| |||
Реферат: Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX вековО Г Л А В Л Е Н И Е
§1 Миссионерская деятельность Стефана Пермского по созданию коми-азбуки. Глава II. Роль земских и церковно-приходских школ в развитии образования. §1 Создание и роль заводских школ. 27 Глава III. Развитие народного образования в первой трети XX века в §1 Создание коми-пермяцкой письменности. 54 Заключение. 65
Введение. Коми-Пермяцкий край в конце XIX – начале XX веков входил в состав В 1925 году, в год образования Коми-Прмяцкого автономного округа, коми-пермяков в крае насчитывалось 134 тысячи. В конце XIX века выделяются четыре этнографические группы коми пермяцкого населения: 1) косинско-камская (по рекам Каме, Лупье и Косе); 2) иньвенская (по рекам Иньве, Велве, Куве); 3) язьвинская (по реке Язьве); 4) зюздинская (Вятская губерния). В данный период основными занятиями пермяков являлись пашенное земледелие, скотоводство, в меньшей степени в крае были развиты охотничьи и рыбацкие промыслы. В крае повсеместно применялся кабальный труд пермяков на графских заводах и рудниках. В этот период важным аспектом в изучении истории коми-пермяков является распространение письменности в крае. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уровень развития
народа определяет его образование. В настоящее время отсутствуют отдельные
работы по становлению и развитию образования в Коми-Пермяцком крае в конце Изучение истоков зарождения и развития грамотности среди коми-пермяков и других народов Прикамья представляет большую ценность для исторической науки. Выявленные исторические закономерности и этапы культурного роста этноса помогут лучше разобраться в фундаментальных основах современных социально-педагогических проблем и наметить наиболее рациональные пути дальнейшего развития образования в Коми-Пермяцком автономном округе. Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ и характеристика развития образования в Коми-Пермяцком крае в данный исторический период. В соответствии с целью данного исследования решались следующие задачи: - проанализировать роль Стефановской азбуки на развитие письменности в крае; - охарактеризовать деятельность заводских школ края XIX века; - проанализировать и описать деятельность земских и церковно- приходских школ исследуемого периода; - охарактеризовать период становления коми-пермяцкой письменности и языка. Предметом исследования является становление и развитие образования в Объектом исследования являются заводские, церковно-приходские и земские школы Коми-Пермяцкого края. Хронологические рамки исследования охватывают середину XIX – I треть Методология и методы исследования. В данной работе использована совокупность общенаучных и исторических методов. Основными методами исследования являются описательный и сравнительно-исторический. При проведении исследования автор опирался на принципы историзма и объективности. Для анализа и понимания рассматриваемых в работе проблем использованы
подходы, разработанные в трудах известных российских исследователей: С. А. Степень изученности проблематики и источниковая база исследования. Исследование основано на комплексе исторических и этнографических источников. Из архивных источников использованы фонды Коми-Пермяцкого Существенным источником написания работы послужили материалы полевых
экспедиций, Коми-Пермяцкого Окружного Краеведческого музея (КПОКМ), Коми- Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется цель и обосновываются задачи исследования, описывается предмет, объект, хронологические рамки работы, степень изученности проблематики и источниковая база исследования, методология и методы исследования. I глава называется “Миссионерская деятельность Стефана Пермского по
созданию коми азбуки”. В I параграфе описывается роль миссионерской
деятельности Стефана Пермского для развития письменности в нашем крае. Во II глава называется “Распространение грамотности в Верхнем Прикамье”. III глава называется “Развитие народного образования в первой трети В заключении формулируются выводы и заключения по исследуемой работе. В приложении даются графические изображения Стефановской азбуки, фотография первого религиозного заведения края – Плесинского монастыря и ксерокопии просветителей края и организаторов церковно-приходских училищ и школ. Работа апробирована в 2000 году на межвузовской студенческой научной конференции в г. Перми. Глава I.Исторические предпосылки зарождения грамотности у пермяков.
На формирование и развитие культурных ценностей коми-пермяцкого
народа в течение тысячелетий оказывали влияние многие народы: скифы и
сарматы, монголы и татары, башкиры и ханты. Об этом свидетельствуют
археологические источники и коми-пермяцкий эпос (Прокошев,1976,с.3). Пера является зачинателем коми-пермяцкой культуры, он принес силу
и благо людям, добыл им огонь, научил” ковать железо”, отогнал врагов от
великих рек и оковал железными скобами тыны пермяцких городищ Взаимодействие коми-пермяцкой культуры с русской положило начало новому периоду в развитии культуры жителей Верхнего Прикамья. Древние связи коми-пермяков со славянами относятся к первому веку нашей эры. “Славяне, - констатирует Н. С. Попов, - имея в Старой Ладоге пристань, которую Страленберг первою называет, полагая вторую в Чердыни, закупали в ней у пермяков мягкую рухлядь и доставляли оную посредством Невы и Балтийского моря в древнейшие города Винету и Аркону” (Попов,1913,с.179). С XI века новгородские князья уже считали Пермский край одним из
своих обширных владений. В следующем столетии начинаются попытки заселения
русскими прикамских земель. Так, в 1174 году предприимчивые новгородцы
основали на берегу Камы, недалеко от Полюдова Камня, первое русское
временное поселение, “а отсюда разошлись в разные стороны для завоеваний,
часть из них пошла к северу, к устью речки Осы, а другие пошли по реке Окончательное присоединение Перми Великой (Чердынь) произошло в С 1462 года начинается христианизация коми-пермяков с крещения пермских князей. Отвергая реакционную сущность религиозной идеологии, насаждаемой
среди местного населения православными проповедниками, нужно положительно
оценить просветительную деятельность многих из них. В первую очередь здесь
надо отметить создание в XIV веке пермской азбуки проповедником-миссионером Стефан Храп родился и получил первоначальное образование в семье причетника соборной церкви г.Устюга Вологодского края. У местного населения он выучился разговорному пермскому языку и задумал составить пермскую азбуку. Но почувствовал, что не имеет достаточных знаний для такого ответственного дела и поступил для продолжения образования в Ростовский монастырь (Епифаний,1862,с.77). В монастыре Стефан усиленно занимался изучением славянского и греческого языков, составил пермскую азбуку и перевел на пермский язык несколько богослужебных книг. В 1378 году московский митрополит Герасим направил Стефана в Пермский край проповедником. При содействии Стефана в пермяцких селениях было построено несколько церквей, в которых богослужение стало вестись на коми языке, при церквах были школки, ”где сам учил взрослых и детей грамоте, церковному пению и богослужебному порядку, часослову, осьмигласнику, псалтырю” (Епифаний,1862,с.35). За большие заслуги просветителей деятельности среди инородцев Следует предположить, что не без определенного влияния Стефана Первая приходская церковь появилась в погосте Гайны, в 1579 году. Способ изобретения пермской азбуки Стефан Пермский заимствовал у В качестве примера приведем начертания некоторых древне-пермяцких пасовых знаков (кабалы): крыша-крыша; туй-дорога; кык туй да кык тшупот- две дороги да две зарубки; утка кок-утиная нога; и сэтчин и татчц; одзо и бцрц-туда и сюда; взад и вперед; стрела да ньцв-стрела с луком; пызан-стол. Из сравнения букв, (дой) , (о) и пасовых знаков видно, что их начертания во многом совпадают (Приложение 2, Пермский деревянный календарь). Первый биограф пермского просветителя мономах Епифаний сообщает,
