| |||
Реферат: Преступность и методика ее изученияВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РФ КАФЕДРА УГОЛОВНО - ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН Экз. № ___ УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры УПД полковник С.Яковлев “ “ сентября 1995 г. Л Е К Ц И Я Тема № 3. ПРЕСТУПНОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ. Учебные и воспитательные цели: 1. Дать курсантам знания о качественно-количественных характеристиках преступности, понятию и классификацию ее причин и условий. 2. Формировать у курсантов потребность в применении комплекса знаний по указанной теме для качественного прогнозирования и планирования своей профессиональной деятельности в части профилактики правонарушений. .Время: 2 часа. М О С К В А - 1995 г. П Л Введение ( 10 минут Учебные вопросы: 1. Преступность и ее основные характеристики ...................стр. Заключение (5 минут
Учебно-материальное обеспечение: В в е д е н и е. Преступность, как известно, социальное явление, сопровождающее человечество столько времени, сколько существует само общество... Криминология - наука, изучающая (обобщенно говоря) преступность... Явлению (преступности) столько веков, сколько существует человечество. Науке - немногим более века. Это наводит на вполне оправданный вопрос. Почему... Может сложиться впечатление, что люди не волновались от того, что существуют убийства, грабежи, изнасилования, воровство и т.д. Но это только впечатление. Люди всегда жили и живут в страхе перед преступностью. Они всегда задавались вопросом - откуда она и как с ней бороться. Общественная и государственная практика вырабатывала и вырабатывает формы, методы и средства борьбы с ней. Иногда эта практика применялась успешно и достигались положительные результаты, чаще - нет. В борьбе с преступностью ставились либо общие, либо частные задачи. Они в свою очередь либо реализовывались, либо нет. И тогда поражения были весьма чувствительными. Чаще ведется (и это в большей части относится к практикам) борьба с носителями “зла”, конкретными людьми, совершающими преступления, преступниками. Ученых-криминологов наше нетерпеливое общество слушать не очень любит, и, в основном, за то, что им приходится говорить неприятные вещи и естественно у тех, кто стоит у власти этого общества это вызывает раздражение. Что касается нашей страны (об этом подробно дается в учебнике), то криминологическая наука всегда была подвержена идеологическому прессу, часто связанному с тем, что желаемое выдавалось за действительное. Перед обществом и государством ставились несбыточные, нереальные задачи в борьбе с преступностью, а, проваливаясь на этом пути, идеологи и теоретики довольно неуклюже оправдывались. Долгий научный путь осмысления проблемы преступности обязывает констатировать, что преступность есть явление присущее любой социально- экономической и политической системе, и в каждой из них, помимо общих для преступности “вечных” причин, есть свои, проистекающие из конкретно- исторических, экономических, политических, социальных и иных (в том числе индивидуальных для человека) условий жизни общества и его противоречий причины. И ни “консерваторы”, ни радикалы, ни сторонники марксизма-ленинизма,
ни его противники этого порядка вещей изменить не могут, если даже
захотят. Реальности жизни нужно видеть такими, какие они есть. Эта точка
зрения не поддерживается многими отечественными учеными, в т.ч. и авторами Итак, перейдем к непосредственному рассмотрению проблемы... Вопрос 1. Преступность и ее основные характеристики. Естественно, что Вы сразу ждете от меня стройной дефиниции, но я ее
дать не могу. Изучая криминологию, мне довелось пересмотреть большое
количество специальной литературы, и практически каждый автор видит ее по-
своему. Нашей лекции не хватит, чтобы прочитать даже часть из них. Позволю
себе привести лишь начало некоторых из них: “совокупность преступлений...”; Точкой отсчета в настоящее время для нас будет Федеральная программа С этим определением можно соглашаться или не соглашаться, но значение понимания самого явления “преступность" имеет научное и прикладное значение. В зависимости от подхода к пониманию феномена преступности определяются: -предмет науки криминологии; -направления и методика криминологических и межотраслевых исследований преступности; -структура преступности; -понятия состояния и динамики преступности; -характер и виды взаимосвязей компонентов преступности; -взаимосвязи преступности с другими социальными явлениями, с обществом в целом; -круг явлений, которые могут быть отнесены к причинам и условиям преступности; -характер и направленность государственного и общественного воздействия на преступность, ее причины и условия; - подходы к прогнозированию преступности. В Вашем учебнике преступность характеризуется тремя основными показателями: уровнем, структурой и динамикой. Уровень преступности является количественной характеристикой, измеряемой в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений и их участников (виновных лиц), а также в коэффициентах или индексах преступности. Официальная статистика использует два показателя: количество зарегистрированных преступлений (и их субъектов) и по данным о судимости. Их представляют соответственно МВД и прокуратура, а о судимости - органы юстиции. