| |||
Реферат: Практические задания по маркетингуПрактические задания по маркетингу Содержание 1. Рекламное агентство: цели и задачи; штат, оргструктура; функции и товарный ассортимент
Оргструктура и штат агентства: Руководитель: общее руководство агентством, контроль за деятельностью всех
подразделений предприятия; Штат агентства: Руководитель – 1 чел. Гл. бухгалтер – 1 чел. Экономист – 1 чел. Специалист по работе с клиентами – 3 чел. Дизайнер – 1 чел. Специалист по рекламе – 1 чел. Компьютерное обеспечение – 1 чел. Специалист по работе с посредниками – 1 чел. Специалист по работе со СМИ – 1 чел. ИТОГО – 11 чел. 1) профессионализмом (не только в своем, рекламном деле, необходимо также знание проблем рекламодателя, умение их прогнозировать и оперативно решать, используя возможности рекламы. Профессиональный контактор вызывает уважение, располагает к доверию) 2) способностью удовлетворить ожидания рекламодателя. Организовывать такую рекламную кампанию, которая принесла бы его фирме, изделиям, услугам известность, обеспечила бы им устойчивый сбыт, принесла ощутимую прибыль 3) умением наладить деловые связи с заказчиками. Очевидно коренное отличие таких связей от традиционно культивировавшихся в советском обществе. Не ублажение того, от чьих денег зависит рекламное агентство, а поведение специалиста, знающего себе цену, свой высокий уровень 4) качествами, присущими хорошим работникам- увлечение своим делом, тщательностью и аккуратностью, оперативностью реагирования, неординарным мышлением, логикой, способностью систематизировать свой труд и прогнозировать события 5) эрудицией, хорошим вкусом, знанием технологии рекламного творчества, способностью поддерживать контакты и вести плодотворные переговоры с творческими людьми 6) жизненно необходимо умение кратко, точно, убедительно излагать свои мысли устно или письменно, представлять данные в виде наглядной графической информации, знание особенностей и приемов межличностного общения Функции и товарный ассортимент: V поиск клиентов; V создание первоначального варианта рекламной продукции, включая оформление и дизайн V поиск производственных мощностей и организация производства рекламы (если необходимо тиражирование и реклама технически сложна для изготовления мощностями агентства); V выбор канала распространения рекламы (средства массовой информации) и работа по размещению рекламы на наиболее выгодных условиях V контроль за выходом рекламы Товарный ассортимент: V полиграфическая рекламная продукция V видеоролики V аудиоролики V комплексная рекламная компания V создание концепции, дизайна газет, журналов, предприятий и организаций V изготовление ярлыков, этикеток, визитных карточек, открыток с атрибутикой предприятий 2. Основные возможности изучения поведения потребителя методом “фокус- группа” Последние годы отечественные социологи проявляют огромный интерес к познавательным возможностям, особенностям и перспективам использования, теоретико-методологическим основаниям метода “фокус-группа”, к разработке его методик и техник, к анализу и представлению результатов исследования. К такому выводу можно прийти проанализировав ряд современных учебных
пособий, монографий и статей, прежде всего таких авторов как Белановский Существует различное определение метода “фокус-группа”. В данной статье мы будем придерживаться определения Дмитриевой Е.В. “Метод фокус-группа - это качественный метод сбора социологической информации в гомогенных (по значимым для исследования признакам) группах, имеющих фокус, с участием ведущего и основанных на принципах групповой динамики” [6, с. 16]. В качестве “фокуса” могут выступать фильм, рекламный ролик или его раскадровка, продукт, имидж компании, выбранная тема групповой дискуссии, проблема или явление социальной жизни. Энджел Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. - авторы впервые переведенного на русский язык в 1999 году восьмого издания классического учебного пособия по относительно молодой научной дисциплине “Поведение потребителя”, изучаемой во многих иностранных вузах в течение почти уже тридцати лет с момента выхода в 1968 году первого издания данных авторов, считают: “фокус-группы - традиционная форма исследования потребителя...” [13, с. 113]. До недавнего времени в России традиционным способом исследования
потребителя и потребления являлся метод “опрос”. Как утверждает Семенова В книге Овсянникова А.А., Петтай И.И., Римашевской Н.М. [9, с. 9, с. 46- На наших глазах за последние десятилетие произошли кардинальные
изменения в экономике и политике России. В СССР экономика была подчинена
административно-бюрократическим методам регулирования со стороны
государственных и профсоюзных органов, действия потребителя были жестко
регламентированны, выпуск товаров, некоторые из которых продолжают
поступать на прилавки наших магазинов, заведомо не удовлетворял потребности