что Стефан “изучился сам языку пермскому, и грамоту новую пермскую сложи и
азбуки незнаемы счини, по предложению пермского языка, якоже есть требе…. В проповедях Стефан высоко оценивает образованность и грамотность. Распространению пермской азбуки Стефана благоприятствовало
появление в ХIV веке нового материала для письма-бумаги - более удобного,
чем береста, и много дешевле, чем пергамент. Стефановская азбука
просуществовала триста лет. Это выдающееся явление в истории культурных
связей русских и коми. Но азбука Стефана не пустила глубоких корней в
народе, она не стала его письменностью (Грибова,1982,с.43). Причин, побудивших коми-пермяков к неприятию азбуки Стефана Храпа, на мой взгляд, несколько. Прежде всего - это, конечно, насильственная христианизация и колонизация. Христианство в Пермском крае насаждалось огнем и мечом (Дмитриев,1889,с.185). Распространению грамотности на родном языке среди пермяцкого населения препятствовала русская православная церковь. После Стефана она не готовила лиц духовного звания на коми-языке. Все богослужения разрешалось вести только по церковнославянски. Пермская азбука Стефана Храпа, по существу, была запрещена церковью. Господство крепостников – помещиков и церкви явилось главным препятствием на пути коми-пермяцкого народа к овладению письменностью на родном языке (Шишкин,1947,с.76). Еще одной из причин, препятствующих принятию коми-пермяками азбуки Стефана, явился недостаточный уровень социального и экономического их развития. Основная масса коми-пермяков вела примитивное хозяйство, занималась охотой и рыбной ловлей. “Внутреннее хозяйственно-политическое устройство коми-пермяков в этот период характеризовалось крайне низким состоянием экономики и примитивным бытом” (Шишкин,1947,с.77). Итак, духовный и экономический гнет пермяков со стороны царизма, церкви и крепостников-помещиков, а также относительный уровень социального развития в регионе не позволили им в феодальный период воспользоваться пермской письменностью Стефана Храпа. В условиях жесткого гнета в сознании коми-пермяцкого народа азбука Стефана выступала не как средство познания добра и света, а как темная и злая сила, приносящая горечь и страдания. Эта азбука не прижилась ни в Перми Малой, ни в Перми Великой. §2 Распространение грамотности в Верхнем Прикамье. В данный исторический период в Пермяцком крае грамотный человек был очень редким явлением. Учета грамотных людей и выучившихся грамоте не велось. В писцовых книгах жителей Прикамья, составленных Яхонтовым, Кайсаровым, сведения об образовании и национальности переписанных лиц отсутствуют. По другим разрозненным источникам можно установить только тот факт, что грамотные люди в Прикамье в ХVI-ХVII вв. были не только среди духовенства и чиновников, но и среди зажиточной части русских и нерусских горожан и даже крестьян (Шишонко,1882,с.370). В середине ХVIII века на Урале и широко стало распространяться
скоморошество и различные народные игры. Народ вместо церкви часто шел на
игрища. Некоторые ухитрялись играть в шахматы и карты даже во время
богослужения в церкви (Шишонко,1882,с.370). Свадьбы простой народ справлял
весело, без соблюдения религиозных обрядов. Как и чему обучали “учительные
люди” на Урале в ХVIII веке, установить пока не удалось. Известно только,
что из Москвы в Чердынь, Соликамск и Верхотурье поступали печатные книги
для раздачи их по монастырям и церквам, попам, причетникам и всем жилецким
людям, а также свободной продажи их (Шишонко,1884,с.115). Так, в 1637 году В конце ХVIIв. - начале ХVIIIв. на распространение грамотности в Из приведенных фактов можно сделать вывод, что раскольники, как и
церковь, при обучении крестьянских детей грамоте преследовали цель
воспитания их в религиозном духе. Они учили детей постольку, поскольку это
им было выгодно. Ни церковь, ни раскольники о действительном образовании
народа никогда не заботились. Местные священники свои служебные обязанности
выполняли с большой неохотой. Особенно обременительным они считали обучение
и воспитание пермяцких детей. К приведенному примеру отказа церквей от книг
можно прибавить тот факт, что с 1725 по 1870 годы “священники или не имея
возможности следить за верою и жизнью прихожан, или по невежеству не радея
о своем стаде, в отдаленные деревни или вовсе не ездили, или были там, то
редко и то разве за сбором хлеба, льна, шерсти и прочего В XVIII веке в России стали появляться и получили развитие светские учебные заведения, находящиеся в руках государства. Начало светскому образованию положила школа математических и навигационных наук, основанная в 1701 году в Москве. Открытие светских школ в Прикамье связано с именем известного русского ученого и просветителя, начальника горных заводов Урала Василия Никитича Татищева (1686-1750), одного из первых теоретиков и организаторов русской народной школы и профессионального образования (Шишонко,1879,с.23). В начале своей деятельности на Урале (1720-1723) В.Н. Татищев
попытался открыть школы во всех слободах, приписанных к горным заводам. Он
предложил устроить в этих селениях “избы для школ”. В 1930-е годы он
добивался, чтобы школы имелись не только при казенных, но и при частных
заводах. Основной задачей школ была подготовка для заводов
квалифицированных работников. В.Н. Татищев считал необходимым, чтобы школы
были открыты также и для детей крепостных крестьян, в которых обучались бы
и в зимнее свободное от посевных работ время, мальчики и девочки в возрасте
от пяти до десяти лет чтению и письму, а более старшие от десяти до
пятнадцати лет - различным ремеслам. Некоторых успехов в школьном деле В. В Кунгурской школе не было словесных классов (первых двух классов
начальной школы), поэтому в ней принимали только тех детей, которые уже
дома научились читать и писать. По социальному составу школьники были всех
сословий, кроме крепостных крестьян. Сиротам и детям бедных родителей
давалось по полтора пуда муки в месяц и по одному рублю в год на платье. В. Н. Татищев внимательно следил за работой новой школы, требовал
от заведующего систематических отчетов о работе и успехах учеников. В 1781 году была образована Пермская губерния. В губернском городе 24 ноября 1789 года состоялись церемонии открытия малых народных училищ в уездных городах губернии: Верхотурье, Кунгуре, Соликамске, Чердыни и Шадринске. В малых училищах учились по два года. Языком обучения был русский. Директором народных училищ был назначен губернский прокурор Иван Много надежд возлагали на вновь открытые училища пермские
просветители, но их надежды не оправдались. После В. Н. Татищева за
пятьдесят лет с 1737 года по 1789 число обучающихся в школах Урала не
увеличилось, а уменьшилось на сорок пять человек. В 1789 году во всех
училищах Пермской губернии числилось 609 человек, из них в Прикамье В конце XVIII века к существующим школам в Прикамье прибавляются
еще две, открытые помещиками Строгановыми в селе Ильинском (1794) и В 1999 году современная Пожвинская средняя школа торжественно отметила свой двухсотлетний юбилей. В Прикамье, как и во всей Российской империи, в этот период начинают организовываться и функционировать первые земские школы. Процесс этот происходил медленно. На территории Верхнего Прикамья, куда исторически входил Коми-Пермяцкий край, первые земские школы начинают открываться только во II половине XIX века. Более подробно значение и развитие земских школ в нашем крае в моей работе охарактеризовано во II главе. Необходимо подчеркнуть, что в Верхнем Прикамье, как и во всей Хотя широкая подготовка учителей в России началась еще в более
ранний период (XVIIIвек), однако педагогическое образование получило свое
развитие лишь в 60-е годы XIX века. Под влиянием общественно-
педагогического движения в этот период открываются учительские семинарии. В приходских училищах учителями, как правило, были выгнанные со
службы чиновники, недоучки разных учебных заведений, отставные солдаты,
