| |||
Реферат: Содержание экологического образования и его основные компонентыМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «Оршанский государственный педагогический колледж» Содержание экологического образования и его основные компоненты Курсовая работа по курсу «Методика преподавания основ начального миропознания» Сморжевская Е.В. учащейся 179 группы отделение учителей начальных классов Научный руководитель преподаватель Данилевич Т.А. Орша 2003 План |Введение |с. | ВВЕДЕНИЕ В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле. Необходимо научить людей жить и работать в согласии с окружающей средой. Целью моего исследования является: исследовать содержание современного экологического образования и его основных компонентов. Задачами исследования являются: 1.Исследовать содержание экологического образования в Республике Беларусь и выявить его значение; 2.Рассмотреть основные компоненты экологического образования и выделить их значение; 3.Исследовать технологии использования различных компонентов экологического образования в начальной школе. 4.Исследовать педагогические технологии в экологическом образовании младших школьников. Мною был изучен ряд научной и методической литературы по теме «Содержание экологического образования и его основные компоненты». Московский профессор Н.Ф.Виноградова в своей книге «Окружающий мир в начальной школе» рассказывает, как необходимо внедрять экологическое образование в обучение современной начальной школы, как объяснить детям само понятие «окружающий мир», характеризуя его разумные части (природу, человека, общество) и показывать их во взаимодействии и взаимосвязи. Автор дает характеристику младшему школьнику и его взаимодействию с
окружающей средой. Показаны методы, формы, средства формирования
экологического образования в начальной школе: «Процесс ознакомления
младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных
формах, которые используются при обучении родному языку, математике и др.» Карона Г.Н. в книге «Теоретические основы экологического образования
школьников» дал четкое определение экологическому образованию: В книге четко выделены принципы и цели, задачи экологического образования. Разработан междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников: «Междисциплинарность имеет место обычно там, где налицо многокачественные, системные, многоотраслевые проблемы, которые не могут быть решены одной отдельно взятой наукой…» [3.124]. Определены суть и значение экологического образования, даны советы учителям и воспитателям по внедрению экологического образования в начальное обучение. Ленинградские экологи С.Д.Деребко и В.А.Ягвин написали книгу В книге раскрыты темы «Содержание педагогического процесса в
экологическом образовании» и «Формирование экологического Образования». В пособии для учителей И.В.Михальчука и Т.А.Ковальчука «Основы экологического образования младших школьников» показано о необходимости экологического образования младших школьников: «Не смотря на большое внимание, которое уделяется в педагогической литературе проблемам экологического образования и воспитания младших школьников, необходимо больше уделять внимания формированию основ экологической культуры с помощью различных форм и методов [6.13]. В пособии четко выделены задачи экологического образования: Экологи впервые ввели в систему экологических знаний общественный компонент – охрана окружающей среды человека и формирование здорового образа жизни. Были выделены компоненты экологического образования. Вопросы экологического образования и воспитания, их характеристика,
формы проведения поднимаются в статьях педагогических журналах, таких как В журнале «Народная асвета» 1999г. №7 учитель средней школы №216 г.Минска В статье дается четкое определение экологическому образованию, выделены методы, формы, компоненты. Т.Р.Коленникова, учитель Несвежской средней школы №2, В статье 1)Освоение основных идей и экологических понятий; 2)Понимание места человека в природе и обществе; 3)Понимание ценностей природы; 4)Развитие у детей положительного отношения к природе. [4.27]. В статье показаны методы экологического образования, их использование на практике. Гродненский эколог Тарасова Т.И. в статье «Экологическое образование
младших школьников на межпредметной основе» («Адукацыя i выхаванне» 2000г. А.Е.Чижевский В журнале «Пачатковая школа» 1999 г. №8 в статье «Экология в школе и дома» показывает эффективность проведения практических работ по экологии в начальной школе, так как это способствует развитию экологической культуры младших школьников: «Внедрение практикума позволяет формировать у учащихся положительную мотивацию на решение экопроблем, находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека, задействовать воспитательный потенциал семьи в решении экологических проблем» [8.24]. Статья освещает вопросы воспитания в условиях экологического кризиса. Таким образом, анализ научной и педагогической литературы, публикаций учителей доказывает ведущую роль экологического образования в начальной школе. Поэтому я выбрала эту тему курсовой работы для того, чтобы глубже изучить сущность экологического образования и его основные компоненты, и успешно использовать в своей будущей самостоятельной работе. ЛИТЕРАТУРА 1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 1999, c.27-124. 2.Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.12-86. 3.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников. – Мн.: НМО, 1999, с.70-99. 4.Коленникова Т.Р. Экологическое образование младших школьников: Пачатковая школа. – 1998. - №4, с.10-18. 5.Минаев В.М. Мы в ответе за природу: Народная асвета. – 1999. - №7, с.31- 38. 6.Михальчук М.В., Ковальчук Т.А. Основы экологического образования младших школьников. – Мн.: Высш. шк., 1996, с.4-17. 7.Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе: Адукацыя i выхаванне. – 2000. - №10, с.15-18. 8.Чижевский А.Е. Экология в школе и дома: Пачатковая школа. – 1999. - №8, с.42-44. Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы – это цель экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде, экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов начальной школы [6.18]. В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования. По мнению современных педагогов-экологов, содержание экологического образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе. Содержание экологического образования системно-детерминировано и определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие: -заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования; -потребность общества в экологически грамотных гражданах; -состояние и достижения экологической науки ; -психологические закономерности умственной деятельности школьников; -психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся; -общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и общества в целом. Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей социально-педагогической значимости [5.45]. Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического образования школьников [9.81]: 1)повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем, а также в целостном процессе формирования личности третьего тысячелетия; 2)активизация международного сотрудничества в сфере экологического воспитания молодежи и образования в области окружающей природной среды; 3)обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей природной среды; 4)перенос «центра тяжести» эколого-образовательной работы с внеклассных мероприятий на учебный процесс; 5)использование в процессе экологического образования элементов системного подхода, методов моделирования и историзмов; 6)усиление ценностных аспектов содержания экологического образования; 7)экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов; 8)введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов экологического содержания; 9)дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на личность; 10)учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, а также специфики ее реального отношения к природе; 11)внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, ролевые практикумы). Прогрессивный и долговременный характер вышеуказанных тенденций, являющихся, несомненно, появлением определенных закономерностей, необходимо учитывать при конструировании системы психолого-педагогических путей, средств и условий совершенствования экологического образования учащихся начальной школы [1.34]. Содержанию экологического образования принадлежит центральная роль в процессе формирования у личности ответственного отношения к окружающей среде. Остановимся более подробно на раскрытии современными педагогами-экологами
и психологами понятия «ответственное отношение к окружающей среде». Данное
понятие обстоятельно раскрыто в трудах И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного, «Ответственное отношение к окружающей среде», - пишет И.Т.Суравегина, - есть способность и возможность школьника сознательно, а значит, намеренно, добровольно выполнять требования морального дома и решать задачи морального выбора, достигая определенного экологического результата [10.107]. Согласно Суравегиной, ответственное отношение личности к природе характеризуется следующими основными признаками: а)устойчивость ценностных ориентаций экологического характера; б)овладение знаниями о взаимодействии общества и природы; в)желание участвовать в труде по изучению и охране природы и реальное участие в нем [10.2]. Придерживаясь несколько другой точки зрения, А.Н.Захлебный утверждает,
