| |||
Реферат: Методика расследования дорожно-транспортных происшествийСыктывкарский государственный университет факультет параллельного образования и экстерната Кафедра УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА Контрольная работа по дисциплине «Криминалистика» Тема: Методика расследования дорожно-транспортных происшествий Проверил: профессор Е.А. Логинов Выполнил студент 4 курса, 6400 группы, Мантарков Г.Х. Сыктывкар 2004 Содержание: |3 |
1. Криминалистическая характеристика ДТП 2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования 3. Начальный этап расследования 1. Осмотр места происшествия 2. Осмотр транспортного средства 3. Осмотр трупа 4. Судебно-медицинская экспертиза 5. Допрос потерпевших 6. Допрос свидетелей 7. Допрос водителя 4. Последующий этап Заключение Список использованной литературы Введение Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности. Огромную опасность представляет управление механическими транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опъянения. Специальные медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем, мотоциклом и другим механическим транспортным средством. Дорожно-транспортное происшествие, как правило, это - результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГИБДД, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его участников. Целью данной контрольной работы является наиболее полное изучение методики расследования ДТП путем реализации следующих задач: 1. Проанализировать криминалистическую характеристику ДТП; 2. Выявить типовые ситуации, возникающие при совершении ДТП; 3. Выделить этапы предварительного и последующего расследования. При написании данной работы использовались работы авторов: Н.П. 1. Криминалистическая характеристика ДТП В системе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающей все разнообразие транспорта (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, трамвайный либо другой механический, автомотовело- и городской электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), наиболее распространенными являются нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ). К этой группе преступлений относятся также оставление места дорожно- транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы преступлений объединены общими признаками тяжести последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266-268 УК РФ); смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266-268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265, ч. 3 ст. 266-268 УК РФ). Для единого понимания сути и смысла словосочетания «дорожно- транспортное происшествие» необходимо подчеркнуть, что не всякое, а только определенное событие, происшедшее в результате нарушений тех или иных правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, находящееся с ними в причинно-следственной связи и повлекшее вредные последствия, предусмотренные уголовно-правовым законом, считается дорожно-транспортным происшествием (ДТП). Несмотря на многообразие ДТП в них есть общие черты, позволяющие их классифицировать по разным основаниям. С учетом механизма и последствий ДТП их различают следующим образом:
столкновение транспортных средств друг с другом; наезды транспортного
средства на пешехода, препятствие, гужевой транспорт, велосипедиста,
животных; выпадение пассажира из транспорта; опрокидывание транспорта;
прочие ДТП (схождение трамвая с рельс, падение транспортных средств в
обрыв, в реку и т.д.). Указанная классификация важна не только с точки
зрения особенностей расследования. Она принята за основу единого в По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия: 1. возникшие по вине водителей (вождение транспорта в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сильного утомления, несоблюдение правил при маневрировании, правил перевозки пассажиров и грузов, превышение скорости движения автотранспорта в определенных условиях, несоблюдение безопасной дистанции движения, неожиданный выезд из своего ряда и ослепление светом фар, неподчинение показателям светофора, а также неправильная оценка при обострении конкретной дорожной обстановки и др.); 2. возникшие вследствие неправильных действий, допускаемых пешеходами 3. происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами,
ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств Наиболее часто происходят наезды и столкновения, которые возникают при различных ситуациях. Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств Криминалистическая характеристика ДТП включает совокупность взаимосвязанных общих и индивидуальных черт подобного события, проявляющихся в механизме и обстановке совершения преступления, личностных свойствах участников и особенностях их криминального поведения. Информация об элементах криминалистической характеристики данного вида преступлений во многом определяет первоначальные следственные ситуации и круг обстоятельств, требующих первоочередного выяснения. В криминалистической характеристике ДТП как неосторожного преступления в отличие от аналогичной характеристики умышленных преступлений сведения о способе их совершения не занимают главенствующего места. В то же время механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Практикой установлено, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество параметров системы «водитель—автомобиль—дорога—окружающая среда». Выдвижение механизма совершения данного преступного деяния на первый план в криминалистической характеристике вполне закономерно, ибо механизм — система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы-последствия на взаимодействующих объектах на начальном, кульминационном и заключительном этапах развития ДТП. Знание механизма ДТП позволяет определить криминалистически значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу. Способ совершения ДТП (или особенности криминального поведения правонарушителя) в силу специфики этого вида преступления понимается как система, обусловленная объективными и субъективными факторами его действий или бездействия, либо совокупность тех и других факторов, оставляющих различного рода характерные следы, позволяющие ретроспективно воспроизвести картину происшедшего, особенности поведения его участников на различных этапах развития ДТП (например, маскировку ДТП под другое преступление). [3] Своеобразие криминального поведения, механизма и обстановки ДТП в
определенной мере зависит от личностных качеств правонарушителей. Без
соответствующей информации о них (социально-психологической, эмоциональной;
волевой, интеллектуальной, профессиональной и т.д.) немыслимо разобраться в
сущности ДТП. Выявление этих свойств личности во многом позволяет
правильнее оценить другие элементы криминалистической характеристики ДТП. Все элементы криминалистической характеристики данных преступлений определенным образом взаимосвязаны между собой. Если обстановка ДТП во многом формируется под воздействием окружающей среды, особенностей дороги, технического состояния транспортных средств, личностных свойств участников и при этом между ними имеются обратные связи, то механизм происшествия формируется под воздействием всех элементов криминалистической характеристики. [1] При расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить следующие обстоятельства: 1) в нарушении каких правил дорожного движения выразились действия виновного, повлекшие общественно опасные последствия. Надо иметь в виду, что для эксплуатации отдельных категорий машин (в особых условиях) издаются специальные наставления по автомобильной службе; 2) где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах произошло ДТП; 3) какие последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного ущерба); 4) наличие причинно-следственной связи между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями; 5) какова форма вины каждого участника (преступная небрежность, преступное легкомыслие или умысел); 6) кто виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Субъектом преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством, независимо от наличия права на такую деятельность; 7) какие обстоятельства способствовали совершению ДТП. При установлении причин и способствующих условий следователь должен принять меры к их устранению в процессе расследования или после него. Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающими. При расследовании встречаются и другие вопросы, решение которых в каждом случае зависит от конкретных особенностей ДТП. [2] 2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования Лица, совершившие ДТП, в основном действуют по неосторожности, хотя известны случаи умышленного совершения ДТП для сокрытия следов другого преступления либо маскировки другого преступления под ДТП. Практическая деятельность по расследованию ДТП позволила сформировать
типовые ситуации, а на их основе выдвинуть ряд типовых следственных версий. 1) обстановка на месте происшествия зафиксирована без существенных
изменений, водитель известен (он и транспортное средство находятся на месте
происшествия). Следственные версии в такой наиболее распространенной
ситуации следующие: а) происшествие возникло в результате нарушения правил
дорожного движения водителем (неправильный расчет минимального
остановочного пути при различных скоростях движения и состояния проезжей
части и др.); б) происшествие возникло в результате грубого нарушения
правил дорожного движения пешеходом (внезапный выход из неосвещенной зоны
