| |||
Реферат: ПсихологияВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Учебное пособие Раздел 1: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА * Возникновение и развитие психологии. Раздел 2: СУЩНОСТЬ И ГЕНЕЗИС ПСИХИКИ * Понятие о психике. Развитие психики в процессе эволюции животного мира. Раздел 3: БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ * Строение нервной системы человека. Раздел 4: ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ * Ощущение. Раздел 5: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ * Эмоции. Раздел 6: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ * Понятие личности в психологии. 1. Темперамент. 2. Характер. 3. Способности. Талант. Гениальность.
Раздел 1: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1. Возникновение и развитие психологии. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования
психики. Взаимодействие всех живых существ с окружающим миром
осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний. Возникнув как раздел философской науки, психология в течение более чем двух тысячелетий была неразрывно связана с ней. В рамках философии было накоплено огромное количество знаний о различных психических процессах и состояниях, исследовались процессы восприятия и познания окружающего мира, эмоциональные процессы, механизмы развития психических явлений, сделаны попытки типологии людей. Биологические основы психического исследовались в медицинской науке. Многие знания о психическом были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках. Накопление знаний о природе и механизмах функционирования психического
шло в двух уровнях: эмпирическом (опытном) и теоретическом и привело во
второй половине 19 века к появлению психологии как самостоятельной науки. С этого времени развитие психологической науки пошло семимильными шагами. Уже в конце 19 века - начале 20 века появилось множество психологических школ, различавшихся подходами в понимании природы психического: функционализм, бихевиоризм, рефлексология, психоанализ, гуманистические школы, гештальт-психология. Наличие большого количества школ подчеркивает сложность задач, стоящих перед психологией и возможность истолкования психических явлений с различных теоретических позиций. Вместе с тем при исследовании тех или иных психических процессов и состояний часто применяется эклектический подход, синтезирующий точки зрения различных школ. 2. Отрасли психологии. Современная психология представляет собой разветвленную систему относительно самостоятельных научных дисциплин, связанных с различными видами человеческой деятельности. Эти дисциплины называются отраслями психологии. Появление множества отраслей связано с накоплением огромного количества научных фактов и необходимостью их более строгой систематизации, а также с особенностями функционирования психики при выполнении различных видов деятельности. Многие из отраслей в свою очередь подразделяются на ряд более специальных дисциплин с более узким предметом исследования. Так, например, медицинская психология, изучающая психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, подразделяется внутри себя на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологией мозга; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия на больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему превентивных мер, препятствующих развитию психопаталогий. Выделяют следующие отрасли психологии: * общая психология - изучает общие закономерности психической деятельности взрослого человека; * возрастная психология - исследует особенности развития психики на
различных возрастных этапах; в свою очередь, психические особенности детей
и школьников различных возрастов изучает отрасль возрастной психологии,
которую называют детской психологией; Появление новых видов деятельности обусловливает возникновение соответствующей отрасли психологии. Так, например, в связи с необходимостью изучения психики людей в условиях космического полета, появилась такая отрасль как космическая психология. 3. Методы психологических исследований. Психология, как и другие науки, использует для сбора научной информации различные методы. Но специфика объекта исследования - психики человека - накладывает свой отпечаток и на возможности использования того или иного метода, и на его результативность. Рассмотрим достоинства и недостатки основных методов психологического исследования. Наблюдение Наблюдение - исторически наиболее древний метод, использующийся практически всеми науками. В психологии нашли применение различные модификации этого метода: самонаблюдение, объективное наблюдение, которое может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, включенным и сторонним, естественным и лабораторным, систематическим и поисковым. Самонаблюдение или "интроспекция" представляет собой изучение
наблюдателем себя, своего внутреннего мира, различных психических реакций. Непосредственное наблюдение предполагает контакт исследователя с объектом наблюдения. При опосредованном наблюдении исследователь знакомится с наблюдаемым
объектом заочно, посредством различных документов, например, дневников,
автобиографий, результатов творчества. Примером может служить анализ З. Прямое наблюдение дает информацию о процессах, доступных качественной и количественной оценке. Косвенное наблюдение используется, когда мы хотим при помощи объективных методов исследовать процессы, не поддающиеся прямому наблюдению, например, степень усталости человека. В этом случае мы можем судить о выраженность этого процесса лишь косвенно, например, по изменению степени концентрации внимания, по количеству совершаемых ошибок. При включенном наблюдении исследователь становиться частью наблюдаемого коллектива. При стороннем наблюдении исследователь в контакт с наблюдаемой ситуацией не входит. Естественное наблюдение происходит в обычных условиях, а лабораторное Систематическое наблюдение предполагает изучение определенного аспекта поведения, изучению которого посвящено это исследование. Поисковое наблюдение не подчинено определенной цели, но часто меняет всю картину исследования, если исходная гипотеза была неверна. Достоинства наблюдения очевидны, но возможны и различные ошибки в оценке наблюдаемых фактов, связанные с различными эффектами, известными психологии, например, эффектом ореола и эффектом Пигмалиона. Эффект Пигмалиона заключается в том, что выдвигая исходную гипотезу, исследователь стремится потом непроизвольно истолковывать наблюдаемые факты в ее пользу. Эффект ореола, или гала-эффект, приводит к неправомерному обобщению конкретных впечатлений исследователя и перенесения оценок с одной ситуации на другую. Кроме этого, наблюдатель может истолковывать психические факты с точки зрения основных положений той психологической школы, которой он принадлежит или он может быть подвержен различного рода предрассудкам, касающихся, например способностей женщин к тем или иным видам деятельности (так называемый сексизм) или касающейся зависимости особенностей функционирования психики от принадлежности к той или расе, национальности, социокультурной группе и т.д. Эксперимент Экспериментом называют метод, при котором исследователь сам вызывает исследуемое явление. Чаще всего при проведении эксперимента испытуемых произвольно или по каким-то признакам делят на две группы - экспериментальную, для которой создают измененные условия деятельности, и контрольную, которая таким изменениям не подвергается. Эти предосторожности необходимы для уверенности в том, что наблюдаемые проявления психики связаны с измененными условиями, а не с какими-то другими факторами. В современной психологии эксперимент является основным методом исследования, что не означает, что его применение абсолютно надежно. С использованием в практике эксперимента связаны искажения, называемые эффектами Розенталя, Хоторна. Эффект Розенталя связывают с ожиданиями экспериментатора. Когда
экспериментатор глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то он
невольно передает свои ожидания испытуемым различными невербальными Эффект Хоторна возникает, если испытуемым известна исходная гипотеза. Анкетирование и тесты Для получения больших объемов информации используют анкетирование, которое является модификацией другого метода - беседы. При анкетировании испытуемым предлагают тщательно разработанный опросник. Исследователь затем по ответам судит о наличии или отсутствии тех или иных психических свойств. Тесты позволяют количественно измерить различные характеристики психики: например, интеллект, внимание, мыслительные операции, память, а также различные психические состояния, например тревогу, фрустрацию, депрессию. Наряду с вербальными тестами применяют различные невербальные тесты, например, рисуночный тест Розенцвейга, направленный на изучение реакций индивида в ответ на травмирующую ситуацию. Проективные методики Проективные методики основываются на способности индивидов приписывать свои собственные состояния и качества предъявляемым объектам. Наиболее известна методика чернильных пятен Роршаха, при проведении которой испытуемым предъявляют карточки со стандартными чернильными кляксами различных цветов и по тому, что они видят в них, оценивается реалистичность восприятия, уровень тревоги, эмоциональное состояние. При проведении других проективных методик испытуемым предлагают нарисовать дом, дерево, человека, несуществующее животное и по особенностям рисунка судят о состоянии психики индивидов. Также существуют вербальные проективные методики, например, методика Раздел 2: СУЩНОСТЬ И ГЕНЕЗИС ПСИХИКИ. 1. Понятие о психике. Развитие психики в процессе эволюции животного мира. Психика человека представляет собой результат эволюционного развития. В развитии психики выделяют ряд этапов. Первый этап называется стадией элементарной сенсорной психики Второй этап называется стадией перцептивной психики (перцепция Третий этап называется стадией интеллекта. На этой стадии находятся
приматы (человекообразные обезьяны) и, возможно, дельфины. Развитие
нервной системы таких животных обеспечивает им возможность установления
мысленных связей между различными объектами действительности и, как
следствие, приводит к делению деятельности, прежде слитой в один процесс,
на две фазы - фазу подготовления (на этой фазе животные изменяют ситуацию,
чтобы получить желаемое, а не просто пользуются теми условиями, которые