что ответственное отношение к окружающей среде наиболее универсально
проявляется: во-первых, в готовности личности к ответственному поведению и
деятельности в окружающей среде в соответствии с морально-правовыми
нормами; во-вторых, в готовности личности осуществлять экологически грамотное
поведение, занимать социально активную жизненную позицию, выражать
нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде А.П.Сидельский считает, что бережное отношение школьников к окружающей
среде имеет системное строение: оно развивается во внешней – практически –
деятельной сфере жизни личности и во внутренней ее сфере – в психике. Существует также два основных типа отношения личности к окружающей природной среде: рациональный и художественный. Рациональное отношение личности к окружающей среде определяется разнообразными материальными потребностями личности, а художественное – ее духовными потребностями в эстетическом наслаждении природой. Отношение к окружающей среде выражает сознание личности и имеет относительную самостоятельность в системе отношений человека. Оно включается разными аспектами в многоплановые производственные отношения, в политические отношения, в семейные отношения, а также во многие другие отношения личности [3.55]. Отношение человека к окружающей среде во многом определяется тем, насколько глубоко нормативно-ценностные аспекты мировоззренческого понятия природы взаимодействуют с системой его доминирующих ценностей. В целом же уровень ответственного отношения школьника к окружающей среде
определяется тем, насколько доминирующие в обществе ценности, социально-
значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический
идеал будут восприняты данным школьником как личностно значимые. При этом -реальное включение школьника в систему общественных отношений; -активность самого школьника; -эмоционально-волевые и другие индивидуальные особенности этой личности. При этом формы, методы и приемы экологического образования школьников должны быть направлены, прежде всего, на «перевод» во внутренний мировоззренческий план личности социальных экологических ориентиров: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов, принципов и правил отношений к окружающей природной среде [2.36]. И.Т.Суравегина предлагает вместо термина «ответственное отношение к окружающей среде» использовать более краткий термин «экологическая ответственность», который, по ее мнению, вбирает в себя все существенные признаки понятия ответственности как социальной, так и моральной категории. Она также считает, что экологическая ответственность является сложной чертой личности, которая не может быть сформирована в рамках одного или даже нескольких учебных предметов, но предлагает объединение потенциальных возможностей всех школьных предметов [10.17]. В научной педагогической литературе отмечается, что отношение личности к окружающей среде имеет три аспекта: первый аспект выражает отношение к природе как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, как к объекту и предмету труда, как к естественной среде жизнедеятельности человека; второй – отношение к собственным природным данным, к своему организму, который объективно включен в систему экологических взаимодействий; третий – представляет отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды. Основываясь на отмеченных положениях, ученые делают вывод о том, что отношение человека к природе есть фундаментальное и всеохватывающее измерение его самого, которое выражается категорией не полезности, а универсальности [9.93]. В настоящее время одной из ведущих тенденций развития рассматриваемой проблемы является усиление ценностных, а также духовно-нравственных аспектов содержания экологического образования. Данная тенденция особенно характерна для разрабатываемого в трудах зарубежных исследователей образования в области окружающей среды. Формирование ответственного отношения к окружающей среде происходит как непосредственно в процессе познания ее законов и общения с нею, так и через систему реальных отношений с людьми. Изучение природы в процессе учебной деятельности оказывает влияние на отношение к ней как к объекту познания, среди жизни, носителю эстетических качеств и ценностей, нравственное отношение в коллективе – на формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе [5.46]. Психологическими исследованиями установлены факторы, влияющие на отношения школьников к окружающей среде. Важнейшими из них являются: 1)непосредственное общение с природой (походы, экспедиции, прогулки, отдых и др.); 2)производительный труд в природе (на пришкольном участке, в ученических производственных бригадах, на домашнем приусадебном участке и др.); 3)общение с родителями, общий уклад жизни в семье; 4)негативные, жестокие поступки людей к живой природе; 5)собственная непредметная небрежность в обращении с растениями и животными; 6)изучение школьных предметов как в пределах общеобязательной программы, так и в кружках юннатов и факультативах; 7)чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов и телепередач и др. Отношение личности к природе формируется под влиянием не одного какого- либо фактора, а целого ряда самых разнообразных факторов. Наиболее действенными всегда являются факторы, вызывающие глубокие эмоциональные переживания: непосредственные контакты с природой и факты негативных поступков других людей. Роль родителей в формировании отношения к природе не оценивается школьниками достаточно высоко. Изучение школьных предметов, чтение книг, телевидение более интенсивно влияют на отношение к окружающей среде городских школьников, чем учащихся сельских школ [6.121]. I.2.Важнейшим нравственно-экологическим качеством, формируемым в процессе экологического образования, является экологическая ответственность. Это качество характеризуется определенным уровнем развития мотивационно- ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного компонентов. Формирование ответственного отношения к природе требует включения учащихся в различные виды деятельности и межличностного общения, предполагает обеспечение такого воспитательного воздействия на учащегося, которые адекватно соответствуют «символической» структуре экологической ответственности. Основой психологического механизма формирования у учащихся экологической ответственности является поэтапный процесс накопления и разрешения противоречий между реальным уровнем их отношения к природе и тем потенциально возможным уровнем, на достижении которого ориентированы цели экологического образования младшего школьника [5.36]. Центральная роль в формировании у учащихся ответственного отношения к природе принадлежит речи и речевой деятельности, выполняющей важнейшие функции в осуществлении разумной деятельности личности в окружающей природной среде. Экологическое образование обеспечивает формирование у учащихся
ответственного отношения к природе, если в едином педагогическом процессе
оказываются взаимосвязанными обучение, внеклассная воспитательная работа и
общественно-полезная деятельность по исследованию и охране природного края Основными педагогическими условиями повышения экологической ответственности являются: а)целенаправленная реализация идей системного, личностно-деятельностного и культурно-исторического подходов в целостном процессе формирования ответственного отношения к природе; б)учет реального отношения личности к природе; в)обогащение учащимися естественнонаучными и гуманитарными знаниями о противоречивом единстве человека и общества с природой; осуществление органической взаимосвязи экологического и нравственного воспитания; г)включение учащихся в различные виды эколого-воспитательной деятельности; д)обеспечение единства учебной и внеклассной работы, общественно-трудовой деятельности по охране природы родного края; е)подготовка учителей к решению задач экологического воспитания [5.13]. Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения младших школьников к ее объектам и явлениям. Без преувеличения можно сказать о той неповторимой прелести, которая открывается перед младшим школьником. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей экологической ответственности. Становлению и развитию нравственной позиции младшего школьника способствует важная особенность психического развития ребенка 6-10 лет: его обостренная чувствительность к активному освоению общечеловеческих ценностей и нормативов, которая определяет рост его самосознания и позволяет ориентироваться в мире людей, людских отношениях и в мире природы. В этот период у ребенка зарождаются ответственность как черта личности, способность отвечать за свое поведение, поступки. Активно осваивая формы и правила поведения, накопленные человечеством, ребенок готовится к взрослой жизни, к самостоятельному труду на благо природы и общества [9.7]. I.3.Концепция общего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Педагоги-ученые (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова и др.) считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества [9.144]. Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить следующим образом: экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение. Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям. В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Они понимали, что, разрушая природу, человек уничтожает свое будущее. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение среды обитания и всего живого на Земле. Природа издавна занимала важное место в творчестве разных народов нашей страны. Из поколения в поколение передавались накопленные знания и умения, воспитывалась любовь к родной земле, потребность заботиться о ней [5.77]. Народная педагогика изначально строилась на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, на высоких нравственных принципах, на уважении к человеку как носителю народной мудрости. Народная мудрость, помогавшая выживать в условиях суровой природы, нашла отражение в сказках, героическом эпосе, пословицах, поговорках, загадках, а так же в праздниках и обрядах, обычаях и играх. К сожалению, народная культура взаимоотношений человека с природой во многом утрачена. Поэтому возрождение народной традиции сегодня – важнейшая и благородная задача педагогической науки и практики. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически- деятельного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость. Стремление овладеть грамотой изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям [9.186]. В целевой установке экологической культуры отличается и такая специфическая особенность – неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов экологической культуры. Следовательно, стратегическая цель экологической культуры в начальной школе предполагает планируемый результат: идеал – модель выпускника начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач: 1)Формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения. 2)Воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды. 3)Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды. Эти задачи необходимо осуществлять на всех этапах формирования экологической культуры младших школьников [9.136]. I.4.Современные подходы к содержанию экологического образования в области окружающей среды должны исходить из концепции устойчивого развития, соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам взаимоотношений человека с биосферой. При этом очень важны такие исходные предложения, как гуманизация, единство познания, переживания и действия, междисциплинарность и интеграция содержания. В современной научной литературе так же подчеркивается объективная необходимость применения основных идей современного подхода в экологическом образовании. Целесообразность использования современного подхода к решению задач
экологического образования школьников отмечают И.Д.Зверев, А.Н.Захлебных, Положение о необходимости применения современного подхода к исследованию психолого-педагогических проблем сегодня не вызывает возражений и является общепризнанным. Однако практически каждый исследователь вкладывает в понятие современного подхода свое особое и специфическое содержание, что, несомненно, вызывает некоторые сложности в понимании и интерпретации его отдельных аспектов [5.58]. Так, например, Л.И.Новикова трактует современный подход как определенный способ мышления, позволяющий изучать или строить объект как систему взаимосвязанных элементов, органично включенную в окружающую среду. Она утверждает, что при осуществлении современного подхода к тому или иному объекту исследования необходимо: -исследовать внутреннюю структуру объекта, отдельные его элементы и связь между ними, характер взаимодействия; -выявить внутренние противоречия, свойственные объекту и определяющие его развитие; -составить его обобщенные интеграционные характеристики; -проанализировать внешние связи объекта с окружающей средой, с ее частными компонентами; -рассмотреть объект в рамках более широких систем, в которые данный объект входит как составляющий элемент и подчиненная система, изучить его поведение и развитие в этих системах; -исследовать особенности зарождения объекта-системы, его актуальное состояние, вскрыть тенденции к его изменению и общему развитию [3.126]. Придерживаясь несколько другой точки зрения, Л.М.Панчешникова считает, что современный подход в экологическом образовании – это особая исследовательская позиция, способ восприятия действительности, характеризующийся тем, что: а)анализируемый объект рассматривается как система; б)акцент делается на выявлении всего многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и с внешним окружением, средой; в)описание элементов не носит самодавлеющего характера, поскольку они всегда раскрываются с учетом их места и функций внутри некоторой целевой структуры [4.146]. В научной позиции современный подход выполняет функции средства объективизации целостных явлений и системных комплексов; раскрытие общих механизмов интеграции и показа, представления качественной многомерности явлений: 1)принцип гуманизации; 2)принцип единства; 3)принцип междисциплинарности; 4)принцип интеграции; 5)принцип комплиментарности; 6)принцип природоспособности; 7)принцип прогностичности. Принцип гуманизации исходит из права каждого гражданина, жителя планеты Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые благоприятные условия для формирования гуманного человека – гражданина нового типа, подлинного хозяина своего общего дома – планеты Земля. Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действия позволяет обеспечить становление многогранных отношений младшего школьника к окружающей среде и к своему здоровью. Принцип междисциплинаности предполагает согласование различных аспектов взаимоотношений с окружающей средой, причем надо помнить не как механическое включение разносторонних знаний и отношений в содержании школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной цели экологического образования. Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности младших школьников. Иными словами, интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, сознанию роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности в социоприродной среде. А конкретнее можно сказать, что вышеназванный принцип содействует формированию научно-познавательных отношений, установлению целостно-нормативных ориентаций к окружающей среде, развитию практических умений по защите и улучшению природной среды, созданию правил поведения в ней, а также способствует здоровому образу жизни. Естественно, что станет возможным при умелой интеграции различных компонентов содержания, призванного обеспечить становление экологически грамотной позиции младшего школьника. Педагогическая эффективность данных подходов к содержанию экологического образования будет успешной только при строгом соответствии экологического образования психическому процессу, законам развития организма человека, т.е. при опоре на принцип природоспособности. Он предполагает воспитание ребенка в единстве и согласии с природой и заботу об экологически благоприятной для него среде жизни. Принцип прогностичности ставит перед теоретической и практической парактикой задачу раскрытия в содержании школьного экологического образования двух взаимосвязанных тенденций – природопользование и природовосстановление, представляющих собой две стороны единого процесса взаимодействия человека и общества с природной средой. Принцип прогностичности ориентирует педагога на ознакомление учащихся с возможными видами будущего состояния природной среды, с экологически целесообразными нормами отношения человека и общества к природе, со взглядами и мнениями людей, которые своей практической деятельностью изменяют окружающую природную среду. Для того чтобы усилить доказанность экологических прогнозов или возможности тех или иных изменений в окружающей природной среде, необходимо не только теоретически знакомить учащихся с конечными выводами науки, но и целенаправленно вовлекать их в доступные для них способы научного исследования. Принцип комплементарности позволяет точно охарактеризовать становление и развитие у школьников ответственного отношения к природе в условиях предметной структуры современного школьного обучения. В современной системе школьного образования, как известно, каждый учебный предмет выполняет свою специфическую функцию в раскрытии идеальных аспектов сложного и неоднозначного взаимодействия в системе «человек-общество- природа». В ходе экологического образования чрезвычайно важно подвести учащихся к
выводу о том, что возникновение тех или иных экологических проблем зависит
от поведения и деятельности практически каждого человека в том конкретном
месте, где он живет и действует. Знание сущности экологических проблем,
осознание необходимости их недопущения и важности незамедлительного решения
уже возникших проблем являются определенными стимулами-мативами для
соблюдения целесообразных ограничений в личном поведении и деятельности,