дороги и др.); в) происшествие возникло в результате выпуска в эксплуатацию
заведомо технически неисправных средств лицом, ответственным за безопасную
работу транспорта (например, с дефектом ходовой системы, тормозной части и
др.); г) происшествие возникло в результате непреодолимой силы природы 2) обстановка на месте происшествия изменена его участниками. В данной ситуации необходимо дополнить названные версии следующей: изменение обстановки, реально характеризующей результаты ДТП, произведено с целью восстановления безопасности движения по транспортной артерии либо уничтожения материальных следов, указывающих на виновность кого-либо из участников происшествия; 3) обстановка на месте происшествия не изменена, в ней сохранены элементы ДТП, но водитель на автомашине скрылся с места происшествия (чаще всего эта ситуация встречается при серьезных вредных последствиях, либо при совершении ДТП в состоянии алкогольного или наркотического состояния, или при дюне транспортного средства). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты и версии о том, какое конкретное транспортное средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой ситуации должна быть поставлена задача диагностирования обстоятельств происшествия, включая определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам наложения на теле и одежде жертвы; 4) обстановка, при которой в зоне дорожного движения обнаружен труп, но нет специфических признаков ДТП. В этом случае может быть выдвинута версия о попытке инсценировки ДТП с целью сокрытия другого преступления; 5) обстановка, при которой обнаружен труп, но не на трассе движения (на обочине, в лесном массиве и т.д.), при этом комплекс повреждений на теле и следы наложения (частицы лакокрасочного покрытия, смазочных материалов и др.), следы волочения, свидетельствуют о совершенном ДТП. Следственные версии при такой ситуации: а) произошло ДТП, замаскированное под другое преступление; б) произошло иное преступление, инсценированное под ДТП. В данном случае суждения о характере смерти потерпевшего могут быть разрешены проверкой версий о давности и месте ее наступления, о механизме происшествия, о виновных в его совершении. В соответствии с полученной информацией о месте события и иных обстоятельствах, которые помогут ретроспективно воспроизвести картину происшедшего, а также при помощи логических приемов мышления можно установить причинную связь с расследуемым преступлением. Сложная деятельность следователя при расследовании ДТП не может быть целенаправленной, оптимизированной и эффективной, если она не будет должным образом спланирована и организационно упорядочена. Планирование нацелено на построение модели-схемы начавшегося и продолжавшегося расследования вплоть до его окончания. В соответствии с анализом первоначально полученных фактических данных о ДТП составляется план расследования, в котором с учетом выдвинутых версий должна быть отражена последовательная система необходимых следственных действий, тактических операций, а в случае надобности и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск скрывшегося водителя и транспортного средства с места ДТП. На первом месте в плане расследования следует предусмотреть необходимые следственные осмотры; установление личности потерпевших (путем изучения документов, допросов); выявление очевидцев и иных свидетелей и их допрос, допрос водителя (водителей) транспортных средств, участвовавших в ДТП; судебно-медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего; назначение и проведение необходимых экспертиз (автомеханическая, судебно-медицинская, трасологическая, веществ, материалов и изделий и др.). [4] 3. Начальный этап расследования На этом этапе надлежит тщательно продумать, какие предусмотренные планом расследования вопросы нуждаются в первоочередном выяснении исходя из следственной ситуации. К числу первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий относятся следующие: осмотр места происшествия, осмотр
транспортного средства на месте происшествия или в месте его обнаружения,
осмотр трупа (на месте происшествия или в морге), осмотр документов,
изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность действий может быть различной, но осмотр места происшествия почти всегда предшествует всем остальным. [3] 3.1. Осмотр места происшествия Одним из основных способов собирания доказательственной информации по делам данной категории является осмотр места происшествия. В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо дорожные происшествия чаще бывают на дорогах с интенсивным движением, нередко сопровождаются неблагоприятными метеорологическими условиями (дождь, снег и т.д.), вследствие чего быстро и легко изменяется следовая обстановка. Вместе с тем следует учитывать, что несвоевременным осмотром места происшествия может воспользоваться водитель транспорта, совершивший преступное нарушение правил движения для уничтожения следов происшествия, повреждения некоторых узлов машины с тем, чтобы впоследствии заявить о внезапном выходе из строя одного из них, влияющих на безопасность движения. От качества проведения этого следственного действия во многом зависит успех расследования. Приступая к осмотру места происшествия, надлежит обеспечить
безопасность его проведения (для чего выставляются соответствующие знаки-
конусы, ограждения и т.д.). В состав следственно-оперативной группы
целесообразно включить помимо следователя сотрудников ГИБДД, участкового
инспектора, на территории которого произошло ДТП, специалиста криминалиста
и автотехника, а при необходимости оперуполномоченного уголовного розыска При осмотре места происшествия внимание следователя должно быть уделено выявлению данных, необходимых для точного определения места и границ события, времени следообразования, установлению взаиморасположения следообразующих и следовоспринимающих объектов, извлечению из материальных источников информации о лицах, участниках происшествия, и механизме события преступления в целом. Специфичность места происшествия, характер объектов и следов, обнаруженных на месте происшествия и транспорта требует от следователя знакомства с устройством автомашины и правилами дорожного движения. Осмотр участка (дороги), произведенный квалифицированно и своевременно (с подключением логических приемов мышления), позволяет уже в начале этого следственного действия установить обстановку на месте происшествия, точные координаты события, определить его границы, базовые ориентиры. Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП являются конкретные
дорожные условия. Следователь должен точно определить качество дорожного
покрытия (асфальт, цементобетон и др.) и его эксплуатационное состояние Очень важно как можно быстрее определить и осмотреть с особой тщательностью центр места происшествия. Именно здесь бывает сосредоточена основная следовая масса. Главная задача следователя — объективно и четко зафиксировать обстановку в целом и ее детали. В целях максимально быстрого запечатления всей обстановки места происшествия, чтобы не нарушить нормальный режим работы транспорта, целесообразно использовать видеомагнитофонную технику для его наглядной фиксации. Осмотр участка местности или дороги, прилегающих к месту ДТП, производится в случае, если есть основания полагать, что там могут быть обнаружены следы, относящиеся непосредственно к событию (сопутствующие предметы потерпевших, частицы различных веществ). В ходе осмотра следует убедиться, нет ли каких-либо повреждений на окружающих предметах (деревьях, дорожных столбах, заборах и т.п.). Если есть основания считать, что на скрывшейся автомашине могут остаться микрочастицы какого-либо вещества, поврежденных предметов (кирпич, штукатурка и др.), необходимо в ходе осмотра изъять образцы этих веществ и приобщить их к делу. В дальнейшем они могут понадобиться для идентификации автомашины, на которой было совершено преступное деяние. При осмотре места происшествия помимо традиционной передвижной криминалистической лаборатории используется стерео-фотограмметрическая установка для измерительной съемки ДТП (оператор в автоматическом режиме вычерчивает масштабный план места происшествия за короткий промежуток времени). 3.2. Осмотр транспортного средства Осмотр транспортного средства, участвующего в происшествии, имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия, особенно для выяснения механизма преступления и установления виновного лица. Транспортное средство обычно после аварии сохраняет на себе множество следов, и, как правило, они достаточно хорошо видны. Осмотр транспорта позволяет установить: вид и модель транспортного средства, его внешнее состояние, наличие и характер груза (расположение, способ крепления и т.д.); признаки, позволяющие судить об участии транспортного средства в ДТП (механические повреждения, следы наложения и отслоения); техническое состояние транспорта и его основных узлов (рулевого управления, ходовой и тормозной системы); следы пальцев рук, пригодных для идентификации водителя (в том случае, когда он скрылся, оставив машину, или утверждает, что не он сидел за рулем). Осмотр транспортного средства производится как часть осмотра места происшествия или как самостоятельное следственное действие, если транспорт находится в другом месте (в гараже). Предпочтительнее осматривать транспорт на месте аварии, ибо при его перемещении имеющиеся на нем следы могут исчезнуть. Обязательной фиксации подлежит положение транспортного средства на
