| |||
Реферат: ЧернышевскийМ ГЛ У Р е ф е рат П е дагогические идеи Н. Г. Чернышевского 1998 год План реферата 1. Введение. 2. Жизнь и деятельность Н. Г. Чернышевского. 3. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского. а) состояние образования и школы б) обучение и воспитание (его задачи и содержание) в) о методах обучения и воспитания г) дисциплина учащихся д) учебники и книги для чтения е) об учителе 4. Значение педагогической теории Н. Г. Чернышевского. 5. Заключение. 6. Библиографический список. Введение Николай Гаврилович Чернышевский вошел в историю развития человеческой культуры как символ отваги, самоотверженности, преданности делу. В своих сочинениях Чернышевский отводил видное место педагогическим вопросам, рассматривая их в неразрывной связи со своими философскими и политическими воззрениями. Им были затронуты и освещены многие общие и целый ряд совершенно конкретных вопросов обучения и воспитания. Н. Г. Чернышевский не оставил нам специальных трудов по теории педагогики, однако в его сочинениях представлена цельная система революционно - демократических взглядов по вопросам народного образования, обучения и воспитания подрастающих поколений. Цель данного реферата - на основе анализа работ Чернышевского
осветить основные положения его педагогической теории и тем самым
показать историческое значение педагогического наследия Н. Г. Жизнь и деятельность Н. Г. Чернышевского Великий русский мыслитель и общественный деятель Николай Гаврилович До 14-летнего возраста он воспитывался и обучался дома. В 1842 году Чернышевский был определен для продолжения образования в Саратовскую духовную семинарию (класс риторики). Не окончив полного курса обучения в духовной семинарии (духовная
карьера совершенно не привлекала Чернышевского) он в 1846 году уехал в По окончании университета в июне 1850 года Чернышевский вернулся в Весной 1853 года Чернышевский вступил в брак с дочерью саратовского врача Ольгой Сократовной Васильевой. Скоро после женитьбы вместе с молодой женой он переехал в Осенью 1853 года Чернышевский начал сдавать экзамены, а к концу года в основном была готова и диссертация на тему “Эстетическое отношение искусства к действительности”. Диссертация звала работников искусства к справедливому отражению в
их произведениях действительной жизни. Она звала к активной борьбе со
всем тем, что омрачало жизнь народа. / Смирнов В. З. Педагогические идеи С 1854 г. Чернышевский становится редактором журнала “Современник” 7 июля 1862 года Чернышевский был арестован по обвинению в противогосударственной деятельности. 7 февраля 1864 года сенат приговорил лишить Чернышевского всех прав состояния и сослать на каторжные работы в рудниках сроком 14 лет, а затем поселить в Сибири навсегда. В 1889 году благодаря усиленным хлопотам сына Чернышевскому разрешено было вернуться в Саратов. Переехав в родной город, он почувствовал прилив сил и стал питать
надежду на то, что ему удастся развернуть большую творческую
деятельность, создать ряд новых работ. Но этой надежде не суждено было
осуществится. 17 октября 1889 года на 61-м году жизни перестало биться
сердце пламенного патриота, борца за свободу и счастье трудового народа,
великого мыслителя и революционера Николая Гавриловича Чернышевского. / Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием идей В. Чернышевский развивал дальше свои теоретические воззрения по
сравнению с Белинским и Герценом. Он давал более глубокое
материалистическое и диалектическое обоснование педагогической теории. Чернышевский (как и Добролюбов) исходил из идеи единства
человеческого организма и психической деятельности человека. Вместе с
тем он прекрасно понимал, что такое единство не исключает, а
предполагает конкретные различия между ними. “На человека надобно
смотреть как на одно существо , имеющее только одну натуру, чтобы не
разрывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным
натурам” - говорил Чернышевский. / Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., После общей характеристики теоретического воззрения Состояние образования и школы Обращаясь к воспитанию как к одному из главнейших факторов ,
обуславливающих развитие и формирование человеческой личности, Касаясь состояния грамотности в России, в статье “Суеверие и
правила логики” он с болью в душе писал: “В целой Западной Европе ,
имеющей около 200 миллионов жителей (в России тогда насчитывалось 65-70