выработки грамотных способов поведения и деятельности в природной среде Объективность и научная состоятельность принципа системной дифференциации обосновывается в трудах нейрофизиологов И.М.Сеченова и Н.И.Чуприковой, психологов Ж.Плаже и Л.С.Выготского. Установлено, что развитие когнитивных структур в онтогенезе идет по линии их прогрессивного усиления и всецело подчиняется принципу (закону) системной дифференциации. Этот закон состоит в том, что более развитые, сложные, высоко расчлененные и иерархически упорядоченные когнитивные структуры, допускающие широкий, глубокий, многоаспектный и гибкий анализ и синтез окружающей действительности, развивается из более простых, диффузных, глобальных или плохо расчлененных структур путем их постепенной дифференциации [5.81]. Таким образом, именно системное дифференцирование разных свойств, сторон и отношений объектов и процессов является ведущим нейрофизиологическим механизмом и необходимым условием интеллектуального и общего развития индивида. Реализация принципа системной дифференциации представляет соответствующие требования к отбору содержания, форм и методов экологического образования, к построению логики и технологии осуществления педагогически грамотного и научно обоснованного процесса формирования у школьников ответственного отношения к окружающей среде. Важнейшими из этих требований являются: 1)Обучение охране окружающей среды должно начинаться с усвоения школьниками знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический характер. Более частные и конкретные знания, в том числе различного рода эмпирические сведения должны выводиться из общественно-теоретического знания как из своей единой генетической основы. Соответственно принципу системной дифференциации, совершенно необходимо уже на самых начальных этапах обучения экологии и целенаправленного формирования ответственного отношения к природе раскрыть учащимся систему ведущих межпредметно- экологисеских идей и в этой связи «ввести» в сознание и мышление учащихся основные научные экологические и нравственно-экологические понятия. Однако педагогическая ценность такого подхода обуславливается тем, что при этом у ребенка возникает целостное и принципиально правильное представление об изучаемом предмете, о его реальном состоянии и его проблемах, закладывается прочная ориентировочно-мотивационная основа всех последующих этапов формирования ответственного отношения личности к природе. Благодаря такому подходу, в сознании школьников образуется как бы некоторый «образ», который в дальнейшем будет целенаправленно и поэтапно дифференцироваться и на котором в последующем будет «нанизываться» более частные теоретические и эмпирические знания, а также конкретные примеры, их подтверждающие. 2)Обучение экологии следует ориентировать на выявление и первоочередное раскрытие совокупности немногих базовых, генетически исходных и всеобщих отношений, определяющих содержание и структуры современного экологического образования. Примерами базовых отношений являются следующие: «экологическая система», 3)Обучение экологии должно обеспечивать не только усвоение школьниками основных теоретических положений экологической науки, но и умение конкретизировать эти положения множеством частных эмпирических знаний и умений. Все это предполагает развитую способность «совершать» мысленные переходы от всеобщего к частному и от частного к всеобщему. Выявленное всеобщее отношение должно быть тщательно подтверждено и конкретизировано самими школьниками совокупностью факторов, примеров и способов деятельности. Более эффективному формированию у школьников экологически грамотных людей поведения и деятельности в природе может способствовать специально разработанная и поэтапно реализуемая на практике система учебных знаний, упражнений, самостоятельных и практических работ, совокупность видов и форм практической деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей среды родного края [8.68]. Обучение экологии, реализирующее принцип системной дифференциации, всегда протекает как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и включает в себя следующие основные этапы: водно-ориентировочный, операционно-познавательный и оценочно-результативный. Принцип системной дифференциации открывает новые пути и подходы в решении
чрезвычайно актуальной проблемы экологического образования школьников I.6.Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников
представляет собой вариант педагогической модификации и практической
реализации идей системного подхода. В научном понимании междисциплинарность Междисциплинарность имеет место обычно там, где налицо многокачественные, системные, многоотраслевые проблемы, которые не могут быть решены одной отдельно взятой наукой. В научных исследованиях междисциплинарность проявляется двояко, во-первых, многосторонне изучается единый многокачественный объект, т.е. исследуется совокупность разнородных, но взаимосвязанных вопросов, качеств, признаков и т.д.; во-вторых, один объект или даже одно какое-либо его свойство изучается с помощью методов, традиционно относящихся к различным наукам [5.108]. Целесообразность и необходимость применения в экологическом образовании междисциплинарного подхода обуславливается не только объективным единством мира природы и человека, но и тем отмечаемым педагогами обстоятельством, что каждый учебный предмет может обеспечивать раскрытие не всех, а лишь одной-двух ведущих эколого-мировозренческих идей, установления содержательных, логических, функциональных и других связей между этими идеями. Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников предполагает: -систематизацию учебного содержания на основе ведущих экологических идей; -конкретизацию основных экологических идей и научных экологических понятий системой фактов глобального, регионального и локального уровней; -системный анализ международных и национальных документов об охране окружающей среды; -использование в учебно-воспитательном процессе методов и методических приемов, обеспечивающих единство и взаимосвязь научного, нравственно- эстетического и практического отношения к природе; -широкое применение в учебно-воспитательном процессе межпредметных форм экологического образования (межпредметные уроки, полевые практикумы, ролево-сюжетные игры, походы-экспедиции) [8.113]. Важнейшим условием эффективной реализации межпредметного подхода является нахождение и целенаправленная реализация межпредметных связей того или иного школьного предмета с другими учебными дисциплинами и поэтапное использование этих связей в различных формах. Межпредметные связи экологического характера в процессе обучения могут устанавливаться с помощью следующих методических приемов: а)изучение биологических, физиологических и других явлений для раскрытия важнейших эколого-географических закономерностей; б)постановка вопросов комплексного характера для систематизации знаний из других учебных предметов; в)выполнение специальных заданий и упражнений, решение задач на межпредметной основе; г)работа с таблицами и иллюстрациями; д)составление комплексных характеристик различных объектов природы, требующих привлечения знаний из курсов биологии, физики, химии, истории и др.; е)побуждение школьников к участию в опросе своих товарищей, к диалогу, направленному на воспроизведение знаний из курсов других школьных предметов [2.46]. Межпредметные связи, равно как и межпредметный подход в целом, могут применяться не только в обучении, но и во внеклассной работе по всем предметам естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов. Все это позволяет, во-первых, всесторонне, то есть с позиции различных предметов раскрывать содержание важнейших межпредметно- экологических идей и сущность современных экологических проблем; во-вторых, обеспечить преемственность и взаимосвязь обучения, внеклассной воспитательной работы и общественно-полезной деятельности школьников по исследованию и охране окружающей среды родного края, что является принципиально важным условием эффективного экологического образования школьников [6.84]. I.7.При конструировании содержания экологического образования важно учитывать следующее: 1)Усвоению знаний, носящих общий и абстрактный характер, должно предшествовать знакомство учащихся с более частными и конкретными знаниями; 2)Знания, конструирующие учебный предмет (или его отдельные разделы), должно предлагаться учащимся в процессе анализа объективных условий их прохождения, благодаря которым они становятся социально и личностно необходимыми; 3)Учащиеся должны уметь, прежде всего: обнаруживать в учебном материале генетически сходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта новых знаний; 4)Выявленное всеобщее отношение учащиеся затем должны уметь воспроизвести 5)Учащимся необходимо уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых в единстве, которая обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и от частного к всеобщему; 6)Учащиеся должны уметь «переходить» от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно [6.74]. ЛИТЕРАТУРА 1.Васильев С.В. Формирование природоохранных понятий: Дис. канд. пед. наук. Л., 1994, с.12-17. 2.Деребко С.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов- на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.38-126. 3.Захлебный А.Н. На экологической тропе. М., 1981, с.21-31. 4.Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. М., 1993, с.84-92. 5.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования и воспитания школьников. Мн., 1998, с.33-38. 6.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования. Мн.: НИО, 1999, с.3-15. 7.Крутецкий В.А. Психология: Учебн. для уч-ся пед. училищ. М.: Просвещение, 1986, с.11-18. 8.Сидельский А.П. Человек и природа. Ставрополь, 1975, с.41-46. 9.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000, с.38-86. 10.Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1986, с.31-49.