месте происшествия по отношению к элементам дороги (тротуару, газону),
постоянным ориентирам (угол дома и т.д.); другим транспортным средствам. Порядок осмотра транспортного средства определяется следователем с
учетом информации об обстоятельствах события. Начинать осмотр транспортного
средства следует с тех частей, где находятся или должны быть повреждения,
следы и вещественные доказательства. Но, как правило, осмотр обычно
производят снизу вверх. Начинать его следует с передней части автомашины. При осмотре автотранспортных средств используют приборы для технического контроля автомобиля, обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств. Для осмотра труднодоступных мест можно применить эндоскоп (медицинский инструмент), снабженный оптическими и осветительными системами. Обнаружение на транспортном средстве следов и повреждений, возникших в процессе ДТП, не представляет, как уже указывалось, сложности. Труднее описать их характер, форму, локализацию. Указанные трудности могут быть преодолены с помощью специалиста. 3.3. Осмотр трупа Осмотр трупа производится по общим правилам. Особое внимание следует уделить обнаружению следов и повреждений, характерных для автотранспортной травмы. Они могут быть на одежде и теле потерпевшего. Большую информационную нагрузку несут следы наложения (частицы лакокрасочного покрытия, смазочные материалы, отпечатки протектора) и различные части транспортного средства. Должное сопоставление повреждений на потерпевшем и транспортном средстве позволяет в большинстве случаев достоверно решить задачу возможности или исключения контактного взаимодействия ТС и тела жертвы, а иногда идентифицировать ТС. Осмотр трупа на месте позволяет получить данные о механизме происшествия в целом, о механизме контактного взаимодействия. По расположению трупа по отношению к другим элементам дорожной обстановки можно сделать вывод о замаскированном убийстве, инсценированном под ДТП. Как правило, повреждения на теле человека от автомобильной травмы являются компрессионными (сдавливание, уплотнение поврежденных частей тела), обширными по размеру и односторонними по локализации. Кроме осмотра самого трупа необходимо осмотреть одежду, обувь и сопутствующие предметы. При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения: следы волочения и т.д. Если труп не был опознан, то при осмотре следует зафиксировать признаки внешности, наличие особых примет. Одежда сохраняется в том виде, в каком она была обнаружена. Если позволяет обстановка, труп осматривается на месте происшествия с участием судебного медика. При этом все необходимые следы на теле и одежде измеряются и фотографируются. 3.4. Судебно-медицинская экспертиза Сразу же после проведения осмотра места происшествия, если у
следователя возникло подозрение относительно физического состояния
водителя, немедленно проводится его медицинское освидетельствование. При
установлении по результатам предварительной проверки нетрезвого состояния
этот водитель направляется на судебно-медицинскую экспертизу. В лечебном
учреждении проводится исследование объектов биологического происхождения Во всех случаях, когда ДТП повлекло человеческие жертвы, назначается
судебно-медицинская экспертиза потерпевших. Эта экспертиза помимо
традиционных вопросов о степени тяжести телесных повреждений, причинах
смерти, характере травмы и т.п., разрешает вопросы, направленные на
восстановление механизма образования автотранспортной травмы, в частности,
возникло ли повреждение от удара частями автомашины, от удара какой части 3.5. Допрос потерпевших Допросы потерпевших целесообразно проводить в первую очередь, так как
именно они нередко могут сообщить о важных обстоятельствах происшествия. 3.6. Допрос свидетелей. Свидетельские показания иногда являются единственным источником
сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями по этим делам могут быть
водители ТС, не участвовавших в ДТП, пассажиры городского транспорта,
пешеходы, работники ГИБДД и т.д. Из числа свидетелей важно выделить
очевидцев, непосредственно воспринимавших динамику и механизм ДТП. Однако
при их допросе следует учитывать, что быстротечность и драматизм события,
его неожиданность, кратковременность его восприятия могут привести очевидца
к неточной, отрывочной и противоречивой информации об обстоятельствах ДТП. 3.7. Допрос водителя При допросе водителя следует выяснить, как протекал весь процесс ДТП, какие были его действия и потерпевшего в момент аварии, с какой скоростью двигалось ТС, какие попытки делались водителем для предотвращения опасных последствий (торможение, маневр или то и другое), оказал ли он помощь потерпевшему, по какой причине скрылся с места ДТП, принимал ли меры к сокрытию материальных следов, кто может подтвердить данные водителем показания и т.д. При необходимости осуществляется розыск скрывшегося водителя и