писаря, никогда не слышавшие о существовании такой науки, как педагогики. Известную роль в деле подготовки народного учителя сыграла, как было уже отмечено, деятельность земств Пермского края. Деятельность Пермской губернии в этот период была весьма прогрессивной. Она занималась вопросами открытия школ и широкой общеобразовательной подготовки будущих учителей. Известно, что во второй половине XIX века во главе Министерства
народного просвещения стояли такие ярые реакционеры, как Д. А. Толстой и Следует дополнить, что деятельность земств хотя и была ограничена самодержавием, тем не менее давала положительные результаты. Пермское земство, как и ряд других передовых земств, проявляло особенно большой интерес к начальным школам: выделяло средства на их содержание, снабжало учебно-методическими пособиями, подыскивало учителей, занималось открытием учительских съездов и курсов, стремилось к открытию учительской школы. Но такая учительская школа долго не открывалась. Одной из существенных причин, мешавших ее открытию, явилось открытие в 1872 году Казанской правительственной учительской семинарии, директором которой был известный педагог, профессор Н. И. Ильинский (Кузьмин,1970,с.51). Две же учительские семинарии в одном учебном округе России, в 1908 году, открывать не рекомендовалось (Прокошев,1976,с.29). Огромную роль в деле подготовки земских учителей в нашем Пермском крае сыграли учительские курсы и съезды. Педагогические курсы предназначались для учителей, плохо владеющих методикой преподавания и общей педагогикой, а таких учителей в регионе было большинство. А. М. Вежлев выделяет три этапа в развитии курсов и съездов. “Положение о начальных народных училищах” 1874 года, которым руководствовались при обучении в Российской империи, требовало от учителей иметь право на преподавание, которое приобреталось по экзамену. В результате часть учителей вынуждена была оставить школу, а положение с учительскими кадрами еще более ухудшилось. Такое состояние с учительскими кадрами ставило перед земствами края определенные задачи подготовки и переподготовки учителей (Слудковская,1976,с.38). Второй этап учительских курсов и съездов приходится на 80-е годы В 90-х годах XIX века наблюдается наиболее широкий охват курсами
учителей. Возобновляются летние педагогические курсы, на них впервые
ставится проблема воспитывающего обучения. Следует отметить, что в 60-е
годы XIX века курсы в крае проводились в довольно трудных условиях. Первые педагогические курсы в г. Перми состоялись в 1865 году Программа курсов была следующего содержания: 1. Отношение школы к физическому воспитанию. 2. Школьная гигиена. 3. Отношение школы к нравственному воспитанию. 4. Нравственное воспитание. 5. Основы для построения общей дидактики. 6. Общие свойства правильного обучения. 7. Наглядное обучение. 8. Обучение грамоте. 9. Письменные работы. 10. Грамматика. 11. Арифметика. 12. Геометрия. 13. Объяснительное чтение. 14. Практические уроки. На Осинские курсы съехались шестьдесят три учителя: из Осинского уезда тридцать четыре учителя и пятнадцать учительниц, из Оханского - восемь учителей, Кунгурского - четыре, Пермского - два учителя. По образованию состав учителей был весьма различен. Со специальным высшим педагогическим образованием был только один человек, 8 учителей окончили педагогические курсы при уездных училищах, 4 человека являлись выпускниками пермской духовной семинарии, остальные 50 человек не имели педагогического образования. На педагогических курсах в городе Осе перед учителями выступали передовые педагоги Пермской губернии, представители Петербургского педагогического общества Е. И. Гасабов и другие (Прокошев,1976,с.34). На курсах живое обсуждение получили такие вопросы, как роль личности учителя, пример учителя в процессе обучения и воспитания, какими должны быть школьные порядки и другое. Необходимо отметить, что подобное проведение учительских курсов стало носить традиционный характер Пермской губернии. На них главное внимание уделялось вопросам введения новых методов обучения, в частности звукового способа обучения грамоте. Курсы сыграли большую роль в оживлении школьного дела, в совершенствовании преподавания в начальной школе на территории края. В деле подготовки учительских кадров известную роль сыграли и педагогические классы при женских гимназиях, которые получили широкое распространение в 70-е годы XIX века. Эти педагогические классы возникли также под влиянием деятельности передовой общественности, обеспокоенной нехваткой учителей. Значительный след в истории нашего края оставили педагогические курсы в г. Перми, состоявшиеся в июле 1901 года. На них были приглашены учителя со всего Урала. Это явилось ярким свидетельством тяги учительства к знаниям (Прокошев,1976,с.51). Немаловажным в данный исторический период является составление и выпуск первых премяцко-русских и русско-пермяцких словарей. Эти вопросы хорошо освещены в научных статьях Р. М. Баталовой и Г. Н. Чагина (2000). Согласно их данных, первые письменные источники о коми-пермяцком
языке относятся к XVIII и XIX векам. Они дошли до настоящего времени в виде
рукописных словарей и списков слов (часто наряду зырянскими, удмуртскими,
марийскими и словами из других языков народов-иноверцев Пермской губернии)
в записках ученых, путешественников и участников научных экспедиций по
изучению отдельных районов России: Г. Ф. Миллер(1758), И. Фишер(1768),
акад. И. И. Лепехин(1780), П. С. Паллас(1787). Из них первым и наиболее
значительным по объему (около 2500 слов) и содержанию является “Краткий
пермский словарь с российским переводом…” пермского протоирея Антония В ЦГА Татарстана хранится также и рукопись первой коми-пермяцкой грамматики” Краткие грамматические правила, принадлежащие к знанию коми- пермяцкого языка” (1838) соликамского протоирея Ф. Любимова. В работе по образцу русской грамматики выделяются восемь частей речи и шесть падежей, но особую ценность представляет лексический материал и наименования монет от 1 до 1000 рублей на пермяцком языке, отдельные словосочетания и выражения (Баталова,2000,с.20). Живые формы кудымкарско - иньвенского диалекта середины XIX века и
его основная грамматическая характеристика зафиксированы в работах
исследователя-практика Н. А. Рогова, положившего начало серьезному изучению
коми-пермяцкого языка: его достаточно полная грамматика “Опыт грамматики
пермяцкого языка” (1860), где проводятся также данные и нердвинского
диалекта, и его же “Пермяцко-русский и русско-пермяцкий словарь” (1869,
около 13 тыс. слов), в котором представлена лексика кудымкарско -
иньвенского и нердвинского диалектов. В прошлом году мы окружной научно-
практической конференцией торжественно отметили выход в свет этого словаря. С выходом в свет книги венгерского ученого проф. К. Редэи Подытаживая выше сказанное, следует констатировать, что распространение грамотности в Верхнем Прикамье, где исторически проживали коми-пермяки, имело одинаковые характерные для всей Российской империи черты, но и несло определенные региональные аспекты. Действительно, на распространение грамотности в некоторое время оказали раскольники, большой вклад внесли заводские школы, и значительным вкладом в развитии распространения грамотности стало открытие земских школ. Большая роль в этом процессе отводилась учителям народных училищ и школ. Следует особо отметить роль исследователей, священников по сбору и составлению пермяцко-русских и русско-пермяцких словарей, таких как соликамского протоирея Ф. Любимова, пермского протоирея А. Попова, следователя-практика Н. А. Рогова и других. На исторические предпосылки зарождения грамотности у коми-пермяков определенную роль сыграла миссионерская деятельность Стефана Пермского по созданию коми-азбуки, большая роль принадлежит церковно-приходским, заводским школам, особенно в пос. Пожва, в с. Ильинском и др. Однако, главенствующую роль на распространение грамотности, особенно в конце XIX- начале XX веков, сыграли земские школы, а также деятельность священников, исследователей и