миллионов ), не найдется столько безграмотных людей , как в одной нашей
родине ” / НГ Чернышевский , Полн. Собр. Соч., т. 5, ГИХЛ, 1950, стр. К тому же, говорил Чернышевский далее , большинство грамотных в городах. Значит, какая же безграмотность , тьма-тьмущая в деревнях среди трудового крестьянства. Где же причина такого тяжелого положения с грамотностью? В той же статье Чернышевский указывал, что есть люди, которые пытаются отыскать причину этого неблагополучия в природе русского человека. В действительности , утверждал Чернышевский, наблюдается как раз обратное, именно чрезвычайно сильное стремление в народе к просвещению, “но обстоятельства (и учреждения) слишком не благоприятствуют его осуществлению”. Те же мысли Чернышевский продолжал развивать и в статье “Ясная
поляна”, когда касался “недоумения” Л.Н. Толстого по поводу того , что То есть Чернышевский хотел сказать что, во-первых, народ никогда не против образования, что если наблюдается подобное отношение к образованию со стороны отдельных лиц, то на основе этого нельзя делать обобщений и судить о народе в целом; во-вторых, когда крестьяне не посылают своих детей в школу , если она есть поблизости, то не в силу якобы врожденного консерватизма в их натуре, а в силу своей материальной необеспеченности. Что же касается способов обучения, то они , по характеристике Неудовлетворительное состояние школьного преподавания, по его
мнению в значительной степени объяснялось отсталостью педагогической
теории и реакционной сущностью официальной педагогики , являвшейся
теоретической основой современной ему системы обучения. Но главную,
основную причину он видел в неблагоприятных обстоятельствах , который
тормозили развитие просвещения в целом. Под этими обстоятельствами
подразумевались социально-экономические условия крепостной России. / Обучение и воспитание (его задачи и содержание) Очень существенным является вопрос о задачах воспитания. Идеал человека, активного общественного деятеля, Чернышевскому представлялся как личность высоко идейная и всесторонне развитая в физическом и духовном отношениях. Требование о всестороннем развитии личности, по Чернышевскому, диктуется двумя обстоятельствами: во-первых, правильным , материалистическим взглядом на природу человека как на единое, неразделенное целое двух присущих ей сторон: телесной и духовной, и, во- вторых , правильно понятыми “настоятельными жизненными потребностями”. Надо сказать, что самую главную общую жизненную потребность Руководствуясь общей задачей - всестороннего развития человека, Чернышевский очень строго подходил к отбору и содержанию учебных предметов. Он считал что отбор предметов должен происходить опираясь на современное состояние науки и настоящие, а не кажущиеся потребности современной жизни. Как материалист Чернышевский очень высоко оценивал роль и значение естественных наук . Он рассматривал их как могучее средство воспитания правильных представлений о явлениях окружающей природы , как средство борьбы с суевериями и предрассудками. Но при всей высокой оценке наук о природе, Чернышевский первостепенную роль отводил все же наукам о человеке. Среди наук о человеке на первый план он ставил родной язык, литературу и историю. “Изучить родной язык необходимо это не подлежит спору, - писал Но для того чтобы учащиеся общеобразовательной средней школы овладели родным языком в такой степени, чтобы могли свободно пользоваться им для устного и письменного выражения своих мыслей, притом для вполне грамотного выражения, нужно ли изучать целый ряд филологических тонкостей: законы родного языка, его историческое развитие и место и т.д. Чернышевский придерживался в этом вопросе отрицательной точки зрения. В решении задач эстетического воспитания Чернышевский отводил особо видное место художественной литературе и музыке. Прекрасное и красота в человеке, писал Чернышевский, немыслимы без
представления о гармоническом развитии организма и здоровья человека. Физические упражнения и другие средства развития и закаливания
организма он расценивал положительно и с точки зрения воспитания воли. / О методах обучения и воспитания В методике учебной работы Чернышевский придает решающее значение развитию мысли. Уметь думать , самостоятельным путем добывать знания, формировать свое мировоззрение - вот, что интересует Чернышевского. Чернышевский как и Добролюбов, придает большое значение воспитанию. “Однако одного воспитания мало. Оно должно дополняться
