| |||
Сочинение: Конспекты лекций по языкознаниюГумбольдт (1767-1835) Настоящее имя: Карл Вильгельм фон Гумбольдт. Вместе с братом По мнению Г., у языка есть внутренняя форма. Г. дает определение языка: язык есть не продукт деятельности, а деятельность. Главный труд, написанный Г. в 1848г., – “О языке Кави на острове Ява”
В начале 19 в. один из самых величайших немецких лингвистов В. фон Флективные и изолирующие языки характеризуются как полярные классы. Каждый язык состоит из грамматики и словаря. Грамматические правила
очень важны для флективных языков. Однако соотношение грамматики и словаря Изолирующие языки находятся на другом поясе. Эти языки словарны. Агглютинативные языки – промежуточные. К корню в словах прибавляется до десятка грамматических элементов. Вывод: на одном полюсе находятся изолирующие (ультралексические) языки. Такие языки могут быть описаны почти полностью словарем. На другом полюсе находятся флективные (ультраграмматические) языки. Для их описания необходима грамматика. В середине – агглютинативные (умеренно- грамматические). Для их описания желательно сочетание грамматики и словаря.
Фердинанд де Соссюр родился в Женеве, в семье, которая дала миру
ученых с мировым именем. Соссюр преподавал всю жизнь в университете
санскрит. После его смерти его ученик Шарль Балли собрал конспекты у
студентов и опубликовал книгу “Курс общей лингвистики” под именем Соссюра в Соссюр различает три аспекта языка: язык-речь, язык как система форм,
индивидуальное высказывание. Язык как система был главным для Соссюра. В основе теории С. лежит установка на изучение чужих мертвых языков, сохранившихся в письменных памятниках. Филологическая установка определила все лингвистическое мышление европейского мира. Над трупами письменных языков сложилось и созрело это мышление и были выработаны основные подходы и навыки этого мышления. Лингвистика всегда исходила из законченного монологического высказывания, т.е. из другого памятника. Все учение о значении в такой лингвистике пронизано ложной идеей пассивного понимания.
Язык различается по возрастным, сословно-классовым и половозрастным социальным вариантам. Мужской язык отличается от женского тембром, правильностью
произношения и т.д. Например, женщины произносят ing по правилу как [?], а
мужчины как [n]. Произношение женщин очень близко к престижным нормам. Возрастные различия: poor В разговоре детей и тинэйджеров появляются новые тенденции. Сословно-классовые социальные варианты английского языка. Языки мира Существует несколько семей языков. В семью входит несколько групп языков. 1. Индоевропейская семья языков: 2. Индейская семья 3. Китайско-тибетская семья 4. Афразийская с. 5. Кавказская с. 6. Уральская с. 7. Алтайская семья Индейские языки Люди в Америке появились около 10 тысяч лет назад. Америка делится на южную, центральную и северную. Существует гипотеза о том, что все американские языки родственны языкам Азии. В Северной Америке нет какого-либо крупного языка, они все
равноправны. Многие языки уже вымерли или находятся на грани исчезновения В Центральной Америке люди создавали прекрасные города и статуи, строили пирамиды. Они изобрели письменность (язык Майя). В Южной Америке много языков, но они почти все не исследованы. На Земле насчитывается свыше тысячи языков. 2/3 из них не имеют
письменности. Около 150 языков на грани вымирания (например, язык
австралийских аборигенов и североамериканских индейцев). Есть 2
классификации языков мира: Основана на историческом родстве языков. Родственность языков
определяется следующими критериями: Языки считаются родственными, если их сходство повторяется в словах и
морфемах, т.е. наблюдается регулярное соответствие. Индийская группа В индийской группе более 96 живых языков (например, язык хинди). К этой группе относятся цыганский язык, язык пбли (индийский язык средневековой эпохи). Иранская группа В иранской группе более 10 языков: персидский, осетинский, таджикский и т.д.
Введено Бодуэном де Куртенэ. Морфема – это значимая часть слова. Аффиксы – это морфемы при корне. Они бывают словообразовательные и
словоизменительные (показывают связь между словами. Аффиксы: Считать термин “морфема” лишним – это то же самое, что считать лишним объединяющий термин “дерево” и довольствоваться понятиями “береза”, “дуб” и т.д. Нейтрализация – Совпадение, неразличение нескольких фонем в определенной позиции. В русском языке все шумные звонкие и глухие согласные фонемы не различаются, совпадают перед шумными согласными и на конце слов. Нейтрализация – совпадение, неразличение в какой-либо позиции нескольких лингвистических единиц. Гипотеза языковой относительности Бенджамина Уорфа (1897-1941) Б. Уорф прожил очень короткую жизнь, у него не было специального
лингвистического образования. Б. Уорф – ученик Сепира (американский
лингвист). Уорф обратился к проблемам взаимоотношений языка и мышления. Он
не был профессиональным языковедом, работал инженером по технике
безопасности. Посещая лекции Сепира, он увлекся языком хупи (штат Аризона). Вывод: языковое мышление неразрывно связано с процессом труда и процессом общения.