потребителей, господствовали массовое производство и массовое потребление. Тема данной статьи представляется нам интересной, актуальной и перспективной в силу того, что в отечественной социологической литературе не разработана в достаточной мере. Поведение потребителя можно изучать под разным углом зрения. С юридической точки зрения поведение потребителей регламентируется в рамках специального Закона Российской Федерации “О защите прав потребителя”, принятого 15 марта 1994 года. Голубков Е.П. [4, с. 4] потребителя рассматривает в рамках одного из направлений комплексных маркетинговых исследований изучения потребителей (отношения к определенным компаниям и маркам товаров, изучение системы ценностей потребителей и уровня удовлетворения их запросов, а также намерений потребителей), наряду с изучением рынка (потенциального и текущего спроса, рыночной доли) и конкурентов (исследование конкурентоспособности фирмы в целом и ее отдельных продуктов). В учебнике для учащихся старших классов общеобразовательных школ,
лицеев, гимназий, завоевавшим 1-е место на Всероссийском конкурсе учебных
пособий по защите прав потребителей, поведение потребителей рассматривается
как один из элементов новой учебной дисциплины “потребительская культура” - Всемирно известный классик маркетинга Котлер Ф. предпочитает подходить к поведению потребителей как к одной из областей маркетинга, изучающих “... процесс выбора товаров, услуг, идей или опыта их приобретения и распоряжения отдельными потребителями, группами и организациями для удовлетворения своих нужд и желаний...” [8, с. 230]. Российский ученый, выпустивший первый в России учебник по курсу Американец Энджел Д., которого считают родоначальником науки “поведение
потребителей” и его соавторы отмечают, что с момента выхода книги В данной статье мы предлагаем свое определение поведения потребителей
на основании проанализированной современной научной литературы. Поведение
потребителей - это социальное явление, характеризующееся деятельностью
типичных представителей определенных групп населения с целью удовлетворения
своих потребностей и желаний при определенных возможностях в процессе
приобретения, потребления и распоряжения продуктами, услугами, идеями,
включая процессы принятия решения потребителями, которые предшествуют этим
действиям и следуют за ними. На процесс принятия решения потребителями о
покупке влияют внешние факторы (культура, социальное положение,
персональное влияние, семья, ситуация), индивидуальные факторы Концепция потребителя как “экономического” рационального человека, принимающего решение о покупке продукта как рациональное экономическое решение в результате оценки вариантов наилучшего соотношения качества продукта и его цены отошла в прошлое. Потребитель приобретает продукт не только по причине его полезности ради удовлетворения утилитарных потребностей, но и ради получения различного рода удовольствия. Мы считаем, что метод “фокус-группа” можно использовать при изучении
феномена мотивации и механизмов поведения потребителя на всех семи этапах
процесса принятия решения с учетом комплексных факторов, влияющих на это
процесс, а также с учетом целей и задач конкретного социологического
исследования. Под мотивацией мы понимаем “... осмысление индивидом
ситуации, выбор и оценка различных моделей поведения, их предполагаемых
результатов и формирование на этой основе мотивов...” [12, с. 189]. Под
мотивом мы понимаем “... осознанное побуждение к деятельности субъекта В заключении приведем классификацию основных возможностей изучения поведения потребителя методом “фокус-группа”: 1. Оценка потребностей. Выявление существующих мотивационных причин с целью последующего представления продукта, услуги, идеи как полноценного средства для удовлетворения выявленных потребностей. 2. Оценка мотивации потребителя в процессе поиска и обработки информации о продукте, услуге, идее. Контроль за влиянием устного обмена информацией между потребителями в отношении продукта, услуги, идеи и собственного опыта. Контроль за изменением поведения потребителя и отношением к продукту, услуге, идее под воздействием рекламы. 3. Оценка обслуживания различных категорий потребителей в процессе покупки продукта, товара, идеи для правильной интерпретации данных о продажах. 4. Оценка мотивации разных целевых групп потребителей (части генеральной совокупности, которую рекламодатель хочет охватить для достижения максимального эффекта при заданном бюджете, учитывая такие перемены, как демография, стиль жизни, ориентация при покупке на продукт, медиа предпочтения). 5. Отношение к дизайну упаковки продукта. Различные формы упаковки продукта, концепции дизайна и точки зрения об этом обсуждаются в группах потенциальных потребителей. Целью такой фокус-группы является выбор из множества нескольких вариантов наиболее приемлемых упаковок, которые затем могут быть оценены с помощью опроса. В данном случае фокус-группа более предпочтительна, так как она позволяет самим дизайнерам наблюдать за участниками фокус-группы и стимулирует появление новых идей. 6. Объяснение идентификации и определение причин проблем идентификации. При проведении фокус-группы среди людей, пользующихся определенным продуктом, пытаются понять, почему определенный сорт данного продукта не имеет спроса в данном регионе, тогда как в другом регионе он раскупается хорошо. В этом случае информацию можно получить оперативно, до проведения количественного исследования. 