| |||
Реферат: Место и роль земских учреждений в конце XIX - начале XX вв.Место и роль земских учреждений в конце XIX – начале XX вв. Гродно 2002 Содержание Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3 §1 Обзор источников и литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4 §2 Формирование уездных и губернских земских органов в 60-70-ых годах XIX ст. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6 §3. Контрреформы земских учреждений в 90-х годах XIX ст. _ _ _12 §4. Планы реорганизации земств и попытки их осуществления в начале XX cт.(1905 - 1917 гг.) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _15 Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 21 Примечания_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 23 Источники и литература_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 26 Введение Россия перевидела несметное число реформ и реформаторов . Резкие толчки и откаты назад , калейдоскопическая смена ориентаций – вот политическая история страны последних трех столетий . Всеохватная революционность нашего исторического сознания влекла за собой пренебрежительное отношение ко всякого рода новациям. Между тем , пристальный взгляд на реализованные и несостоявшиеся проекты преобразований способен многое сообщить не только о делах давно минувших дней , но и о наших сегодняшних проблемах .Особый интерес в этом отношении представляют собой земства . Земства органы местного самоуправления, созданные в ряде губерний Все выше изложенное вызывает неподдельный интерес к данной теме. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи: XX в. (1905-1917гг.). Предметом исследования данной работы является история возникновения
земских учреждений в системе государственной власти России во 2-ой половине При написании работы автор использовала сравнительный метод научно-исторического исследования. Он дал возможность сравнивать, сопоставлять и давать последовательное описание событий избранной темы. В основу структурного построения положен проблемно- хронологический принцип. Работа состоит из введения, четырех разделов и заключения. Обзор источников и литературы В данной работе была использована как обобщающая литература так и периодические издания. В качестве источников служили тексты “ Положения о губернских и земских учреждениях “ Александра II (1 января 1864 г.)1 И “Положения о губернских и уездных земских учреждениях “ Александра Среди обобщающих работ наибольший интерес вызвала книга Рогова А. Более богатый материал содержится в статьях периодических изданий. Исследуемая нами проблема подробно освящена в статье Старкова О. По мнению автора эта статья очень полезна тем, что в ней говорится о возможности применения частицы исторического опыта деятельности земских учреждений в современной российской политической ситуации, в условиях кризиса властных и управленческих структур. Эпохе реформ императора Александра II посвящена статья “Чернильные
перемены “ Ананьича Б. и Чернухи В.6 В ней авторы подробнейшим образом
исследуют как причины реформ, так последовательность и ход их проведения. Очень своеобразна и интересна статья Б.Ананьича “ Проблемы
российского реформаторства “.7 В ней исследователь прибегает к
использованию спортивного термина “стартовавшая с опозданием “,
характеризуя экономическое развитие России во второй половине XIX века. Интересным дополнительным материалом для раскрытия темы послужила
статья Ф.А.Петрова “ Земско-либеральные проекты переустройства
государственных учреждений в России в конце 70-х начале 80-х годов XIX
века “8 , опубликованная в журнале “Отечественная история ”. В ней
рассмотрено мало известное читателям земско-либеральное движение в один из
переломных этапов русской истории – период конца 1870-х начало 1880-х гг. §2. Формирование уездных и губернских земских органов в 60-70-ых годах XIX ст. Александр II утвердил Положение о земских учреждениях, которое было
опубликовано 1 января 1864 г., и в течение нескольких лет распространено на Положение 1864 г. делило избирателей на 3 курии: 1) землевладельцев
всех сословий, 2) горожан - собственников недвижимого имущества в городе, После избрания гласных, чаще всего осенью, собирались уездные земские собрания, на которых обычно председательствовали уездные представители дворянства. На первом заседании уездные гласные избирали из своей среды губернских гласных: от 6 уездов — 1 губернский гласный. В состав губернских земских собраний входили предводители дворянства, председатели управ всех уездов, 2-3 чиновника от казенных и удельных имений. Таким образом, более высокое звено земского самоуправления формировалось на основе непрямых выборов и представительства чинов. Губернские собрания проводились 1 раз в год, но могли созываться и чрезвычайные собрания. На заседаниях председательствовал губернский предводитель дворянства. Для текущей работы и уездные, и губернские собрания избирали управы в составе 3 человек: председателя и двух членов (число членов земских управ могло быть увеличено до 4 - в уездах, до 6-8 - в губерниях).4 Основным принципом Положения 1864 г. являлся принцип имущественного
