| |||
Реферат: Личность преступника: понятие, цели изучения, типологияНОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ ЮРИДИЧЕКАЯ АКАДЕМИЯ РЕФЕРАТ по дисциплине КРИМИНАЛОГИЯ на тему: “ Личность преступника: понятие, цели изучения, типология ” Студента группы К2П1-1, Гурьева В.В. Москва 2000 год ПЛАН Стр. 4. Классификация преступников…………………………………………………..16 Заключение…………………..……………………….………………....………..…20 Список литературы………………………………...………………….…..……….21 Введение Криминология — учение о преступлении, если иметь в виду буквальный перевод слова. Crimen — преступление, logos — учение. Однако фактическое содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектное. Она изучает закономерности не только отдельных преступлений, но и преступности как массового преступного поведения, отвечая на вопросы: почему человек совершает преступление? почему для решения своих проблем многие люди избирают преступный путь? что делать в целях недопущения этого? Объектом криминологического изучения являются: 1) отдельные лица,
совершающие преступления (например, при монографическом их исследовании); Одновременно изучаются лица, не совершающие преступлений, для применения метода контрольной группы и выявления отличий характеристик преступников от реальных людей, живших и действовавших в аналогичных с преступниками условиях. Выявление психологических признаков — задача специалистов-психологов и
требует специальных познаний, психофизиологических — медиков и биологов. Личность преступника, изучается криминологами одновременно в двух
аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой Предметом криминологического изучения являются следующие личностные характеристики: 1) "объективные", или социальные, позиции и роли; деятельность личности; 2) "субъективные": потребностно-мотивационная сфера; ценностно-нормативная характеристика сознания. 1. Преступник и личность преступника Ни один криминолог, какую бы научную школу он ни представлял, не может обойти проблемы, связанной с человеком, совершающим преступления. Назовем такого человека для краткости "преступником". Понятие "преступник" следует использовать только как формальное, т. е. отражающее не наличие у человека каких-то особых криминальных характеристик, а тот факт, что человек совершил преступление. Это понятие важно отличать от другого: "преступный человек", используемое сторонниками идеи о прирожденном преступнике. В понятии "человек" воплощено неразрывное единство разных сторон его существа: социальной и биологической. В понятии "личность" фиксируются только специфически социальные признаки. Личность — это "социальное лицо человека", то, кем он стал, развиваясь и живя в обществе. При употреблении понятия "личность преступника" следует иметь в виду именно "социальное лицо" человека, совершившего преступление. И ничего более. Существует тройной механизм социальной детерминации преступности: во- первых, путем определенного социального формирования личности; во-вторых, путем дачи ей предписаний противоправного либо противоречивого характера; в- третьих, путем постановки личности в ситуации, вынуждающие и облегчающие выбор преступного варианта поведения. Имеет ли личность преступника присущие только ей специфические черты, отличаются ли преступники от не преступников — это уже другие вопросы, и при ответе на них используются иные понятия. Дискуссия о соотношении биологического и социального в личности преступника имеет непосредственный выход на практику. Авторы, отдающие предпочтение биологическому фактору, делают выводы о ведущей роли при изучении преступника психиатра, психолога, о применении биотехнических приемов и тестов. Сторонники решающего влияния социального фактора пишут о социальных программах коррекции поведения. В настоящее время ушли в прошлое крайние взгляды, отдающие предпочтение исключительно биологическому фактору, хотя немало генетиков и ряд криминологов призывают внимательно отнестись к последним достижениям генетики, не сбрасывать со счетов влияние на поведение людей генетических аномалий. Но всегда существовал другой подход, жестко отрицающий биологизацию преступного поведения. В начале XX века А. А. Пионтковский писал, что нельзя объяснять изменчивое социальное явление-преступление постоянными свойствами природы человека, в том числе "преступного человека". Человек совершает преступление, будучи таким, каков он есть. И, конечно, при формировании личности значимо, красив человек или он уродлив от рождения. У него бывает разная среда общения в зависимости от этих факторов, разные жизненные пути. Одни люди импульсивны. Другие тщательно взвешивают свои поступки. Не ввяжется в коллективную драку физически слабый человек и не удавалось встречать удачливого мошенника с низким уровнем интеллектуального развития. И биологические, и социальные особенности человека, несомненно, участвуют в детерминации преступности. Не случайно в уголовном судопроизводстве проводятся