самовоспитанием и самообразованием. Чернышевский рекомендовал своим
детям широко заниматься самовоспитанием и самообразованием. Мы
приобретаем знания не только из школы, но и из жизни, из дружеских
разговоров, из порядочных книг, в числе которых школьных книг нет” -
говорил Чернышевский. / Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова Е. Среди разнообразных методов и приемов обучения Чернышевский видное место отводил живому слову учителя, беседе и самостоятельной работе учащихся. “ Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными , они должны приобретать образование самостоятельными знаниями”, - писал Чернышевский. Самостоятельные занятия оценивались им очень высоко по ряду причин. В них Чернышевский видел не только средство закрепления, но и расширения того круга знаний, какой получали учащиеся от устного изложения материала учителем и вообще в школе. В них он видел и одно из важных средств развития самостоятельного мышления учащихся, а также привития навыков и умения самостоятельно работать над повышением уровня своих знаний. Процесс обучения является т процессом воспитания. Эту мысль Дисциплина учащихся Вопрос о школьной дисциплине и телесных наказаниях занимал одно из
видных мест в педагогической теории на протяжении многих веков. В заключении приведу цитату из работы Чернышевского “Очерк научных
понятий по некоторым вопросам всеобщей истории”. “Нет надобности ни в
каком насилии для того , чтобы дети и подрастающие юноши или девушки
развивались именно так , как желают старшие: у них самих есть очень
сильное стремление к этому; для воспитания их нужно не принуждение, а
только доброжелательное содействие тому, чего сами они желают; не
мешайте детям становиться умными , честными людьми - таково основное
требование нынешней педагогики; насколько умеете, помогайте их развитию,
прибавляет она , но знайте, что меньше вреда им будет от недостатка
содействия, чем от насилия; если вы не умеете действовать на них иначе, как принуждением, то лучше для них будет оставаться вовсе без вашего
содействия, чем получать его в принудительной форме”./ Чернышевский Н. Учебники и книги для чтения В занятиях учащихся вообще и в самостоятельном (внеклассном) чтении
в особенности огромная роль принадлежит книге. Отмечая это, Чернышевский обращал внимание на тот факт, что большинство учебников и книг для
чтения, которыми пользовалась тогда школа, являлось неудовлетворительным Главные недостатки и пороки большинства учебников и книг для чтения заключалось, по мнению Чернышевского, в том, что, во-первых, они были пусты, бессодержательны, во-вторых, они были насыщены нравственными сентенциями , имеющими своей целью укрепить в детях ложную, вредную верноподданническую мораль; в-третьих, события и факты освещались в них часто искаженно и, как правило, языком сухим или слишком водянистым, но тоже бесцветным. Более или менее удовлетворительных книг, официально
рекомендованных, было крайне мало. К ним Чернышевский относил, например, Само собой понятно, что новое образование нуждалось в новых
учебниках и книгах для чтения. С точки зрения Чернышевского, учебники и
книги для детского и юношеского чтения должны отличаться новым идейным
содержанием. По цензурным условиям он не мог прямо и откровенно
говорить, что это означало. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Из вышесказанного можно сделать вывод, что по мнению Чернышевского учебники и книги для чтения, независимо от того, какой предмет явление или событие освещают, не должны допускать какого бы то ни было отступления от истины. Много внимания уделял Чернышевский языку учебников и детских книг. В учебниках и книгах для чтения каждое событие, каждый факт,
каждое имя должны, по Чернышевскому, занять то место, какое по праву
принадлежит им в науке, в жизни. Создание новых учебников и книг для
чтения, охватывающих различные области знания - дело очень важное и
