| |||
Реферат: Теоретическая педагогика и психология (ответы на экзамене)ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕН 7.06.02
1. Предмет педагогики как гуманитарной науки. Связь педагогики с другими науками о человеке. 2. Основные педагогические понятия, раскрыть их содержание, сходства и различия между ними. 3. Основные факторы развития личности (перечислить). Роль биологических факторов в развитии личности (Привести пример). 4. Основные факторы развития личности (перечислить). Роль социального фактора в развитии личности (Привести пример). 5. Воспитание как ведущий фактор развития личности 6. Место и роли активности личности в ее становлении 7. Цели образования, как основополагающего акта педагогической деятельности. 8. Содержание образования, как педагогическая проблема. Ее исторический характер. Актуальность проблемы гуманитаризации содержания образования в современной ситуации. 9. Взаимодействие педагога и учащихся как процессуальная характеристика педагогического процесса. Его личностный характер. ©Автор: Григорьев П. В. Вопрос №1 Предмет педагогики как гуманитарной науки. Связь педагогики с другими науками о человеке. Явление воспитания было присуще человечеству на самых ранних этапах
развития. Человек всегда ставил перед собой задачу передачи накопленного
социального опыта последующему поколению. В первобытных обществах этот опыт
был ограничен и усваивался непосредственно в жизнедеятельности (опыт
добывания пищи, и т.д.). Но по мере по мере развития и обогащения
человеческих знаний возникла необходимость специального обучения и
воспитания, потребовались институты, для передачи накопленного опыта. В современном понимании «педагогика» имеет два значения. Первое- это область научного знания, наука; второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Любая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она
исследует. При определении предмета педагогики нет единства во мнениях. В последние десятилетия ученые приходят к пониманию предмета педагогики как процесса формирования личности, т.е. предмет выходит за рамки простой передачи социального опыта. Личность характеризуется наличием сознания и самосознания, целостности, индивидуальности, автономности. Педагогика как наука стремится к изучению и пониманию процессов формирования личности, она пытается вмешаться в этот процесс, определить вектор и направление развития. На человека воздействует множество факторов среди которых выделяют как
специально и целенаправленно воздействующие (воспитывающие), так и не
специально воздействующие (сознательное и бессознательное воздействие). Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, математикой, кибернетикой, этикой, психологией, анатомией и физиологией человека. Долгое время педагогическое знание формировалось и существовало в лоне философии. В 17 веке педагогика оформилась как самостоятельная наука, но связи с философией не были утрачены, педагогика получила фундаментальную базу для своего дальнейшего развития. В тесных взаимоотношениях педагогика находится с психологией, котороя
вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные
периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека, педагогику вооружает физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек. Новые, дополнительные возможности перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания - кибернетика, которая раскрыла наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами. Итак, педагогика – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Вопрос №2 Основные педагогические понятия, раскрыть их содержание, сходство и различия между ними. Каждая наука имеет свой понятийный аппарат. Педагогика не является в этом случае исключением. В ней принято выделять 3 фундаментальных педагогических понятия: . Обучение . Воспитание . Образование Вопрос № 3 Основные факторы развития личности (перечислить). Роль биологических факторов в развитии личности. Проблема формирования человека как личности является традиционной и
одновременно актуальной. Проблемными считаются и сами понятия «личность» и > Биологическое развитие, т.е. органическое созревание мозга и анатомо- биологических структур. Это развитие происходит спонтанно, не зависимо от человека. > Психическое развитие, т.е. определенная динамика умственного и волевого развития. Соотношение биологического и социального в формировании личности еще не раскрыто во всех своих тонких; взаимосвязях. С одной стороны, в процессе формировавния личности в качестве основного фактора выступает социальное в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т.д.) С другой стороны, при этом действуют и биологические ( даже генетические) факторы— такие, как особенности нейродинамических процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др. Подробнее остановимся на влиянии биологических факторов на развитие личности. Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его с предками. Носителями наследственности в природе выступают гены. Данные генетической науки убедительно свидетельствуют о том, что наследственных социальных программ поведения человека не существует; речь может идти лишь о наследственных биологических программах, хранящих информацию о свойствах организма. Наследственные программы включают в себя все общее, что делает человека человеком: расположенность к интенсивной социально жизни, к трудовой деятельности, к задаткам речи и мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки, особенности нервной системы и патологические свойства. В воспитательном плане биологический фактор представляет серьезную проблему. Некоторые ученые (Торндайк) утверждают, что биологические факторы являются определяющими в процессе формирования личности, другие считают, что доминирующими выступают социальные. В действительности очень нелегко отличить изменчивость, возникающую под влиянием воспитания, образования, всего комплекса социальных условий, от влияния генотипа. Например тот факт, что дети воспроизводят формы поведения родителей, еще мало говорит о роли биологической наследственности, поскольку родители регулируют воспитание детей, а те сами подражают родителям, испытывая при этом влияние семейной среды. В современной генетике намечается тенденция взаимопроникновения, т.е.