предоставляет им природа) и фазу осуществления (получение желаемого). Четвертый этап развития психики - сознание человека. 2. Сознание человека. Сознание человека представляет собой высшую стадию развития психики. Сознание и бессознательное. Помимо сознательных (осознаваемых субъектом) процессов существуют и бессознательные, о которых субъект не имеет никакого представления. Первые представления о бессознательном связаны с исследованиями постгипнотических внушений, проведенных З. Фрейдом. Человеку в состоянии гипноза внушается, что после выхода из него он должен пойти в магазин и купить определенную вещь. Его выводят из гипнотического состояния и человек совершает внушенное действие, будучи не в силах внятно объяснить себе, почему он это делает. Представления о бессознательном в различных школах зачастую диаметрально противоположны. З. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удается реализовать, т.к. они противоречат социальным нормам, принятым в обществе нормам морали и правилам поведения. Тогда эти несознаваемые влечения сублимируются (преобразовываются) бессознательным, чтобы в этом своем новом обличье проникнуть в сферу сознания в виде снов, невротических симптомов, оговорок, описок, несчастных случаев либо страстного отношения к чему-либо. Фрейд предлагает трехчленную структуру личности, состоящей из Ид Совершенно особую концепцию бессознательного предложил К.Г. Юнг,
который, в отличие от З. Фрейда, выдвинул идею о коллективном
бессознательном, которое сосуществует с личным бессознательным Другие авторы, например, профессор Дж. Лилли, рассматривают
бессознательное, как внутреннюю Вселенную, своего рода дверь в иные миры. В отечественной психологии сложилась точка зрения на бессознательное как на низший уровень психического. Бессознательное трактуется как врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность, направленная на удовлетворение биологических потребностей - выживание и продолжение рода. Раздел 3: БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ. 1. Строение нервной системы человека. Для того, чтобы перейти к изучению психических процессов, нам нужно в первую очередь познакомиться с биологическими основами психического, т.е. со строением и клеточными механизмами нервной системы. Нервная система человека делится на два больших отдела - центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). К ЦНС относят спинной и головной мозг. ПНС часто также делят на два подотдела - соматическую НС и вегетативную (автономную) НС. В вегетативной НС в свою очередь выделяют симпатический и парасимпатический отделы. * ЦНС регулирует и обеспечивает функциональное единство всех органов и систем человека и осуществляет двустороннюю связь организма со средой. * Головной мозг обеспечивает высшие психические функции. Головной мозг. Немного подробнее познакомимся с устройством и функциями головного
мозга. Мозг человека представляет собой скопление более чем 20 млрд нервных
клеток - нейронов, осуществляющих все высшие психические функции в
организме. Вес мозга взрослого человека колеблется в пределах от 1,1 кг до Большие полушария головного мозга покрыты сверху корой, в которой
выделяют 4 слоя: древнюю кору (палеокортекс), на долю которой приходится Асимметрия мозга. Долгое время считали, что мозг человека, также как и мозг животных, симметричен относительно мозолистого тела, т.е. левое и правое полушарие выполняет одни и те же функции. Открытие Полем Брока моторного речевого центра, а затем открытие зоны Вернике, обеспечивающей понимание устной речи положило начало исследованию функциональной асимметрии мозга. В результате выяснились следующие функциональные особенности правого и левого полушария: ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
обеспечивает: обеспечивает: Левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое - левой. У правшей чаще всего в роли доминирующего полушария выступает левое полушарие, а правое выполняет подчиненную роль, как правило, помогает левому в решении поставленной им задачи. Левое полушарие, видимо, нуждается в отдыхе, и во время ночного сна активизирует свои функции правое полушарие, которое никогда не отдыхает. 2. Клеточные механизмы нервной системы. Нервная система всех живых существ на планете Земля состоит из клеток двух типов: нейронов и глиальных клеток. Нейрон представляет собой клетку, от которой отходит большое
количество сильно ветвящихся коротких отростков - дендритов и один
относительно длинный не ветвящийся по своей длине отросток - аксон. Работа
нейрона состоит в том, что он получает сигнал от одних нейронов и передает
другим. Функции глии до конца не изучены. Известно, что глиальных клеток в 5- Вообще, работа нервной системы строится по типу электрической сети, где биоэлектрический сигнал с огромной скоростью в ЦНС (около 300 км/ч) и более медленной в ПНС передается от одного нейрона к другому, обеспечивая всю полноту восприятия и реакций организма. Раздел 4: ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. 1. Ощущение. Ощущение - это один из самых простых психических процессов, представляющий собой реакцию на отдельные свойства объекта, благодаря которому мы можем оценить многообразные характеристики раздражителя, воздействующего на нас, но не можем сказать, что это за раздражитель. Ощущение возникает благодаря работе особого механизма, называемого
анализатором. Анализатор состоит из трех отделов:
Зрение Сетчатка глаза Яркость Контрастность Движение Размеры Высота Тембр Сила звука Температура Сладкое, горькое кислое, соленое
3. Корковый отдел, где распознается первоначальный импульс и обеспечивается ответная реакция организма. Здесь и возникает психический процесс, который называется ощущением, но для того чтобы оно возникло, требуется слаженная работа всех трех отделов анализатора. Рецепторные отделы различных анализаторов обладают рядом общих
свойств: Анализаторы могут реагировать на раздражители определенной силы. Очень сильный Изменение модальности ощущений Боль Верхний порог чувствительности
Подсознательное отражение Стимул воспринимается, но сигнала не осознается Очень слабый Порог физического возбуждения
Классификация ощущений. В психологии принято несколько классификаций ощущений: 1. По модальности ощущения делятся на: 2. Восприятие. Восприятие - создание целостного образа объекта на основе данных органов чувств и прошлого опыта субъекта. Процесс восприятия неразрывно связан с ощущениями и базируется на них. Ощущения в совокупности обеспечивают перцепцию, т.е. процесс непосредственного восприятия объектов. Но кроме информации, доставляемой органами чувств, в восприятии присутствует и апперцепция - зависимость воспринимаемого от прошлого опыта и содержимого бессознательного. При первичном восприятии предмета, какого-либо человека или ситуации мы строим образ восприятия полагаясь в большей степени на обобщенные данные органов чувств и лишь частично - на свой личный опыт. При многократном восприятии этих же предметов или людей процент апперцептивности восприятия увеличивается многократно и наше восприятие лишь в очень незначительной степени полагается на объективную информацию, полученную в процессе ощущений. Первичное восприятие предмета Последующие восприятия Перцепция апперцепция перцепция апперцепция Таким образом, в восприятии привычных объектов мы ориентируемся в основном на свой собственный опыт и, следовательно, воспринимаем все явления действительности очень индивидуально. Иными словами, несмотря на то, что все мы живем в одном мире, картина мира у каждого своя и существенно отличается от мировосприятия других людей. Но вместе с тем восприятие мира ребенком строится на основе общения с другими людьми и именно поэтому только человек, живущий в человеческом обществе, рядом с людьми, способен воспринимать мир по-человечески. Восприятие характеризуется следующими особенностями: * Предметность (или акт объективации) - особенность восприятия, благодаря
которой мы способны воспринимать предметы окружающего мира как существующие
вне и независимо от нас. В течение длительного периода онтогенетического * Целостность - способность нашего восприятия объединять данные различных ощущений в целостный образ предмета. Также целостность восприятия выражается в возможности опознания предмета в тех случаях, когда какие-то его части не видны или предмет предъявляется нам в непривычном ракурсе. Так, например, мы без труда опознаем книгу, предъявленную нам не в привычном виде, а виде прямоугольника со стороны корешка. * Константность - способность нашего восприятия в течение некоторого
времени сохранять постоянство формы и размеров воспринимаемых предметов,
независимо от изменения расстояния до них и изменения угла зрения. В самой
значительной степени это свойство работает в отношении восприятия человека. * Структурность связана с целостностью и выражается в том. что мы воспринимаем абстрагированную от разовых сиюминутных ощущений структуру предмета или явления. Когда мы слушаем мелодию, мы фактически отражаем отдельные звуки, из которых за счет структурности складывается весь мелодический ряд. * Осмысленность восприятия связана с апперцепцией и выражается в том, что
мы все воспринимаемое стремимся назвать, (т.е. выразить в понятии),
классифицировать, (т.е. отнести к определенному классу и таким образом
присвоить предмету определенные характеристики этого класса предметов). Апперцепция и осмысленность восприятия тесно связаны с установками субъекта. Установками называют своего рода индивидуальные очки, через которые мы смотрим на мир и которые влияют на наше восприятие. Выделяют следующие виды установок: смысловые, целевые, операциональные. Особую категорию составляют бессознательные установки, зависящие от содержимого личного бессознательного. Также можно выделить эмоциональные установки, которые преходящи и зависят от эмоционального состояния субъекта в данный момент. Смысловые установки формируются в процессе онтогенеза и выражает личностное отношение субъекта к значимым объектам и явлениям. Они содержат информационный компонент (знания о предмете), эмоционально-оценочный компонент (симпатии или антипатии по отношению к нему), поведенческий компонент (готовность действовать тем или иным образом по отношению к этому предмету или в этой ситуации). Фактически, в отношении любых воспринимаемых предметов, людей или явлений мы действуем с позиций наших смысловых установок. Целевые установки также связаны с опытом, но не имеют такого устойчивого характера, как смысловые. Целевые установки связаны с восприятием событий, предметов и людей сквозь призму сегодняшних целей индивида, и с изменением целей меняются и целевые установки. Операциональные установки выражаются в готовности субъекта решать одну и ту же задачу постоянно одним и тем же способом, вести себя в одних и тех же ситуациях одинаково. Таким образом, в каждый момент времени наше восприятие мира определяется различными установками, что обусловливает индивидуальность нашего восприятия. Но необходимо проявлять терпимость к чужой точке зрения, понимание, что у других людей на основе собственного опыта может сложиться качественно иная система взглядов на мир. Стремление навязывать свою мировоззренческую позицию, нетерпимость к инакомыслящим и инаковоспринимающим называется эгоцентризмом. 3. Воображение. Воображение - психический процесс, позволяющий нам построить образ предмета или ситуации, которые мы никогда не воспринимали. Функции воображения многообразны: * оно позволяет представить результат выполняемой деятельности до ее начала