судебно-психологическая, судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и иные экспертизы, при изучении преступности, ее детерминации и причинности осуществляются междисциплинарные и комплексные исследования. Наряду с учетом разных характеристик преступников надо разграничивать преступников, т. е. вменяемых лиц, достигших определенного возраста, и лиц, не являющихся по закону субъектами преступлений. Последние не изучаются в криминологии. Криминологу не стоит оспаривать по существу выводы других специалистов о наличии прирожденных программ поведения и совершении под их влиянием общественно опасных деяний. Ему важно знать, действительно ли человек мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих деяний либо руководить ими, или его поведение было жестко задано биологическими особенностями. В последнем случае человек перестает быть объектом внимания криминологов, ибо он — не преступник в уголовно-правовом смысле. Многое еще будет открыто и должно учитываться теми, кто занимается
человеком — этой самостоятельной "вселенной". Но указанный выше подход
криминолога носит неизменный характер. Криминолог должен отвечать на вопрос
о причинах преступного поведения, деяний вменяемых лиц, действовавших в
ситуациях, допускавших помимо криминального иные варианты поведения. Вопрос 2. Изучение социальных позиций, ролей и деятельности преступников Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, ее социально-ролевого поля. В криминологии целесообразно исходить из нормативного понимания роли. Для каждого человека важна значимость социальной позиции, значимость субъекта, от которого исходят нормы-ожидания. Существенна оценка личностью условий исполнения каждой роли. Исполнение роли, особенно если это продолжается долго, накладывает на личность определенный отпечаток, развивает у нее одни качества и подавляет другие. Например, отмечено, что формирование несовершеннолетних правонарушителей преимущественно под влиянием неформальных досуговых группировок развивает у них качества, важные для неофициального межличностного общения: они легко устанавливают контакты с людьми, чутко реагируют на их настроения и т. п. В то же время у них нередко отсутствуют черты, которые ценятся в трудовом коллективе: дисциплина, профессионализм и т. п. Криминологу важно различать: 1) роль как совокупность нормативных предписаний, соответствующих данной позиции; 2) роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он намерен исполнять; 3) фактическое исполнение роли в конкретных условиях места и времени. В последнем случае это зависит от социальных условий, а также уже ранее сформированных личностных характеристик. Социально-ролевой подход не исключает активности личности, но задает социальные пределы этой активности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. У несовершеннолетних этот выбор практически ограничен, у осужденных, отбывающих лишения свободы, также. Существует объективный конфликт ролей, когда их содержание, действительно, противоречиво, и субъективный, когда лицо воспринимает их в качестве противоречивых, не умеет их согласовать. В динамическом аспекте встречаются: 1) прямая преемственность социальных позиций и ролей, порождающих в определённых взаимодействиях преступное поведение; 2) существенное отрицательное усугубление содержания социальных ролей, когда они из противоречивших только нормам морали в новых условиях перерастают в противоречащие нормам закона; 3) затруднение процесса нормального формирования и нормальной жизнедеятельности личности в результате наличия или отсутствия в прошлом определенных социальных позиций и ролей. Например, исследования показывали, что многие лица, формировавшиеся в неполных или иного рода неблагополучных семьях, даже если они искренне стремятся иметь собственную хорошую семью, в своей семье воспроизводят характерные для родительской стандарты поведения: избиение супруги, грубые оскорбления и т. п. В одних случаях это прямо выливается в преступное поведение, в других — влечет распад семьи, уход в досуговые группы собутыльников, усиление деморализации и участие в пьяных криминальных конфликтах либо утрату работы и совершение краж ради приобретения спиртных напитков. Деформация социальных позиций и ролей в большинстве случаев существенно различается применительно к лицам, совершающим обще уголовные и экономические преступления. У первых она носит более очевидный и грубый характер. При анализе деятельности лиц, совершающих преступления, учитывается следующее: 1) фактическое поведение лица не идентично содержанию роли; 2) личность представляет собой определенную целостность при всем многообразии ее позиций и ролей, в деятельности она проявляет себя именно в этой целостности, субъективной интеграции разных социальных позиций и ролей; 3) деятельность оказывает на человека обратное воздействие, при этом важно одобрение или неодобрение поведения, его закрепление и закрепление его результатов в сознании личности. В