индивидуальные личностные свойства человека определяются взаимодействием
генетической системы (биологического фактора) и внешних условий Вопрос № 4 Основные факторы развития личности (перечислить). Роль социальных факторов в развитии личности. Проблема формирования человека как личности является традиционной и
одновременно актуальной. Проблемными считаются и сами понятия «личность» и > Биологическое развитие, т.е. органическое созревание мозга и анатомо- биологических структур. Это развитие происходит спонтанно, не зависимо от человека. > Психическое развитие, т.е. определенная динамика умственного и волевого развития. Соотношение биологического и социального в формировании личности еще не раскрыто во всех своих тонких; взаимосвязях. С одной стороны, в процессе формировавния личности в качестве основного фактора выступает социальное в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т.д.) С другой стороны, при этом действуют и биологические ( даже генетические) факторы — такие, как особенности нейродинамических процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др. Подробнее остановимся на влиянии социальных факторов на развитие личности. Множество ученых, среди которых особняком выделяются просветители, утверждают, что на 9/10 человек стал человеком благодаря социальному влиянию. («Воспитание может все…» Гельвеций). Влияние социального фактора условно подразделяют на влияние большого и малого социума: Среди всех социальных факторов особенно выделяется влияние эталонной группы, это та группа, на которую человек ориентируется. Сильно влияние семьи, в которой индивид находится длительное время. Но, учитывая совокупность как социальных, так и биологических факторов, влияющих на личность, необходимо отметить решающую роль активности самой этой личности в воспитании. Именно она трансформирует в себе все факторы, что-то принимает в них, а что-то нет. Вопрос № 5 Воспитание, как ведущий фактор развития личности. Воспитание может все… Гельвеций Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле: Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле - это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания: 1. – воспитание ускоряет развитие личности 2. – воспитание замедляет развитие личности Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его целенаправленный характер, он систематичен и осуществляется на большом культурном материале. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает специально организованная воспитательная работа, которая осуществляется в образовательных учреждениях, подготовленными людьми – педагогами. Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником". Виды воспитания классифицируются по разным основаниям: 1. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. 2. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют: гражданское, политическое, интернациональное, эстетическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание 3. По институциональному признаку воспитание бывает: семейное, школьное, внешкольное, религиозное. 4. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное Формирование человека как личности требует от самого общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика немыслима без опоры на психологическое и педагогическое знание закономерностей развития ребенка, ибо без нее существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс формирования личности. Вопрос № 6 Место и роль активности личности в ее становлении Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Этот процесс не совершается автоматически. Он требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание возможностей, объективных социальных условий для духовно-нравственного совершенствования человека. Однако наличие условий и предпосылок само по себе еще не решает задачу становления развитой личности. Необходима, прежде всего, ее собственная активность в этом сложном процессе. Ученые единодушны в том, что движущими силами в становлении личности являются противоречия между личностью и ее нравственным идеалом. Эти противоречия побуждают к активности и стремлению самореализоваться. В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал,
позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Под самовоспитанием
понимается – сознательная, целеустремленная и самостоятельная деятельность
воспитуемого, направленная на формирование определенных качеств. Эта
деятельность особенно напряженно протекает в подростковом возрасте, когда
человек начинает осознавать свои способности и стремиться управлять ими. Самовоспитание предполагает развитие рефлексивных механизмов у человека. К ним можно отнести оценку собственных поступков, соотнесение их с поступками других, оценку собственного багажа знаний и т.д. Насколько рефлексия личности обращена к себе, настолько плодотворна деятельность ее самовоспитания. В зарубежной психологии большое значение придается сформированности у человека «Я- концепции». Она включает в себя: . Представления человека о самом себе . Оценку человеком себя (Макаренко писал по этому поводу о том, что в человека нужно верить и относится к нему с оптимистической точки зрения). Вопрос № 7 Представления об образовании есть у каждого человека на обыденном, житейском уровне. Между тем его научное понимание является более сложным и объемным. Оно начинается с осознания целей. Эта проблема целей прослеживается со времен античности, и сегодня она является сложной и противоречивой. Обозначилось 3 основных подхода к определению целей образования: 1. Подход определяет цель образования – как передачу накопленного опыта из поколения в поколение. 