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что практиками для количественной характеристики преступности часто употребляется сочетание двух терминов: “состояние и уровень преступности”. Это соответственно: - число совершенных преступлений и лиц, их совершивших, на
определенной территории за определенное время. По территориальному признаку
состояние преступности военнослужащих в пограничном округе, например, может
быть представлено как совокупность отрядных показателей (или показателей
совокупности преступлений и лиц, их совершивших на пограничных заставах и - уровень исчисляется из количества преступлений, совершенных на той
или иной территории за определенный период времени в расчете на заданное
число жителей, например, на 1 000, 10 000 или 100 000. Уровень
преступности в данном толковании и называется коэффициентом преступности. К = П умноженное на 1 000 (10 000 или 100 000) и разделенное на Н, где К - коэффициент преступности, П - число преступлений и Н - численность населения (в целом или в возрасте от 14 лет и старше). Коэффициенты позволяют сравнивать интенсивность преступности в разных административно- территориальных единицах с различной численностью населения, а также в разные периоды в одном и том же районе, области с учетом изменения численности населения. Задачи уголовной статистики разнообразны и многочисленны, но основные моменты можно свести к следующим четырем положениям: - официальная уголовная статистика представляет собой совокупный отчет о деятельности официальных инстанций - правоохранительных органов и служит основой для принятия решений властями о выделении государственных средств и распределении людских ресурсов; - уголовная статистика - исследовательский инструмент, который служит основой для выводов о том, какие группы населения и какие регионы государства серьезнее других поражены преступностью; - с помощью уголовной статистики население узнает о том, на сколько велика вероятность оказаться жертвой преступления или, напротив, снимает страх перед преступлениями и последнее - уголовная статистика позволяет решать задачи контроля, управления и планирования действий законодателей и уполномоченных на борьбу с преступностью государственных органов. Американскими криминологами еще в 1967 году предложена схема Преступления, ставшие извест- ными жертве или третьим лицам Преступления, ставшие известными правоохрани- тельным органам Подозреваемые Условно-осужденные Осужденные Заключенные Как специалисты с юридическим образованием Вы должны иметь представление о той терминологии и видах статистических учетов, которые употребляются и в других странах. Уголовная статистика в Европе была введена сравнительно недавно. Во Единая германская уголовно-судебная статистическая служба появилась в В США первый сборник о судебной статистике вышел в 1829 году в штате В последнее время на страницах криминологической литературы
возникает такая проблема, частично решаемая, но имеющая много нерешенных
вопросов, как Международная уголовная статистика. Первым, кто провел в 1828
году сравнение между некоторыми показателями преступности ряда европейских
стран и США был Николаус Генрих Юлиус. Затем криминологи называют работу Но до сих пор главной проблемой остается вопрос о том, каким инструментом для измерения международных уголовно-статистических данных и их сопоставления необходимо пользоваться, т.е. проблема в методике изучения преступности, которая в каждой стране своя. Например, польские юристы пользуются при определении количественных характеристик преступности таким понятием, как величина преступности, под которой понимается удельный вес преступных деяний в совокупной деятельности членов общества. Этот удельный вес различен в зависимости от того, какая преступность подвергается анализу. Польские ученые используют следующие определения: - фактическая преступности (Фп) - совокупность преступных деяний, совершенных в определенный момент в определенном месте. Эта характеристика никогда не выражается в конкретном исчислении, т.