и таким образом служит основой творчества; Виды воображения. Пассивное воображение - уход от действительности, создание образа поведения, которое никогда не воплотится в действительность. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение свойственно слабым людям, не способным бороться с жизненными проблемами, имеющими трудности в принятии волевых решений. Такие люди продуцируют воображаемый мир, в котором находят удовлетворение своих насущных потребностей. Также этот вид воображения свойственен для маленьких детей, что связано с особенностями функционирования их психики. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении сознательного контроля, т.е. в полудремотном состоянии, в состоянии сна, при расстройствах сознания, связанных с болезнью или необычными состояниями психики. Активное воображение бывает творческим или воссоздающим. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов и является неотъемлемой частью процесса творчества. Воссоздающее воображение необходимо при чтении художественной литературы, при работе с географическими картами или чертежами. Механизмы воображения. Сущность механизмов воображения состоит в преобразовании представлений Агглютинация - склеивание частей ранее воспринимаемых образов в новых, необычных сочетаниях (например, кентавр). Гиперболизация - изменение размера предмета (карлик или великан) или количества частей предмета (циклоп или двухголовый Янус). Заострение - подчеркивание каких-либо признаков (карикатуры). Схематизация или типизация - выделение нескольких характерных черт и создание на их основе нового образа. Особую роль фантазия играет в детском возрасте. Для детей
фантастические, создаваемые воображением образы ничем не отличаются от
образов восприятий - они столь же реальны и это нужно учитывать при общении
с ними. Необходимо поощрять творческие процессы, а это невозможно без
хорошо развитого воображения. Но иногда ребенок, сталкиваясь со сложными
проблемами, предпочитает не искать способы их разрешения, а уходит в
воображаемый мир, где эти проблемы разрешаются фантастическими способами. 4. Представление. Представление - образы предметов и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. Образы представления делят на два класса: Образы представления играют важнейшую роль в механизмах памяти, а также Также как ощущения и восприятия, представления делятся на зрительные, обонятельные, осязательные, вкусовые и слуховые. Особую роль в деятельности человека играют двигательные представления. У разных людей интенсивность и отчетливость представлений различного вида выражена по- разному: одни более способны припомнить зрительный образ, другие - слуховой, а третьи - ощущения тела. Очень редко встречаются люди с хорошей памятью на запахи и вкус - как правило, это дегустаторы духов, блюд, вин и т.д. 5. Память. Память - собирательное название процессов запоминания (записывания
информации), хранения (архивации), воспроизведения, узнавания и забывания. Теории памяти. В психологии нет единого подхода к пониманию механизмов памяти. Психологические теории памяти. Ассоциативное направление. Представители этого направления считают, что в основе механизмов памяти
лежат ассоциации - связи, возникающие между двумя (или несколькими)
одновременными или непосредственно друг за другом следующими впечатлениями,
при которых актуализация одного из них влечет появление другого (или
других). Т.е. запоминая событие, мы записываем в структурах памяти
зрительный образ, звучание, запахи, свои эмоциональные реакции на
воспринимаемое, двигательную реакцию, понятия, сопровождающие восприятие. Сторонники этих теорий выделяют три группы ассоциаций: Принцип ассоциации прочно вошел в психологию, но различные психологические школы по-разному объясняются механизмы возникновения ассоциаций.
Гештальтисты в центр своей теории памяти ставят понятие гештальта (с немецкого - образ) - целостной структуры, не сводимой к сумме частей, которая по присущим ей законам (законам гештальта) упорядочивает многообразие запоминаемых деталей явления. Припоминание в таком случае вызывает с необходимостью весь гештальт целиком во всем многообразии его деталей. Психология деятельности. Представители этого направления (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) считают деятельность личности фактором, детерминирующим всю ее психическую жизнь. Согласно этой концепции эффективность запоминания зависит от того, какое место запоминаемое событие занимает в деятельности субъекта, т.е. зависит не от самого события, а от того, что с ним делает субъект. Рефлексология. Представители этой теории (И.П. Павлов, П.К. Анохин и др.) считают основой памяти условный рефлекс как акт образования связи между новым и ранее закрепленным материалом. Стойкость условно рефлекторных связей зависит от целей деятельности и связанных с ними стимулов. Физическая теория памяти. Эта теория строится на утверждении, что прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя определенный след, который становится еще более значительным при повторном следовании импульса по этому же пути. Биохимические теории памяти. С точки зрения этой теории процесс запоминания делится на две фазы На первой фазе в нервных клетках происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая в них обратимые изменения. Считается, что эта ступень лежит в основе кратковременной памяти. Вторая фаза возникает непосредственно после первой. Во время второй фазы в клетках происходят необратимые изменения, служащие основой долговременной памяти. Химическая теория. По мнению сторонников этой теории любой стимул вызывает перегруппировку белковых молекул нейронов - ДНК и РНК, увеличивая в них содержание РНК, которая, как известно, служит основой онтогенетической памяти. При повторном стимуле РНК резонирует на знакомый сигнал и это служит основой памяти. Видимо, наиболее правильным при таком многообразии объяснений механизмов памяти будет эклектический подход, объединяющий наиболее подтвержденные в экспериментах данные о работе мозга и психических процессах, составляющих основу памяти. Виды памяти. Классификация различных видов памяти принята по трем основаниям: по длительности хранения, по характеру психической активности, по степени волевого регулирования, по характеру запоминания и хранения. По длительности хранения информации выделяется: * сенсорная память - это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов и сохраняющий информацию в течение 1/4 доли секунды; за это время ретикулярная формация оценивает степень новизны раздражителя и решает вопрос о том, нужно ли активизировать кору больших полушарий для осуществления реакции на этот раздражитель. Если этого не происходит, импульс теряется и сенсорный отдел занимается новыми сигналами. * кратковременная память, длительность хранения информации в которой по данным разных исследовательских групп от 20 сек до нескольких минут. По мнению большинства исследователей, если не повторить информацию, она стирается, т.е. воспроизвести ее невозможно. Емкость кратковременной памяти составляет 5-7 единиц информации (т.е. мы способны запомнить ряд из 5-7 слов после однократного прочтения), но, что интересно, мозг способен группировать большие объемы информации так, чтобы в результате уложиться в это число (например, ряд из десяти слов - слон, стол, окно, яблоко, луна, море, автомобиль, отец, пистолет, дракон запоминается, если мозг группирует эту информацию следующим образом: слон, который залез на стол и смотрит в окно (1 единица информации), луна над морем (вторая), автомобиль, в котором едет отец с пистолетом, догоняющий дракона (третья единица). * долговременная память, в которой информация в зависимости от значимости и частоты использования хранится минуты-годы. Емкость долговременной памяти практически безгранична. По характеру психической активности выделяют: * двигательную (или моторную) память - память на движения, когда либо заученные: письмо, игра на музыкальных инструментах и т.д.; * эмоциональную - память на эмоции, которые мы испытывали в той или иной ситуации; * образную память - память на различные образы (представления), которая обычно хорошо развита у людей художественных профессий. Иногда встречаются люди с эйдетической памятью. Их память отличается тем, что она практически неотличима от восприятий, они как будто каждый раз вновь видят предмет в мельчайших деталях и даже способны повернуть его в представлении и рассмотреть с другой стороны. * механическую память - основанную на многократном повторении материала без его осмысливания; * словесно-логическую память - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Этот вид памяти эффективнее механической в 20 раз. По степени волевого регулирования память бывает: * непроизвольной, когда мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо; материал запоминается в силу своей новизны или значимости, или эмоционального воздействия на человека. Этот вид памяти является единственным в первые годы жизни. Непроизвольно ребенок в первые три года жизни записывает такое количество информации, которое соизмеримо с объемом информации, запомнившейся в течение всей последующей жизни (скажем, 72 лет). * произвольной, когда мы специально прилагаем усилия для запоминания материала. По характеру запоминания и хранения подразделяют память: * эпизодическую, в которой хранится информация о всех событиях нашей жизни,
о каждом ее мгновении, начиная в момента завершения эмбриогенезиса, т.е.