2. Подход видит цель образования в формировании личности, полезной обществу. 3. Подход (смешенный) включает в себя элементы 2-х предыдущих и видит цель образования в формирование всесторонне развитой личности, полезной для общества на основе богатого культурного жизненного опыта. В педагогической и психологической литературе нередко встречается характеристика цели образования, как передача социального опыта от старшего поколения к младшему. Такое определение страдает большой обобщенностью и похоже, скорее, на рамочное условие построения системы образования. Истинные цели образования должны ставиться более конкретизировано. Они всегда носят исторический характер и формируются с учетом многих социальных и культурных реалий. Сложность здесь состоит в том, что эти реалии подчас сами являются очень противоречивыми. Современное общество, научно- технический прогресс требует от человека широкого диапазона знаний. Отсюда образование становиться направленным на развитие познавательного потенциала человека. Цель его смещается с простой передачи опыта на формирование личности с точки зрения ее полезности обществу. Акцент делается на специальность. При такой постановке практически не учитываются интересы личности ее скрытые задатки и способности. В связи с эти в последнее десятилетие все более утверждается личностно-
ориентированный (смешенный) подход к выявлению сущности целей образования. Вопрос № 8 Содержание образования, как педагогическая проблема. Его исторический характер. Актуальность проблемы гуманитаризации содержания современного образования. Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В педагогике наметилось 2 подхода к пониманию сущности этого явления: [pic] В последнее время большинство проблем содержания образования в основном
сводится к необходимости его гуманитаризации. Актуальность этого
объясняется сильной тенденцией современного образования дать человеку,
прежде всего, точно-научные знания, необходимые для одного, конкретного
вида деятельности. В результате образуется некий перекос в подготовке
специалиста и как следствие формируется однобоко развитая личность. Вопрос № 9 Взаимодействие педагога и учащихся как процессуальная характеристика педагогического процесса. Его личностный характер. Педагогический процесс организуется как взаимодействие двух его участников (субъектов): педагога и воспитанника. Деятельность педагога заключается в преподавании научного материала,
деятельность ученика состоит в его усвоении и учении. Большую роль в этом
процессе играет понимание характера взаимодействия между ними. Оно может
быть представлено функционально, т.е. педагог передает информацию и
предполагает, что ученик будет в новом состоянии. Через определенное время,
после проверки знаний ученика, педагог как бы сам переходит в новое
состояние. Далее происходит тот же самое, только на более высоком уровне и
стороны таким образом совершенствуются. В педагогике этот циклический
процесс, развивающийся по спирали, получил название – явление обратной
связи. Схематично это можно изобразить так: Вопрос № 10 Проблемно-развивающее обучение как фактор развития мыслительной деятельности учащихся. Педагогический процесс направлен на вооружение учащихся знаниями, умениями
и навыками, а также на их умственное развитие и нравственное воспитание. 1. Средневековая догматическая модель. Была самой ранней. Суть ее состоит в том, что педагог предлагает ученику знания, а он должен воспроизводить их дословно. 2. Традиционная модель, при ней педагог не только предлагает знания, но и аргументирует их: эмоционально, иллюстративно, а учащийся должен запоминать и сам высказывать свое отношение к изучаемому. 3. Проблемно-развивающая модель обучения. Сегодня особо интенсивно изучаются и практикуются, на ней остановимся подробнее. 1. Проблемное изложение знания. На этом уровне педагог осуществляет передачу знания по сходному методу, взятому из традиционной модели. Однако знание структурируется таким образом, что мысли учащихся проводятся по сложным его путям и приходят к проблемным выводам, требующим разрешения. 2. Уровень эвристической беседы. На этом уровне специальными уточняющими и наводящими вопросами активизируется мысль учащихся. 3. Исследовательский уровень. Он подразумевает активную форму деятельности самих учащихся. Особенностью этого типа обучения является ориентация на учащегося как на
целостную личность. Это предполагает уважительное отношение к нему,
