| |||
Реферат: Средства обученияСодержание. Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме. Введение………………………………………………………………………с 2 ГлаваII. Исследование влияния различных средств обучения, их рационального сочетания на эффективность процесса обучения. 2.1 Констатирующий эксперимент………………………………………...с 19 Введение. Понятие «средство обучения» используется в дидактике для обозначения
одного из компонентов процесса обучения на ряду с другими компонентами. Цель нашей работы установить, что только рациональное сочетание идеальных и материальных средств, влияет на эффективность педагогического процесса. Объектом нашего исследования является процесс обучения детей младшего школьного возраста. Предметом исследования являются средства обучения. В своем исследовании мы выдвигаем следующую Гипотезу: если рационально использовать в соответствии с целями урока, содержанием обучения, и особенностями учащихся, как материальные, так и идеальные средства обучения, то можно существенно повлиять на эффективность обучения. Задачи: Глава 1.Анализ психолого – педагогической литературы. 1.1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения. Процесс обучения – сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся направленных к общей цели – вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию. По утверждению Лихачева.Б. педагогический процесс реально существует, как научно обоснованная, развивающая и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов динамику возрастного изменения детей. Структура педагогического процесса образуется из органически связанных элементов: -системообразующим звеном педагогического процесса является целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель педагог, он определяет цели. -полноправным элементом педагогического процесса является ребенок. Эти элементы инвариантны. -изменяющимся элементом педагогического процесса является его содержание. Содержание педагогического процесса тщательно подбирается, подвергается педагогическому анализу; обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, структурируется, приводится в соответствии с возрастными возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры. Понятие основ человеческого опыта является для педагогики одним из основных и определяющих. Конкретно оно раскрывается через понятие; основы наук, общественные отношения, культура, технология производства, труд, физическая культура. Благодаря содержанию идеологического процесса у детей осуществляется социализация, формируется отношение к миру, мировоззрение, формируются основные мотивы, стимулы и формы поведения. Содержание педагогического процесса формирует духовные потребности и ценные ориентации ребёнка, вооружает его знаниями, способами познания и преобразования мира раскрывает ему пути и формы удовлетворения материальных и духовных потребностей. -вторым изменяющимся структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс (формы, методы, средства обучения). Педагогический процесс всегда строится как целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна функционировать при условии регулярного обмена информации, Управленческая система педагогического процесса органически связанна со всеми его компонентами. Она включает в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия. - следующим элементом педагогического процесса является педагогическая диагностика. Педагогические способы и приёмы диагностики получения обратной информации, используются в целях изучения эффективности педагогического процесса, воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе самого педагога. К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности детей, плоды самостоятельной работы. -четвёртым элементом являются критерии эффективности педагогического процесса установленных педагогикой и психологией. В их состав входят оценки знаний, умений, навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким и определенным показателем эффективности педагогического процесса является повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к учёбе, труду, обществу, людям, друг к другу. - пятым структурным элементом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой. Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания. 1.2. Характеристика материальных и идеальных средств обучения. Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ране знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения. Пидкасистый П.И., опираясь на исследования Выготского.Л.С., По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения- учащиеся для его усвоения. В то же время часть средств обучения может быть и тем и другим, в зависимости от этапа обучения, средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функций учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его наиболее доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и средства контроля. Интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли средства обучения в готовом виде или конструируются учащимися на уроке совместно с учителем. Изготовление средств даёт большой развивающий эффект и более высокое качество знаний учащихся, нежели их ординарное использование по образцу, данному преподавателем. Это объясняется тем, что разработка новых средств обучения, как и усовершенствование основных, предполагает изменение познавательных знаний и инструкций, использование новых видов тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их разнообразие составляют одну из дидактических основ повышения качества знаний учащихся , расширения их кругозора и способностей. Пидкасистый П.И. разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы: 1.Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.) 2.Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.) 3.Проэкционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.) Печатные издания широко используются в практике обучения. Они дешевле, проще в изготовлении, печатаются в типографии или выполняются учителем совместно с учащимися. Их целесообразно применять как дополнительное средство наряду с натуральными предметами и их моделями. Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета. Система средств обучения строится согласно следующим принципам: 1.Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид и т.п. 2.Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств. 3.Средства обучения должны соответствовать реальными условиям работы и
потребностям местного населения. Каждое действие совершается с помощью
какого-нибудь средства. Умственные действия совершаются при помощи
идеальных средств, которые входят в состав компонентом мышления наряду с
образом конечного продукта (целью), условием задачи (деятельности) и
технологией работы (операционным составом мышления). В процессе объяснения
нового материала учитель выражает эти средства наглядно (графически,
символически и т.п.), либо вербализует их (словесно). Вербальные выражения
средств всегда начинаются с глагола (нарисовать, изобразить и т. п.). Выготский Л.С. приводит такие средства обучения, как: речь, письмо,
схемы, условные обозначения, чертежи, произведения искусства и другие. В
общем случае идеальное средство – это орудие освоения культурного наследия,
новых культурных ценностей. Усвоенная информация, ставшая знанием, является
также и «первоначальным арсеналом» средств обучения. Из нее учащийся Речь как средство обучения многоаспектна: она отражает уровень умственного развития говорящего, опосредует процессы восприятия, воздействует и управляет, обеспечивает познание и общение, выражает отношение и позицию личности к информации и слушателям. В процессе овладения лингвистическими средствами речь учителя является образцом для учащихся, она не только средство изложения учебной информации, но и средство управления вниманием, средство образования представлений и понятий. Совершенствование содержания образования закономерно требует
совершенствования форм, методов и приемов, средств обучения. Создание
средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, уровнем
педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. 1.3. Функции средств обучения. Методика преподавания любого предмета, по утверждению Полат Е.С.,
предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных
средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает
возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Средства обучения являются одним из основных факторов, оказывающих влияние на процесс обучения и воспитания. Кроме наглядности содержания обучения внимание заслуживает их роль в развитии воображения учащихся, мышлении, в формировании умений, закреплении знаний и их практическом использовании. В комплексном применении средств обучения ведущую роль играет одно из средств: остальные являются его дополнением. Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной подготовки плана (сценария) каждого урока. Для этого необходимо знания о принципах применения средств обучения и функциях, которые они должны выполнять. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего считает их самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность учащегося. 1.4. Особенности использования средств обучения в процессе работы с детьми младшего школьного возраста. Прессман Л.П. отводит особую роль наглядности при обучении детей младшего школьного возраста, так как она соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т.д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного
отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики
могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений
и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности
полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными. Термин «формы сочетания» мы употребляем в качестве понятия, охватывающего и формы сочетания, и их варианты, таким образом, данный термин обозначает в наиболее общем виде характер связи между словами учителя и применяемыми им наглядными средствами. Выявление многообразия способов сочетания слова учителя и наглядных средств занимает существенное место в разработке данной проблемы. Основаниями выделения различных форм сочетания служат: а) учебные (дидактические) задачи, для выполнения которых применяется та или иная форма сочинения. б) функции слова учителя и средств наглядности. в) характер умственной деятельности учащихся. Занков.Л.В. выделяет четыре формы сочетания слова и средств наглядности: Описание и анализ первой формы сочетания. При выделении первой формы сочетания и слова и средств наглядности мы