е. она условна из-за проблемы латентности; - выявленная преступность (Пв) - совокупность преступных деяний, информация о которых поступила в органы уголовного преследования, начавшие в связи с этим предварительное расследование (ее иногда называют предполагаемой); - установленная преступность (Пу) - совокупность деяний, преступный характер которых установлен предварительным расследованием. Статистика преступности в этой стране подразделяется на официальную милицейско-прокурорскую, судебную и пенитенциарную. Криминологическая статистика включает в себя изучение функционирования и эффективности уголовно-правовых мер, норм и институтов, а также деятельность органов, призванных вести борьбу с преступностью. Следующим, после уровня преступности называется такой ее показатель, как структура преступности. Этот показатель раскрывает ее (преступности) внутреннее содержание, соотношение групп или отдельных видов преступлений в общем их числе за определенный период времени на определенной территории, выделенных по разнообразным группировочным признакам: уголовно-правовым, криминологическим, социально-демографическим и др. От того, какова структура преступности, должно зависеть и “направление главного удара” в борьбе с ней. Показатель структуры определяет удельный вес (долю) тех или иных
преступлений (либо преступников), которые называют видами преступности, в
общей совокупности преступлений (преступников), взятых за 100%. В учебнике В отличие от этого экология преступности исследует взаимодействие
среды, климата, природного ландшафта, растительного и животного мира,
структуры строительства - с одной стороны, и человеческих переживаний Топография преступности сосредотачивается на анализе мест преступления, которые могут быть и внутри зданий, и в квартирах, и в магазинах, и в гостиницах, и в больницах. К сожалению, в нашей стране о серьезных исследованиях в области этих категорий даже мечтать не приходится. Как Вы поняли “структура преступности” отвечает на вопрос: “Из чего
состоит преступность?” Д.ю.н. В.Клочков и к.ю.н. О.Проистанская в Элементы Виды преступности преступности | |Организ|Професс|Рецидив|Умышлен|Неостор|Преступ|Другие | Последней характеристикой преступности (по Вашему учебнику) называется - динамика преступности, то есть изменение ее уровня и структуры за тот или иной период времени (год, три года, пять лет, десять лет и т.д.), т.е. темп и направление изменений основных черт совокупности преступных деяний. Анализ динамики преступности в научно-практическом отношении имеет, по меньшей мере, две цели: 1. Дать представление об изменениях показателей за прошедший период, выявить тенденции и закономерности этих изменений; 2. На их основе осуществить прогноз о возможном характере преступности в ближайшем и отдаленном будущем, что является основой необходимого оптимального криминологического планирования мероприятий по борьбе с ней. Вышеперечисленные показатели преступности определяются на базе анализа уголовной статистики. Между тем она не содержит полных данных о фактической преступности, ибо за ее пределами остаются сведения, касающиеся латентной части этого социального явления, т.е. в преступности выделяется зарегистрированная и латентная преступность. Практики и ученые иногда пользуются еще такими терминами, соответственно, как “ясное” и “темное” числа. В учебнике, по которому Вы будете готовиться, этому вопросу уделяется очень мало места, поэтому позволю себе раскрыть этот вопрос подробнее в нашей лекции. Ученые выделяют несколько групп латентных преступлений. Первую группу составляют преступления, которые вообще не стали известными соответствующим органам. К другой группе относятся выявленные преступления с не установленным преступником. Третью группу образуют раскрытые преступления, не повлекшие по процессуальным причинам обвинительного акта либо приговора. Четвертая группа - это преступления, по делам о которых имеется вступивший в законную силу приговор, но не все деяния осужденных были известны органам правосудия и учтены в обвинительном акте. Существование латентности и ее величина зависят от многих факторов, из которых наибольшее значение имеют: отсутствие сообщений о преступлении со стороны пострадавших, методы совершения преступлений, уровень работы правоохранительных органов, а также неумение действовать совместно с населением. Имеют место случаи, когда потерпевший не заявляет о преступлении, руководствуясь в основном критерием “нецелесообразности”. Можно назвать несколько причин такого поведения: потерпевший считает преступление слишком незначительным, чтобы оправдать обращение в правоохранительные органы; опасается мести преступников; дает согласие на преступное поведение, что часто имеет место в сфере сексуальных преступлений; ущерб, причиненный преступлением, минимален; возбуждение уголовного дела грозит потерпевшему тратой времени; потерпевший не сообщает о преступлении, опасаясь моральной компрометации; потерпевший отрицательно относится к правоохранительным органам; не убежден в правильности уголовно-правовых санкций, предусмотренных за данное преступление; не верит в эффективность деятельности правоохранительных органов; не желает участвовать в уголовном деле; полагается на восстановление справедливости путем самосуда. Наряду с тенденцией не заявлять о преступлениях периодически наблюдается другое явление - отказ правоохранительных органов в приеме таких заявлений. На величину “темного числа” оказывают влияние также некоторые негативные факторы, имеющие процессуальное значение, например, смерть обвиняемого, давность, отсутствие заявления потерпевшего, обязательного при возбуждении некоторых уголовных дел и пр. В криминологической литературе неоднократно принимались попытки