признание его самоценности, внутреннего мира и т.п. Вопрос № 11 Программированное обучение как средство обратной связи. Существует мнение, что с элементами программированного обучения можно встретиться уже в древние времена. Об этом может свидетельствовать хотя бы описанный Платоном в диалог Сократа с мальчиком о том, как можно рассчитать площадь четырехугольника. В этом диалоге Сократ, мастерски пользуясь эвристической беседой, заставлял собеседника сразу же давать оценку каждому ответу на заданный ему вопрос, требовал исправления допущенных ошибок, подчеркивал логические связи между отдельными шагами, учил мыслить самостоятельно и критически, сохраняя при этом подходящий для мальчика темп работы. До полного перечня важнейших особенностей современной концепции программированного обучения сократовской методике не хватает только двух составляющих: так называемого самоконтроля и постепенного повышения уровня сложности работы учащегося за счет уменьшения числа наводящих указаний. Теория программированного обучения начала развиваться в 40-50 гг. XX в. в США, затем в Европе. Она дала импульс к развитию технологии обучения, к разработке теории и практики технически сложных обучающих систем. Программированное обучение — представляет собой относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью информационных средств. В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и
воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не
управляется, не регламентируется. Главная идея программированного обучения Теоретические основы любого программированного обучения составляют следующие общие принципы: 1) Деление всего массива знания на небольшие, тесно связанные между собой фрагменты (части, порции, шаги) 2) Активизация деятельности учащихся, изучающих программированный фрагмент 3) Немедленная оценка каждого ответа учащегося 4) Индивидуализация темпа и содержания учения Благодаря этим принципам в программированном обучении появляется
систематическая, постоянная обратная связь между педагогом и учеником, на
основании которой они самосовершенствуются. . линейная . разветвленная Линейная программа (разработана Скиннером, США) строится по принципу малых шагов и немедленного подтверждения ответа. Оно подразумевает индивидуализацию темпа учения и постепенный рост его трудности. Схематично линейную программу можно представить так: Разветвленная программа (разработана Кроудером) Основу образуют следующие теоретические положения: Учебный материал следует делить на части (порции, шаги), После каждой дозы информации должен следовать вопрос, ставящий учащегося перед необходимостью самостоятельного выбора правильного ответа среди нескольких ошибочных или неполных. Непосредственно после указания ответа, избранного учащимся, необходима проверка правильности его выбора. В связи с этим программа должна информировать учащегося о результате каждого выбора, а в случае ошибки отсылать его к исходному пункту с целью повторной попытки выбора правильного ответа или к соответствующей корректирующей рамке, объясняющей причины ошибки. Схематично это можно представить так: Автоматизация программированного обучения, вызванная введением в
школьное обучение программированных учебников и машин, не превращает
преподавателя в фигуру второплановую, как это представляли максималисты. Вопрос № 12 Дифференциация в образовании как средство индивидуальных особенностей в изучении. В 20 годы XX века возникла проблема дифференциации образования. Выделяют две причины ее появления: 1. Физическая невозможность изучения всего багажа знания. 2. Индивидуальные различия обучающихся: интересы, темпы усвоения материала, уровень подготовки и т.д. 1. Первоначальная селекция должна осуществляться на очень ранних стадиях, следует создавать большое количество направлений обучения. 2. Каждый человек должен иметь право на образовательный максимум, независимо от его будущей способности к определенной деятельности. . Естественнонаучное . Математическое . Гуманитарное Вопрос № 13 Слово учителя - это ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника В.А.Сухомлинский Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть
такие виды труда, где оно выступает не как форма обыденного человеческого
взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и
профессионально значимым является общение в педагогической деятельности. Итак, Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, а также создание благоприятного психологического климата. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя
им. Он постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность,
выступая и как источник информации, и как человек, познающий воспитанника
или группу людей. Наиболее распространенная ошибка, которую допускают
начинающие учителя, неумение организовать педагогическое общение целостно. Педагогическое общение – это, конечно же, творчество. Оно проявляется в 1. Творчество в умении передать информацию: точно ориентировать ее на собеседника, найти яркие образные оценки и т.д. 2. Творчество в умении понять психологическое состояние учащегося. 3. Творчество в искусстве воздействия на партнера, в умении взаимодействовать с ним. 4. Творчество в процессе саморегуляции, в преодолении разнообразных психологических барьеров, т.е. в искусстве управления собственным состоянием. 1) увлеченности совместной творческой деятельностью (самый продуктивный стиль) 2) дружеском расположении 3) общении - дистанции 4) общении - устрашении 5) общении- заигрывании Вопрос № 14 Семейное воспитание, его роль в сопоставлении с общественным. Методы семейного воспитания. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из общественных институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не заботится о других так, столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании
основную, долговременную и важнейшую роль. В этим возникает вопрос о том,
как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму
отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо
точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие
воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека –
достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат родители ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. 1) диктат, 2) опека, 3) «невмешательство» 4) сотрудничество. РАЗДЕЛ теоретическая ПСИХОЛОГИЯ: 1. Методы психологического исследования, их взаимодополняющий характер. 2. Общая характеристика ощущений как психологического процесса. 3. Основные психологические направления (школы) в понимании и изучении психики человека. 4. Общая характеристика психических процессов, их взаимосвязь и целостность функционирования. Приведите пример. 5. Память. Её основные характеристики. Виды памяти. 6. Общая характеристика восприятия как психологического процесса. 7. Способы управления процессами запоминания. 8. Способы управления эмоциональными состояниями. 9. Способы активизации мыслительной деятельности. Вопрос № 1 Методы психологического исследования, их взаимодополняющий характер. Основными методами получения фактов в психологии являются: > Наблюдение > Опрос > Эксперимент. 1. Определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); 2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); 3. Выбор способа наблюдения (как наблюдать?); 4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); 5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). . Интервью . Вопросники . Психологические анкеты . Тесты Вопрос № 2 Общая характеристика ощущений, как психологического процесса Ощущение - это элементарный психический процесс отражения отдельных свойств окружающей действительности и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Отличие ощущения от восприятия: 1. В ощущениях отражаются отдельные свойства, а не явления и не предметы, как в восприятии 2. Ощущение - это отражение не только свойств из внешней среды, но и состояний из внутренней среды, а восприятие - отражает свойства только внешне окружающего нас мира. Таким образом внешние явления, воздействуя на наши органы чувств,
вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было
встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. 1. Познавательная - т.е. ощущения выступают в роли каналов, с помощью которых мы связаны с окружающим миром 2. Энергетическая - состоит в том, что благодаря ощущениям поддерживается необходимый уровень бодрствования. 3. Развивающая - тесно сопряжена с познавательной функцией и состоит в том, что приток ощущений обязательно необходим для нормального психического развития, особенно опасно если ощущения не поступают в сензитивные периоды жизни (периоды, благоприятные для развития той или иной психической функции - в 1 год, 3 года, 13-14 лет). Классификация ощущений (по Шеррингтону): 1. Экстероцептивные - ощущения из вне, контактные и дистантные. 2. Интероцептивные - раздражители из внутренней среды, которые мы даже порой не осознаем. 3. Проприоцептивные - ощущения от нашего опорно-двигательного аппарата. Вопрос №3 Традиционно принято выделять 3 основные психологические школы: Модель стимул-реакция, представляет собой по сути то, что психологи может
исследовать и то, чем он может управлять. Отсюда бихеовиаристами делается
вывод, что задача психологии и заключается в выявлении закономерностей
стимул - реакции, т.е. на какие стимулы и каким образом отвечает человек. Вопрос № 4 Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей
среды, а также образы внутренней среды самого организма – называются
познавательными психическими процессами. Именно они обеспечивают получение
человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. 1. Познавательные, направленные на отражение окружающей действительности ( К ним относятся: ощущения, восприятие, мышление, память, воображение). 2. Регулятивные, направленные на регуляцию и организацию поведения ( К ним относятся: речь, воля, внимание. 3. Эмоциональные (эмоции, чувства). Психические процессы – выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, увидеть, запомнить, обдумать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а они в ней развиваются. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые скоординированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Воображение также как и восприятие связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть ,хотя и не буквальное, отражение опыта практической деятельности. Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности. Это – структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.д. Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Мышление - это высшая ступень познания человеком действительности. Вопрос №5 Память. Ее основные характеристики. Виды памяти. Существует несколько определений памяти: 1. Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. 2. Память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о процессах, через
которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а
впоследствие ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание,