имеем в виду определённую типическую ситуацию, отличающуюся тем, что
учебная задача состоит в ознакомлении с внешним обликом объекта. Знания
школьник получает самостоятельно в процессе непосредственного восприятия
объекта. Одним из существенных оснований для выделения первой формы
сочетания служит своеобразие функций слова учителя и наглядных средств
используемых им в учебном процессе. Роль слова педагога здесь заключается
не в сообщение знаний школьникам, а в том, что словесные обращения педагога
к учащимся побуждают их к наблюдению наглядных объектов, направляет
процесс наблюдения по определённому руслу в целях изучения объекта. Характерные черты первой формы сочетания слова учителя и наглядных средств заключаются в следующем: при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения. Описание и анализ второй формы сочетания. Переходя к рассмотрению второй группы сочетания слова и средств наглядности, следует обратить внимание на то, что при использовании данной формы учащиеся познают связи между явлениями, в то время как при применении первой формы школьники знакомятся с внешним обликом объектов. Таким образом, вторая форма отграничивается от первой по линии отношения к учебной (дидактической) задаче. При использовании первой формы сочетания знания черпаются учащимися в процессе непосредственного восприятия объекта, в то время как при использовании второй формы наблюдение лишь составляет базу для осмысления связей между явлениями, само же уяснение связей не может быть почерпнуто из непосредственного восприятия. Функция слова учителя в составе второй формы сочетания заключается не в руководстве процессом наблюдения, а в том, чтобы направлять истолкование сделанных наблюдений и избирательное воспроизведение знаний, которые были приобретены учащимися ранее. Функция средств наглядности состоит в том, чтобы служить опорной точкой для осознания связей между явлениями. Характерные черты второй формы сочетания слова и средств наглядности следующие: при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формулированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия. Описание и анализ третьей формы сочетания. .Данная форма сочетания, подобно первой форме, имеет место на уроках в тех случаях, когда школьник знакомится с внешним обликом объекта, с теми его свойствами, которые доступны восприятию. В то же время в отношении функций словесных и наглядных средств, третья форма сочетания противоположна первой форме сочетания. При использовании третьей формы сочетания педагог при помощи слова сообщает учащимся сведения об облике объекта, а наглядные средства лишь иллюстрируют то, что сообщено ученикам словесным путем. Когда применяется первая форма сочетания, школьник черпает знания из наглядного объекта благодаря собственным наблюдениям, а при посредстве слова учитель руководит ходом наблюдения. Характерные черты третьей формы сочетания слова и средств наглядности следующие: сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащихся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений. Описание и анализ четвёртой формы сочетания. В случаях применения четвёртой формы сочетания учитель сообщает словесным путём о связях между явлениями, недоступных непосредственному наблюдению. Функции слова учителя в 4-ой и 3-ей форме аналогичны: и в том, и в другом случае педагог при посредстве слова сообщает знания учащимся. В то же время функции наглядных средств резко отличаются. При использовании 3- ей формы сочетания наглядный объект органически включён в процесс познания: он подтверждает, конкретизирует то, что сообщено словесным путём. Когда применяется 4-ая форма сочетания наглядный объект служит лишь отправным пунктом словесного сообщения учителя, которое содержит сведения о явления и связях, не воспринимаемых непосредственно. Характерные черты 4-ой формы сочетания слова и средств наглядности
следующие: отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного
объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые
непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет,
обобщает отдельные данные. Количество средств обучения, применяемых на
одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и
развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает
достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим
средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное
применение разных видов наглядности. В начальных классах формируются не