этом аспекте криминологически значима проблема безнаказанности части преступников, баланс их приобретений и потерь в результате преступной деятельности. Иногда они считают выгодным даже отбыть определенный срок лишения свободы, но сохранить добытое преступным путем во имя своего солидного материального обеспечения на долгие годы. Деятельность — это определенная система действий, система поведения. Она охватывает и материально-практические, и интеллектуально-духовные операции, т. е. и работу мысли. При криминологическом анализе деятельности личности устанавливается следующее: 1) представляет ли собой преступное деяние изолированный акт или оно — звено в цепи определенной системы поступков; 2) является ли преступное поведение "скачком" от нормы к преступлению
или оно представляет собой итог эскалации антиобщественного поведения. 3) в какой сфере деятельности совершаются преступления. Криминологические исследования указывают на то, что в большинстве случаев совершение тяжких преступлений бывает результатом не "скачка" от нормального поведения к наиболее общественно опасному преступному, а постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного поведения. По данным выборочных исследований, более 80% лиц, совершавших умышленные убийства, ранее совершали либо преступления, либо неоднократно иные правонарушения. Анализ сфер деятельности, взаимодействий, в которых совершались преступления, сопровождается выяснением того, насколько распространены соответствующие типы взаимодействий, как часто они дают криминальный результат при участии в них лиц с теми или иными характеристиками. На этой основе может даваться прогноз развития преступности, а также формулируются рекомендации по предупреждению преступлений со стороны соответствующих лиц в данных условиях. Изучение системы поступков личности и ее деятельности в целом помогает выявить определенные стереотипы поведения, ставшие для нее привычными способы реагирования на те или иные обстоятельства. Это объясняет преступное поведение людей в ситуациях, не привычных для личности, или когда она действует почти импульсивно. 3. Изучение потребностно-мотивационной сферы и ценностно-нормативных характеристик сознания личности Потребности — источник мыслительной и поведенческой активности человека,
они отражают и его природные свойства (элементарные, или естественные,
потребности: в пище, одежде, сне, определенной температуре существования и
др.), хотя при этом бывают "социально окрашены", и чисто социальные
характеристики, сформировавшиеся в обществе. В этой системе потребностей
нельзя сбрасывать со счетов такие важные, которые часто проявляют себя в
преступном поведении, как стремление к самоутверждению, проявлению своего Под "мотивационной сферой личности" понимается вся "совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни". Ряд авторов полагают, что можно говорить о совокупности мотивов и целей. Выделяются следующие основные мотивы, лежащие в основе преступного поведения и преступности: 1) общественно-политические: устройство управления государством и обществом, участие в этом управлении, влияние на него и т. п.; 2) социально-экономические: а) удовлетворение "абсолютных", т. е. самых
необходимых, жизненно важных потребностей; б) удовлетворение 3) насильственно-эгоистическая (агрессивная в физическом или
психологическом планах): а) абсолютизация идеи самоутверждения, реализации
имеющихся потребностей и интересов в любых формах; б) самоутверждение в тех
формах, которые возможны для лица в конкретных ситуациях (невоспитанный,
нецивилизованный человек привычно отвечает оскорблением на замечания либо
затруднение в использовании судебного порядка защиты чести и достоинства
ведет к физической расправе с обидчиком); сюда же относятся случаи, когда
забитый, находящийся в "нечеловеческих условиях" человек и утверждается 4) легкомысленно-безответственные: а) отсутствует потребность и заинтересованность в соотношении своих поступков с существующими нормами поведения, законом; б) избирательность такого соотношения (например, только в условиях строго внешнего контроля либо в общении с власть имущими, но не подчиненными и "безответными людьми" и т. п.). В преступном поведении и преступности указанные мотивы проявляются в различных сочетаниях. Отмечается своеобразие криминальной мотивации отдельных групп преступников (несовершеннолетних, женщин и т. д.) либо в разных типах ситуаций. Ценностные ориентации — глубинные личностные характеристики, которые указывают на наиболее значимые для личности объекты. Обычно говорят об иерархии ценностных ориентаций, которая отражает определенное предпочтение личностью одних ценностей по сравнению с другими. Важное значение имеет также устойчивость ориентации, ее интенсивность. У преступников в системе ценностных ориентаций высшие места занимают индивидуально либо кланово-эгоистические. Превыше всего в таких случаях бывает "личное материальное благополучие", "неограниченное проявление своего Я", создание для этого наиболее комфортных условий либо узкоклановый, групповой "эгоистический" интерес. Среди ориентаций-средств преступники в сравнении с контрольной группой