ценза, причем на первый план выдвигались интересы дворян-землевладельцев, с
интересами же промышленников и крестьян считались мало. Преобладающее
влияние на местные дела оказывало дворянство. Когда в Государственном
совете был выдвинут вопрос о земстве, министр внутренних дел и одновременно
председатель земской комиссии П.А. Валуев, как бы извиняясь за
половинчатость реформы, заявил, что "первый шаг не должен считаться
последним, что учреждение земства есть лишь создание формы, которая засим
по указанию опыта будет наполняться соответствующим содержанием".5 Положением о земских учреждениях устанавливалось, что их ведению подлежит распоряжение местными сборами губернии и уезда. Все местные повинности и некоторые государственные должны были относиться к ведению земства. Однако небольшие финансовые средства земства были еще более урезаны при составлении Временных правил о разверстании земского сбора между казной и земством. На основании Временных правил все государственные повинности были изъяты из ведения земства. Из общих губернских повинностей у земств находились: а) устройство и содержание дорог, мостов, перевозов и верстовых столбов; б) наем домов для рекрутских присутствий, становых приставов и судебных следователей; в) содержание подвод при полицейских управлениях и становых квартирах; г) содержание посредников по специальному межеванию и канцелярий посреднических комиссий; д) содержание местных по крестьянским делам учреждений; е) содержание статистических комитетов.6 В целом земство располагало скудными средствами, и главным источником новых доходов являлось право облагать земских плательщиков новыми налогами. Для всякого улучшения, которое предпринималось земством, ему за неимением других источников, приходилось прибегать к повышению налогов. Но и в этом отношении компетенция земства была ограничена: право земства на обложение торгово-промышленных предприятий Временными правилами было значительно урезано; для новых налогов оставались одни земли, хотя и без того они несли высокие платежи, которые на крестьянских участках нередко превосходили доходность. Участие земских учреждений в народном образовании, в создании условий народного здравоохранения было допущено только в хозяйственном обеспечении, т.е. земство могло ассигновать известные суммы на дело народного образования и на врачебную часть, но распоряжаться этими суммами оно не имело права. К хозяйственным делам, на которые распространялась компетенция земства, относились также взаимное страхование и развитие торговли и промыслов. Но даже в таких узких пределах земства не пользовались свободой и самостоятельностью: многие постановления земств, заключения займов, проекты смет требовали утверждения губернатором или министром внутренних дел. Каждое постановление могло быть опротестовано губернатором. Дела по таким протестам в последней инстанции решались Сенатом. Наконец, оставляя местную полицейскую власть в ведении правительственных учреждений и тем самым лишая земство исполнительной власти, закон 1864 г. еще более обессилил их. Для взыскания принадлежавших земству сборов ему был предоставлен лишь один путь - обращение "к содействию" местной полиции, что далеко не всегда обеспечивало проведение в жизнь земских распоряжений.7 В начале 60-х годов правительство относилось довольно благоприятно к деятельности земских собраний, несмотря на столкновения и шероховатости, которые установились между отдельными земствами, с одной стороны, и местной администрацией с другой. Но уже в начале 1866 г. появились угрожающие симптомы. В январе 1866 г. министр внутренних дел издал циркуляр, которым было ограничено право обложения земствами сплавных лесов. Подготавливалось также ограничение в обложении казенных земель. Все это проводилось правительством достаточно поспешно, причем совершенно игнорировалось мнение земств. Циркуляром от 17 мая 1866 г. разъяснялось, что земства не имеют права "облагать сборами самые изделия и продукты, выделываемые или продаваемые на фабриках и заводах, а равно и других Промышленных и торговых заведениях, оплачиваемых акцизом в пользу казны". Подобные циркуляры подготовили почву для появления закона от 21 ноября 1866 г., окончательно парализовавшего, по мнению А.К. Головачева, какую-либо полезную деятельность земских собраний. Выработка закона от 21 ноября 1866 г. совершалась в полной тайне, и в печати не было об этом никаких известий; издание самого закона совпало со временем очередных губернских заседаний, и управам пришлось спешно переделывать доходные сметы для согласования с новым законом, лишившим земства притока значительных средств.8 13 июня 1867 г. были изданы Правила, еще более стеснившие земскую деятельность, так как земские доклады, журналы и т.