Существует множество подходов и идей, разработанных различными учеными- педагогами, чтобы сформировать у ребенка отношение к окружающей среде и формировать экологическую культуру. Как разобраться в этом обилии подходов и идей? Здесь уместно воспользоваться концептуальными положениями педагогов-экологов, в основе которых лежит взаимосвязь пяти основных компонентов: 1)научно-познавательный; 2)ценностный; 3)нормативный аспект; 4)практический-деятельный аспект; 5)экологизация [2.18]. Научно-познавательный компонент, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды может быть представлен характеристикой свойств предметов и явлений, их многообразия, связи между ними. Для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, который способствует формированию отношений детей к природно-социальному окружению, принципиально новой мировоззренческой установки – осознание природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого целого, необходимости постоянно соотносить свои действия с возможностями природной среды. Ценностный компонент призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека. До последнего времени в практике обучения младших школьников нередко преобладала практическая позиция, что объединяло отношения детей к окружающей среде, осложнило развитие любознательности, эстетической отзывчивости, милосердия, сочувствия, сопереживания. Ценностный компонент является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования в особенности. Для сохранения жизни на нашей планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая среда. По этому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности, формирование гуманистических идеалов новой системы ценностей: -жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность; -человек как компонент сложной системы, которую изучает экология; -универсальные ценности природы; -ответственность за развитие биосферы и человеческого общества. Нормативный аспект содержания образования направлен на освоение
экологически оправданных норм поведения (запретов и предписаний) и
органично включает ответственность человека за состояние окружающей среды. Практически-деятельный аспект играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем все вышеназванные. Практическая деятельность – это результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В то же время сама деятельность формирует отношение человека с окружающим миром. Опыт творчески работающих учителей показывает, что, не смотря на бытующее представление об ограниченных физических возможностях в малой вовлеченности младших школьников в природоохранительную деятельность, объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего района значительно шире. Детей младшего школьного возраста надо учить, что и как делать. Магистральным направлением совершенствования содержания экологического образования школьников является экологизация, под которой в настоящее время понимается такой подход к раскрытию знаний об объектах, явлениях и процессах природы и общественной жизни, который позволяет выявить и глубоко познать связи в системе «человек-общество-природа», наметить пути рационального природопользования с целью формирования качественно нового типа отношений человека и общества к природе. Экологизация присуща практически всем школьным предметам, но прежде всего дисциплина естественно- научного цикла. Ведущими, а следовательно, наиболее перспективными тенденциями развития экологизации являются: а)усиление ценностных аспектов компонентов экологического образования; б)гумонизация и усиление духовно-нравственного потенциала; в)экологизация учебного материала; г)введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов экологического содержания; д)внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического образования учащихся. Рассмотренные компоненты экологического образования являются эффективными, если они находятся в тесном взаимодействии [4.59]. Контакты с природой являются важнейшим средством и условием формирования
отзывчивого и ответственного отношения младших школьников к окружающей
среде. Без преувеличения можно сказать о той неповторимой прелести, которая
открывается перед младшими школьниками – красочный, многообразный мир
окружающей природы. Он встречается с ними ежедневно, познает его случайно
или преднамеренно с целью что-то узнать, увидеть, услышать, исследовать. Обучение экологии всегда протекает как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и включает в себя следующие компоненты: вводно- ориентировочный, операционно-познавательный и оценочно-результативный.
Вводно-ориентировочный компонент обеспечивает понимание школьниками сущности, содержания и общей структуры изучаемой темы, осознание ими того, для чего необходимо изучать окружающую среду, каково ее место и значение в общей структуре экологического знания, какова социальная и научная значимость и необходимость возникновения и развития тех теорий, понятий, отношений, которые будут усваивать в процессе дальнейшего обучения. Учитель должен объяснить учащимся почему необходимо беречь и охранять окружающую среду. Объяснить последствия не соблюдений правил защиты окружающей среды. Операционно-познавательный компонент посвящается изучению школьниками правил поведения в природе и ее законам, его дальнейшей конкретизации и последовательной дифференциации, овладению новыми интеллектуальными и практическими умениями и навыками. Основная цель операционно-познавательного компонента, состоящая во владении школьниками некоторым базовым отношением, подразделяется на ряд следовательно-достигаемых частных задач. Для решения этих задач в начале организуется фронтальная работа школьников. В этом плане уместны объяснительно-иллюстративное объяснение, демонстрация опытов, проведение наблюдений и экспериментов. В дальнейшем же необходимы формы групповой и индивидуальной работы по конкретизации, дифференциации и подтверждению изучаемого отношения множеством частных примеров. Иногда изучение правил поведения в природе полезно начинать с предъявления наглядного материала. Однако при изучении теоретического и абстрактного материалов рекомендуется в начале представить проблему в абстрактной, схематичной форме. Поскольку в содержании современного экологического образования преобладают именно такие общественно- теоретические, системные знания, то именно этот путь должен являться приоритетным в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе. Оценочно-результативный компонент предполагает обобщение полученных в
процессе формирования знаний, умений и навыков ответственного отношения к
окружающей среде. В ходе выполненной работы, школьники устанавливают
важность ответственного отношения к окружающей среде, составляют
тематические памятки, и в процессе всей жизни стараются выполнять правила
поведения в природе [1.14]. Многоплановость экологической ответственности говорит о том, что данное качество не может иметь единого, универсального критерия. Вместе с тем основополагающим критерием определения выступает степень соответствия реального уровня сформированности у человека экологической ответственности тому социально-детерминированному и потенциально возможному уровню, на достижение которого ориентированы цели экологического образования. При этом следует учитывать, что экологическая ответственность проявляется в ответственном отношении личности к природе, включает в себя все основные признаки таких нравственно-экологических категорий, как отзывчивость, гуманность, но в то же время существенно отличается от вышеназванных качеств более высоким уровнем интегративности, рядом содержательных, в том числе правовых аспектов [3.26]. Для изучения компонентов экологической ответственности, необходимо выделить две группы критериев: системные и функциональные. К системным критериям относятся те, которые, раскрывая сущность какого- либо личностного качества, характеризует его и в целом, а к функциональным критериям – критерии, характеризующие отдельные компоненты изучаемого качества [4.184]. К группе системных критериев экологической ответственности относятся: -нравственно-экологическая направленность; -проявление личностью ответственного отношения к природе; -нетерпимость к фактам безответственного отношения к природе, готовность и способность действовать в защиту окружающей среды; -инициативность и активность в процессе природоохранительной деятельности; -воспитание у себя положительных нравственно-экологических качеств. К функциональным критериям, характеризующим отдельные структурные компоненты экологической ответственности, относятся: -проявление интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам, понимание универсальной ценности природы для человека и общества, наличие социально значимых мотивов охраны природы, позитивная эмоциональная установка на природоохранную деятельность – матевационно-ценностный компонент; -глубина и систематичность экологических и нравственно-экологических знаний, сформированность природоохранных умений и навыков, соблюдение правил поведения и деятельности в природе, проявление инициативности в процессе природоохранной деятельности – содержательно-операционный компонент; -оценочные суждения по фактам взаимодействия человека и общества с природой, соответствие экологических и нравственно-экологических оценок нормам общественной морали и права, проявление нравственно-экологической направленности в оценке результатов деятельности людей в природе – оценочно- результативный компонент [2.18]. Специальными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что структура экологической ответственности раскрывается взаимодействием мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно- результативного компонентов, стержневым среди которых является мотивационно- ценностный [1.93].