внутриутробного формирования плода; Процессы памяти. Запоминание. Запоминание - процесс записывания информации в структурах памяти во время которого происходит ее кодирование, т.е. выделяется, что именно будет храниться и в каком виде. Запоминание бывает произвольное и непроизвольное, а произвольное делят
на механическое и осмысленное. Запоминание зависит от ряда факторов: * от осмысленности материала: то, что мы поняли, осмыслили, запомнится
лучше того, что мы просто зазубрили; Улучшить запоминание можно: * тренируя память как можно чаще; Хранение Хранение (архивизация)- процесс накопления материала в памяти. Выделяют три типа организации материала при хранении: * пространственная организация, при которой мы связываем определенный
материал с какими-то внешними опорными точками. Такая организация материала
позволяет нам, например, находить нужное слово в словаре или назвать все
дни недели; человек взрослые, дети и старики внутри кости, органы, кровь мальчики и девочки сердце НС ЦНС ПНС Воспроизведение. Воспроизведение - процесс извлечения хранящейся в памяти информации. Воспроизведение также делят на произвольное и непроизвольное. При непроизвольном воспроизведении мы не ставим себе специальной задачи
припомнить то, что знаем. Толчком для непроизвольного воспроизведения
служат какие-нибудь ассоциации вновь воспринимаемого материала с тем, что
хранится в памяти.
Узнавание - сличение информации, хранящейся в памяти с вновь воспринимаемой. Узнавание позволяет нам использовать опыт в восприятии объектов, фактически обусловливает апперцепцию. Узнавание различается по степени определенности, полноты, четкости и произвольности. * Произвольным узнавание бывает тогда, когда мы используем этот процесс для
проверки эффективности запоминания или заучивания.
Забывание - процесс стирания информации, хранившейся в памяти. В собственном смысле этого слова забывание как полная потеря информации имеет место лишь при разрушении мозговых структур при ранениях, дегенеративных процессах мозговой ткани. Гораздо чаще этот термин используют в тех случаях, когда хотят подчеркнуть невозможность повторного использования информации в опыте. Факторы, обусловливающие невозможность воспроизведения информации: * Возрастные особенности. События первых лет жизни практически невозможно воспроизвести в
обычном состоянии сознания, именно поэтому психологи называют этот период В пожилом возрасте нарушается воспроизведение вновь запоминаемой информации при успешном воспроизводстве ранее записанной информации. Причины неэффективного воспроизводства в пожилом возрасте связаны и с нарушением организации материала, и, возможно, частично с дегенеративными процессами в тканях мозга, в результате которых новая информация просто не записывается. * Неиспользование информации. Действительно, воспроизвести информацию, которой мы не пользовались многие годы, практически невозможно; она оказывается погребенной под пластом новых впечатлений и новых знаний. Но это закономерность не распространяется на двигательные навыки, навыки игры на музыкальных инструментах, игру в шахматы или шашки. Также очень быстро восстанавливается способность понимать, казалось, полностью забытый иностранный язык, в особенности если изучение этого языка относится к раннему детскому возрасту. * Интерференция. Интерференцией называют ухудшение сохранения материала под влиянием наложения другой информации, с которой сталкивается человек до или непосредственно после запоминания. Если интерференция связана с событиями, произошедшими до запоминания, говорят о проактивной интерференции. Проактивную интерференцию может вызвать изучение похожего материала ( например, латинского языка, а непосредственно вслед за ним - английского языка; в таком случае может иметь место плохое усвоение английского вследствие наложения предшествующего материала), перенос негативного эмоционального фона на запоминаемый материал (например, отрицательное отношение к преподавателю вызывает проактивную интерференцию в отношении изучаемого предмета). Если интерференция вызвана событиями, происходящими непосредственно после запоминания, то мы имеет дело с ретроактивной интерференцией. * Вытеснение. Ухудшить или вообще исключить возможность воспроизведения материала может вытеснение - один из видов "психологической защиты", представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида или чрезвычайно травмирующие мысли, воспоминания, переживания "изгоняются" из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая оказывать опосредованное влияние на поведение индивида и переживаясь им в форме тревоги, страха и т.п. Так, опасаясь провала, мы можем "проспать" на ответственный экзамен, забыв завести будильник; не можем вспомнить фамилию человека, который нам чем-то неприятен и т.д. 6. Внимание. Внимание - направленность психической деятельности человека на какой- то объект. Благодаря этому процессу мы отчетливо осознаем воспринимаемое, которое, выделяясь из общей массы, на некоторой время оказывается в центре нашего восприятия. Также важной функцией внимания является то, что этот процесс позволяет нам ориентироваться в среде, а также реагировать на существенные изменения в организме. Физиологические основы внимания. Физиологической основой внимания является ориентировочный рефлекс "Что такое?". При всяком значительном изменении в окружающей среде или в собственном организме ретикулярная формация в ответ на новый раздражитель активизирует работу мозга по осознанию его природы и обеспечению адекватной реакции. Так, услышав звук при падении тяжелого предмета, мы мгновенно реагируем напряжением всех мышц, готовясь при необходимости быстро действовать, чтобы спасти собственную жизнь. В каждый момент времени наше внимание отвлекается на новый объект - звук, зрительный образ, ощущения холода, запах. Чем бы мы не были заняты, как бы мы не были увлечены своей деятельностью, ориентировочный рефлекс обеспечит нашу реакцию на новый необычный сигнал и, в конечном счете, выживание. Виды внимания. Непроизвольное внимание носит пассивный характер, т.е. не зависит от
нашего желания и воли. Предмет сам навязывает нам себя, отвлекая нас от
других видов деятельности. Произвольное внимание - активный процесс, зависящий от наших волевых
усилий. Мы заставляем себя сосредоточиться на какой-либо деятельности или
на определенном предмете, следуем сознательно поставленной цели. Постпроизвольное внимание возникает в случае, когда мы, заставив себя заниматься чем-либо, увлекаемся, втягиваемся в работу. Дальнейшая деятельность уже не требует волевых усилий - мы работаем, потому что нам интересно. В этом случае наше внимание будет устойчивым, а работа - продуктивной. Отвлечься мы сможем лишь тогда, когда исчерпаем интерес либо в случае, когда в результате усталости, истощенности сработают защитные механизмы психики - внимание начнет рассеиваться, т.е. отвлекаться на раздражители, которые до сих пор не были заметны. Свойства внимания. 1. Объем - количество одновременно отчетливо воспринимаемых предметов Особенности внимания. Одной из основных особенностей внимания является так называемые колебания внимания - кратковременные непроизвольные изменения его интенсивности или нарушения настройки на объект. Так, при попытке подсчитать число ударов пульса за минуту мы в какой-то момент обнаружим, что потеряли его. То же самое произойдет, если мы в течение, например, минуты будем слушать тикание механических часов. Также легко наблюдать колебания внимания, когда мы рассматриваем усеченную пирамиду, которая кажется то выпуклой, то вогнутой. Расстройства внимания. Всем известен такой вид расстройства внимания как рассеянность - нарушение устойчивости внимания, легкая отвлекаемость на посторонние раздражители - так называемое "порхающее внимание". Очаг возбуждения, возникающий при таком варианте внимания, слаб и неустойчив, легко разрушается. У детей первых лет жизни рассеянность обусловлена функциональной слабостью нервной системы, быстрой утомляемостью, а также новизной раздражителей. Рассеянность у взрослых объясняется многими причинами: от слабости волевых процессов, утомления, депрессии и стресса до нарушения физиологических механизмов высшей нервной деятельности. Также существует рассеянность как односторонняя сверхсосредоточенность сознания на внутреннем объекте - так называемая "профессорская рассеянность", при которой в коре головного мозга возникает сверхстойкий очаг возбуждения, "оттягивающий" на себя значительную часть сознательной деятельности и не позволяющий отвлекаться на посторонние раздражители. 7. Мышление. Мышление - процесс переработки информации в поисках решения какой-либо задачи. Виды мышления. Простейшие формы мышления свойственны высокоорганизованным животным, находящимся на интеллектуальной стадии развития психики. Такие животные, например, человекообразные обезьяны и дельфины, не просто воспринимают окружающий мир во всей полноте, но и способны определенным образом перерабатывать информацию различными способами: анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать. Но мышление таких животных осуществляется большей частью в наглядно-действенном, частично - в наглядно- образном плане. Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется при помощи физического преобразования ситуации, т.е. деятельно. Например, шимпанзе, чтобы достать высоко висящее яблоко, ставит несколько коробок одну на другую или маленький ребенок, выстраивая пирамидку, пробует по очереди надевать кольца различного диаметра, решая эту задачу при помощи действий, т.е. в наглядно действенном плане. Хотя, возможно, шимпанзе, прежде чем составлять коробки в действительности, совершает те же действия в своем воображении - в этом случае это уже наглядно-образное мышление, при котором решение задачи осуществляется путем представления или воображения ситуаций и изменений в них. И животное, и ребенок переходят к этому способу мышления лишь накопив определенный опыт после многократного решения задач в наглядно- действенном плане. Но наивысшей и, видимо, сугубо человеческой формой мышления является так называемое словесно-логическое мышление, способность к которому актуализируется у детей по мере овладения речью и связана с оперированием логическими формами мышления - понятиями, суждениями и умозаключениями. Понятия - символическое обобщенное представление предметов или явлений путем выделения главных признаков, присущих всем предметам данного класса независимо от конкретной ситуации. Например, понятие "человек" представляет набор черт и качеств, обязательно присущих любому человеку- мужчине и женщине, ребенку, взрослому и старику и т.д. Суждения - отражение связей между различными предметами или явлениями. Например, суждение "Все люди смертны" отражает существенную связь между людьми и таким явлением как смерть. Умозаключение - получение вывода путем анализа и синтеза на основе исходных двух или нескольких суждений. Например, на основе двух следующих суждений "Все люди смертны" и "Сократ - человек" мы можем получить новое суждение "Сократ тоже смертен" (Аристотель "Логика"). Мыслительные операции. Поясняя выше сущность мышления, мы неоднократно употребляли понятия * Анализ - это метод разложение целого на части. * Синтез - объединение простых элементов в новый комплекс, в новое целое. * Сравнение - выделение сходных и различных признаков в результате анализа предметов или явлений. Чтобы провести сравнение, нужно вначале разложить сравниваемые предметы на простые составляющие, т.е. проанализировать их, а затем необходимо выделить сходство и различия между ними. * Обобщение - объединение ряда предметов в группу по наличию у них ряда общих случайных или существенных признаков. В первом случае, в одну группу могут попасть трава, шарф, автомобиль, огурец как обладающие одним общим случайным признаком - зеленым цветом. Во втором случае - при обобщении по существенному признаку - ничего общего между этими предметами найти невозможно. * Абстрагирование - символическое упрощение путем отвлечения от конкретных деталей. Мысленное абстрагирование позволяет нам, например, выделить существенные узловые моменты логического развития исторического события, например, революции во Франции, не увязая в конкретных деталях. * Конкретизация - переход, напротив, к деталям, усложнение содержания. Этапы решения мыслительных задач. По мнению советского психолога Лурии, при решении задач человек
проходит ряд этапов: Но длительные исследования (Уоллес) в области решения творческих задач предлагают несколько иной механизм мыслительной деятельности, приводящей к существенно новому решению. Этот механизм также включает четыре этапа: Первый этап - подготовка; на этом этапе подбирается информация, имеющая отношение к проблеме. Второй этап - инкубация; на этом этапе исследователь на время откладывает работу над проблемой, переключаясь на другие дела. В это же время продолжается бессознательная переработка информация: она включается в структуру прошлого опыта, устанавливаются связи между новой информацией и уже известной. Третий этап - озарение, инсайт. Кажется, что решение появляется само
собой, без всякого вмешательства исследователя и часто воспринимается как
нечто мистическое. Блез Паскаль даже однажды обратился к служителям церкви
с просьбой о помощи, считая свое открытие, получившее позже название Четвертый этап - логическая оценка найденного решения, проверка путем сопоставления с первоначальными фактами. Противоречат ли эти два подхода друг другу? Видимо, нет. Теория мыслительной деятельности Лурии представляет собой описание логического, осознанного механизма решения всех многочисленных повседневных задач, в то время как открытие Уоллеса раскрывает значение бессознательного в творческом процессе, направленном на получение принципиально новых решений проблем или принципиально новых объяснений тех или иных явлений действительности. Теории интеллекта. Интеллект - это относительно устойчивая совокупность умственных способностей индивида. В отечественной психологии преобладает точка зрения, при которой интеллект тождественен мышлению (Л.С. Цветкова "Мозг и интеллект, 1995). В западной психологии интеллект связывают с успешной адаптацией в среде, т.е. более интеллектуален тот, кто лучше всего адаптируется, т.е. благодаря своему здравому смыслу и инициативности может приспосабливаться к обстоятельствам жизни. По мнению Векслера, "интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. успешно меряться силами с окружающим миром". Оценка интеллекта. Различными психологами предложены различные способы оценки интеллекта по различным параметрам. Так супруги Терстоуны выделяют семь факторов, по которым можно судить об интеллекте: 1. Способность совершать счетные операции. Другие авторы подходят к оценке факторов, составляющих структуру
интеллекта, с поразительным разбросом мнений, выделяя их от 4 (Р.Мейли) до Различными авторами предложено ряд тестов, позволяющих оценить уровень
интеллекта. Первый тест на интеллект был создан психологом Бине и выявлял Виды и уровни интеллекта. Гилфорд первым предложил оценивать интеллект с точки зрения конвергентности - дивергентности. Конвергентный интеллект предполагает поиск единственно правильного решения и представляет собой результат научения, хорошего усвоения алгоритмов решения проблем. Дивергентный интеллект характеризуется одновременным многоплановым поиском правильных решений, что приводит в результате к оригинальным творческим идеям. Также принято деление интеллекта на конкретный уровень, направленный на решение повседневных проблем и называемый зачастую смекалкой и абстрактный уровень, позволяющий успешно оперировать понятиями. Кэттел предположил, что у каждого из нас от рождения имеется
потенциальный "жидкий" интеллект, который представляет собой общие
способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению, на основе которого
по мере накопления опыта в решении задач адаптации к среде формируется Факторы, влияющие на формирование интеллекта. Внутриутробная жизнь ребенка накладывает существенный отпечаток на формирование интеллектуальных потенций. Задержка умственного развития возможна: * при некоторых хромосомных аномалиях (болезнь Дауна); После рождения ребенка влияет на развитие его интеллектуальных способностей: * питание, уход и обеспечение безопасности в первые месяцы жизни; 8. Речь. Речь - специфически человеческий способ обмена информацией, обеспечивающий прогресс человеческой цивилизации вследствие накопления коллективного опыта. Речь - один из существенных факторов, отличающих психику человека от психики животных. Все виды общественных животных (т.е. живущих группами - стаями, стадами и т.д.) имеют сигналы, которыми они обмениваются в той или иной ситуации. Каждый сигнал запускает конкретную поведенческую реакцию - бегство или стремление спрятаться при сигнале опасности, поиск пищи при наличии сигнала о том, что кто-то из членов группы ее нашел. Реакция на сигналы у большинства животных видов является врожденной, у некоторых видов обезьян к врожденным сигналам присоединяются сигналы, выработанные в процессе совместной жизни и включающие условно-рефлекторную реакцию. У человека тоже есть ряд безусловно-рефлекторных звуковых сигналов - крик боли, непроизвольный возглас как реакция на опасную ситуацию. Но вместе с этой так называемой первой сигнальной системой у человека есть вторая сигнальная система - человеческая речь, при помощи которой мы не только передаем информацию о существующей ситуации, но можем рассказать о прошлом или о будущем, или о том, чего не существует. Способность к речи является врожденной, но актуализироваться эта
способность может только в случае, если ребенок развивается среди людей,