п. должны были теперь проходить через цензуру губернатора. Кроме того, этот закон значительно расширил власть председателя и запретил земствам различных губерний взаимодействовать друг с другом. Отныне печатание постановлений и земских речей допускалось только с разрешения губернатора - для земских изданий была установлена предварительная цензура. Вскоре последовало новое существенное стеснение для земской деятельности. Высочайше утвержденным положением Комитета министров от 19 сентября 1869 г. земства были лишены права бесплатной пересылки корреспонденции.9 Сравнительно лучше сложилась судьба у наиболее прогрессивной реформы
городского самоуправления, объявленной с утверждением Александром II 16
июня 1870 г. Городового положения. Согласно ему избирательное право, как
активное, так и пассивное, предоставлялось каждому городскому обывателю, к
какому бы сословию он ни принадлежал, если он был русским подданным, имел
не менее 25 лет от роду и владел в пределах города какой-нибудь недвижимой
собственностью или же уплачивал в пользу города сбор со свидетельств:
купеческого, промыслового, на мелочной торг (лицензию на право мелкой
торговли) и т.п. В итоге каждый, кто владел хоть крошечным домиком, кто в
качестве торговца или ремесленника платил в пользу города, пользовался
правом не только избирать, но и самому быть избранным в гласные. В то же время внутренняя организация городского управления была
достаточно рациональной. Распорядительные функции предоставлялись городской
думе, управа же сделалась исполнительным органом, действующим в рамках,
отведенных ей думой. Распределение занятий и порядок действий управы и
подчиненных ей органов устанавливались инструкцией, издаваемой думой. Члены
управы избирались думой и не нуждались в утверждений администрацией.. Лучшей стороной реформы 1870 г. было предоставление городскому общественному управлению сравнительно широкой самостоятельности в ведении городского хозяйства и решении, местных дел. Утверждению губернской администрацией или в некоторых случаях Министерством внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). Огромное же большинство дел, в том числе и годовые сметы, решались думой окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении. На губернатора возлагался надзор лишь за законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должно было обеспечивать губернское по городским делам присутствие. В его состав входили: губернатор, вице-губернатор, председатель казенной палаты, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и председатель мирового съезда. А.А. Головачев замечал по этому поводу: "У нас считается необходимым все вопросы, возникающие в административной практике, разрешать также административным порядком... У нас забывают, что, вопросы, возникающие в административной практике, т.е. вопросы о так называемых пререканиях о пределах власти и законности административных распоряжений, суть также вопросы о праве и, как таковые подлежат разрешению судебных мест... Нет никакой необходимости учреждать особое присутствие, т.к. все вопросы в случае замеченной незаконности действий городского управления или жалоб и пререканий могли бы рассматриваться судом в общем порядке, законами установленном".11 Но при всех своих недостатках Положение 1870 г. являлось крупным шагом
вперед по сравнению, как с предшествующим периодом, так и с той
обстановкой, в которой оказалось городское самоуправление, в конце XIX -
начале XX вв. Будучи построено на идее доверия к общественной
самостоятельности, оно вывело российские города из спячки и придало им те
силу и значение, о которых лишь мечтали преобразователи XVIII в. Оно
позволило говорить о реальных предпосылках формирования в России
муниципального права и, несмотря на усиление административных начал в 90-х
годах XIX столетия, способствовало всплеску муниципального законотворчества §3. Контрреформы земских учреждений в 90-х годах XIX ст. Годы царствования Александра III выдвинули на политическую арену идеи централизации и укрепления принципа самодержавия. "Русское самодержавие, - писал М.