практиков края по сбору и составлению пермяцко-русских и русско-пермяцких словарей. Глава II. Роль земских и церковно-приходских школ в развитии образования. История коми-пермяцкого народа тесно связана с историей великого русского народа, сыгравшего в его судьбах пргрессивную роль. Между русскими и коми-пермяками издавна существовали экономические и культурные связи. В царской России коми-пермяки, как и другие народы, испытывали тяжелый гнет помещиков и самодержавия, однако и в этих условиях они жадно тянулись к грамоте, к знаниям. В борьбе коми-пермяков с крепостничеством выразилось и их стремление к сохранению и развитию своей культуры. Царское правительство, проводя великодержавную политику насильственной руссификации, всячески подавляло это стремление. Если в центральных русских губерниях было мало школ, то на отсталых окраинах их не было совсем. Только в конце первой половины XIX века на территории Коми-Пермяцкого края открываются первые школы. §1 Создание и роль заводских школ. В исследуемый период немаловажное значение в распространении грамотности в крае сыграли заводские школы. Они появились несколько раньше, чем земские и церковно-приходские школы и функционировали параллельно. Следует отметить, что наиболее могущественными помещиками Урала в XIX веке, как и прежде, продолжали оставаться Строгановы, им принадлежало 1млн.526 тыс. гектаров земли в Пермском, Оханском, Соликамском и Екатеринбургском уездах, что равняется примерно территории Пермской области в современных границах (1млн. 606 тыс. га). В 1859году на этом огромном пространстве жило 167230 крепостных (у Всеволожских в Пермской губернии было меньше), для которых помещики построили 138 церквей и часовен и только 15 школ (Теплоухов,1859,с.42). В основу обучения в заводских школах в пос. Пожва и в с. Никитинское (Майкорское) была введена ланкастерская система обучения. Свое название она получила по именам английских педагогов А. Белла и Первыми учителями по ланкастерской системе обучения в пос. Пожва
были выпускники местной школы Яков Матвеевич Левин и Василий Дмитриевич В ланкастерском классе ученики учились три года. За это время они
должны были пройти семь "столов" (подразделений). Все столы в определенном
порядке размещались в одной комнате. За один стол усаживались по 10-12
человек. Первый стол предназначался для начальных письменных упражнений на
песке. Он представлял собой подобие плоского, мелкого ящика. На площадку
эту насыпался мелкий желтый песок, на котором железными палочками За столами производились только письменные работы, а обучение чтению и счету велось в полукружиях, каждое из которых соответствовало своему столу. В простенках для каждого стола развешивались таблицы по
преподаваемому предмету для чтения или арифметики. Например, первая таблица
первого стола заключала в себе, кроме алфавита печатных букв, прописных и
строчных, еще слоги из двух аг, ад, ев, ег, еж, иб, ив и трех букв в
сочетаниях сначала гласной буквы с согласной, а затем в обратном порядке. По арифметике имелось по одной таблице на каждый стол до пятого включительно. В таблице первого стола напечатаны цифры от 1 до 10 крупным шрифтом, а затем менее крупным от 10 до 100. Таблица второго стола заключала в себе трех - и четырехзначные цифры. Третьему столу отводились пяти - и семизначные цифры. За четвертым изучалась нумерация свыше, миллиона, за пятым и шестым упражнялись устно в сложении и вычитании, за седьмым, учили таблицу умножения и занимались устными вычислениями на умножение и деление. На каждый стол выбирались два старших ученика, один по чтению, другой по арифметике, эти старшие проводили и письменные работы. Параллельно с изучением таблиц велось обучение вычислениям на счетах в том же объеме. Учитель во время занятий чтением и арифметикой обыкновенно чинил гусиные перья, сидя за своей конторкой и, готовясь таким образом к уроку письма. Иногда он прослушивал кого-либо из учеников. Учение велось в два приема, утром - с 8 до 11 и после обеда с 13
до 16. Учебные часы следовали в таком порядке: первые три четверти часа
посвящались чтению таблиц, развешанных по стенам в отдельности для каждого
стола. Вторые три четверти часа без перерыва занимались письмом за партами. Следует подчеркнуть, что ланкастерский класс в пос. Пожва с небольшим
перерывом, как и в большинстве горнозаводских школ Урала (Билймбае, В конце 1830-х-начале 1840-х годов Пожвинская заводская школа
пришла в упадок. В других частных школах Урала, особенно заводских, в это
время также наблюдается значительный спад педагогической активности. Вскоре членов этого общества и учащихся Чермозской заводской школы хозяин Яким Лазарев в 1837 г. сдал в солдаты. Репрессивные меры были применены и к другим горнозаводским школам Урала. В Пожве крепостных учителей М. Смышляева, Я. Левина и В. Хлебутина уволили, ланкастерский класс закрыли, количество учащихся сократили до 40. Учителем в школу был назначен пономарь Дмитрий Поносов, его помощником, служитель Павел Порошин, которые кроме церковной грамоты и чистописания, по существу ничего не знали и ничему не учили (Прокошев,1976,с.11). Заводская школа в пос. Пожва функционировала и периодически проводила
выпуски. Так, 20 и 22 марта 1844г. в Пожвинской заводской школе были
проведены испытания. Из 40 экзаменуемых учеников по чтению, письму,
арифметике и истории никто не показал знаний выше удовлетворительных,
единицу получили 5 человек, двойку-23 человека, и только знания 12 человек
оценены баллом три. В экзаменационной ведомости сказано: "...ученики читали
большею частью плохо, буквы выговаривались некоторыми по церковной
азбуке... Другие же не знали даже складов... Русская грамматика проходилась
только восьмью учениками, которые при испытании не обнаружили никаких
твердых и основательных сведений даже в первоначальных познаниях ее. Проанализировав, что школа не дает хороших работников, а на заводе
снизилось качество выпускаемой продукции и сократилась прибыль,
заводовладелец В. А. Всеволожский решил перестроить школу. В 1844 г. он
пригласил в Уральские заводские школы учителями выпускников Гатчинского
сиротского института Павла Ивановича Иванова и Павла Федоровича Федорова. Из Пермской гимназии: Всеобщей истории Кайдалова 3 экз. на 2 р. 40 к. Русских букварей 20 экз. на 60 к. Географии для детей Студитского 2 экз. на 1.р. С августа 1844г. по октябрь 1845г. учитель 47 раз писал заявления с
просьбами об удовлетворении нужд училища, из них 11 были исполнены, а 36
оставлены без внимания. В знак протеста П. И. Иванов решается на
прекращение школьных занятий и о своем намерении ставит в известность
управляющего Е. Е. Ингама: "Видя, что местное начальство нисколько не
хочет, даже и не желает воспомоществовать к развитию и распространению
просвещения по требуемой попечительством системе, я, после неоднократных и
неотступных просьб о продолжении и окончании перестройки училищного дома, и
видя только решительное сопротивление в исполнении требований
попечительства и моих в отношении исправления училища и пополнении оного
несколько раз требуемыми новыми потребностями, наконец, почитаю своим
долгом прекратить лекции и посещения в училище, о чем также с предстоящим
отчетом будет доведено до сведения попечительства. Высочайше учрежденного, Учитель П. И. Иванов заботливо относился к учащимся, был в хороших
отношениях с родителями, знал их трудное семейное положение. Так, 3
августа 1845 г. он сообщал правлению: "Почти все ученики Пожевской домашней
школы являются к занятиям без обуви. Прошу правление сделать надлежащее
распоряжение. В противном случае я не могу дозволить мальчикам в
неприличном состоянии посещать лекции" (Прокошев,1976,с.15). Он обеспокоен
нищенским состоянием своих учеников. Учитель добивается от правления С 15 марта 1846г. в Пожвинской школе восстанавливается ланкастерский класс, в который первоначально был принят 41 человек, в основном дети мастеровых из Пожвинского, Никитинского и Елизаветопожвинского заводов. В конце сентября правление уведомило П. И. Иванова, что "мальчикам до Учителя Пожвинской и Александровской школ П. И. Иванов и П. Ф. С этого времени улучшается снабжение школы учебно-наглядными