которые разговаривают с ним и между собой. Случаи так называемых детей- Способность к речи включает в себя несколько неразрывно связанных процессов: способность к проговариванию (речевой моторике и фонетике), способность к пониманию устной речи (т.е. пониманию значения слов - семантике), способность к пониманию письменной речи (т.е. к чтению), способность к правильному построению речи (синтаксис), способность к письму. Физиологи обнаружили ряд речевых центров, которые в подавляющем большинстве случаев расположены в левом полушарии коры головного мозга и отвечают за различные вербальные процессы. При нарушениях в деятельности мозга возникают нарушения
соответствующих речевых функций: Виды речи. Выделяют следующие виды речи: * внешняя речь - речь, которой мы пользуемся для общения с другими людьми;
в онтогенезе появляется вначале как неосмысленное подражание чужой речи на
уровне первой сигнальной системы, позже появляется понимание значения
произносимых слов;
По степени активности процесса выделяют: * активную речь, при которой каждая фраза самостоятельно конструируется
человеком; Раздел 5: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ. 1. Эмоции. Эмоции - это непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений и ситуаций. Эмоции возникли в филогенезе как сигнал о биологическом состоянии организма после тех или иных воздействий на него и представляют собой сейчас форму видового опыта, позволяющую отдельным индивидам совершать, ориентируясь на них, необходимые действия, целесообразность которых для него неясна. Но эти действия обеспечивают удовлетворение жизненно важных потребностей. Так, негативные эмоции, сопровождающие чувство голода, заставляют нас искать способы удовлетворения этой потребности, что, в свою очередь, направлено на сохранение нормального функционирования организма. Теории эмоций. * Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция
организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как
определенная эмоция. Т.е. при встрече со злобной собакой мы вначале
ощущаем, как у нас задрожали колени и похолодело внутри, а потом понимаем,
что мы испугались. По мнению Джемса, "мы грустим потому что плачем, злимся
потому что наносим удар, боимся потому что дрожим". Эмоция = необходимая информация - имеющаяся информация. Ясно, что в случае, если индивид имеет всю необходимую информацию о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная эмоция; если же имеющейся информации недостаточно, то возникает эмо- ция отрицательная. Классификация эмоций. 1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить
их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые
индивидом как положительные. - удовольствие-неудовольствие; - напряжение-разряжение; - возбуждение-торможение.
Простейшей и древнейшей формой переживания эмоций является
эмоциональный тон ощущений. Любой сигнал, воспринятый нашими
анализаторами, вызывает определенную эмоциональную реакцию - положительную
или отрицательную. В каждый момент времени на нас воздействует огромное
количество раздражителей и каждый из них эмоционально переживается нами. Настроение - эмоциональное состояние, в течение длительного времени
окрашивающее всю психическую жизнь человека. Различают два вида настроений: Фрустрация - состояние острого переживания неудовлетворенной потребности, осознание невозможности достижения какой-либо значимой цели. Факторы, вызывающие это состояние, называются фрустраторами, а ситуации, в которых это состояние возникает, называют фрустрационными ситуациями. Фрустраторами может быть широкий спектр факторов: физиологических (лишение сна, пищи, холод, жажда, неудовлетворенные сексуальные потребности и т.д.), психологических (отсутствие общения, недостаток информации, этические внутренние конфликты и т.д.) Человек, находящийся в состоянии фрустрации, испытывает целую гамму
негативных эмоциональных переживаний: раздражение, чувство вины,
разочарование, отчаяние. Фрустрационная ситуация обычно разрешается либо
при устранении фрустратора (т.е. удовлетворении потребности), либо при
реорганизации
существую??????????????????????????????????????????????????????????????????? Стресс - реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации к новой ситуации, "неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование" (Селье). В зависимости от вида стрессоров, подразделяют: Ганс Селье, крупнейший специалист в области изучения стресса, выделяет
следующие фазы развития общего синдрома адаптации: Некоторое количество стрессовых ситуаций человеку необходимо, т.к.
стресс (по крайней мере, две его фазы) оказывает мобилизующее воздействие,
закаляет организм, повышает его сопротивляемость в отношении различных
стрессоров. Но если, изменения, требующие адаптации, идут сплошной чередой Выделяют следующие основные признаки хронического стресса в стадии
истощения: Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное
состояние, связанное с резким изменением важных для индивида условий жизни. Признаки аффекта: * сужение сознания, направленность его на раздражитель и неспособность
адекватно оценивать ситуацию и свои действия; Депрессия - эмоциональное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, общим снижением жизненной активности, слабостью волевых процессов, ослаблением памяти, мыслительных процессов, неспособностью концентрировать внимание. Человек в состоянии депрессии испытывает мучительные переживания, отчаяние, тоску. Характерными являются мысли о собственной никчемности, о невозможности предотвратить наступление каких-то ужасных событий, страх перед будущим, чувство вины за прошлые события. Длительные тяжелые депрессии могут привести к попыткам самоубийства. Депрессии у здоровых людей могут быть результатом хронического стресса, длительного перенапряжения, психической травмы. Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам, событиям и другим людям. В онтогенезе чувства появляются позже ситуативных эмоций, они представляют собой личностный уровень переживания человеком своего отношения к миру и зависят от культуры общества, в котором воспитывался человек, степени его развития. Иными словами, раздражители, вызывающие отрицательные или положительные эмоции, одинаково действуют и на человека примитивной культуры, и на современного высокообразованного англичанина, а вот факторы, вызывающие чувство стыда или негодования, будут совершенно различными. Важным отличием чувств от эмоций является то, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции носят ситуативный характер, т.е. являются реакцией на определенную ситуацию. Вместе с тем, чувства и эмоции тесно связаны, т.к. всякое чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Более того, если на первых годах жизни именно эмоции являются основой формирования чувств, то по мере развития личности уже чувства начинают определять содержание ситуативных эмоций. Страсти - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Причины формирования страстей почти исключительно связаны с бессознательными комплексами, требующих реализации в сфере сознания. Как всякие бессознательные влечения, эти комплексы не могут быть реализованы в своем настоящем виде и поэтому подвергаются изменению, сублимации, чтобы преодолеть цензуру Я. Будучи следствием неблагоприятного личного опыта индивида, страсти вместе с тем зачастую становятся движущей силой великих дел, подвигов, открытий, требующих величайшего напряжения и концентрации сил, которое было бы невозможно при других условиях формирования личности.
Воля - способность человека самостоятельно регулировать свою
деятельность, подчиняя ее сознательным решениям. Волевое усилие заключается не только в сознательном побуждении активности, но и способности затормозить активность, отказаться от чего- то. Способность к волевым действиям социально обусловлена, т.е. представляет собой результат воспитания и самовоспитания. Поведение детей раннего возраста реактивно - они реагируют на внутренние ("Хочу!") и внешние ("Сделай так и получишь конфетку!") побуждения к деятельности. По мере формирования личностных качеств ребенок становится способным к волевым действиям, формирует активное отношение к своим действиям, сам выступает их регулятором. Волевое усилие - это преодоление себя, высшее выражение сознательности, власть над собой. Порок развития волевых качеств называется слабоволием. Слабовольный человек не в силах отказаться от желаемого, сделать выбор между двумя равносильными мотивами. Выраженность слабоволия бывает разной: от небольших уступок себе в отдельных ситуациях до невозможности осуществить элементарный выбор (ситуация "буриданова осла"). Патология развития воли называется абулией. При абулии человек понимает, что нужно сделать что-то, но не в силах заставить себя. Еще одной выраженной характеристикой абулии является следование внешним побудителям действий. Так, человек с подобной патологией входит в дверь лишь только потому, что она оказалась у него на пути.