сохранение, воспроизведение и забывание. Существуют разные классификации видов человеческой памяти: 1. Классификация по участию воли в процессе запоминания; 2. Класификация по психической активности, которая преобладает в деятельности. 3. По продолжительности сохранения информации; 1) Непроизвольная память - запоминание происходит без всяких усилий, «автоматический». 2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. 1) Двигательная память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка. 2) Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. 3) Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово и логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи, и только после этого запомнить материал. 4) Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. 1. Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. 2. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. 3. Осязательная, обонятельная и вкусовая память 1). Мгновенная память - удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без како-либо переработки информации. Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память- образ. 2). Кратко временная память - хранение информации в течении короткого промежутка времени. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В 3). Оперативная память - рассчитана на сохранение информации в течении определенного, зараннее заданного срока. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. 4). Долговременная память - способна хранить информацию в течении неограниченного срока. Вопрос № 6 Общая характеристика восприятия как психологического процесса. Восприятие – это целостное отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Предметность, целостность, и обобщенность – это основные свойства образа, складывающиеся в процессе восприятия. Эти свойства восприятия не присущи человеку с рождения; они постепенно складываются в ходе развития жизненного опыта, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга. Восприятие, т.о. выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, которые получаются от целостных предметов и явлений. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное
обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. Исследования показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Результатом этой воспринимающей деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. Этапы восприятия: Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или
иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его,
волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия,
настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в
восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесение их к той или иной категории. Можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. Вопрос № 7 Способы управления процессами запоминания. Память - представляет собой систему процессов и состояний, где информация
организуется, обобщается и сохраняется определенное время. Важно
подчеркнуть, что хранение неразрывно связано с преобразованием информации -
ее упорядочиванием и классификацией по различным основаниям. Поэтому
обращаясь к своей памяти, нельзя рассчитывать найти в ней нечто в том же
состоянии, в каком оно было в момент запоминания. 1) основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом запоминаемом материале, 2) основанные на привнесении из вне искусственных связей в запоминаемый материал. Обратимся теперь к приемам запоминания, которые опираются либо на выявление
или усиление внутренних связей в запоминаемом материале, либо на связи
этого материала с интересами человека. Вопрос № 8 Формы проявления эмоций человека. Способы управления эмоциональным состоянием. Эмоциональный мир человека разнообразен и разнокачественен. Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное
состояние, возникающее в связи с резким изменением жизненно важных условий. Стресс – форма эмоциональных переживаний, возникающих в особой, экстренной ситуации и требующих от человека мобилизации сил. Он также как аффект может приводить к изменениям в организации психических процессов, к эмоциональным сдвигам, к состояниям, когда человек «слова не может сказать». Выделяют 3 стадии стресса: 1. реакция тревоги – мобилизация защитных сил организма 2. сопротивление – полная адаптация к стрессу 3. стадия истощения Видный психолог Селье видит фидит физическую активность, как средство с помощью которого можно победить стресс, но одной ее не достаточно, необходим также кодекс поведения и конечная цель. Нужно отметить, что стресс иногда необходим человеку, например, для адаптации к меняющимся условиям существования. Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течении длительного времени различные психические процессы. Длительное плохое настроение – показатель неблагополучия в жизни. Чувство- устойчивая форма эмоционального переживания, связанная с каким- то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека. Это высшее проявление эмоциональной сферы, выражающее духовный мир личности. В психологии принято выделять 3 вида чувств: 1. Интеллектуальные (связанные с интересом) 2. Нравственные 3. Эстетические (связанные с чувством прекрасного) Человек, сделавший главный выбор и уверенный в его правильности избавляет
себя от страхов и колебаний, попадая в трудную ситуацию он соотносит ее с
главными ценностями и рассматривает на фоне общей перспективы (всей жизни