оценить размеры латентности. Но это, пожалуй, одна из не решаемых проблем. сопоставления статистических показателей (например, сопоставление числа убийств, ТТП, МТТП и легких ТП; данных уголовной статистики и дисциплинарных правонарушений, гражданско-правовых деликтов); анализ жалоб, заявлений, писем, поступающих в правоохранительные органы, редакции газет в сопоставлении с данными уголовной статистики; анализ общественного мнения, экспертные оценки при опросе специалистов и пр. Количественно-качественные характеристики преступности были бы неполными без их виктимологического анализа. Многие преступления в известной степени обусловлены поведением самих потерпевших. На этом вопросе мы остановимся подробно на одной из лекций нашего курса. И последним показателем, характеризующим преступности, следует
указать на ее последствия. Иначе его стали называть (этот термин ранее
употреблялся в других странах, в Е.ч. и “социалистического лагеря”) - “цена
преступности”. В нее входят: имущественный, моральный, физический и иной
вред, причиняемый преступлениями общественным отношениям, а также все
затраты общества на борьбу с этим социально-негативным явлением. Пока этих
данных я не видела, т.к. они фактически не составляются и не публикуются,
отсюда соответственно и вытекающие последствия....В нашей литературе этот
вопрос ограничивается вышеуказанной констатацией. Более подробно этот
вопрос рассмотрен польскими криминологами Бруноном Холыстом и Лернеллем. ущерб, прямо или косвенно причиненный преступной деятельностью и особенно имущественными преступлениями; упущенную материальную выгоду; расходы, связанные с содержанием правоохранительных органов, включая расходы на борьбу с криминогенными явлениями и их предупреждение; затраты на ликвидацию последствий уже совершенных преступлений. Лернелль понимает под социальными последствиями “те отрицательные последствия преступности, которые, во-первых, не затрагивают индивида непосредственно, не затрудняют жизнь в обществе и, во-вторых, состоят в уничтожении таких ценностей, которые не поддаются материальной оценке”. Хотя Вы должны заметить, что деление отрицательных последствий преступности на социальные и экономические не удается провести до конца, поскольку экономические последствия также представляют собой негативное социальное явление. Последствия, имеющие сопоставимое во времени денежное выражение, можно назвать экономическим термином - ущерб или издержки. Под ущербом понимается финансовая и учетная мера уменьшения имущественной субстанции. В каждых конкретных случаях ущерб подсчитывается по-разному. Например, имеет место преступное уничтожение каких-либо материальных ценностей, предназначенных для перепродажи. Причиненный уничтожением ущерб охватывает два момента: цену покупки, доставки, хранения, сырья (собственные расходы) и утрату ожидаемой прибыли. Издержки - это затраты человеческого труда, имеющего своей
непосредственной либо отдаленной целью решение определенной задачи Экономические последствия выступают на двух уровнях - макро - (речь идет об экономических последствиях преступных деяний либо иных явлений в масштабе государства) и микроэкономическом - (отрицательные последствия могут проявиться, например, в семье пострадавшего). На первый взгляд, этот вопрос (о цене преступности) кажется простым, однако, только на первый взгляд. Основные дискуссии учеными ведутся по трем аспектам проблемы цены преступности: виды и размеры негативных последствий преступности, методы их правильной оценки и меры ослабления экономических и социальных последствий. Что касается последних, то их очень трудно оценить в денежном выражении. Попробуйте оценить сами: -промедление в обнаружении преступлений и в уголовном преследовании и наказании, чем нарушается требования закона и общественный порядок; -небрежность и медлительность подрывающая чувства гармонии и порядка, предоставляющие необоснованные фактические привилегии лицам, нарушающим закон; -небрежность и медлительность в деятельности следственных органов, благоприятствующая денежным расходам (работа со свидетелями); -затраты на лечение осужденных алкоголиков и наркоманов; -социально-экономические последствия наказания в виде лишения свободы, как представляется, полностью