1. Понятие личности в психологии. Личность - системное качество, характеризующееся набором устойчивых
признаков (темперамента, характера, способностей, установок), определяющее
свойственный данному человеку способ взаимоотношения с миром и другими
людьми. Черты, характеризующие личность, частично обусловлены генетически,
т.е. врожденны, частично зависят от влияния среды, формируются в процессе
общения. Но несмотря на врожденный характер некоторых составляющих, само
это системное качество может возникнуть лишь при условии общественного
воспитания, т.е. только в том
сл?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????? ?????????????????????????? ?????????????????????????????????????????????ответствует психосексуальному развитию человека, причем на каждом этапе либидо (сексуальная энергия, детерминирующая активность человека) проявляется через различные эрогенные зоны. Фрейд выделяет следующие фазы психосексуального развития: ("сосанию сигареты"), обжорству или сквернословию; Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Адлер придает основное значение в развитии личности "воле к власти", которая изначально, от рождения присутствует в каждом человеке. Именно воля к власти или универсальное стремление доказать свое превосходство оказывает главное влияние на формирование определенного стиля взаимодействия человека с миром и другими людьми, а также на формирование "комплекса неполноценности" или "комплекса превосходства" ("комплекса Наполеона") в случае физической неполноценности ребенка, маленького роста, чрезмерной опеки или подавления самостоятельности в детстве. Аналитическая психология по К.Г. Юнгу. Юнг, будучи вначале учеником Фрейда, создал позже свою теорию
личности, в которой кроме личного бессознательного, вводит понятие Неофрейдизм (Карен Хорни). К. Хорни основную мотивацию поведения человека связывает с чувством
беспокойства -"коренной тревоги", которая возникает у ребенка из-за Гуманистическая психология. Это направление признает своим главным предметом человеческую личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность самоактуализации", присущую только человеку. Основные положения гуманистической психологии: * человеческая жизнь - это единый процесс становления и бытия человека; Теория самоактуализации Роджерса. По мнению К.Р. Роджерса фундаментальным компонентом структуры личности
является "Я-концепция", включающая представление ребенка, а потом и
взрослого о самом себе. Представление о себе или "Реальное Я" формируется
на основе разнообразного опыта, который переживается человеком при общении
с разными людьми, при их поведении в отношении него. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Маслоу выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его
высших духовных сущностей -любви, творчества, духовных ценностей. потребности в самоактуализации - реализации потенций способностей и талантов ( потребности в признании и оценке ( потребность в любви и привязанности ( потребность в безопасности ( физиологические потребности Самоактуализация как способность присутствует у большинства людей, но лишь немногие способны актуализировать, реализовать ее. Такие люди - самоактуализирующиеся личности - максимально полно воплощают человеческую сущность. Теория интенциональности (по Ш . Бюлер) По мнению Бюлер, в основе природы человека лежит бессознательное намерение ("интенция"), которое проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах для достижения целей. Человеческая жизнь характеризуется четырьмя базисными тенденциями: удовлетворением потребностей, адаптивным самоограничением, творческой экспансией и установлением внутренней гармонии. В разные периоды жизни преобладает одна из них. Бюлер рассматривает пять главных фаз жизненного цикла: * 1 фаза продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие
у человека каких либо точных целей. Ребенок живет в настоящем, имея весьма
смутное представление о будущем. Теория психосоциального развития (по Эри??????? ???????????????????????????????????????????????????????????????????????????? - переоценку собственного "Я" помимо профессиональной роли; - осознание и принятие факта ухудшения здоровья и старения тела; - исчезновение самоозабоченности, что позволяет без ужаса принять мысль о близкой смерти. Теории личностных черт. Юнг предлагает классифицировать личности по двум главным признакам -
экстраверсии или интроверсии. Экстравертированный тип, по его мнению,
характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого Айзенк предложил дополнить типологию Юнга еще двумя параметрами:
степенью нейротизма (эмоционально-волевая неустойчивость, склонность к
повышенной тревожности) или эмоциональной стабильности. С учетом этих
факторов, он получил следующее распределение личностных характеристик нестабильный и легко расстраивающийся чувствительный э н тревожный беспокойный к т ригидный агрессивный с р склонный к рассуждениям возбудимый т о пессимистичный непостоянный р в сдержанный импульсивный а е необщительный оптимистичный в р тихий активный е т р и т р пассивный общительный и о осмотрительный контактный р в рассудительный разговорчивый о а доброжелательный отзывчивый в н миролюбивый непринужденный а н управляемый жизнерадостный н ы надежный не склонный к бес- н й ровный покойству ы спокойный доминирующий й стабильный Кэттел определил 16 измерений, по которым можно оценивать личность: 1. Скрытный -открытый В отечественной психологии оценивают обычно личность с точки зрения ее активности, направленности, устойчивости и изменчивости. Направленность - совокупность устойчивых мотивов к деятельности,
относительно независимых от конкретной ситуации. Направленность личности
конкретизируется через ее интересы, склонности, убеждения, ценности. Активность личности, т.е. стремление выходить за пределы наличного бытия, стремление к творчеству, обусловлена прежде всего наличием потребностей, требующих удовлетворения. Потребности, в свою очередь, это - осознание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизнеспособности организма и развития личности. Потребности могут быть органическими (связанными с нуждой в пище, кислороде, продолжении рода и т.д.) и духовными (связанными с личностной организацией - в общении, информации, самореализации и т.д.) Устойчивость - своего рода каркас личности, позволяющий ей в различных ситуациях, при исполнении различных ролей оставаться самой собой. Изменчивость - способность адекватно реагировать на различные
ситуации, выбирать тип поведения, соответствующий требованиям среды. 2. Индивидуальные особенности человека. 2.1. Темперамент. Темперамент - природно-обусловленная совокупность динамических особенностей психики. Первые представления о темпераменте появились еще в Древней Греции. В В эпоху Просвещения уточнил эту
класс???????????????????????????????????????????????????? Новый этап в теории темперамента связан с именем И.П. Павлова. Павлов
в основу различия темпераментов положил особенности высшей нервной
деятельности человека: Павлов пришел к выводу, что в основе типов темпераментов лежит
различное соотношение этих трех свойств: Дальнейшие исследования школы Б. Теплова - В. Небылицина обнаружили
сложный и многомерный характер свойств нервной системы. Они дополнили
классификацию свойств нервной системы, предложенную Павловым, такими
характеристиками, как: Также часто для характеристики темпераментов используют предложенное В.С. Мерлином предложена сводная таблица, в которой обобщается все, что известно о психологических проявлениях темпераментов: Сангвиник Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Пониженная сензитивность. Высокий порог чувствительности. Очень слабые звуки и световые раздражители не замечает. Повышенная активность. Очень энергичный и работоспособный, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Активность и реактивность уравновешены. Его легко дисциплинировать. Он
хорошо сдерживает проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Высокая пластичность. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Легко сходится с новыми людьми, легко привыкает к новым требованиям и новой обстановке. Быстро переключается с одной работы на другую. Быстрое усвоение и перестройка навыков. Гибкость ума. Экстравертирован. Холерик Как и сангвиник, отличается малой сензитивностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и более фрегиден, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость интересов, большая настойчивость, затруднения в переключении внимания. Быстрый психический темп. Флегматик Малая сензитивность. Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать
или расстроить. Невозмутим. При больших неприятностях остается спокойным. Меланхолик Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность. Незначительный
повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно
чувствителен. Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны. Голос
тихий. Движения бедны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Пониженная
активность. Не любит находиться в центре внимания. Неуверен в себе, робок. У каждого темперамента существует сугубо индивидуальное отношение к
объективному времени. Исследования, проведенный Б.И. Цукановым, позволили
получить следующие результаты:
у холерика субъективно переживаемое время сильно опережает течение
реального времени. Поэтому он всегда устремлен вперед, в будущее, прошлое
его не интересует, всегда испытывает острый дефицит времени. Его
субъективное время равно 0, 7 времени реального;
у сангвиника субъективно переживаемое время не так сильно опережает течение
времени реального, но этот тип тоже "спешит жить" и также испытывает
дефицит времени, хотя и не такой значительный как у холерика. Его
субъективное время равно 0,88 реального времени;
у меланхолика нет ни опережения, ни отставания; он как бы привязан к
объективному времени и обездвижен в нем, его жизнь течет вместе с ним. Необходимо подчеркнуть, что не бывает плохих или хороших
темпераментов. У каждого типа есть слабые и сильные стороны и каждый из них
необходим обществу. Так, из сангвиников получаются хорошие работники в
сфере "человек-человек", холерики успешно реализовывают себя в сфере науки,
флегматикам лучше всего подходит деятельность, требующая кропотливости,
усидчивости, не предъявляющая жестких временных рамок. Меланхолики в силу
высокой чувствительности часто находят себя в художественном творчестве:
литературе, музыке, изобразительном искусстве. Но вместе с тем жесткой
заданности темперамента и выбираемой деятельности нет: так, например, А.В. Холериков часто называют двигателями прогресса, т.к. они часто нонконформны, т.е. идут вразрез с устоявшимися взглядами; сангвиники - деятели, это - энергия общества; флегматики обеспечивают устойчивость общества на данном этапе, а меланхолики - совесть общества. Темперамент не изменяется под внешним воздействием, но может измениться в онтогенезе, т.к. нервная система ребенка имеет функциональную слабость, которая проходит с возрастом. Поэтому ребенок, имеющий черты, характерные для холерика или меланхолика, с возрастом может несколько изменить реакции, их выраженность может быть менее значительной. Кроме того, нужно отметить, что "чистые" темпераменты встречаются редко, и любой человек в той или иной ситуации может проявлять реакции, более характерные для другого типа. 2.2. Характер. Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся в процессе взросления и обусловливающая типичные для индивида способы поведения. Характер представляет собой единство биологического и социального,
т.е.