гораздо чаще отдают приоритет не своим личным позитивным качествам Криминологическое значение имеют и категории морали, нравственности,
производные от них понятия "добро" и "зло", "порядочность и подлость", У преступников фиксируются: а) существенные пробелы в нравственном
сознании, когда, например, формировавшийся в криминальной и аморальной
среде подросток, действительно, не знаком с общественно одобряемой системой
нравственных норм поведения и искренне полагает, что "того, кто не прав,
надо бить и бить жестоко", "сам что-то не урвешь, о тебе не позаботятся" и
т. д.; б) искажения, ведущие к нравственному конфликту с общепринятыми в
обществе нормами морали, нормами морали разных групп, "двойной морали". Во всех случаях при исследовании преступника возникает вопрос: почему личность с искаженными потребностями, интересами, ценностными ориентациями, нравственными представлениями не остановил закон, в том числе уголовный с его строгими санкциями. Ответ на этот вопрос требует анализа правосознания человека. Правосознание многих преступников специфично, оно существенно отличается от правосознания лиц из контрольной группы. Если говорить об отношении преступников к закону в целом, то преступники не занимают какой-то особой. Четко выраженной позиции. В принципе ими признается необходимость существования закона, осознается справедливость и гуманность многих охраняемых им положений. Но преступники реже, чем лица из контрольной группы, отмечают созидательную роль закона, его функцию социального регулятора, хуже (за исключением части государственных, должностных, экономических преступников) осведомлены о государственно- правовых принципах устройства общества, о социальной роли закона, нормах различных отраслей права. Мнение о значительно лучшем знании правонарушителями по сравнению с другими гражданами уголовного закона ошибочно: во-первых, до совершения первого преступления и его раскрытия их правовая осведомленность мало отличается от правовой осведомленности иных лиц; во-вторых, полученные ими до и после преступления знания случайны и бессистемны, резко ограничены личным опытом либо опытом тех, с кем эти лица находятся в контакте. Уголовный закон в данном случае не играет должную предупредительную роль именно в отношении особо нуждающихся в этом лиц. Преступники гораздо большее значение, чем лица из контрольной труппы, придают сдерживающей роли санкций. Осужденные отнюдь не всегда полагают, что предусмотренные законом санкции следует смягчать. Ведь наказываются и те деяния, от которых сами осужденные страдают. Но при этом различаются представления разных категорий осужденных о том, какие именно преступления следует строже или мягче карать. Специфичны правовые требования лиц, совершающих корыстные и насильственные преступления. Правовые взгляды у многих рецидивистов, особенно долго находившихся в местах лишения свободы, бывают настолько искажены, что ими даже не осознается степень отличия собственных взглядов от общепринятых и отраженных в законах. В "естественности" соответствующих воззрений убеждает негативная и относительно замкнутая микросреда. Поэтому они не стесняются их демонстрировать даже в татуировках, отражающих такие суждения: "не скорбящий ни о чем, кроме своего тела и пайки хлеба", "сила, месть, беспощадность", "чти закон воров". Преступники в значительной мере воспроизводят те взгляды, которые распространены в общественной и. групповой психологии, проявляются в общественном мнении. Но у совершающих преступления лиц вероятность претворения этих взглядов в преступное поведение намного выше, чем у иных граждан, в силу того, что соответствующие деформации взглядов, установок, ориентаций в их среде: а) более распространены; б) носят более глубокий характер; перерастают в убеждения, готовность к поведению в их направлении, привычки поведения, достигают в некоторых случаях такой степени выраженности, которую вообще не приходится наблюдать в контрольной группе; в) представляют собой комплекс взаимосвязанных деформаций ценностных ориентаций, нравственных, правовых, иных взглядов и установок. Субъекты, обладающие такими деформациями, чаще оказываются в проблемных и конфликтных ситуациях, возникающих при общении с себе подобными либо с лицами, придерживающимися прямо противоположных позиций, вытекающих из морали общества и закона. 4. Классификация преступников Борьба с преступностью не может ориентироваться только на индивидуальную неповторимость каждого лица, но в то же время она должна учитывать неоднородность контингента преступников. Эта проблема решается путем классификации преступников: их группировки и типологии. Под группировкой чаще всего понимается определенное распределение
статистической совокупности на определенные группы, категории с