пособиями. К 1847 г. в ней имелось уже 187 учебных книг, 2 больших классных
доски со станками, 2 малых классных доски, 7 новых ланкастерских столов, 66
аспидных досок, 90 рейсфедеров, 2 архитектурных циркуля и т. п. Рост школы не случаен. Вследствие уменьшения притока
квалифицированных рабочих и служащих на заводах упала производительность
труда и снизились доходы. С целью получения больших прибылей от завода и
эксплуатации трудящихся заводчики Никита и Александр Всеволожские ввели
новый порядок подготовки рабочих кадров, напоминающий порядки,
существовавшие до 1837 г. Об этом говорит инструкция А. В. Всеволожского "Отношением моим в правление от 3 января сего года предложил я г. управляющему определить порядок перехождения подростков, кончивших курс в школе, по мастерствам для практического обучения оных. Ныне же, сообразив сей порядок, предлагаю оный к исполнению. 1. Мальчики входят в школу 7 лет. 2. Проходят 2 класса до 12 лет, неспособные выходят тех же лет и из 1- го класса. 3. От 12 до 16 лет переходят мастерства: столярное, литейное, слесарное и кузнечное, оставаясь в каждом цехе по одному году и занимаясь в чертежной по два часа в день, посещают воскресные школы, дабы дать возможность тем из мальчиков, коих способности не развились до 12 лет в школе, догнать своих товарищей в умственном образовании, нерадивые и непонятливые остаются в цехах, в коих более оказали успехов. 4. На 17 году переходят по четырем главным цехам: доменному, пудлинговому, сварочному и катальному, оставаясь по 3 месяца в каждом, не оказавшие успехов остаются и доле.” 5. На 18 году зачисляются в комплект цехов или поступают, смотря по
успехам и аттестации, в высшее училище (находилось в имении Рябове под Данная инструкция вступила в. силу с начала 1847 г. 24 февраля П. И. Вскоре произошли изменения в жизни школы. 2 марта 1847 г. Пожвинская
заводская школа перешла в ведение Министерства народного просвещения и
причислена в разряд приходских училищ, но с правом преподавания некоторых
предметов в размере уездных училищ. В ней сохранены были ланкастерский и
теоретический классы. Помощником П. И. Иванова назначается после сдачи в Статистическая таблица о количестве учащихся Пожвинского приходского училища до отмены крепостного права. |Таблица 1 | В 1849 г. произошел раздел имения между Александром и Никитой Вопрос об открытии школы в с. Майкор был поставлен священником Накануне отмены крепостного права в 1860 г. в Никитинском заводе
находились: "православная церковь, 8 часовен, госпиталь и школа для
мальчиков, на детей до 12-летнего возраста выдается провиант безденежно" Итак, в имениях помещиков Всеволожских перед реформой 1861 г. в Коми-
В 1870-х годах наряду со школами министерства народного просвещения появились земские школы в Пермской губернии, в том числе и в нашем крае. В Российской империи же усилиями передовых земских деятелей, к
числу которых принадлежал известный педагог Н. А. Корф, было достигнуто
значительное увеличение количества школ. К примеру, в 1863 году по всей Рядовая земская школа в России 1870-80-х годов по своим программам
и постановке учебного процесса была значительно лучше школ министерства
народного просвещения и духовного ведомства. Земской школе принадлежало
ведущее место в распространении среди сельского населения грамотности и
элементарных сведений по арифметике, истории и географии. С 1871 года по Сеть “подвижных школ”, точнее “кочующих учителей”, и система периодического обучения поколений, отделенных друг от друга четырьмя годами - вот к какому решению пришли земские деятели Пермской губернии в конце XIX века. Первые сведения о деятельности земства среди коми-пермяков
относятся к 1868 году, когда было открыто начальное народное училище в селе Архангельское начальное народное училище – одна из старейших школ
округа. О времени открытия школ в других селах данных не сохранилось. К 1887 году в Коми- Пермяцком крае было 21 земское училище. Они
находились в Юрле, Мошево, Юксеево, Усть-Зуле, Кочево, Юме, Гайнах, Одновременно с Пермским земством школами занималось и церковное
ведомство - синод. Оно до 1890 года открыло на коми-пермяцкой территории
всего четыре школы - Отевскую и Пешнигортскую(1885), Жеребцовскую и Верх- Однако, если в 70-80 годах земство по количеству открытых школ обгоняло синод, то в последнее десятилетие XIX века картина резко изменилась. Царское правительство решило вытеснить земскую школу, заменив ее церковной. В 1884 году вышло положение о церковно-приходской школе, как основной школе сельской местности. Над земскими школами был усиленный контроль инспекторов, цензура резко ограничила выпуск учебников, которые писались земскими деятелями народного просвещения, ряд земских школ был закрыт (Бачев,1988,с39). Все же земские школы, на всем протяжении их исторического
существования в Коми-Пермяцком крае, были главными очагами распространения
грамотности и элементарных знаний из области различных наук. Программы и
учебные планы земской школы для своего времени были передовыми. Через
земскую школу, ее программы, учебники, руководства преподавателей учителя
края знакомились с идеями таких выдающихся представителей русской
педагогической мысли, как К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. Ф. Лесгафт, Н. В Коми – Пермяцком крае большинство земских школ имело трехлетний
срок обучения и только немногие были четырехгодичными. Школы с
четырехгодичным курсом обучения находились в крупных населенных пунктах: Но даже и земская школа не отвечала нуждам пермяков и не давала
детям знания об окружающем мире. К примеру, учебная программа школы
включала ниже следующие разделы. На изучение связанных с культом предметов Примерный типовой учебный план земской школы выглядел так: Закон божий -2часа Чтение старославянских текстов -2часа Письмо -6часов Чтение -6часов Арифметика -6часов Чистописание -2часа Пение -1час Рукоделие -1час Всего 26часов Письмо и чистописание заключалось в изучении правил каллиграфии с некоторыми элементами грамматики. Каллиграфия занимала первое место. Арифметика сводилась к изучению четырех действий с целыми числами в пределах тысячи. Чтение было объяснительное. Этот предмет преподавался ежедневно и
включал элементы сведений по истории, географии и естествознанию 0сновное направление в развитии народной школы в России дал
великий русский педагог XIX века, отец русской педагогики К. Д. Ушинский,
выдвинувший идею народности – наиболее полное и всесторонее отражение в
педагогической теории и практике истории, культуры и требований народа. В коми-пермяцкой школе широко использовались такие замечательные учебные пособия, как книги К. Д. Ушинского “Родное слово” и “Детский мир”, принятые земской школой в качестве учебников по русскому языку. В своем руководстве к преподаванию по “Родному слову” К. Д. Ушинский дал основные методические указания о преподавании родного языка. Простота и доступность методики обучения, разнообразие и занимательность учебного материала, самостоятельность детей при его изучении – вот главные советы великого педагога. Наряду с учебниками К. Д. Ушинского “Родное слово” и “Детский мир”
в земской школе использовались также “Азбука” и I, II, III, IV “Книжки для
чтения” Л. Н. Толстого; “Азбука” и “В школе и дома” Н. Ф. Бунакова; Методы обучения значительно отличали земскую школу от церковно-
приходской, в ней более широко применялся принцип наглядности. Земские
школы имели и применяли такие наглядные пособия, как разрезная азбука,
арифметический ящик, шведские счеты, образцы русских и метрических мер,
глобусы, карты, картинки по развитию речи, картины по естествознанию и
истории, коллекции минералов, насекомых, технических культур (лен,
конопля), модели сельскохозяйственных орудий. Наглядность особенно помогала