врожденных особенностей и приобретенного опыта в процессе взросления. Среди множества черт характера индивида некоторые выступают как ведущие, другие - как второстепенные. Второстепенные могут гармонировать с ведущими, тогда образуется цельная, гармоничная личность. Но также второстепенные могут резко контрастировать с ведущими, в этом случае индивид будет обладать сложным, противоречивым характером, что будет отражаться в его поведении. Характер проявляет себя в ряде отношений: Акцентуации характера. Развитие отдельных черт характера неравномерно: одни более выражены у
конкретного индивиды, другие - менее. Наиболее выраженные черты характера,
крайние варианты нормы называются акцентуациями характера. Акцентуации граничат с патологией и при сильном прессинге обстоятельств могут перейти в соответствующую психопатию. Акцентуации могут быть явными (проявляющими себя в поведении) и скрытыми (латентными), они могут переходить одна в другую. Оформляются обычно акцентуации к подростковому возрасту, с возрастом могут сгладиться, компенсироваться, но могут и усилиться, как, например, педантичность. Выделяют следующие основные типы акцентуаций: * циклоидный - чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным
периодом; 2.3. Способности, талант, гениальность. Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях легко, быстро и вместе с тем основательно усваивает способы ее организации и осуществления. Способности формируются на основе задатков - врожденных особенностей нервной системы человека, в частности, его головного мозга. Так, на основе особым образом организованного зрительного анализатора, в особенности, его мозгового отдела, могут возникнуть различные способности, требующие различения оттенков цвета, яркости и т.д. А на основе доминирования левополушарных процессов могут выстроиться самые различные способности - к шахматной игре, юридической, инженерной деятельности. Таким образом, задатки многозначны, каждый из них может привести к развитию различных способностей. Однако наличие задатков не означает автоматического появления способностей. Для того, чтобы задатки актуализировались, превратились в способности, необходимо дать ребенку возможность испробовать свои силы в различных областях деятельности и сделать это в том возрасте, который является наиболее благоприятным для развития определенных способностей. Дело в том, что ребенок, проходя различные возрастные этапы, в различной степени способен к той или иной деятельности: так, например, чтобы впоследствии развить художественные способности, мы должны ребенку дать возможность рисовать в раннем детстве; если время будет упущено, вряд ли он впоследствии добьется успехов. Но вместе с тем, нельзя требовать от ребенка невозможного: так, например, если мы решим сделать из него вундеркинда и начнем форсированно обучать его математике без учета возрастных особенностей мышления, мы рискуем вызвать невротические или даже психотические реакции. Но вместе с тем, справедливым является утверждение, что способности нужно развивать на ранних возрастных этапах и это не противоречит вышеизложенному. Виды способностей. Способности не однородны - есть так называемые общие и специальные способности. К общим способностям относят такие свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Это любознательность, внимательность, последовательность, способность поставить цели и осуществить их. Общие способности тесно связаны с направленностью личности, с устойчивостью интересов. Специальные способности формируются на основе общих. К ним относят способности к определенным видам деятельности: музыкальные, математические, организаторские, художественные. Уровни способностей. Выделяют два вида развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, хорошо усваивает знания, алгоритмы решения задач. Второй уровень развития способностей предполагает создание чего-то нового, оригинального. К этому уровню способностей относят талант и гениальность. Талант - такой уровень развития способностей, который предполагает
исключительное мастерство и вместе с тем оригинальное, творческое решение
задач в определенной области, т.е. талантливым считается человек,
овладевший всеми секретами профессии ( репродуктивный уровень) и вместе с
тем способный не просто к исключительно успешному усвоению знаний и
навыков, но и предлагающий новые, нестандартные приемы использования их Гениальность - высшая степень творческой одаренности, способность оригинально, нестандартно воспринимать окружающий мир. Гением обычно называют человека, открытия которого заставляют все человечество взглянуть на мир по-новому. Гениальность часто сопровождается неспособностью к успешной адаптации к среде в обычном смысле слова. В большинстве своем гениальные люди с детства проявляли себя неспособными к восприятию мира обычными способами и, следовательно, неспособными к "нормальному" научению. Также известно, что многие гениальные люди впадали в безумие (Тассо, Словарь психологических терминов: АДАПТАЦИЯ - приспособление к изменившимся условиям. АДЕКВАТНАЯ РЕАКЦИЯ - реакция, соответствующая значению и величине стимула. АДЕКВАТНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ - сигнал из среды, генетически соотнесенный с соответствующим раздражителем. Например, молекула пахучего вещества является адекватным раздражителем для обонятельного анализатора. АКТУАЛИЗАЦИЯ - переход психического явления из потенциального (не проявленного) в актуальное (проявленное). АМБИВАЛЕНТНОСТЬ - одновременное сосуществование противопо-ложных чувств или эмоций (смех и плач, любовь и ненависть) по отношению к одному и тому же объекту. АМНЕЗИЯ - потеря памяти. АНАЛИЗАТОР - орган, осуществляющий тонкий анализ окружающей среды или внутреннего состояния организма и обеспечивающий процессы ощущения и восприятия. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность неосознаваемых психических процессов, влияющих на установки и поведение индивида. БОЛЬ - состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. ВЕРБАЛЬНЫЙ - речевой, выраженный словами во внутренней или внешней речи. ВЛЕЧЕНИЕ - неосознаваемая потребность. ГИПНОЗ - измененное состояние сознания, внешне напоминающее сон, при котором индивид внушения гипнотизера некритически воспринимает как явления действительности. ДОМИНАНТА - временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров и тем самым придающая поведению определенную направленность. ДОМИНИРУЮЩИЙ - господствующий. ИДЕНТИФИКАЦИЯ - уподобление, отождествление себя с кем-либо или чем-либо. ИНТЕНЦИЯ - направленность сознания на какой-либо объект. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - переход внешних состояний во внутренние, включение их в структуру личности. Например, интериоризация внешней речи представляет собой переход от внешней к внутренней речи. КОГНИТИВНЫЙ - имеющий отношение к познавательной деятельности. КОММУНИКАЦИЯ - передача информации в процессе общения. КОНФОРМНЫЙ ИНДИВИД - человек, усвоивший в процессе воспитания определенные групповые нормы, ценности и жестко подчиняющийся им. МОТИВ - психическое явление, побуждающее к действию. ОНТОГЕНЕЗ - развитие отдельного человека. ПЕРЦЕПТИВНЫЙ - относящийся к восприятию ( от перцепция - восприятие) РЕФЛЕКСИЯ - представление о том, как другие воспринимают меня. САМОРЕФЛЕКСИЯ - осознание факта собственного существования, восприятие себя. САМОСТЬ - осознание себя как целостного образования, несводимого к сумме отдельных частей, к организму. СЕНСОРНЫЙ - относящийся к ощущениям ( от сенсус - ощущения) СЕНЗИТИВНОСТЬ - повышенная чувствительность к воздействию раздражителей. ТОЛЕРАНТНОСТЬ - отсутствие или снижение реакции на раздражитель в результате снижения чувствительности к его воздействию. ФИЛОГЕНЕЗ - процесс исторического развития человечества. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность направленная на создание принципиально нового, творчество (от "Эврика!"). ЭМОТИВНОСТЬ - эмоциональная чувствительность. ЭМПАТИЯ - способность постижения эмоционального состояния другого человека путем сопереживания, вчуствования, проникновения в его переживания без участия рефлексии. Я - осознание себя как целого, существующего самостоятельно и отдельно от окружающей среды и других людей. ЛИТЕРАТУРА: 1. Айзенк Г.Ю. проверьте свои способности. - СПб., 1994 32 |
|