Мотивационно-ценностный компонент определяется наличием социально- значимых мотивов отношения личности к окружающей среде, проявлением интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам, позитивной эмоциональной установкой на природоохранительную деятельность. Ребенок глубоко убежден в универсальной ценности природы, в социальной и
личной необходимости охраны окружающей среды. Видит в природоохранительной
работе личностный смысл и рассматривает ее как свой гражданский долг. У
ребенка появляется устойчивый интерес к проблеме окружающей среды. Содержательно-операционнй компонент характеризуется глубиной и системностью экологических и нравственно-экологических знаний, сформированностью природоохранительных умений и навыков, соблюдением правил поведения и деятельности в природе, проявлением активности и инициативности в процессе природоохранительной деятельности, соотношением регуляции и саморегуляции поведения и деятельности в природной среде. Ребенок проявляет высокий уровень экологических, нравственно- экологических оценочных и нормативных знаний, приобретает их самостоятельно. Использует экологические знания для анализа конкретных экологических проблем и ситуаций. Активно выступает против фактов безнравственного отношения к окружающей среде. Знает и добровольно выполняет правила поведения и деятельности в природной среде. Оценочно-результативный компонент определяется оценочными суждениями личности о фактах взаимодействия человека и общества с природой, соответствием оценок нормам морали и права, появлением нравственно- экологической направленности в оценке результатов деятельности человека в природной среде. У ребенка ярко проявляется нравственно-правовая направленность в оценке
результатов деятельности в природе. Оценивает данные результаты с точки
зрения нравственно-правовых норм. Систематически высказывает оценочные
суждения по фактам взаимодействия человека и общества с природой. Основываясь на положении о том, что формирование всякого личностного качества или свойства предполагает обеспечение воздействия на личность, адекватной структуре данного качества, следует признать, что педагогическая технология формирования у школьников экологической ответственности включает в себя следующие основные звенья: 1)формирование у учащихся интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам; 2)развитие социальных мотивов отношения личности к природе; 3)раскрытие универсальной ценности природы; 4)формирование у воспитанников экологических и нравственно-экологических знаний, соответствующих интеллектуальных и практических умений и навыков, обобщенных принципов и моделей поведения и деятельности в природной среде; 5)включение учащихся в непосредственную работу по охране природы родного края; 6)побуждение школьников к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой, привлечение их к контролю и оценке социальных результатов природоохранительной деятельности. Указанная технология может быть реализована в полной мере лишь с активным
участием речи и межличностного общения и только в целостном педагогическом
процессе, включающим в себя, как известно, обучение, внеклассную работу и
общественно полезную деятельность школьников, в том числе работу по
исследованию и охране природы родного края [5.53]. Учеными-экологами были выделены основные компоненты экологической культуры: -экологические знания и умения; -ценностные ориентации; -экологически оправданное поведение; -экологическое мышление [2.11]. Экологические знания и умения. С раннего детства, общаясь с природой, ребенок получает минимальные экологические знания и умения. Придя в школу, ученик начинает получать конкретные знания и умения по экологической культуре. Самое главное в этом процессе – это заинтересованность ребенка. Экологические знания ученик получает непосредственно на уроке или на внеклассных мероприятиях через общение с природой. Учитель должен использовать на уроке различные виды работ (просмотр кинофильмов, экскурсии, экологические вечера). Получить экологические знания ученик может и с помощью самостоятельной работы. Экологические умения ученик может продемонстрировать непосредственно на практических работах. В конце обучения у ребенка должны сформироваться четкие умения и навыки экологической культуры [2.15]. Ценностные ориентации. Специфика субъективного отношения к миру природы может быть отражена путем содержательного описания таких его базовых параметров, как ценностные ориентации и степень осознанности отношения. Формирование ценностных ориентаций обуславливает необходимость организации педагогического процесса таким образом, чтобы включить в субъективное пространство отношение личности к миру природы. Формирование ценностных ориентаций не должно сводиться только к повышению экологической эрудиции школьников. Важно, чтобы у ребенка не просто было сформировано понятие о многих природных объектах, а чтобы эти природные объекты стали для него личностно значимыми, чтобы по отношению к ним проявлялись чувства ребенка. О высоком показателе ценностных ориентаций к миру природы можно говорить, когда ребенок проявляет симпатию к большому количеству природных объектов, способен идентифицироваться с ними, они ему симпатичны и, в конце концов, субъектифицируются ребенком. Высоким параметром ценностных ориентаций обуславливает также и расширение индивидуального экологического пространства личности – пространства, которое является для человека личностно значимым, за порядок в котором он чувствует себя персонально ответственным [3.136]. Экологически оправданное поведение. Педагогически целесообразно формировать оправданное поведение личности к миру природы на ранних этапах развития ребенка. Уже в младшем школьном возрасте школьникам следует задавать вопросы об их отношении к миру природы, предлагать вербально описать, охарактеризовать его. Безусловно, такое задание по началу будет вызывать у учащихся определенные трудности, однако в результате можно добиться повышения уровня поведения в природе. Осознанность отношения к природе необходима для возможности его рефлексивного анализа, который является условием волевой коррекции личности своего экологического поведения. Экологическое мышление. Мышление – это высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Важнейшими структурами экологического мышления являются анализ и синтез. Только в процессе мышления ребенок может выделить основные компоненты экологической культуры [2.70]. ЛИТЕРАТУРА 1.Артеменко Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников. М., 1990, с.21-45. 2.Глобальная экологическая проблема / Г.И.Морозов, Р.А.Новиков и др. М., 1988, с.90-116. 3.Зверев И.Д., Салеева Л.Т. Компоненты экологического образования. М., 1991, с.12-26. 4.Каропа Г.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся, Мн., 1993, с.34-41. 5.Симонова Л.В. Формирование и развитие системы экологических знаний учащихся в курсе природоведения: Л., 1987, с.18-19. В курсовой работе исследовалось содержание экологического образования в Основное содержание экологического образования раскрывалось через систему межпредметно-экологических идей, экологических и эстетических понятий, ориентаций на природу, как универсальную ценность, обуславливающих становление и развитие у учащихся ответственного отношения к окружающей среде. Основные компоненты экологического образования были показаны через системные и функциональные показатели. К группе системных показателей относятся: проявление устойчивого отношения личности к природе; проявление нетерпимости к фактам экологической безответственности; нравственно- экологическая направленность личности; самовоспитание. К группе функциональных показателей, характеризующих отдельные компоненты, включаются: проявление интереса к вопросам экологических проблем; глубина и системность экологических и нравственно-экологических знаний; формирование природоохранительных умений и навыков; проявление нравственно-экологической направленности в оценке результатов деятельности людей в природе. Данный вопрос в достаточной мере раскрывается в научной, научно- популярной и методической литературе. Дальнейшее совершенствование экологического образования учащихся предполагает введение в учебный процесс ряда учебных и факультативных курсов экологического образования. В своей курсовой работе я проанализировала педагогическую деятельность учителей Республики Беларусь по данному вопросу. Таким образом, я попыталась раскрыть содержание современного экологического образования и его основных компонентов. ЛИТЕРАТУРА 1.