или всего человечества). Следовательно, первый способ управление эмоциями –
это установка на уверенность правильности цели. Вопрос № 9 Способы активизации мыслительной деятельности. Непосредственным толчком к развитию мыслительной деятельности служит возникновение задачи. Вместе с тем следует отметить, что значительную роль играет в этом процессе сила мотива. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и, наоборот. Существуют различные способы создания оптимальной мотивации, активизирующей мыслительную деятельность. Среди них особенно выделяют: . Мотивационный вызов . Правильная постановка проблемного вопроса . Преодоление психических барьеров . Подсказка Иногда полезно бросить человеку вызов – побудить его к преодолению трудностей и решению задач. Ярким примером этого способа является эксперимент Тихомирова. Он предложил двум группам решить геометрическую задачу, допускающую несколько различных решения. Первую группу просто попросили решить эту задачу, а второй дополнительно сообщили, что задача является тестом на умственные способности (был брошен вызов). В результате первая группа быстро закончила работу, найдя первое подвернувшееся решение, а вторая долго продолжала работать, находя все новые варианты решения, хотя инструкция этого специально не поощряла. Активизирует мыслительные процессы умение правильно, проблемно ставить
вопросы, т.к. они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в
памяти. Роль вопроса и тем более цепочки взаимосвязанных вопросов является
решающей в направлении мыслительного процесса, они не дают мысли Важным способом активизации мыслительной деятельности является преодоление психологических барьеров, сущность которых заключается в тенденции использовать штампы и шаблоны. Незаметно для себя человек попадает на «традиционный» путь мышления, начинает думать в общепринятом, обычном направлении и, естественно, ничего нового и оригинального придумать не может. Для преодоления психологических барьеров полезно уже в начале решения задачи подвергнуть анализу все поле гипотез. И только по мере того как анализ начнет продвигаться, он должен сосредотачиваться на более узкой сфере. Этот уход от стереотипов в конечном итоге дает мощный толчок развитию творческой мысли. Одним из действенных способов активизации мышления многие психологи
считают подсказку. Однако надо иметь ввиду, что подсказка, совпадающая по
времени с формированием собственного решения, может резко затормозить
мыслительную деятельность и вызвать так называемый эффект запирания. Все вышеперечисленные способы активизации мышления весьма эффективны при анализе теоретических проблем в повседневной жизни. Вопрос № 10 Эмоции и чувства человека их функции. Проблема эмоций в психологии. Особую и важную сторону жизни человека представляют его эмоции и чувства. Если в восприятии, ощущении, мышлении отражаются предметы и явления, их различные свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Проблема эмоций в психологии учеными оценивается по-разному. Существует две точки зрения: > Эмоции играют важную положительную роль в организации мотивации. Человек – существо эмоциональное. > Эмоции дезорганизуют поведение, разрушают его и являются источником психосоматических заболеваний. Человек – существо рациональное и главными для него выступают познавательные и интеллектуальные процессы. Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. 1. Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. 2. Регулирующая функция заключается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее. Эмоции воздействуют на нас через различные каналы. Они могут вызывать целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается потоотделение и т. п. Кроме того эмоции имеют решающее значение для развития личности. Они сильно влияют на процессы социализации, т.к. эмоции, которые человек испытывает наиболее часто в детском возрасте (будь они отрицательными или положительными) откладываются в его психике и могут всплыть на поверхность уже, когда он становится взрослым, внешне проявляясь в особенностях характера, отношениях его к миру. Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, новейшие достижения техники и т.д. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению
определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его
творческих поисках и смелых дерзаниях. Подчеркивая значение переживаний, В. Вопрос № 11. Проблема сознания и самосознания человека. Сознание – представляет собой сложную философско-психическую проблему,
связанную с пониманием сущности человека, его отличия от животных. С
изучением этой проблемы связаны труды крупнейших философов и психологов: Психолог Спиркин определял сознание, как осознанное бытие человека и отношение «Я» к « не - Я». Он отталкивался от того, что человек - сознательное существо, специфика которого состоит в способностях отделять в представлении свое «Я», от жизненного окружения. Представители бихеовиаризма считают, что сознание – это лишь «уважаемая гипотеза», а его наличие у человека – иллюзия, которая не может служить основанием для его поведения. Сознание сравнивается ими с черным ящиком. В отечественной психологии сознание рассматривается как форма отражения внешнего мира – как его своеобразная модель, в рамках которой осуществляется мысленное манипулирование, позволяющее сопоставлять текущее состояние с прошлым и намечать цели будущего. В настоящее время в качестве основных выделяют 3 свойства сознания: 1. Способность к познанию 2. Способность к переживанию 3. Способность к построению отношений с миром в целом и с конкретными явлениями и людьми. Эти свойства сознания реализуются с помощью взаимодействия процессов мышления и эмоций - в результате чего формируется субъективное отношение человека к миру, к окружающим его предметам и людям. Все психические процессы вносят свой вклад в организацию сознания. Венцом развития высших психических процессов является формирование
