| |||
Реферат: Роль средств массовой информации в политической жизниМинистерство общего и профессионального образования Южно-Уральский государственный университет Факультет: Экономики и Права. Реферат По предмету " Политология " Тема:Роль средств массовой информации в политической жизни. Выполнил : Группа Руководитель: Челябинск 2002. План: 1.Сущность и основные направления деятельности средств массовой информации
как составной части политической системы общества. 1. Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации. Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации. Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серъёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его. СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям. В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное
законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как
справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из
многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без
демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы
без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же
компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы
власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически
противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся
своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе
функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором
и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное
общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью
массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией -
реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ
должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право
на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной
информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы. Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут
ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова
законадательнонаказуемо во всех странах мира. Не допускается использование Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности. Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех
членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность,
доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явления жизни - только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё не отстоявшиеся, не нашедшие своего места в теоретических знаниях. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественное бытиё и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности. Оно создаётся под воздействием всех форм общественного сознания: обыденного (включая общественную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков и научно-теоретического (включая политические взгляды, искусство), а так же всех источников массовой информации. Таким образом, структура общественного мнения сложна и многообразна. Но не менее сложен и процесс его формирования. Дело в том, что идеи, проникая в сознание масс, взаимодействуют с чувствами, эмоциями, настроениями, традициями, волей людей. Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение выступает посредником между сознанием и практической деятельностью людей. Не заменяя ни одну из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощью специфических средств, путём одобрения или осуждения, восхищения или презрения, подчёркивания интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков содействует превращению тех или иных идей в конкретную деятельность. Итак, выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается с общественным мнением. В демократическом обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия именно на общественное мнение, в чём колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их - залог успешного осуществления власти, демократических форм управления социальными процессами. СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе
общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных
политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц,
общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например,
процесс обновления, демокритизация нашего общества чрезвычайно
активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических
платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного,
заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Какие же основные направления деятельности СМИ? 1.удовлетворение информационных интересов общества; 2.обеспечение гласности; 3.изучение и формирование общественного мнения; 4.организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества; 5.поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров; 6.воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан. На современном этапе научно-технического прогресса происходит скачок СМИ, в результате чего в мире создалась новая информационная ситуация. Благодаря развитию современных средств связи, развитию международных контактов сегодня никто не может обладать монополией на информацию. "Всеобщая декларация прав человека", другие международные соглашения гарантируют беспрепятственное распространение информации, что объективно ведёт к сближению всех народов мира. В этих условиях коренным образом изменились взаимоотношения политики и журналистики. Взамен безоговорочному и жёсткому подчинению СМИ политике, административно-бюрократическому контролю за их деятельностью создаются новые, характерные для демократического общества условия функционирования печати, телевидения, радио, в основе которых лежат общечеловеческие ценности - честность, правдивость, уважение различных позиций, гарантия свободы слова и совести. В результате изменения информационной ситуации сегодня мир по выражению