использованием такого критерия, как статистическая распространенность
одного или нескольких признаков. При этом изучается не личность в комплексе
ее характеристик, а контингенты преступников. Выявляется статистическая
распространенность среди них тех или иных признаков. Распространены
группировки, основанные на: 1) демографических данных (пол, возраст и др.); Кроме таких простых, учитывающих только один какой-то признак, используются более сложные группировки, имеющие в виду одновременно две и более переменных. При многомерной классификации, использующей более трех личностных характеристик, применяются математические методы. Типология — более глубокая характеристика разных контингентов преступников. Она основывается на существенных признаках, причинно связанных с преступным поведением. "Типология" тесно связана с содержательным характером деления совокупности на группы на основе признаков-проявлений и признаков-причин. В основе типологии обязательно лежат последние, нередко они сочетаются с признаками-проявлениями В пределах одного типа должны быть однородными признаки-проявления и признаки-причины; они должны отражать определенные динамические закономерности, детерминационные линии, зафиксированные в криминологических исследованиях. Можно исходить, например, из признаков-причин, отражающих особенности формирования и деятельности личности. Криминологическими исследованиями установлено, что многие преступники по комплексу личностных характеристик отличаются от граждан, ведущих себя устойчиво правомерно. С конца XIX века разные авторы выделяют четыре типа личности преступника, называя их по-разному, но фактически имея в виду степень устойчивости к автономности их преступного поведения во взаимодействии с социальной средой. Встречаются такие разграничения: 1) злостный, неустойчивый, ситуационный случайный; 2) профессионалы, привычные преступники, промежуточная группа между первой и второй, случайные; 3) глобальный, парциальный, с частичной криминогенной зараженностью, предкриминальный, совершающий преступления в определенных ситуациях. Иногда указанные типы сводят в три группы, иногда в пять, но основа типологии сохраняется — это степень устойчивости преступного поведения в различных ситуациях. И не случайно прогнозы дальнейшего преступного поведения у исследователей совпадали более чем в 70% случаев при ретроспективном анализе поведения бывших осужденных. Поиски специфических, содержательных личностных характеристик преступников определили две группы исследований: 1) сравнение контингентов преступников с контингентом лиц, ведущих себя в рамках закона, по тем или иным признакам или их комплексу; 2) монографическое исследование личности преступника, выявление комплекса характеристик и сравнение каждого из преступников с каждым лицом из контрольной группы сразу по комплексу признаков с использованием метода распознавания образов. Последнее позволяет подойти именно к типологии преступников. Типология фиксирует не просто то, что чаще всего встречается, а
закономерное, являющееся логическим итогом социального развития личности. Развитие криминологических исследований потребовало четкого выделения критериев и процессов типологии преступников с тем, чтобы разные авторы могли воспроизводить эту процедуру с сохранением преемственности подхода. Типологии предшествовали группировки обследованных преступников по
следующим критериям: 1) характер поведения, предшествовавшего преступлению; На втором этапе исследования, через 10 лет после первого этапа, 60% лиц
опознанных отдельно от контрольной группы, оказались в числе лиц,
совершавших преступления либо глубоко деморализованных, а на третьем этапе,
т. е. через 20 лет после первого, — 38%. К этому времени часть
обследованных на первом этапе погибли, в том числе в результате
алкоголизма, криминальных конфликтов, часть уехали в неизвестном
направлении, часть изменили формы преступного поведения на более латентные Заключение Диагностика личности как относящейся к криминогенному типу не служит основанием для применения санкций, ограничений прав и законных интересов человека. Основанием для этого должно быть только всегда реальное поведение. Характер применяемых правовых мер должен строго соответствовать характеру содеянного: за дисциплинарные правонарушения дисциплинарные санкции и т. д. Но такого рода диагностика служит основанием для выделения указанных лиц в качестве самостоятельного объекта при специальном, индивидуальном предупреждении преступности, в том числе для оказания позитивной социальной поддержки таким лицам в бытовом и трудовом устройстве; для своевременного пресечения их криминогенного влияния на детей; для полного выявления фактов их правонарушений и применения установленных законом мер. Список литературы 1. Долгова А.И. Криминалогия. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М,1999. – 272с. 2. Курганов С.И. Криминалогия: Учебно-методические материалы. – М.,2000.
|
|