подсчитать также невозможно. А сколько денежных средств тратиться на обеспечение безопасности (и техника и охрана и нервные клетки). Как Вы считаете - это ли не социальные издержки преступности? Ведь безопасность составляет одну из основных человеческих потребностей, неудовлетворение которой вызывает отрицательные последствия в сфере психики. Не могу не сказать о том, что совсем не поддаются исчислению социальные последствия преступлений, выражающихся в элементах коррупции работников государственных органов. Почему Вам не стыдно носить форму пограничника - потому, что это часть государственных органов, которая практически не запятнала себя ни в годы ВОВ, ни в годы репрессий, ни до сегодняшнего дня. За это надо говорить спасибо Вашим дедам, отцам и старшим братьям. Надеюсь, что и Ваше поколение не увеличит “цену” социальных последствий, которые государство будет тратить на предупреждение нарушений законности в “стенах” Федеральной Пограничной службы. А чтобы их хорошо предупреждать, необходимо разбираться с понятием причин преступности и методологических основах их определения в криминологии... Вопрос № 2 Причины и условия преступности. Об этом вопросе, пожалуй, об одном из главных в криминологии, на
сегодняшний день, говорить, пожалуй, не менее сложно, чем о других. Причины
и условия преступности в разных источниках называются по-разному Итак, причинами преступности называется совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности как социального явления, наличие отдельных составных ее частей, а на индивидуальном уровне - совершение конкретных преступлений. Из приведенного определения следует, что понятие причин преступности связано с философскими категориями причин, условий и детерминант, содержание которых будет раскрыто в последующем изложении, а также имеет различные уровни: причины всей преступности, отдельных ее структурных подразделений, единичных преступлений. Исследование причин преступности раскрывает природу этого социально- негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в настоящее время его оживлению, а что этому противодействует. Только на основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению. Для сотрудников Федеральной пограничной службы знание причин и условий преступности, в части их касающейся, является одним из условий их успешной профессиональной деятельности, связанной с предупреждением государственных преступлений, правонарушений, совершаемых военнослужащими и пр., когда исключительно важное значение приобретает не только борьба с конкретными носителями зла - контрабандистами, лицами, незаконно выезжающими из страны и въезжающие в страну, связанными с организованной преступностью и военнослужащими, совершающими воинские и общеуголовные преступления, но и профилактика правонарушений, устранение их причин и условий. Проблема причин преступности решается в нашей стране в соответствии с философской теорией причинности. Применительно к рассматриваемому вопросу эта теория выражается: во-первых, в объективном характере, т.е. причина порождает следствие
в реальной действительности, а не в сознании людей; во-вторых, причинная связь предполагает взаимодействие явлений,
находящихся в подобной связи. Взаимодействие причины и следствия может
носить различный характер - механический, физический, химический,
психологический и т.д. Поскольку преступность проявляется в виновном
поведении людей, действие причин преступности имеет социально-
психологический характер - воздействие соответствующих объектов, явлений,
процессов на сознание, психологию людей; в-третьих, любое явление так или иначе - прямо или косвенно,
непосредственно или опосредствовано, связано со всеми другими явлениями Повлиять на преступность, предупредить совершение преступления можно, воздействуя не только на причины, но и на условия преступности. Во многих случаях воздействовать на условия, способствующие совершению преступлений, и тем самым блокировать действия причин практически легче и доступнее, чем устранить причины преступности. Разграничить причины и условия преступности не всегда легко и просто. Совокупность всех причин и условий, необходимых для наступления исследуемого явления, иногда называют полной причиной в широком смысле слова в отличие от специфической причины (собственно причины), охватывающей лишь те явления и процессы, которые при наличии определенных условий непосредственно порождают следствие. Специфической (непосредственной) причиной преступного поведения являются антисоциальные взгляды и побуждения. Всякое явление, в том числе и преступность, имеет не только ряд Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности,
полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые
мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их