Артеменко Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников. М., 1990. 2.Васильев С.В. Формирование природоохранных понятий: Дис. канд. пед. наук. Л., 1994. 3.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 4.Глобальная экологическая проблема / Г.И.Морозов, Р.А.Новиков и др. М., 1988. 5.Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 6.Захлебный А.Н. На экологической тропе. М., 1981. 7.Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. М., 1993. 8.Зверев И.Д., Салеева Л.Т. Компоненты экологического образования. М., 1991. 9.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников. – Мн.: НМО, 1999. 10.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования и воспитания школьников. Мн., 1998. 11.Каропа Г.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся, Мн., 1993. 12.Коленникова Т.Р. Экологическое образование младших школьников: Пачатковая школа. – 1998. - №4. 13.Крутецкий В.А. Психология: Учебн. для уч-ся пед. училищ. М.: Просвещение, 1986. 14.Минаев В.М. Мы в ответе за природу: Народная асвета. – 1999. - №7. 15.Михальчук М.В., Ковальчук Т.А. Основы экологического образования младших школьников. – Мн.: Высш. шк., 1996. 16.Сидельский А.П. Человек и природа. Ставрополь, 1975. 17.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000. 18.Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1986. 19.Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе: Адукацыя i выхаванне. – 2000. - №10. 20.Чижевский А.Е. Экология в школе и дома: Пачатковая школа. – 1999. - №8. Приложение 1 КУРС: «Человек и мир» БЛОК: «Природа и человек» КЛАСС: 1 ТЕМА: «Правила поведения в природе» ЦЕЛЬ: -воспитывать у детей чувство ответственности к окружающей среде; -формировать культуру поведения в природе; -сформировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе; -выработать потребность в общении с природой. ФОРМА: урок-диалог МЕТОДЫ: наблюдение, беседа, практическая работа ОБОРУДОВАНИЕ: выставка рисунков детей на тему «Наша прогулка в природу», иллюстрации по правилам поведения в природе, магнитофонные записи ЛИТЕРАТУРА: 1.Ласточкина С. Внеклассное мероприятие по теме «Погода и климат»//Геаф. Прабл. Выкл. – 2002. - №4 – с.81. 2.Купров В. Три встречи с Лесовичком на экологической тропе // Нач. шк. – 2002. - №29. – с.15. 3.Новиков А. «Человек часть природы»., М., 1999. ХОД УРОКА I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. II.Изучение нового материала. 1.Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила? Стихотворение читают дети. Чтобы река и ручьи не мутнели, Рыбы резвились, и птицы пели, Зелень от солнца в жару бы спасала, Каждому правило знать не мешало. -Давайте подумаем, что нас радует в природе? (ответы учащихся) -Вы правы; красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчанье ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. 2.Выставка рисунков «Наша прогулка в природу». Вопросы: а)Чем же вы больше всего занимаетесь бывая на прогулках? (Играете в мяч, ловите рыбу, катаетесь на лодке, купаетесь в реке, собираете грибы, отдыхаете у костра) б)Всегда ли вы при этом выполняете правила поведения? в)Кто из вас, идя на прогулку, берет с собой магнитофон или радиоприемник? Можно это делать? Почему? Посмотрите на плакат «Не шуми в природе!». Что нам хотел сказать художник? (Когда дети в лесу шумят или слушают музыку, животные тревожатся, стараются убежать) Не стоит пугать лесных обитателей. Надо учиться слушать голоса природы. (Прослушивание записи «Голоса птиц») 3.Можно услышать и голос ручья. В глуши лесов, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный. И.Бунин 4.Трудно представить себе землю без леса. Но есть люди, которые не понимают или не хотят понимать этого. И часто
мы видим изуродованные стволы, разные рисунки, надписи на них. Те «Любители природы» наносят и другой ущерб деревьям (демонстрация плаката Вопросы: а)Почему нельзя зажигать костер в лесу? (Может вызвать пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава.) б)Где можно разводить костры? (Вдали от деревьев, на опушках леса или реки, используя для этого старые кострища. Место под костром не зарастает 5-7 лет.) в)Какие же дрова можно использовать для костров? (Сушняк, валежник. Собирая их вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток. Нельзя использовать молодые деревья для опоры.) г)Что же останется на месте костра? (Под костром выгорит плодородный слой почвы, а 1 см почвы образуется 100- Рассматривается плакат «Не губи растения в природе». 5.Сколько погибает в лесу необходимых природе грибов от бездушного отношения человека. Посмотрите на плакат, о каком правиле напоминает нам художник? (Не собирай мухоморы.) Ни в коем случае нельзя уничтожать грибы, которые являются несъедобными для человека. Почему? 6.Очень важно во время прогулок в природу не обижать лесных обитателей. Демонстрируются иллюстрации «Не разоряй муравейники». Муравьиные тропинки петляют в траве, разбегаются по лесу и каждая ведет к муравейнику. По тропинке движутся муравьи. Одни волокут насекомых во много раз больше себя. Другие тащат хвоинки, чешуйки семян, разный лесной мусор. День за днем муравьи надстраивают свое жилье: возводят дом-пирамиду с покатой макушкой. Но случается, разворотит кто-нибудь муравейник, тогда вода проникает во
внутрь. Хозяева растеряны - пришла беда. Уж какое жилье с худой крышей! Муравьям можно помочь: осторожно подровнять дом-пирамиду и поправить крышу-макушку. Конечно, это будет грубая работа, но все остальные муравьи доделают сами. Физкультминутка. 7.Ребята, как вы понимаете слова? Я сорвал цветок, - и он увял. Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. П.Гвездослава (Ответы учащихся) К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт: Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя. Е.Евтушенко (Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.) Мы все любим отдыхать среди природы. Но всегда ли мы оставляем место своего отдыха в том виде, как и до нашего прихода? Плакат «Не оставляй мусор в природе». Вопросы: а)Что вы делаете с мусором, собирающимся у вас на прогулке: с банками, бутылками, пакетами, бумагой? (Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, стекло – 1000 лет.) 8.Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи: ЗАЩИТИ! А природа опять То предельно проста, То одета в цветастые перья… Удивляет меня не ее красота, Удивляет ее терпенье. А когда сквозь асфальт Лепестков пятерня Продирается после полночи, Я не радуюсь силе Земли, Для меня это прежде всего – Крик о помощи! Р.Рождественский III.Закрепление изученного материала. Давайте запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им. (Учитель выслушивает ответы и вывешивает плакаты с надписями на доске.) |Никогда не наноси вред природе. | IV.Домашнее задание (рисунок «Как необходимо охранять природу»). V.Итоги урока. Рефлексия. (Повтор детьми хором основного правила поведения в природе.) | | Приложение 2 КУРС: «Человек и мир» БЛОК: «Природа и человек» КЛАСС: 2 ТЕМА: «Экологическая тревога! Пятый океан в опасности!» ЦЕЛЬ: -закреплять, обобщать, расширять знания учащихся во взаимосвязях между природой и человеком; -формировать ответственное отношение к природе; -развивать умения анализировать данные факты, делать выводы; -закрепление умения работать в группах. ФОРМА: урок-конференция МЕТОДЫ: наблюдение, беседа, рассказ, практическая работа ОБОРУДОВАНИЕ: схемы, таблицы, проигрыватель, тематические картинки ЛИТЕРАТУРА: 1. Шорыгина Т.Г. Праздничный неведимка. «Водух» Мн, 1998. 2. Соловейчик М.В., Чуракова Р.Г. «Свойства воды и воздуха». М., 1997. 3. Сборник занимательного материала по природоведению. ХОД УРОКА I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. II.Изучение нового материала. Звучит музыка «Тревога» (Лист, Д.Шестокович) -Тревога! Тревога! Пятый океан в опасности! Учитель: -Кроме четырех океанов на свете есть еще один океан – самый большой из всех океанов, в котором мы «купаемся» каждый день, каждый час. Все что нас окружает, так же купается в этом океане. Он обволакивает весь Земной шар – море, сушу, горы и низменности. Мы живем на дне этого океана. Как он называется? -Почтальон принес телеграмму от жителей нашего города, давайте прочитаем