Н. Катков, - не может и не должно терпеть никакой неподчиненной ему или не от него исходящей власти в стране, никакого государства в государстве... Самое главное — устроить на твердых началах и поставить в правильное отношение к центральному правительству земство и местное управление".1 12 июня 1890 г. было опубликовано новое Положение о земских учреждениях, утвержденное Александром III, восстановившее сословность избирательных групп и благодаря изменению ценза еще более усилившее представительство от дворян. По новому Положению в первую избирательную группу входили дворяне потомственные и личные, во вторую - прочие избиратели и юридические лица, в третью - крестьяне. Губернские гласные, как и прежде, избирались на уездных земских собраниях. В губернское собрание с 1890 г. обязательно включались все уездные предводители дворянства и председатели уездных земских управ. Реформа 1890 г. дала дворянам абсолютное преобладание. Так, состав губернских гласных в 1897 г. по сословиям складывался следующим образом: дворяне и чиновники - 89,5%, разночинцы - 8,7%, крестьяне - 1,8%. Но, увеличив количество гласных дворян, новое Положение в то же время уменьшило общее число гласных более чем на 30%. Сокращение гласных было проведено таким образом: от каждого уезда число гласных было уменьшено на одного, причем каждый уезд должен был иметь не менее двух губернских гласных.2 Новое земское Положение фактически отрицало всякую связь с идеей
местного самоуправления. По Положению 1890 г. избирательных прав были
лишены: духовенство, церковный притч, крестьянские товарищества, крестьяне,
владевшие в уезде частной землей, лица, имевшие купеческие свидетельства,
владельцы торговых и промышленных заведений, а также иудеи. Сельские
избирательные съезды были упразднены, гласные назначались губернатором из
числа кандидатов, избранных волостными сходами. Был по существу уничтожен
принцип выборности управ, вводился порядок утверждения не только для
председателя управы, но и для всех ее членов, причем земские собрания
лишались права обжаловать неутверждение. Председатели и члены управ
числились состоящими на государственной службе (ст. 124), в председатели
управ не могли быть избираемы лица, не имеющие права на государственную
службу. Последнее обстоятельство особенно отозвалось на окраинах, где
председателями управ были, как правило, крестьяне или купцы. Ст. 87 Из положительных приобретений, привнесенных Положением 1890 г., необходимо отметить: а) расширение круга лиц, подлежавших избранию в председатели и члены управ (ими могли быть не только гласные, но и вообще лица, имеющие избирательный ценз); б) некоторое увеличение компетенции земств, перечня предметов, по которым земства могли издавать обязательные постановления (ст. 108); в) восстановление почти в полном объеме прав земств на бесплатную пересылку корреспонденции. К ограничительным мерам, направленным на уменьшение самостоятельности земских органов, относится лишение уездных собраний права непосредственных, помимо губернского земства, ходатайств перед правительством. Прежний порядок возбуждения ходатайств был восстановлен лишь законом от 2 февраля 1904 г.4 Участь земских учреждений в 1892 г. постигла и городское
самоуправление. Городовое Положение 1892 г. значительно урезало
избирательное право для горожан, что привело к уменьшению числа избирателей
в 6-8 раз (до 0,5-2% всего городского населения). Сокращено было и число
гласных (примерно в 2 раза). Произошли также изменения во внутреннем
устройстве органов городского управления. Управа была поставлена в более
независимое от думы положение, права городского головы как председателя
думы значительно расширены за счет прав гласных, дума лишалась права отдачи
под суд членов управы. Вместе с тем новое Городовое Положение приравнивало
выборных должностных лиц городского управления к правительственным
чиновникам и ставило их в дисциплинарную зависимость от администрации. Однако нельзя не признать, что к концу 70-х годов XIX в. наступил
кризис земских учреждений. Лишенные инициативы, задушенные произволом
администрации, земства работали как бы по инерции. Многие из гласных
настолько утратили интерес к своей общественной обязанности, к тому же
довольно обременительной, что перестали посещать заседания земских
собраний. Исполнение земских дел в управах при отсутствии должного контроля
со стороны гласных принимало все более формальные рамки, не связанные с
решением реальных нужд населения. Земства быстро превращались в еще одну К концу XIX в. тревоги "смутных" 60-80-х годов были забыты, формальное
земство демонстрировало "верноподданичество", крестьянский мир, ведомый
земскими участковыми начальниками, заменившими в 1889 г. разнобой
деревенского самоуправления, был освобожден от "тягот" не прижившейся
демократии. Государственный механизм работал как часы. По крайней мере так
казалось царскому двору и хотелось правительству. Тем более что источник §4. Планы реорганизации земств и попытки их осуществления в начале XX cт.(1905 - 1917 гг.) Неожиданный для властей общественный подъем 1904-1905 гг. поставил
вопрос о преобразовании всего государственного строя на конституционных
началах. 6 августа 1905 г. было издано Положение о законосовещательной С открытием деятельности новых законодательных органов вопрос о
реформе земского и городского самоуправления был выдвинут на первый план. Последняя в дореволюционное время попытка повысить роль самоуправления
в государстве была предпринята Временным Правительством. 3 марта 1917 г.