учителю на уроках объяснительного чтения, где учащимся, главным образом, и
сообщались элементарные сведения по истории, географии, естествознанию Организационная и методическая работа была хорошо поставлена в С конца 1899 года на школы Коми-Пермяцкого края была распространена система Н. И. Ильминского, прфессора Казанской духовной академии, которая способствовала повышению грамотности среди нерусских народов, в том числе и пермяков, и приобщила их к богатой русской культуре. В конце XIX века церковно-приходские пермяцкие школы
преобразовались в четырехгодичные. Преподавание всех предметов в них
осуществлялось по системе Ильминского: в младшем отделении первые два года Внося коренные изменения в методику преподавания, система Недельное количество часов, предусмотренное учебным планом для церковно-приходских школ, распределялось по системе Ильминского следующим образом: Закон божий -4часа Славянское чтение -2часа Счисление -6часов Чтение гражданской печати -6часов Чистописание - 2часа Письмо -6часов Всего -26часов Учебники и учебные пособия, разрешенные для церковно-приходской школы, были составлены в духе активной проповеди догматов церкви. В целом они носили реакционный характер и не имели ничего общего с наукой. Основными учебными пособиями были “Книга священного чтения”, Арифметика в нерусских школах не преподавалась. Ее, по системе Самым пргрессивным элементом системы Ильминского явилась методика обучения русскому языку через посредство родного языка. Допуская в школу коми-пермяцкий язык, учитель неизбежно должен допустить и учебник, написанный на коми-пермяцком языке (Прокошев,1976,с.12). Для обучения чтению в младшем отделении церковно-приходской школы использовался пермяцкий букварь Е. Е. Попова, построенный на основе изучения звуков и букв русского алфавита посредством пермяцких слов. Для каждой изучаемой русской буквы была подобрана группа пермяцких слов, которые складывались из букв разрезной азбуки учителем или учениками и выставлялись на доске. Другим методом изучения азбуки была запись группы пермяцких слов под диктовку учителя, причем учитель сразу же давал перевод этих слов на русский язык. Читать русские слова целиком учащимся не давали читать до тех пор, пока они не изучили всех букв русской азбуки. Перевод был предназначен главным образом для учителей, не знакомых с пермяцким языком (Бачев,1991,с.48). Первые уроки, таким образом, посвящались упражнению учащихся в чтении букв русской азбуки и знакомству с русскими названиями отдельных предметов. Изучение букв Л, Ф, Х, Ц, Щ было отложено на самый конец, так как соответствующих звуков в пермяцком языке нет (Зубов,1993,с.76). После чтения и перевода специально подобранных пермяцких слов и
кратких выражений ученики переходили к чтению и переводу слов и кратких
предложений, помещенных во втором, этимологическом отделе азбуки Е. Е. Взятая в целом, эта методика должна была подвести ученика к изучению русского языка, однако и для овладения родным языком она давала многое: в течение первых двух лет он занимался только на родном языке, причем учителя знакомили его с некоторыми грамматическими формами, присущими этому языку (Баталова,1998,с.18). После трех месяцев обучения по такой методике ученики приступали к
чтению русского текста. В церковно-приходских школах обычно брали “Книгу
для чтения” Н. А. Одинцова (первый год обучения). Упражняясь в чтении,
ученики “практиковались в русском разговоре по содержанию читаемых русских
статей до тех пор, пока они совершенно не овладевали содержанием их, пока
не достигали русского пересказа статей с полным разумением. К концу второго
года обучения дети настолько научились понимать русскую речь, что с
третьего года уже не прибегали к помощи пермяцкого языка” В старшем отделении церковно-приходской школы ученики проходили Изучение русского языка шло параллельно с изучением коми- пермяцкого. Одновременно с этими двумя живыми языками изучался и “мертвый”, старославянский. Такое нагромождение языкового материала на первых ступенях учения было вредно: не овладев, как следует одним языком, ученики переходили к другому. В результате школа не давала прочных знаний ни по одному языку. Элементы русской грамоты и зачатки коми-пермяцкой грамоты – вот
все полезное, что мог получить ученик церковно-приходской школы Учебный процесс в земской и церковно-приходской школах
организовывался так, что начала и конца учебного года в школах точно
установлено не было. Занятия начинались в школах между 1 и 15 сентября, а
зачастую и еще позднее. Были случаи, когда школы начинали заниматься в
октябре-ноябре. Продолжительность учебного года в церковно-приходских
школах составляла от 109 до 160 учебных дней, а в земских – от 130 до 163
дней. Число учебных дней нередко было еще меньше из-за плохой погоды,
буранов, разлива рек весной, когда ученики не могли попасть в школу. Много учебного времени отрывали религиозные праздники и “царские дни”, в которые вести занятия категорически в школах запрещалось. Процент охвата детей школами как церковно-приходскими, так и
земскими был в крае очень невысок, причем процент обучавшихся девочек был
ничтожно мал. Так, в 48 школах духовного ведомства в Соликамском уезде в Земские школы в нашем крае помещались в зданиях, построенных по единому типу. Школа имела две классные комнаты, учительскую, квартиру для заведующего школой, кухню, в которой обычно жила школьная прислуга, прихожую и уборные. Необходимо указать, что здание школы земство часто строило значительно позже открытия школы. Школы по несколько лет находились в совершенно неприспособленных для учебных занятий помещениях. Материальная бедность церковно-приходских и земских школ,
непродолжительность учебного года, частые пропуски детьми учебных занятий,
ограниченность содержания школьной работы приводили к тому, что школа
давала пермяцким детям непрочные, неглубокие, самые элементарные знания. Подготовка учителей для земских школ края велась в учительских школах, которые открывались некоторыми земствами, учительских семинариях и учительских институтах. Но значительное количество учителей специальной подготовки не имело (Бачев,1988,с.44). Преобладание русских учителей в земских школах Коми-Пермяцкого
края сохранялось вплоть до образования КПНО. Русские учителя земской школы
в своем большинстве были уроженцами Пермской губернии и хорошо знали
местные условия, часть их владела коми-пермяцким языком. Учителя коми-
пермяки Д. А. Сысолетин, уроженец с. Верх-Иньва, А. С. Федосеев, уроженец
с. Кочево, Д. А. Хорошев, уроженец д. Мелюхино, Е. Е. Попов, уроженец д. Плохо подготовленных учителей в школах духовного ведомства было много, увольняли их также часто (Прокошев,1976,с.16). Отсутствие учителей служило поводом для закрытия школ. В рапорте от 9 ноября 1894 года Пермскому епархиальному училищному совету наблюдатель школ благочинный священник Яков Шестаков – видный исследователь края, заявил, что Юсьвинская двухклассная церковно-приходская школа за неимением способных лиц в причте Юсьвинской церкви к преподаванию предметов, кроме закона божия, должна прекратить свое существование и просит отделение ходатайствовать перед епархиальным училищным советом о разрешении передать все учебные пособия школы в школу грамоты в Захаровском приходе Ошибской церкви (Бачев,1991,с.45). Материальное положение земского учителя было несколько лучше, чем положение учителя школы грамоты и церковно-приходской, но и оно оставалось тяжелым. Максимальная ставка учителя была 420 рублей в год, но получали ее очень немногие. Размеры учительских окладов определяло земство в зависимости от разряда школы. В 1900 году постановлением земских собраний все школы Пермской губернии были разбиты на 7 разрядов. К первому разряду относились школы, где было свыше 200 учащихся, ко второму – школы с контингентом свыше 170. Учитель школы первого разряда получал 420 рублей, а учитель школы седьмого разряда - всего 300 рублей в год, то есть 25 рублей в месяц. Большинство школ Пермяцкого края относились к седьмому разряду (Бачев,1991,с.76). В земских школах седьмого разряда и почти во всех церковных школах