только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия. Прессман.Л.П. пишет о том, что при выборе любого варианта комплексного применения средств наглядности звеном каждого комплекса будет материал учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому учебному вопросу, его границы, направленность, дидактическая структура формирования знаний и умений, в которую надлежит «вписать» избранную систему средств наглядности. Учебник предназначен для учителя и ученика, однако функции учебника в том и другом случае несколько различны. Для ученика учебник является источником информации, средством её усвоения и самоконтроля. Для учителя – это прежде всего ориентир в руководстве учебным познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала, средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения. Результаты учебно–воспитательного процесса по всем предметам зависят во многом от того, насколько учитель обеспечен разнообразными средствами обучения, а также от мастерства его, использующего эти средства. 1.5. Вывод. Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства- с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта.Между сферами влияния идеальных и материальных средств нет чётких границ; часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся. Глава II. Исследование влияния различных средств обучения, их рационального сочетания на эффективность процесса обучения. Экпериментальная работа проводилась в школе №479 Кировского района, во Цель констатирующего эксперимента: - наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность их использования учителем. - определение уровня обученности детей данного класса. 1).Наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность их использования учителем. Наблюдал 4 урока по: русскому языку, математике, природоведению. Наблюдение в течение 4 уроков выявило следующие результаты: Из полученных результатов мы видим, исходя из целей урока и содержания обучения, что учитель отдает своей информации основное время, уделяя мало внимания на уроке материальным средствам, а следовало бы строить урок исходя прежде всего из особенностей детей, у которых в этом возрасте преобладает наглядно – действенное мышление. 2). Определение уровня обученности детей данного класса. Учащимся была предложена проверочная работа. Знания оценивались по диагностике Беспалько.[] Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают имена существительные. Уровень «уметь» - включает в себя умение найти в предложении имя
существительное. Анализ работ выявил следующие результаты: Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что уровень обученности детей экспериментального класса, по данной теме, находится на низком уровне. Более чётко результат в процентном соотношении можно посмотреть на диаграмме. Диаграмма № 1. 2.2 Преобразующий эксперимент. - предметные картинки отображающие свойства предметов, - иллюстрации, - карточки для проверки знаний учащихся (См. приложение № 2). (См приложение №3 ). Урок №1 Тема урока: Понятие об имени прилагательном как части речи. План урока. 1. Наблюдение над ролью прилагательного в нашей речи. 2. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи. 3. Упражнения. 4. Подведение итогов урока. Ход урока. Упражнение № 387.[] Показываю предметную картинку:
Урок №2
План урока. 1) наблюдение над употреблением имен прилагательных – антонимов. 2) наблюдение над употреблением имен прилагательных в речи близких по смыслу. 3) итог урока. Ход урока. 1).А Проверка домашнего задания. Учащиеся читают упражнение и объясняют по какому признаку противопоставляются предметы (предметы противопоставляются по одному какому-либо признаку). 1).Б Дополните предложения противоположными по смыслу именами прилагательными. Допишите предложение (текст на доске). Слон – животное огромное, а мышь - …………………… Хорек – слабый зверек, а рысь - …………………..зверь. Черепаха – медлительное животное, а ящерица - …………… - почему в речи мы нередко противопоставляем признаки одного предмета признакам другого предмета? - назовите предметы, которые можно противопоставить друг другу и по какому признаку.(некоторые словосочетания записываются). “После дождя” Теплый ветер дует в лицо. Легкие облака плывут над рекой. Доносятся слабые раскаты грома. Проводится беседа по тексту с использованием иллюстрации:
- Какие бывают облака? (воздушные, легкие, белые) “Перед дождем” Холодный ветер дует в лицо. Тяжелые облака плывут над рекой. Доносятся сильные раскаты грома. Работа по карточкам с заданием. |Высокий - ………………… |
“В пустыне” Очень жаркий день. Жаркое солнце нещадно палит почву. По жаркой пустыне идет караван верблюдов. Переделанный текст: “В пустыне” Жаркий день. Нещадно палит жгучее солнце. По знойной пустыне идет караван верблюдов. 2.3.Контрольный эксперимент. - определение уровня обученности детей данного класса. Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают имена прилагательные. Уровень «уметь» - включает в себя умение находить в предложении имя
прилагательное. Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем наблюдать увеличение уровня обученности данного класса. В процентном соотношении это можно увидеть на диаграмме № 2. Диаграмма № 2. С целью выявления эффективности рационального использования средств обучения сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов. Диаграмма № 3. Сравнение уровня обученности детей показало, что на уроках, где тщательно отбирают средства обучения в соответствии с целями, задачами уроков, содержанием обучения и особенностями детей, уровень обученности учащихся становится выше. Заключение. Проводя, наше исследование, мы подтверждали важность средств обучения, как
компонента процесса обучения. Тщательный отбор в соответствии с целями и
задачами уроков, содержанием обучения, особенностями детей (уровнем
обученности и обучаемости), позволяет повысить эффективность обучения. Список литературы. ----------------------- [pic] [pic] |
|