оно приняло Декларацию, в которой во главу предстоящих преобразований
ставилась реформа местного самоуправления на основе всеобщего
избирательного права. По реформе местного самоуправления при Министерстве
внутренних дел под председательством С.М. Леонтьева было созвано Особое
совещание. Начав работу 26 марта, совещание за 6 месяцев выработало
основной пакет документов, большинство из которых были утверждены Временным По реформе городского и организации поселкового самоуправления: 1. По реформе губернского и уездного, организации волостного земства: 1. По организационному и финансово-экономическому обеспечению становления местного самоуправления: 1. Постановление о союзах, товариществах и съездах земств, городов и поселков (23 июня); 2. Положение о милиции (17 апреля) для Петрограда, Москвы, Киева и Одессы (29 июня); 3. Административные суды и их штаты (30 мая); 4. О реформе воинских присутствий (5 августа); 5. О гарантировании займов городов и земств (8 августа); 6. О преобразовании кассы городского и земского кредита в банк (14 сентября), и Об улучшении городских и земских финансов (21 сентября), многие другие документы. Одновременно были разработаны и переданы на места для обсуждения проекты нормативных документов: 1. О мировых посредниках. 2. О составлении городами планов и Об образовании в крупных городах домовых комитетов. 3. Об основах земской реформы и переделе губерний и уездов в Закавказском крае; О введении земства в Тверской и Кубанской областях и О земском самоуправлении для русских поселенцев Уранхайского края".6 В итоге реформа охватила следующие основные группы вопросов: Важно обратить внимание на наиболее существенные положения реформы. В состав земских собраний входили только избранные гласные. От участия
в них представителей ведомств и. должностных лиц полностью отказались. Земство получало новое место и значение в общем строе государственного управления, ему передавалась вся полнота власти на местах. К новым функциям местного самоуправления следует отнести оказание юридической помощи населению, заведование школьным делом в учебном отношении, устройство бирж труда, меры по охране труда, заведование милицией. Уездный и губернский комиссары осуществляли надзор за деятельностью губернских и уездных земств, а также волостного земства. Он выражался в форме протестов, вносимых в административный отдел окружного суда, и протесты допускались лишь в случае нарушения закона. Закон от 22 сентября 1917 г. предусматривал пути упорядочения земских
финансов. Устанавливались в пользу земств надбавка к государственному
подоходному налогу, обложение сельских построек, разрешалось
предусматривать ряд новых сборов. Закон от 17 июня 1917 г. определил, что
волостные земства могут взимать не более 30% уездных сборов. Законом от 19
сентября 1917 г. касса городского и земского кредита была преобразована в По закону о милиции от 17 апреля 1917 г. задача охраны порядка и
безопасности становилась одной из составных частей земской и городской
деятельности, а служащие в милиции - одной из категорий земских служащих. Особое внимание было уделено коллективной деятельности земских и
городских учреждений. В предыдущие десятилетия стремление земских
учреждений объединяться в союзы и товарищества для развития своей
деятельности тормозилось властью из опасения политического объединения
земств. Однако жизнь брала свое, и такие земские союзы стали возникать с
конца 90-х годов в виде товариществ земств, по закупке сельскохозяйственных
машин и др. В 1906 г. правительство признало, наконец, за земствами право
образовывать такие товарищества, но только именно такие. Тем не менее во