учитель, как правило, был один, так что ему приходилось вести все классы. Квартирой учителю иногда служила та же самая классная комната, в
которой он вел занятия. Лучше обеспеченные учителя иногда переводили школу
к себе на квартиру. “Я, слава богу, перестроила свой дом и занимаюсь в
своем доме уже второй год, теперь не тесно и не темно, как было в часовне, Нормальной учебной нагрузкой для учителя как земской, так и
церковной школы считалось одновременное проведение занятий с 60 учащимися. Земские и церковно-приходские школы в исследуемый период сыграли прогрессивную роль в развитии образования в Коми-Пермяцком крае. Именно в это время заложена основа обучения на родном пермяцком языке, которая в последствии оказала большую роль для становления коми-пермяцкого национального образования. Глава III. Развитие народного образования в первой трети XX века в Трагедией многих народов окраин России было отсутствие национальной письменности, книг на родном языке, учителей. Обучение велось на церковно-славянском или русском языках. Поэтому на родном языке разговаривать приходилось лишь в деревне или в семье (Бачев,1995,с.70). §1 Создание коми-пермяцкой письменности. Немаловажное значение для коми-пермяцкого этноса сыграло создание своей азбуки и своей коми-пермяцкой письменности. В данной главе описывается и анализируется создание коми-пермяцкой письменности, начиная с конца XIX века и в период после образования Коми-Пермяцкого национального округа, а также описывается процесс ликвидации неграмотности в нашем крае. Первые попытки создать коми-пермяцкую письменность относятся к концу В 60-е годы XIX века вышли первые книги на коми-пермяцком языке. Это
были переводы житий святых, сделанные Н. Роговым и А. Поповым Основателями коми-пермяцкой национальной литературы были писатели Следует подчеркнуть, что первоначально на коми-пермяцком языке
была принята “молодцовская” азбука, которая развивалась во время
становления национальной письменности, родственной с коми-зырянским языком. Нужно дополнить, что основоположниками коми-пермяцкой литературы и письменности, в начале 1930-х годов с целью знакомства с культурой русского и других народов, М. П. Лихачевым и А. Н. Зубовым многие произведения русских писателей переводились на коми-пермяцкий язык. Еще в феврале 1923 года на I съезде коми-пермяцкой интеллигенции
обсуждался вопрос “О развитии литературного языка”. Этот съезд и
провозгласил право на существование коми-пермяцкого литературного языка,
чтобы каким-то образом объединить коми-пермяцкий язык и русский. Этот же
съезд признал необходимым ввести в коми-пермяцкую азбуку букву Л, которой
не было в иньвенском диалекте. Развитие литературного языка началось в 1925
году, когда коми-пермякам была дана автономия. С этого времени начинается
второй этап развития коми-пермяцкого литературного языка. В 1926-27 годах В 1932 году М. П. Лихачевым на основе азбуки были переработаны все учебники на латинизированный лад. В этот период (с 1932 по 1938) все учебники и научно-методические разработки издавались в округе на латинизированной основе. С 1938 года они были поставлены на основу русского языка, по которым мы учимся читать и писать на родном языке по сегодняшний день. По этой же азбуке были составлены самые первые национальные учебники, с помощью которых писали и читали как молодые, так и пожилые жители нашей автономии. К 1932 году, благодаря этим же учебникам, среди коми-пермяков была ликвидирована неграмотность (Бачев,1991,с.39). Таким образом, М. П. Лихачев и А. Н. Зубов стали основоположниками не только национальной литературы, но в первую очередь, национальной письменности. Это они развивали и дали народу родной коми-пермяцкий язык, который дорог и ценен. По этому языку жители округа учились и учатся сегодня читать, писать, понимать друг друга, развивают свою культуру. А. Н. Зубов и М. П. Лихачев оставили после себя большой и
значительный след. Они навечно остались в сердцах коми-пермяков. Очень
больно и тяжело на сердце, что нашим начинателям национальной письменности
и литературы, таким талантливым коми-пермяцким сыновьям, какими были А. Н. §2 Ликвидация неграмотности в крае. После образования округа на I съезде Советов в 1925 г. была
образована Окружная инспекция по народному образованию. Первым заведующим
инспекции был утвержден учитель, активный участник гражданской войны М. В. В годы ликвидации неграмотности и малограмотности в округе
проводилась большая организаторская работа. При окрисполкоме работала
особая комиссия по ликвидации неграмотности и малограмотности,
возглавляемая заместителем прдседателя окрисполкома М. В. Чечулиным. Важную роль в борьбе с неграмотностью среди населения округа
сыграло созданное в 1923 году в стране добровольное общество “Долой
неграмотность” (ОДН). В 1923 году было организовано окружное управление В 1924-25 учебном году было организовано уже 79 ликпунктов, в
которых обучалось 3608 человек. В 1927 году было охвачено обучением более В 1932 году в феврале и марте в округе работали культбригады
студентов пермских, свердловских вузов и техникумов. Они создали десятки
красных уголков, дошкольных учреждений, собрали 40 тысяч рублей в фонд
ликбеза, обучили 27 тысяч неграмотных и малограмотных. Создавались военные
сборы для неграмотных и малограмотных допризывников. Комсомольцы работали в
составе чрезвычайных комиссий по ликвидации неграмотности, ремонтировали
помещения, собирали письменные принадлежности, проводили субботники,
заработанные деньги перечисляли в фонд ликбеза. Но трудностей было много. Активное участие в ликвидации неграмотности и малограмотности
принимали учащиеся старших классов школ крестьянской молодежи. На окружном
слете ударников ликбеза Гриша Носков из Юрлинской школы рапортовал: “Я был
закреплен к деревне Носково по ликвидации неграмотности. После школы
вечером я обучал неграмотных и малограмотных, обучил 26 человек” Учительство округа, до предела нагруженное основной работой в
школе, не всегда могло охватить обучением всех неграмотных. С этой целью в
наиболее крупных школах открывались базовые школы, их в 1931 году в округе
было 75. В этих школах была организована подготовка “ликвидаторов”-
работников по ликвидации неграмотности и оказывалась методическая помощь. После гражданской войны Е. А. Будрина из села Верх-Иньва взялась
за организацию общества “Долой неграмотность”. Она сама выбрала самый
трудный участок – деревню Важ-Шулай, где почти не было грамотных. В 1932
году Е. А. Будрина закончила обучение всех взрослых в деревне, а их было 38
человек. 10 лет она работала днем в общеобразовательной школе, а вечером в
школе ликбеза (Бачев,1995,с.144). Была методистом и организатором по
ликвидации неграмотности. В канун годовщины Октября в 1932 году Е. А. Несмотря на трудности, в результате большой организаторской работы После организации округа в 1925 году обучение детей грамоте на родном языке стало предметом главного внимания окружной инспекции по народному образованию. Уже в 1925-26 учебном году из 85 начальных школ 69 стали национальными. В следующем учебном году обучение на родном языке было введено в первых классах всех школ. В 1930-х годах во всех общеобразовательных школах, корме русских, началось обучение по национальной программе на родном языке, была начата комизация народного образования. В помощь русским, изучающим коми-пермяцкий язык, в 1935 году был выпущен самоучитель коми-пермяцкого языка (автор Ф. Тупицын). Успехи в развитии народного образования в значительной мере