канадского учёного М.Маклюэна, похож на большую деревню, где всё известно. Какими же данными в настоящее время характеризуется развитие СМИ в мире, какие основные тенденции этого развития? В мире издаётся свыше восьми тысят солидных ежедневных газет, общий тираж которых поднимается до полумиллиарда экземпляров, работает свыше 20 тыс. радиостанций. В 133 странах мира работает телевидение. Согласно нормам, установленным ЮНЕСКО, для цивилизованной страны минимальное количество источников информации на тысячу человек населения должно насчитывать сто экземпляров газет, сто радио- приёмников, сто телевизоров. Этим стандартам полностью соответствует 25 стран Европы, 4 страны Северной и Южной Америки, в Азии - Япония. Отметим, что вместе с тем, в освободившихся странах Азии, Африки, Латинской Америки насыщенность СМИ чрезвычайно низка. Например, в 9 странах американского континента вообще нет своих газет, а большинство стран африканского континента не имеют национальной системы средств массовой информации. Таким образом, СМИ являются важной составной частью политической системы современного общества. Их сущность, характер и функции в значительной степени определяются социально-политическим устройством общества. В тоталитарном обществе печать, радио, телевидение служат органической частью командно-административной системы, находятся в жёстком подчинении у правящей элиты, партийной бюрократии, в результате чего их деятельность сводится не к информированию населения о происходящем в мире, поиску истины, а к пропаганде готовых, наброшенных сверху идей, догм, установок, содействуя организации выполнения не всегда разумных планов, починов и т.д. В демократическом, правовом государстве СМИ удовлетворяют информационные интересы общества, осуществляет невидимый контроль за деятельностью законодательных, исполнительных, судебных органов, общественных организаций и движений, политических деятелей. Формируя и выражая общественное мнение, стремления и настроения людей, их определённых групп, печать и другие СМИ являются, по образному выражению, своеобразной "четвёртой властью", властью общественного судьи, народного стража порядка и справедливости. 2. Для того, что бы понять и оценить новую роль и систему СМИ в
политической жизни и политической системе нашего общества, обратимся к
истории создания и развития печати и других СМИ в послеоктябрьский период. К сожалению, жёсткая привязка и подчинение партийной журналистики,
публицистики интересам общепартийного дела были истолкованы потом, как
слепой подчинение и беспрекословное повиновение не только СМИ, но и всей
литературы, всего искусства партийно- административному аппарату. Было
гальванизировано и высказанное В.И.Лениным ещё в 1901 году определение
газеты как коллективного пропагандиста, организатора. Речь шла о
нелегальной газете "Искра" как об инструменте, способном в условиях
подполья создать политическую партию, которая со временем могла бы
захватить власть. Игнорировалось главное назначение печати - информировать
обо всём, что происходит в мире. Печать рассматривалась как инструмент
создания партии и взятия власти. Такой она и оставалась на протяжении более К концу 20-х годов в нашей стране была создана тоталитарная журналистика. Для средств массовой информации времён культа личности и последующего периода характерны политическая нетерпимость, пропаганда единомыслия, оторванность от жизни, попытки нанизать всем и вся "единственно правильное" учение, ложь и полуправда, догматизм мышления, приказной тон, отсутствие критики основ общественных пороков и вместе с тем - отсутствие настоящих дискуссий, столкновения мнений, постоянное запаздывание в информировании населения, неполнота и искажение информации, замалчивание положительных явлений, имевших место в жизни за рубежом. Но и в этих нелёгких условиях на страницах газет и журналов, на телевидении
и радио стали появляться смелые, принципиальные выступления, будоражившие
общественную мысль. Литература, СМИ готовили общество к переменам. Гласность - это право знать обо всём, что происходит в стране и в мире, это
право получать правду и право говорить правду, не опасаясь за последствия. Правда, гласность, как и политический плюрализм долгое время, да и сегодня ещё пытаются как-то дозировать и ограничивать. Неизбежно напрашивается вопрос: а кто является арбитром, кто определит, какие мысли идут на пользу страны, на пользу народа, а какие нет? Ведь у нас накоплен огромный опыт ограничений и запрещений, осуществляемых тем же административно-бюрократическим аппаратом, именно от имени народа ради чистоты идей и принципов. Находятся люди, готовые на практике реализовать контроль над гласностью. Некоторые консервативно мыслящие деятели считают, что либеральные иллюзии относительно абсолютной гласности беспочвенны. Да, рамки гласности действительно должны быть, и в качестве таковых выступают: объективность, истинность, достоверность, доказательность информации, базирующиеся на честности, порядочности, ответственности перед законом журналиста, автора того или иного выступления, гарантированное право на опровержение ложной информации. Сегодня в стране право на издание газет и журналов получили не только государственные учреждения, различные партии и общественные организации, кооперативные, религиозные, творческие организации, но и отдельные лица. Несмотря на отсутствие должной политической культуры, должного
профессионализма, СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором
новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления. Формируется принципиально новая структура СМИ, фактически легализованы так называемые неформальные, полулегальные издания самых различных политических направлений. Их издатели, редакторы имеют право официально зарегистрировать свои газеты, журналы, бюллетени. Важнейшей особенностью состояния СМИ является их активное участие в национальном возрождении, что означает не только резкое увеличение материалов на эти темы на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, горячие споры по вопросам национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т.д., но и обретение СМИ суверенности, независимости от центра. В ряде республик уже приняты свои Законы о средствах массовой информации. |
|