку такая точка зрения формально выражала признание права
социальной психологии на самостоятельное существование, но ценой отлучения
от марксистской философии другой части психологии, она встретила
сопротивление психологов, выступающих за полную перестройку всей системы
психологического знания. Возражения Челпанову приняли различные формы. Особое место в дискуссии принадлежало В.М.Бехтереву, выдвинувшему идею Хотя это было по существу определение предмета социальной психологии, сам Бехтерев настаивал на термине "коллективная рефлексология", как он говорил, "вместо обычного употребляемого термина общественной или социальной психологии" (там же, с.23). В концепции В.М.Бехтерева содержалась весьма полезная идея: коллектив
есть нечто целое, в котором возникают новые качества, возможные лишь при
взаимодействии людей. Однако эти взаимодействия трактовались достаточно
механистически: личность объявлялась продуктом общества, но в основу ее
развития были положены биологические особенности и, прежде всего социальные
инстинкты; для объяснения социальных связей личности привлекались законы
неорганического мира (тяготение, сохранение энергии и пр.), хотя сама идея
биологической редукции и подвергалась критике. Тем не менее, заслуга Дискуссия развивалась преимущественно в недрах психологии, но участие в
ней приняли и представители других общественных дисциплин. Из них, прежде
всего, следует назвать М.А. Рейснера, занимавшегося вопросами государства и
права. Следуя призыву видного историка марксизма В.В. Адоратского -
обосновать социальной психологией исторический материализм, - М.А. Рейснер
принимает вызов построить марксистскую социальную психологию. Способ ее
построения - прямое соотнесение физиологического учения И.П.Павлова с
историческим материализмом: социальная психология должна стать наукой о
социальных раздражителях и их соотношениях с действиями человека (Рейснер, Свой вклад в становление социальной психологии со стороны смежных
дисциплин внес и журналист Л.Н. Войтоловский (1925). С его точки зрения,
предмет коллективной психологии - психология масс. Он рассматривает ряд
психологических механизмов, которые реализуются в толпе и обеспечивают
особый тип эмоционального напряжения, возникающего между участниками
массового действия. Метод исследования - анализ отчетов непосредственных
участников, а также наблюдений свидетелей. Публицистический пафос работ В целом же итоги дискуссии оказались для социальной психологии
достаточно драматичными. Несмотря на субъективное желание ее участников
построить марксистскую социальную психологию, эта задача в 20-е гг.
выполнена не была, что в значительной мере обусловлено отсутствием четкости
в понимании предмета данной науки. С одной стороны, она отождествлялась с
учением о социальной детерминации психических процессов; с другой,
предполагалось исследовать особый класс явлений, связанных с коллективом и
порожденных совместной деятельностью людей. В результате лишь первая
трактовка предмета социальной психологии получила права гражданства. Говоря о дискуссии 20-х гг., следует иметь в виду и общий фон развития
социальной психологии в мире. После первой мировой войны эта наука на Сейчас можно точно утверждать, что термин "перерыв" лишь отчасти
характеризует развитие отечественной социальной психологии: перерыв
действительно был, но лишь в "самостоятельном" существовании этой
дисциплины, в то время как отдельные исследования, социально-
психологические по своему предмету, продолжали осуществляться, в частности,
в рамках философии (Г.В.Плеханов), педагогики (Макаренко, 1963; Залужный, Широко известны его гипотезы об опосредованном характере психических функций и о происхождении внутренних психических процессов из деятельности, первоначально "интерпсихической" (Выготский, 1983, с.145). В рамках психологии были и другие, довольно неожиданные, "приближения"
к социально-психологической проблематике. Это, прежде всего разработка
проблем психотехники (И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн, И.Н.Розанов). Разрабатывая проблемы повышения производительности труда,
психологической и физиологической основ трудовой деятельности, психотехники
широко использовали арсенал методических приемов, свойственный социальной
психологии, - тестирование, анкетные опросы и т.д. Довольно близко к
психотехническим исследованиям стояли и работы Центрального Института труда В конце 50-х - начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о
предмете социальной психологии и вообще о ее судьбе в советском обществе. Разброс мнений в дискуссии был связан с участием в ней как психологов, так и социологов. Несмотря на недоказанность многих мнений, новая дискуссия имела огромное значение для дальнейшего существования и развития социальной психологии. Достаточно полный анализ ее содержания (Андреева, 1996-б) приводит к общему выводу: в целом дискуссия положила начало конструированию социальной психологии как относительно самостоятельной дисциплины. На первых порах она приобрела свое место в составе психологическом науки и по целой совокупности причин стала институциализироваться как психологическая дисциплина. Она заняла прочное место в структуре научных международных конгрессов по психологии (начиная с 1963 г.). В 1962 г. в Ленинградском университете открылась первая в стране лаборатория социальной психологии, а в 1968 г. - кафедра с таким же названием (в МГУ такая кафедра была создана в 1972 г.). Обе кафедры возникли на факультетах психологии по той простой причине, что социологических факультетов тогда не было. В то же время были организованы многочисленные социально-психологические лаборатории и центры при психологических учреждениях или непосредственно "в практике", например, на промышленных предприятиях. Более далеким отзвуком этой ситуации явилось и то, что в перечне профессий, по которым ВАК СССР присваивала ученые степени кандидата и доктора наук, социальная психология оставалась в рубрике "психологические специальности", получив номер 19.00.05. Много позже (в 1987 г.) и внутри социологии появилась специальность 19.00.05. Поскольку социальная психология "проходила" по рубрике психологических
дисциплин, ее взаимоотношения с марксизмом строились по иной модели, чем в
социологии. Хотя общий итог дискуссии и заключался вновь в формулировании
задачи построения марксистской социальной психологии, но ее решение
приобретало специфическую форму. Марксистский подход здесь не выступал как
прямой идеологический диктат, но заявлял о себе преимущественно как
некоторый философский принцип, преломленный в общепсихологической теории. Гораздо важнее опосредованное "проникновение" марксизма в социальную
психологию через философские основания общей психологии. Психологическая
теория деятельности, созданная на основе учения Л.С. Выготского о культурно-
исторической детерминации психики и разработанная в трудах С.Л.Рубинштейна, Принятие деятельности как важнейшего методологического принципа в значительной степени обусловило весь "образ" советской социальной психологии. Во-первых, был сделан акцент на исследование не лабораторных, а реальных групп, поскольку лишь в них присутствовали "живые" социальные связи и отношениям во- вторых, определилась логика построения предмета социальной психологии, охватывающего практически все традиционные области этой дисциплины. Ее специфика проявляется лишь в такой трактовке и последовательности изложения этих проблем, которые продиктованы принятием принципа деятельности (Андреева, 1996). Преломленная таким образом марксистская методология не отгораживала
отечественную социальную психологию от мировой традиции развития науки. Таким образом, итогом второго этапа дискуссии о социальной психологии
стало полное признание ее права на существование как особой "маргинальной"
дисциплины (Социальная психология: саморефлексия..., 1995), что уравняло ее
статус у нас с тем, который характерен для всего мирового сообщества.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996-а. /Под ред. В.А. Ядова. М., 1996-б. 1978. 1907-1912. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994. М., 1971. Ю.М.Жукова, // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.3. М., 1983. Эмоциональная психология. СПб., 1908. В.Н. Колбановского и Б.Ф.Поршнева. М., 1965. Ростов-на-Дону, 1925. Ю.А. Шерковина. М., 1975. 1995. |
|