зависели от учительских кадров. Для их подготовки в 1927 году в г. В 1931-32 учебном году насчитывалось уже 240 начальных школ против Таблица 2. Обучение неграмотных и малограмотных по годам характеризуется следующими данными: |Годы |Учтено |Обучено |Учтено |Обучено | По данным таблицы, подготовленной в сборнике “10 лет Коми- Народное образование в Коми-Пермяцком национальном округе в этот период начало успешно развиваться. Заключение. Исследуемый период распространения грамотности в Коми-Пемяцком крае имел свои специфические особенности. На его развитие влияли следующие факторы: развитие организованной промышленности, влияние миссионерской деятельности Стефана Пермского, организация и функционирование заводских школ, открытие и становление земских школ и развитие сети церковно- приходских школ. Следует отметить прогрессивную роль в открытии и функционировании
в данный период заводских школ в пос. Пожва и в с. Майкорское Анализируя положительные и отрицательные моменты земских школ края, следует подчеркнуть, что они также внесли положительную роль в распространение грамотности в Коми-Пермяцком крае. В эти земские школы для обучения привлекалось существенно большее количество пермяцких крестьянских детей обоих уездов, Чердынского и Соликамского. Примечательностью этих школ является тот факт, что обучение в них учителями зачастую велось на родном коми-пермяцком языке. Большое значение в этот период сыграли первые словари Н. А. Из трех видов школ исследуемого периода Коми-Пермяцкого края
наиболее важное значение сыграли церковно-приходские школы. В конце
прошлого века они были открыты в крае повсеместно, и определяли уровень
грамотности косинско-камских, иньвенских, язьвинских и зюздинских пермяков. Учитывая выше сказанное, ученики школ лучше понимали изучаемые предметы. Анализируя период после Великой Октябрьской Социалистической
революции, следует отметить, что в короткий срок, практически в течение
десяти лет, в округе была создана коми-пермяцкая письменность, сформирован
литературный язык, открыты первые учебные заведения по подготовке кадров – Эти годы (с 1920 по 1930) являются началом зарождения коми- пермяцкой культуры, письменности и языка коми-пермяцкого этноса. Список использованной литературы и источников. 1. Архивные материалы: Государственный Архив Коми-Пермяцкого автономного круга – Фонд 2. Оп.1. Д.2. Л.4-6 – окрисполком – Фонд 3. Оп.1. Д.4. Л.1-3 – окрисполком Государственный Архив Пермской области – Фонд 15. Оп.1. Д.302. Л.39-48. 2. Полевые материалы: Коми-Пермяцкий Окружной Краеведческий музей им. П. И. Субботина- Пермяка. Материалы экспедиций Л. С. Грибовой в Коми-Пермяцком автономном округе в 1963, 1964, 1968 и 1970-х годах. Коми-Пермяцкий отдел общественных наук ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. Материалы экспедиций в Коми-Пермяцком автономном округе в 1994-2000 годах. 3. Общая и специальная литература: 1. Бачев Г. Т. Страницы истории Коми-Пермяцкого автономного округа. – Пермь, 1995. – С.142. 2. Бачев Г. Т. Коми-Пермяцкий национальный округ: краткий справочник. 2 издание. – Кудымкар, Пермское книжное издательство. Коми-Пермяцкое отделение, 1975. – 167с. 3. Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми XIX-начала XX. - М., 1958. Т. XIV. – С.316-332. 4. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. – М., 1973. 5. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. – М., Наука, 1981.– С. 210. 6. Владыкин В. Е. Этнография удмуртов. – Ижевск, “Удмуртия”, 1992.- 176с. 7. Грибова Л. С. Пермский звериный стиль как часть тотематической Социально-идеологической системы. Его стадиальный характер. – Сыктывкар, 1975. – С.3-5. 8. Гусев Д. И. Коми-Пермяки в период капитализма и в годы советской власти. // Историко-этнографические исследования: Дис… кан.ист.наук: 07.00.02. М., 1955. – 627с. 9. Добротворский Н. Г. Пермяки: Бытовой и этнографический очерк // Вестник Европы – СПб, 1883, март – С.240. 10. Житие Стефана Пермского. // Древнерусские повести. – Пермь. 1991. 11. Зубов А. Н., Лихачев М. П.. Избранное (на коми-пермяцком языке). – Кудымкар, 1989. – 440с. 12. История и культура коми-пермяцкого народа в школьной программе // (М-лы I и II научно-практических конф.). – Кудымкар, Коми-Пер. кн. изд-во,1993. – 204 с. 13. Коми-Пермяцкий национальный округ. – М-Л., АН СССР, 1949. – 431с. 14. Коми-Пермяцкий национальный округ. Исторические очерки. – Пермь, Перм. кн. изд-во, 1977. – 183 с. 15. Коми-Пемяцкий автономный округ. Страницы истории. – Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во. 1988. – 237 с. 16. Коми-Пермяцкий округ на рубеже веков. Справочное издание. – Кудымкар, Коми-Перм. кн. изд-во., 2000. – 388 с. 17. Коми-Пермяцкий национальный округ. Исторические очерки под ред. Д. А. Чугаева и др. – Пермь. 1977. – 292 с. 18. Лепехин И. И. Продолжение дневниковых записок путешествия Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1771 году – СПб., - Ч.З. 189-203. 19. Мальцев Г. И. Традиционная народная медицина у коми-пермяков. //Коми-пермяки и Финно-угорский мир. – Кудымкар, 1997. – 291-294 с. 20. Наш край. – Кудымкар. Коми-Перм. кн. изд-во, 1970. – Вып. 4,- 178с. 21. Наш край. – Кудымкар, Коми-Перм. кн. изд-во, 1979. – Вып. 5,- 158с. 22. Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере- Богатыре. – Пермь, 1984. 23. Рогов Н. А. Материалы для описания быта пермяков. // Ж-л М.В.Д., Т. 29, отд.VII, 1858. – 82 с. 24. Прокошев В. В. Распространение грамотности в Пермском крае с древних времен до XIX века. – В Сб: Из истории народного образования Урала. – Пермь, 1976. 25. Прокошев В. В. Первые школы Коми-Пермяцкого края. – В Сб: История народного образования в Коми-Пермяцком округе. – Пермь. 1976. 26. Теплоухов Ф. А. Пермяки и зыряне // Пермский краеведческий сборник. – Пермь, 1926. – Вып.11. 27. Смирнов И. Н. Пермяки. Историко-этнографический очерк. // ИОАИЭ. – Казань, Т.9, Вып.2. – 286 с. 28. Чагин Г. Н. Этногенез и этнокультурное развитие коми-пермяков // Коми-Пермяцкий округ на рубеже веков: Справочное издание. – Кудымкар: Коми-Пем. Кн. изд-во, 2000. – С.9-17. 29. Чагин Г. Н. Окружающий мир в традиционном мировоззрении русских крестьян Среднего Урала. – Пермь, 1998. – С.102-104. 30. Шабаев Ю. П. Коми-пермяки сегодня.//Войвыв кодзув. – 1991. №6 – С.6-8. 31. Шишонко В. Н. Пермская летопись с 1263 по 1881, 67 кн. – Пермь. 1881-1889. 32. Янович В. М. Пермяки. Этнографический очерк. // Живая старина, Т. 1-2. – 1903. 33. Коми-Пермяцкий округ за годы Советской власти. – Кудымкар: Коми- Перм. кн. изд-во, 1958. – 234 с. 34. 10 лет Коми-Пермяцкого округа. (1925-1935). – Свердловск. 1935. С.34-36. Список сокращений. 1. АН – академия наук. 2. ГАПО – Государственный архив Пермской области. 3. Д – дело. 4. ИОАИЭ – Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. 5. КНЦ УрО РАН – Коми научный Центр Уральского отделения Российской Академии Наук. 6. КПАО – Коми-Пермяцкий автономный округ. 7. КПОКМ – Коми-Пермяцкий окружной краеведческий музей. 8. КПНО – Коми-Пермяцкий национальный округ. 9. ОДН – общество “Долой неграмотность”. 10. Оп. – опись. 11. РАН – Российская Академия Наук. Приложение. Мошегов Кондратий Михайлович (1881-1937). Родился в деревне Дурово Попов Ермолай Евдокимович (1859-1917). Родился в деревне Кекур Рогов Николай Абрамович (1825-1905). Один из представителей
интеллигенции, вышедшей из крепостных крестьян. Родился в селе Средняя Шестаков Яков Васильевич (1879-1918). Родился в селе Камасино,
просветитель, после окончания Пермской духовной семинарии был направлен на
работу в Коми-Пермяцкий край. В 1891 году он стал священником Кудымкарской
церкви, одновременно работал учителем в Кудымкарском двухклассном мужском
училище, Больше-Сервинской и Лопатинской школах - заведующим. Помогал коми-
пермяцкому народу учиться и развивать свой язык. Он на свои средства издал
первый перевод с русского языка на коми-пермяцкий язык “Сказку о рыбаке и
рыбке” А. С. Пушкина. Выделял средства для голодающих жителей края. В книге Андрей Никифорович Зубов (Питю Эньэ) (1899-1937). Родился в селе Михаил Павлович Лихачев (1901-1937). Родился в селе Егва. Один из основоположников коми-пермяцкой литературы и языка, член Союза писателей, делегат первого Всесоюзного съезда писателей в 1934 году. Работал учителем родного языка в Кудымкарском педтехникуме, в аппарате окроно, научном бюро при окрисполкоме. |
|