ее и поможем: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища
автомобилей заполнили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. -Как вы думаете, чем мы можем помочь жителям города? (Ответы учащихся) (Вывод: нужно решать эту проблему) -Сегодня на конференции «юных экологов» мы обсудим от чего загрязняется атмосфера, что необходимо делать для ее охраны. А помогут нам в решении этой проблемы представители из разных уголков Земли. (Представители – ученики класса) 1-й представитель: -Атмосферный воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов промышленный предприятий и транспорта. (Записывает на доске «вредителей» природы) Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа, из выхлопных труб автомобилей вырываются струи различных газов | | 2-й представитель: -Автомобиль стал злейшим врагом природы. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу. Один автомобиль в год выбрасывает одну тонну выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг пыли. Кроме этого, транспорт создает шумовое загрязнение. Растения вдоль дорог заражены тяжелыми металлами. (Вывод: автомобиль является одним из главных источников загрязнений) Учитель: -Над промышленной частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. (Плакат завода химической промышленности) Корреспондент: -Мы находимся рядом с химическим комбинатом. (Демонстрация иллюстрации) -Вокруг него почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят голые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ, которые образуются при сжигании топлива. Кроме того, на предприятии отсутствуют сооружения и установки по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ и газов. Выводят в отвалы миллионы тон золы. Учитель: -Какую мрачную картину представил нам корреспондент. А какое влияние оказывает загрязненный воздух на растения и животных? ? деревьев поражена кислотными дождями. В разгар лета опадает листва, отмирают корни. Исчезает рыба в озерах. Животные покидают привычные места обитания. Многие из них в поисках нового места гибнут. Страдает и здоровье человека. Внимание! Новая проблема – кислотные дожди! Как же они образуются? Об этом нам расскажет специальный корреспондент. Корреспондент: -Высокие заводские трубы выбрасывают в воздух сернистый газ, он соединяется с атмосферной влагой, образуются капельки раствора серной кислоты. Эти ядовитые вещества пропитывают тучи, которые ветер переносит на тысячи километров. Так и выпадает кислотный дождь. (Схема) Загрязнение воздуха оказывает влияние на все компоненты окружающей среды, особенно на здоровье человека. Учитель: -Что же делать? (Вывод: необходима охрана воздуха от загрязнений) Какие меры по охране воздуха необходимо применять мы с вами выясним в ходе решения задач. Физкультминутка. (Работа в группах) 1.Промышленное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. (200 : 20 = 10 (т) выбрасывает предприятие) (Вывод: чтобы сохранить воздух чистым, необходимо устанавливать очистные сооружения на предприятиях) 2.Один вяз за сезон улавливает из воздуха 120 г сернистого газа, самого
распространенного и ядовитого загрязнителя природы. Вяз живет 400 лет. (120 х 400 = 48 000(г) – сернистого газа уловит вяз за 400 лет) (Вывод: необходимо вести озеленение нашей планеты, чтобы зеленые деревья улавливали углекислый газ) 3.Клен выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз – в 7 раз больше. Сколько кислорода в год выделит вяз? Какие деревья необходимо высаживать в зеленых зонах заводов? (2 х 7 =14 (кг) – в год выделит вяз кислорода) (Вывод: необходимо высаживать деревья возле жилых секторов, заводов, фабрик. Они способствуют увеличению кислорода в атмосфере и поглащают вредные вещества) III.Закрепление изученного материала. 1)Предлагается игра «Где разместить завод?». Необходимые материалы: бумага, клей, разрезные картинки. | | | | | | | | Задание. Где правильно разместить завод, чтобы в атмосфере города было как можно меньше загрязняющих веществ? | | 2)Обсуждение плаката «Чистый воздух». | | IV.Домашнее задание (Какой должна быть природа в будущем?) V.Итоги урока. Рефлексия. Кто получил светлые (чистые) тучки за ответы давайте их «поселим» на чистом небе. | | Приложение 3 КУРС: «Человек и мир» БЛОК: «Природа и человек» КЛАСС: 3 ТЕМА: «Прошу прощения, природа!» ЦЕЛЬ: -показать актуальность проблемы охраны окружающей среды; -формировать ценностные экологические ориентации (эстетической, познавательной ценности природы); -развивать творческие способности детей; -активизировать экологическую деятельность через осмысление сделанного ФОРМА: урок-лекция МЕТОДЫ: наблюдение, беседа ОБОРУДОВАНИЕ: схемы, плакаты, тематические картинки, музыкальные записи ЛИТЕРАТУРА: 1. Новиков А. «Человек часть природы»., М., 1999. 2. Чуракова Р.Г. «Сохраним планету!» Мн, 1997. ХОД УРОКА (Звучит музыка из кинофильма «Профессионал», на фоне музыки на сцену выходят участники) Ведущий 1: Все глубже и чувствительнее раны Своей земле наносит человек Седые баламутит океаны Ломает русла животворных рек (Музыка постепенно становится тише и умолкает) Ведущий 2: Природа, тысячелетиями мы боролись с нею, покоряли ее, преобразовывали,
нещадно уничтожали. Мы пели гимны тем, кто лишал нас естества Матери- Ведущий 1: В упоении от борьбы с природой мы проглядели две великие истины: первая – что человечество существует и развивается за счет природы; вторая – не противоборство, а взаимопомощь – основа живого на Земле. Ведущий 2: Пока люди дрались за кусок хлеба, их можно было простить. Когда же они пытаются уничтожить природу – прощенья НЕТ! (на фоне музыки читаются стихи) Река: Не осталось живого места Не осталось живой воды Соли грубого железа Убивают жизнь в Днепре Стало душно в реке и затхло Никакого выхода нет Хоть бы рыбе дожить до завтра – Прожила бы еще сто лет! Ведущий 1: Артерии планеты – реки – не должны вспухать огромными тромбами. Вода – Ведущий 2: Почва – Кожа Земли. Вредное воздействие разрушает ее. Без почвы нет и не будет процветания. Нужно думать, как накормить, напоить, где поселить и дать отдохнуть каждому гражданину Земли. Ведущий 1: Не природе нужна наша защита. Это нам нужно покровительство: чистый
воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы
жить. Она – Природа – всегда была и будет сильнее человека. Ибо она его
родила. Она не вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него – А потому: НЕ ВРЕДИ!!! Учащийся 1: Загажена земля, отравлен воздух, Воду не назовешь, скорее мертвой. Учащийся 2: Природы нет, осталась лишь среда, Среда существования – не жизни. Учащийся 3: Кто право дал судьбой распоряжаться Земли и божьих тварей? Все вместе: Кто оплатит долги Вселенной? Кто? (Входит Земля) Земля: Люди, прозрейте! Труд сделал вас разумными. Наука повела в будущее, но вы обманываете себя. Вы идете в грядущее через минное поле опасных изобретений. Ведущий 1: Протрите глаза! И вы увидите глаза любимых, милые личики детей, мозоли отцов, светлые озера, ленты рек, ширь полей и дали родных просторов. Ведущий 2: Прислушайтесь! И сквозь рев моторов и транзисторов вы услышите журчанье ручьев, шелест трав. Неповторимую звенящую тишину Природы. (Дети выходят) Дети: Мы заявляем: люди должны знать правду о состоянии своего вечного дома. Наше ДА: -миру и спокойствию; -любви и уважению к природе; -заводам без дыма; -фабрикам без ядовитых стоков; -автомашинам без ядовитого выхлопа; -тишине; -разуму и науке, осторожности и мудрости. Наше НЕТ: -любым войнам; -любым битвам с природой; -безграмотному природопользованию; -всему тому, что грозит Земле, угрожает людям и каждому человеку (Учащиеся читают стихотворение) Учащийся 1: Куда идем, куда летим? Где наша цель, чего хотим? Здоровья нет, природу губим – Сук под собой ретиво рубим. Учащийся 2: Лекарства, химия, заводы Всех отвернули от природы. К натуре милости не зная, Творим на рубль, на сто теряя. Учащийся 3: Труд, честность, ум стали пороком, Чтобы судьбу предугадать, Успехов трудно ожидать В таких масштабах деградации. Учащийся 4: Сам генофонд страдает нации, Наука может здесь помочь Но в этой сфере тоже ночь От бездуховности настала. Учащийся 5: Нужна другая к науке мера – Не степень, званье и не карьера! Нужна наука не для славы – Для блага людям и державы. Ведущий 1: Мы надеемся, что наша сегодняшняя встреча поможет вам по-новому взглянуть на ПРИРОДУ. Ведущий 2: Давайте любить и оберегать ее! |
|