7. Выдвижение гипотез на подготовительном этапе комплексного исследования. Метод фокус-группа является общепринятым средством выдвижения гипотез, которые выдвижения гипотез, которые затем проверяются в количественных исследованиях. Эти гипотезы могут быть о возможных аттитюдах к продукту, причинах выбора торговой марки, факторах, структурирующих рынок. 8. Помощь в создании вопросников. Главная цель фокус-групп в этом случае - услышать как респонденты говорят о продуктах. Знание слов, которые используют потребители может помочь в формулировании вопросов на языке, понятном для респондентов. Это также может помочь ранжировать варианты ответов в закрытых вопросах. 9. Рассмотрение категорий фокус-групп может быть удобным способом произвести быстрый обзор отношения к новому продукту, что полезно для разработчиков новых продуктов. Это также поможет компаниям в исследований потенциальных рынков. 10. Оценка концепций новых продуктов. Несмотря на то, что
фокус-группа не очень подходящий метод для ранжирования новых продуктов, он
может быть полезными в определении слабых и сильных сторон новой идеи. 11. Генерация новых идей о старых продуктах. Слушая как потребителя говорят о новых путях использования существующих продуктов, маркетинговая команда иногда способна понять необходимость выработки новых, альтернативных путей использования завоевавших рынок продуктов. 12. Предложение новых творческих подходов. Рекламные
агентства часто используют фокус-группы для стимулирования творческих идей. 13. Интерпретация результатов количественных исследований. 14. Предотвращение ошибок. Иногда фокус-группы используются как метод проверки новых идей (рекламных, промоушенов или продуктов) на наличие грубых ошибок. Мы полагаем, что приведенный список может быть расширен. Использование современных компьютерных технологий открывает широкую перспективу использования метода “фокус-группа” на глобальном уровне, стало реальностью одновременное проведение серии фокус-группы в различных городах мира, проведение видеоконференций. Возможность работать в сети INTERNET включает российских социологов в мировое научное сообщество, позволяет обмениваться информацией и изучать иностранный опыт проведения исследований методом “фокус-группа”. 3. «Консюмеризм – позор маркетинга» П. Друкер С этим утверждением я согласиться не могу. Ведь маркетинг в общем значении 4. Фирме поставщику ликеров необходимо оценить потребление ликеров в городе, в котором формально действует сухой закон. В данной ситуации, по-моему, мнению целесообразнее всего использовать метод опроса по телефону по следующим причинам: . необходимость охвата достаточно большой группы потребителей (в данном случае – весь город) . небольшим количеством вопросов, которые необходимо задать опрашиваемому (в данном случае от 3 до 5 вопросов); а следовательно и небольшим промежутком времени необходимым для опроса одного респондента; . невозможность применения некоторых качественных методов сбора первичной информации в связи с формальным запретом на продажу спиртных напитков . высокая степень затрагивания морально-этических аспектов (в условиях сухого закона) . проблема ограниченного числа респондентов, имеющих телефон не так актуальна в городских условиях в наше время . отсутствие необходимости уточнять личность опрашиваемого (за исключением возраста), т.е. не затрагивается личностная сторона, что предрасполагает к правдивым ответам . в ходе сбора информации происходит «самовыборка» респондентов Примерная форма опроса: Добрый день! Вас беспокоит фирма «……..», мы занимаемся производством ликеров. Мы хотели бы задать Вам несколько вопросов, если у вас есть пара свободных минут: Конфиденциальность, полученной от Вас информации, гарантируется. |1. Достигли ли вы возраста |Вопрос задается с целью исключения | 5. Компании, занимающейся распространением журналов, необходимо определить число читателей журнала в приемных врачей, в коридорах поликлиник, отделениях больниц, а также характеристики этих читателей В этом случаю, я считаю возможным (и необходимым) проведение прямого
структуризованного наблюдения. Для этого на время проведения исследования
необходимо организовать бесплатное распространение журнала в местах
проведения опроса (коридоры поликлиник, отделения больниц). В
непосредственной близости от «пункта» распространения располагается
наблюдатель (который ведет себя как обычный пациент, дожидающийся очереди к
врачу – тем самым достигается, одно из желательных условий проведения
наблюдения - скрытость). Наблюдатель фиксирует всех, кто берет журнал,
следит за их поведением и записывает всё в Форму регистрации наблюдений |1. Возраст: |Выяснение характеристик людей, | ----------------------- Творческая группа Отдел по работе с производителями и средствами массовой информации Финансовый отдел Руководитель Отдел по работе с клиентами
|
|