полезное, но довольно сложное и не всякому автору доступное. Об учителе Чернышевский хорошо понимал, что как бы хороши ни были учебники, книги для чтения и другие средства обучения (и воспитания), все же главную роль играет учитель. В своих сочинениях он посвятил немало прекрасных строк раскрытию назначения и характера педагогического труда, тех качеств, которыми с его точки зрения, должен обладать учитель, и, наконец, защите материально-правового положения учителя, особенно сельского. Предмет и задачи педагогического труда очень сложны и ответственны. Чернышевский придавал большое значение педагогическому мастерству учителя. Он хотел, чтобы каждый учитель думал и работал в том направлении дабы в каждом своем занятии обеспечить такой уровень совершенства как со стороны содержания, так и со стороны формы, когда все учащиеся занимаются с интересом, непринужденно и с охотой, когда всякая невнимательность и недисциплинированность исключаются сами собой. Обучение и воспитание подрастающего поколения является главной, но не единственной обязанностью учителя. Чернышевский считал, что учитель, правильно понявший свое назначение, как деятель, призванный всеми своими силами и способностями служить благу родины и народа, не может ограничиваться занятиями с детьми, он непременно посвятит себя в свободное от этих занятий время распространению знаний и просвещения среди населения. На своем примере работы в Саратовской гимназии он показал, что учитель должен быть не только педагогом, но и просветителем. Помимо классных и внеклассных занятий с гимназистами, он выступал перед взрослой аудиторией с докладами и лекциями на разнообразные темы, он пытался и в условиях суровой царской цензуры распространять полезные знания и передовые идеи. Чернышевский настаивал на изменении отношения к учителю, на
коренном улучшении его материального и правового положения и, наконец на
предоставлении ему как можно большей самостоятельности в проводимых с
детьми занятиях. Он был враг всего того, что сковывало здоровую
творческую инициативу учителя. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Значение педагогической теории Чернышевского Чернышевский (и Добролюбов) развил педагогические взгляды Революционно-демократические педагогические мысли Чернышевского
оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьного
образования в России. Многое из этого педагогического наследия не
потеряло актуального значения и для нашего времени. /Константинов Н. А., Заключение Педагогическое наследие Н. Г. Чернышевского - ценный вклад в золотой фонд передовой русской и мировой педагогики. По своей политической остроте, свежести мысли, научной глубине и революционно- демократической направленности оно стояло на самой высокой ступени в домарксистский период в истории педагогики. В работах Чернышевского содержались основные положения революционно-демократической педагогики. В них давался ответ по таким кардинальным для педагогики и школы вопросам, как: цель и задачи воспитания и образования, проблема всестороннего развития личности и разделение труда умственного и физического, роль наследственности и среды в формировании личности, биологическое и социальное в развитии человека, содержание и методы общеобразовательной школы, идейные и дидактические принципы построения школьного учебника и др. Педагогическое наследие Чернышевского сыграло выдающуюся роль в истории борьбы прогрессивных сил человечества за передовую, наиболее совершенную систему воспитания, за ее высоко гуманные основы. РЕЦЕНЗИЯ на реферат студента 332 группы технологического факультета Иванова Юрия Владимировича по философии и истории образования на тему: “Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского”. Прочитав данный реферат, можно с уверенностью сказать, что Иванов Реферат имеет подробный план, основное внимание в котором уделяется теме реферата, а именно педагогическим идеям Н. Г. Чернышевского. Иванов Ю. В. начинает свой реферат с введения и краткой
биографической справки в которой он описывает некоторые важные события
жизни Чернышевского. Следующий пункт плана полностью посвящен
раскрываемой теме. Этот пункт состоит и нескольких подпунктов каждый из
которых посвящен отдельному вопросу педагогической теории Чернышевского. По ходу изложения темы Иванов Ю. В. делает ссылки на литературные источники список которых приведен в конце реферата. В некоторых местах реферата Иванов обобщает сказанное и делает свои выводы, что свидетельствует о глубоком и тщательном изучении им данной темы. В заключительной части реферата Иванов Ю.В. излагает важность и историческое значение педагогического наследия Чернышевского и подводит итоги. По мнению рецензента реферат написан логично, стройно, не содержит ничего лишнего, тема раскрыта полностью. Реферат заслуживает отличной оценки. Рецензент БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957.
|
|