дифференциация и классификация. Каждое направление криминологической мысли - “коренные” и “некоренные” причины. В нашем учебнике они не указаны, т.к. под этим понимались причины и условия соответственно: социальные явления, отражающие природу данной общественной формации и по своей сущности адекватные преступности, т.е. частная собственность, социальное неравенство, эксплуатация и пр. и явления, непосредственно не связанные с сущностными характеристиками данной социальной формации, отдельные стороны которых могут при соответствующих условий питать преступность. Здесь конечно имело место объяснение причин и условий преступности при социализме. Думается, что Вам в своей деятельности будет лучше если и применять такую классификацию, то, очень осторожно. Классификация причин и условий преступности требует уровневого
подхода к ним или, как он называется в Вашем учебнике, “по уровню действия - причины и условия преступности в целом как определенного социального явления, существующего в конкретных социальных условиях и проявляющегося в совокупности общественно-опасных деяний - преступлений; - причины и условия различных групп (видов, категорий) преступлений, образующих структурные подразделения преступности (умышленные и неосторожные, насильственные и корыстные и пр.); - причины и условия отдельных видов преступлений - убийств, хулиганства, воинских и пр. Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне всего общества (макро уровень), отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида. Уровни эти взаимосвязаны, но содержание причин и условий преступности на каждом из них не тождественно. На обще социальном уровне мы выявляем наиболее общие причины и условия, с которыми связано само существование преступности в данных исторических условиях. На уровне социальных групп фиксируются причины и условия, характерные для этих групп и коллективов. На индивидуальном уровне речь идет о причинах и условиях конкретного преступления, совершенного отдельным лицом, здесь много индивидуального, субъективного и ситуативного, порой случайного (особенности личности, ее индивидуальный жизненный опыт, связи, знакомства, влияния, стечение обстоятельств и т.п.). Вместе с тем обще социальные причины и условия преступности трансформируются в индивидуальные, а наиболее типичные индивидуальные причины и условия “складываются” в обще социальные. Изучение причин и условий на обще социальном и групповом уровнях имеет научно-познавательное значение и служит практике для разработки и организации системы социальной профилактики преступности в рамках всего государства, отдельных его регионов, социальных групп и коллективов. Выявление причин и условий конкретного преступления (индивидуальный уровень) подчинено непосредственно практическим задачам, в том числе и пограничников, - правильному решению каждого конкретного дела, индивидуализации к субъекту Вашего интереса и устранению обстоятельств, способствующих совершению им данного преступления. Причины и условия конкретного преступления (индивидуальные обстоятельства его совершения) могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее. Поэтому научно-практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников. Важное практическое значение имеет классификация причин и условий преступности по их содержанию. Различают детерминанты преступности: - политические, экономические, идеологические, социально- психологические, организационно-управленческие. Надо подчеркнуть, что все детерминанты преступности проявляют себя в подобном качестве через психологию, сознание людей, формируя или поддерживая, оживляя или усиливая антисоциальные взгляды, стремления, побуждения. Поэтому в конечном итоге преступность всегда связана с социально-психологическими детерминантами. Социально-психологические явления - взгляды, традиции, привычки - часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что находится вне индивида и влияет на его психологию - объективными ее детерминантами. Это криминологическая классификация. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные имеет и иную, философскую интерпретацию. Объективными являются причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и пр.) Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (планировании, культурно-воспитательной работе и пр.) Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия. Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения и пр.) Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.) Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая - является преимуществу условиями совершения преступлений. В свою очередь условия классифицируют на: - формирующие (связаны с противоречиями в обществе) и - способствующие (недостатки в системе профилактики и отсутствии организации и управления). И последняя классификация предлагается с точки зрения временной и пространственной распространенности. Здесь различаются: - причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями); - на всей территории государства, отдельных его регионах и специфических зонах (республики, портовые города, курортные зоны, прилегающие к государственной границе и пр.), а также имеющие местный, локальный характер. Указанные обстоятельства существенны для организации противодействия преступности - разработки и осуществления соответствующих профилактических мероприятий, в том числе и органами Федеральной пограничной службы. З А К Л Ю Ч Е Н И Е. В настоящей лекции мы с Вами рассмотрели два из наиболее важных вопроса, на которые отвечает криминология: что такое преступность и каковы ее причины и условия. К сожалению, на более подробное их рассмотрение отведено слишком мало времени, но общее представление, надеюсь, у Вас сложилось. Очень хочется, чтобы Вы вынесли с сегодняшнего занятие сознание того, что с сегодняшнего дня рассуждения о преступности и ее причинах на уровне “обывателя” - вчерашний день. Вы уже профессионалы! Заместитель начальника кафедры УПД кандидат юридических наук майор юстиции Л.Тарасенко “____”сентября1995г. Лекция обсуждена на заседании кафедры (ПМК) “___”сентября 1995г. Протокол _________ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РФ Экз.____ УТВЕРЖДАЮ С.Яковлев
1. Дать курсантам знания о качественно-количественных характеристиках преступности, понятию и классификацию ее причин и условий. 2. Формировать у курсантов потребность в применении комплекса знаний по указанной теме для качественного прогнозирования и планирования своей профессиональной деятельности в части профилактики правонарушений. Время: 2 часа. Учебные вопросы и расчет времени:
ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РФ Экз. ___ УТВЕРЖДАЮ П Л А Н проведения семинара по криминологии Тема № 3. Преступность и методика ее изучения. 1. Закрепить у курсантов знания о качественно-количественных характеристиках преступности и ее детерминантах. 2.Воспитывать у обучаемых способности и желания к творческому, исследовательскому подходу в изучении криминологии. Время: 2 часа. Место: аудитория УПоГЗ Литература для самостоятельной работы курсантов по подготовке к занятию Учебные вопросы и расчет времени: Заместитель начальника кафедры УПД кандидат юридических наук майор юстиции ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РФ Экз.____ УТВЕРЖДАЮ С.Яковлев МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Номера занятий и их наименование: ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ Данная тема знакомит курсантов с качественно-количественными характеристиками и детериминантами преступности. Курсанты, после лекции готовятся на самостоятельной подготовке по основным и дополнительным вопросам (планы семинарских занятий) к семинарскому занятию. ЗАНЯТИЕ 1. . Лекция (по форме - установочная) Время: 2 часа. Место: лекционный зал. Метод: последовательного и ориентирующего изложения (объяснительно- проблемный) Учебные вопросы: Организационно-методические указания по занятию: лекция должна соответствовать следующим требованиям: - по содержанию (научность, актуальность, современность, последовательность, полнота и точность изложения, доходчивость, образность, творческий и воспитывающий характер, необходимая информационная емкость); - по методике (используя правильность и выразительность речи привлекать внимание и интерес аудитории, применять схемы и т.д.); Функции, реализуемые в лекции: образовательная, воспитательная и организационная.
Справочные материалы (приложения):
схемы:
Примечания Организация занятия Довести план лекции, лины. Учебные вопросы: 2. Причины и условия преступности - 30 минут.
ЗАНЯТИЕ 2. Семинар (тематический семинар-беседа) Учебная цель: Время: 2 часа. Место: лекционный зал. Метод: беседа, обсуждение. Учебные вопросы: Организационно-методические указания по занятию: Во время занятия важно расширить, закрепить и углубить знания курсантов, проверить и оценить их. Функции данного занятия - обучающая, воспитывающая и развивающая.
Справочные материалы (приложения): ХОД ЗАНЯТИЯ: Примечания тава и необходимой литера- туры. Организация занятия Доводится план семинара, учеб- Учебные вопросы: 3.Причины и условия преступности, их классификация - 25 минут. Значение
понимания причин и условий преступности в правоохранительной деятельности. Разбор занятия 10 мин. Преподаватель подводит итоги занятия, выставляет оценки,), проверяет наличие литературы, взятой из библиотеки; объявляет курсантам, что следующее занятие - лекция по теме №4 “Криминогенная обстановка в России” и предлагает почитать специальные статьи в газетах и журналах, характеризующие отдельные вопросы предложенной темы. Заместитель начальника кафедры УПД
кандидат юридических наук майор юстиции Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры (ПМК) |
|