автомашины. Для этого проводится комплекс следственных и оперативно-
розыскных мероприятий, в ходе которых используются данные о следах,
оставшихся на проезжей части — ширине колеи передних и задних колес, базе,
модели шины, а также сведения об отделившихся от ТС частей и деталей, осыпи
перевозимого груза, следах на теле и одежде потерпевшего, на вертикально
расположенных предметах окружающей среды. Помощь в поиске могут оказать
очевидцы, потерпевшие. Ориентирующие и справочные сведения, полученные в
процессе произведенных мероприятий, немедленно сообщаются подразделениям 4. Последующий этап Характер последующих следственных действий зависит от той ситуации,
которая складывается после проведения первоначальных следственных действий. По делам о ДТП назначаются разнообразные экспертизы. Особое место при
расследовании данной категории занимает автотехническая экспертиза, которая
является одним из видов инженерно-транспортных экспертиз. Автотехническая
экспертиза назначается для установления механизма, ДТП, определения
технического состояния ТС, его отдельных узлов и агрегатов, технической
оценки действий водителя во время ДТП, установления причинной связи между
техническими неисправностями ТС и событием происшествия и решения других
вопросов1. Своеобразием автотехнической экспертизы является то, что в ней в
качестве исходной информации выступают не только материальные объекты, но и
фактические обстоятельства, содержащиеся в протоколах осмотра места
происшествия и ТС, фотоснимках, киносъемке либо видеозаписи, схемах Кроме автотехнической экспертизы по делам данной категории в
зависимости от вида и характера события могут быть назначены иные
экспертизы, в частности различные виды криминалистической экспертизы. Поскольку при расследовании ДТП важное значение имеет установление
фактических обстоятельств происшествия, иногда возникает необходимость
проведения следственного эксперимента. Он должен проводиться в условиях,
максимально приближенных к тем, при которых имело место, данное событие, по
возможности на месте происшествия. При этом не допускается проверка опытным
путем обстоятельств, связанных с экстренным торможением, маневрированием
для определения технической возможности предотвращения наезда и т.д. При необходимости на заключительном этапе расследования могут быть проведены предъявление для опознания водителя, ТС, очные ставки и иные следственные действия. После вынесения следователем мотивированного постановления о привлечении водителя, в качестве обвиняемого, производится его допрос. На этом этапе расследования может возникнуть необходимость в проведении повторных или дополнительных экспертиз для решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым или его защитником. [1] Заключение В заключение необходимо выделить главное, что криминалистическая характеристика дорожно-транспортного происшествия включает в себя совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме преступления, некоторых особенностях способа его совершения, обстановки и средств совершения преступления, а также особенностях личностного характера участников. В криминалистической характеристике данного преступления ведущим элементом является именно механизм преступления, а не способ его совершения, как это не редко наблюдается в криминалистических характеристиках других преступлений. Способ совершения дорожно- транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия. При этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-транспортного происшествия. Способ совершения дорожно-транспортного происшествия как самостоятельный элемент криминалистической характеристики в силу своеобразия этого вида преступлений чаще всего рассматривается с позиций особенностей поведения в предаварийной обстановке, способа предотвращения наступления вредных последствий либо уменьшения их тяжести. Способ сокрытия факта дорожно-транспортного происшествия или своего участия в нем, а иногда и способ маскировки его под другое преступление являются самостоятельными элементами указанной характеристики. Список использованной литературы 1. Криминалистика: Учебник Отв. ред. Н.П. Яблоков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. – 718. 671-683 2. Криминалистика-Учебник, под редакцией д.ю.н., проф. В.А.Образцова- 3. Р.С. Белкин "Курс криминалистики"- М., "Юрист", 1997г. 4. Д.П.Поташкин "Криминалистические методики" - Учебное пособие- М., 5. Осмотр места происшествия: Справочник следователя. -М.: Юристъ,
|
|