самосознания. Самосознание – это оценка человеком самого себя как личности В процессе жизнедеятельности и в общении у человека складывается
самооценка, которая зависит от успехов и притязаний. Американский психологи Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем
вероятнее снижение уровня самоуважения. Самосознание в данном случае должно
дать человеку понять мотивы и результаты его поступков и притязаний, на
основании которых он сможет сделать вывод о том, каков он на самом деле. Вопрос № 12 Предмет психологии. Причины сложности его определения. Связь психологической науки с другими дисциплинами. В постоянном развитии науки то одна, то другая ее отрасль выступает в качестве фаворита. Так было с механикой, биологией, кибернетикой и социологией. В последнее десятилетие фаворитом стала психология. В обращении к ней заинтересованы педагоги, врачи, юристы, политики. Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все и на житейском уровне могут истолковать то или иное понятие. Что же изучает психология? Определение ее предмета представляется самым
сложным, т.к. оно касается человека и, в особенности, его внутреннего мира. 1. Сложность понимания внутреннего мира человека объясняет тот факт, что нет единой психологии, а есть различные направления (научные школы), которые во главу угла ставят те или иные проявления внутреннего мира и соответственно с этим выстраивают теоретическую основу и методы исследования. 2. Причина связана со специфическими особенностями самого человека. Человек – это существо многостороннее, для которого характерно наличие как бы двойной жизни внешне наблюдаемой и внутренне скрытой. Этот внутренний, недоступный субъективный мир сам по себе сложно организован. На его познание и направлена психология. Она стремиться к более обобщенному, систематизированному знанию и выявлению закономерностей. Т.о. Психология (лат. «учение о душе») – это наука о закономерностях и механизмах функционирования психики. Термин «психика» здесь обозначает все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Психику человека невозможно понять без знания ее природы и социальной сущности. Поэтому психология тесно взаимодействует с биологией, дающей знания о строении и функционировании центральной нервной системы человека. Психология также связана с историей, т.к. в формировании высших
психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические
достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и деятельности. Вопрос № 13 Рефлексия как психологический механизм развития самосознания. Одним из характерных проявлений самосознания является рефлексия. Рефлексия - (от лат. reflexio — обращение назад), термин пришел из
философии, где он обозначал форму теоретической деятельности человека,
направленную на освоение своих собственных действий и законов. В то же
время в социальной психологии рефлексия - это не просто знание или
понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие понимают
его рефлексию, личностные особенности, эмоциональные реакции представления. Рефлексия дополняется и обогащается в процессе этой обратной связи, что позволяет индивиду корректировать свою деятельность и общение, управлять своим поведением. Рефлексивные процессы, а к ним относятся: размышление, самонаблюдение и т.д. присущи человеческому сознанию и ими обладают все в разной степени. Выделяют два вида рефлексии: Таким образом, рефлексия выступает как механизм самосовершенствования. Изучение рефлексии осуществляется при коммуникациях и в совместной деятельности: в имитационных играх, при проведении психологических тренингов и т.п. Вопрос № 14 Мышление. Основные характеристики. Виды мышления. Мышление - верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека. Аристотель ----------------------- Педагогика Социальная (широкий спектр воздействий на человека) Специальная (целенаправленное воздействие) Предметом ее явл.: не просто передача социального опыта, а формирование личности
Влияние его усваивается человеком сознательно и бессознательно: это влияние . Идеологии . Системы ориентаций, . Системы общественных отношений и т.д. Влияние ближайшего социального окружения индивида: это влияние . Семьи . Друзей
Подходы к содержанию образования Знание - ориентированный Личностно-ориентироанный STIMUL Реакция Ответная Сознание Характеристики памяти Объем Быстрота запоминания Точность Длительность Готовность к воспроизведению Рефлексия Внутренняя Связана с внутренним ценностным осмыслением жизни. Проблемами уяснения самому себе знания. Анализом собственного сознательного опыта. Внешняя Связана с формированием слоя сознания заполненного традициями и стереотипами.
|
|