время Японской войны 1904-1905 гг. явочным порядком возникла обще земская
организация, занявшаяся помощью больным и раненым воинам, а после войны —
продовольственной помощью населению неурожайных мест. В 1906 г. возникла и
переселенческая областная земская организация (при Полтавской губернской
земской управе) для помощи переселенцам в Сибири. Наконец, с началом первой
мировой войны земства явочным порядком образовали Всероссийский земский
союз, который, объединившись с подобным городским союзом, создал мощнейшее
в стране объединение - Земгор, работавшее на оборону, снабжение армии и
организовавшее для этой цели целый ряд различных заводов и предприятий. Подготовленный по поручению Временного Правительства проект Правил о
товариществах, союзах и съездах земских учреждений, городских и поселковых
управлений (утвержденный особым законом от 9 июня 1917 г.) предусматривал
регламентацию различных видов добровольных объединений земский учреждений
и, что представляется наиболее важным, различия между такими объединениями,
исходя из функций и целей их создания. Право на создание того или иного
вида объединения предоставлялось губернским, уездным и волостным земским
учреждениям, а также городским и поселковым управлениям на основании
постановлений соответствующих земских собраний, городских и поселковых дум. Заключение Все освещенное выше дает возможность сделать следующие выводы. Европейской России после реформы 1864г., так как правительство Александра II осознало колоссальное отставание в развитии России от передовых европейских стран и необходимость ее вхождения в русло мировой цивилизации. 3. Социально-экономическую активность земцы стали проявлять с момента введения “ Положения о земских учреждениях ” 1864 г., достаточно жестко критикуя этот закон, ведя борьбу за расширение своих полномочий, стремясь освободиться от излишне назойливой опеки административной власти. Земские ходатайства 60-х –80-х гг. XIX в. дают достаточно яркое представление о взаимоотношениях власти и земства, о тщательных попытках последнего добиться своих прав. Земскую деятельность было невозможно отделить от ведомства правительственной власти. 4. Реакционное “ Положение о земских учреждениях “ 1890 г. не снизило уровня земской социально-политической активности: вопросы изменения российского законодательства, проекты реформирования системы народного образования. Критическое рассмотрение экономической политики страны – эти темы в заседаниях земских собраний, докладах земских управ постепенно выдвигались на первый план. 5. Земство, никогда не остававшееся лишь хозяйственным придатком государственной власти и всегда стремившееся к известной самостоятельности, порой оказывалось, как в начале XX в., на авангардных ролях в борьбе за введение парламентаризма и основных гражданских свобод, находясь все время на гребне общественно-политической волны, не спадавшей до 1918 г. Таким образом, земские учреждения явились важным звеном государственной системы России в XIX – начале XX вв. и внесли серьезный вклад в развитие либерально – реформаторского движения. Примечания
1.БСЭ: В 30-ти т. Т.4. М.: Советская энциклопедия, 1974. §1. §2. §3 // Наука в России.-1996.-№ 5.-С.96 // Наука в России.-1996.-№ 5.-С.96 // Наука в России.-1996.-№ 5.-С.97 // Наука в России.-1996.-№ 5.-С.97 // Наука в России.-1996.-№ 5.-С.97 §4 // Наука в России.-1996.-№ 5.-С.98 // Наука в России.-1996.-№ 5.-С.98 Источники и литература - №2. – С.74-84 России. – 1996. - №6. – С.68-79 – С.108-111 – 1996. - №5. – С.91-104 (1864-1917) // Государство и право. – 1994. -№3 – С.126-133 Юрист, 1999. – 447 с. М.:Амалфея, 1999.-527с. 1993.-№4.-С.32-47 М.:Зерцало:ТЕИС,1995.-236с. |
|