Пор-Рояль – это местечко во Франции. Эта грамматика была написана в 1660 г. Антуаном Арно и Клодом Лансло в Из этих трех суждений, второе самое главное, а первое и третье являются придаточными” Идея установления общих свойств человеческих языков представляла важную эпоху в развитии лингвистических идей, т.е. ученые Пор-Рояля искали логические основания.
Нулевые единицы в языке – это такие единицы, которые не имеют звукового выражения. Например, нулевое окончание в словах: рыбак?, стран?, сеть?. Говоря о нулевом окончании в слове “рыбак”, лингвисты не просто отмечают отсутствие окончания, а при этом еще и утверждают, что у данного слова есть такие значения, которые нельзя связать с основой, а только с окончанием. Окончание существительного всегда указывает на число и падеж. В слове “рыбак”, где нет окончания, и число, и падеж можно установить совершенно точно (именительный падеж, единственное число).
Его использовали для выявления структуры предложения. Лингвист изучает дистрибутивные свойства элемента при дистрибутивном анализе. Дистрибутивный анализ – это возможность сочетаемости элемента с другими элементами речи. Сумма всех окружений элемента называется дистрибуцией. Блумфилд и его последователи впервые использовали этот метод в 1930-40
гг. 3 правила этого метода заключаются в следующем:
Универсалии – общие свойства языков мира. Проблематика универсалий ставилась еще в 13 веке. В 1963 г. была опубликована статья Романа Якобсона “Значение лингвистических универсалий для языкознания”. Универсалии могут быть неинфликативными – это значит, что во всех или почти во всех языках существуют некоторые явления – и инфликативными, т.е. во всех или почти во всех языках если есть одно явление, то есть и другое. Якобсон приветствовал взыскания Гумбольдта, как тот выявлял связь между словом в языке и его морфологической структурой. В каждом языке есть особый класс местоимений. 1, 2 и 3 лица разграничиваются. Якобсон отмечает, что в 50-е-60-е гг. лингвистика стремится связывать себя со смежными науками. По словам Я., необходимо, чтобы лингвисты сотрудничали с психологами и культурологами. Индукция не дает обобщенного и необходимого знания. Хоккет называет универсалиями общие свойства языка, а Гримберг и Осгуд особые типы высказываний о языке и языках. Универсальность – это особый пучок употреблений какого-то языковедческого положения. Остальные языковеды должны понять и узнать цели той деятельности,
которую осуществляет языковед, научиться осуществлять их самостоятельно.
Герменевтика – искусство интерпретации текста. Филологическая герменевтика – направление в лингвистике. Герменевтика образовалась от слова “Гермес” (бог Гермес – посредник между богами и людьми). Она занимается содержанием и смыслом текста. Основатель филологической герменевтики – Богин Георгий Исаевич. Средства построения смысла: Взаимоотношение языка и мышления – актуальный вопрос, который обсуждался в тверской герменевтической школе. Щедровицкий Г.П. предлагает следующую схему – схему мыследеятельности:
В 50-е гг. в развитии структурализма наметился кризис. Генеративизм
приходит на смену структурализму. В эти годы появляются первые компьютеры,
которые могли работать только с одной программой. Появляется теория По словам Х., нужно исследовать трансформацию глубинной структуры в поверхностную. Главная черта генеративизма – это перенос внимания с фонетики и морфологии на синтаксис и семантику.
Дескриптивизм существовал только в Америке (американский
структурализм). Он считается сравнительно-историческим методом:
сравнивались различные языки. Встала необходимость изучить индейские языки
с позиции стороннего наблюдателя. Леонард Блумфилд (1887-1949) – лингвист,
который занимался индейскими языками. Он учился в Германии, занимался в
основном алгонкинским языком. Б. написал книгу “Язык”, вышедшую в 1933 г. Люсьен Теньер (1893-1954) Л. Теньер разбирал проблему валентности. Он ввел это понятие. Светает. – безличный глагол, нулевая валентность Петр спит. – одновалентный глагол Петр читает книгу. – двухвалентный глагол Он дает книгу брату. – трехвалентный глагол Петр взял книгу из шкафа. Обязательной валентностью обладают глаголы: иметь, ставить, давать, делать, держать, находиться. (Глаголы, имеющие правую валентность: брать, делать, играть) Л. Теньер посещал русские школы. Написал книгу “Русский язык для
иностранцев”. Т. говорил, что русский язык считают трудным и поэтому
недостаточно широко преподают его. Была выпущена единственная книга (до
Л.В. Щерба – представитель ленинградской школы, ученик Бодуэна де
|
|