| |||
Реферат: Иван III - личность и политикаРЕФЕРАТ по истории на тему: Личность и политика (Иван III) ученицы 10 «В» класса средней школы № 81 Никитиной Нины. Москва, 2000 г. ПЛАН РЕФЕРАТА: I. Введение. II. Биография Ивана III. III. Личность Ивана III. IV. Заключение. Середина XV столетия застала русские земли и княжества в состоянии
политической раздробленности. Существовало несколько сильных политических
центров, к которым тяготели все остальные области; каждый из подобных
центров проводил вполне независимую внутреннюю политику и противостоял всем
внешним врагам. Такими средоточиями власти были Москва, Новгород Великий,
уже не раз битая, но всё ещё могучая Тверь, а также литовская столица – Появилась возможность создания единого государства. Выгоды его образования состояли прежде всего в способности общими силами организовать противостояние многочисленным внешним неприятелям: татарским ханствам, образовавшимся после распада Золотой орды, литовцам, ливонским рыцарям и шведам. Помимо этого оказались бы невозможными внутренние междуусобные войны, а экономическое развитие было бы облегчено введением единого законодательства, единой монетной системы и единых систем мер и весов. Однако окончательное объединение русских земель и княжеств в могучую державу требовало целого ряда жестоких, кровавых войн, в которых одному из соперников надлежало сокрушить силы всех остальных. В не меньшей степени необходимы были внутренние преобразования; в государственной системе каждого из перечисленных центров продолжали сохраняться полузависимые удельные княжества, а также города и учреждения, имевшие заметную автономию. Их полное подчинение центральной власти обеспечивало тому, кто первый сумеет это сделать, крепкие тылы в борьбе с соседями и увеличение собственной военной мощи. Иными словами, наибольшие шансы на победу имело отнюдь не государство, обладавшее наиболее совершенным, наиболее мягким и демократичным законодательством, но государство, внутреннее единство которого было бы непоколебимым. Прошло менее полувека. Не стало Новгородской республики и великого
княжества Тверского, литовский рубеж далеко отодвинулся на запад;
безоговорочно победила Москва. Она же подчинила себе Казань и Пермь ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ИВАНА III. В 1425 г. в Москве умирал великий князь Василий Дмитриевич. Неспокойно
было у него на сердце. Он оставлял великое княжение своему малолетнему сыну В начавшейся после смерти Василия Дмитриевича борьбе за власть было все:
и взаимные обвинения, и взаимные наговоры на ханском дворе, и вооруженные
столкновения. Энергичный и опытный Юрий дважды захватывал Москву, но в
середине 30-х годов XV века он умер на великокняжеском престоле в момент
своего триумфа. Однако смута на этом не закончилась. Сыновья Юрия – Василий В такие времена войн смут появился на свет будущий «государь всея Руси». Всего пять безмятежных лет было отпущено судьбой княжичу Ивану. Едва- едва начал он постигать по Псалтири книжную премудрость. Ещё слушал он былины и сказки, которые рассказывали ему няньки на материнской половине терема, когда жизнь подхватила его и закружила в своём беспощадном водовороте. 7 июля 1445 г. московские полки были разбиты в битве с татарами у Спасо-Евфимьева монастыря под Суздалем, а мужественно бившийся великий князь Василий Васильевич, отец Ивана, попал в плен. В довершение бед вспыхнул пожар, поглотивший все деревянные строения Москвы. Осиротевшая великокняжеская семья покидала страшный полыхающий город... Василий II возвратился на Русь после внесения огромного выкупа в
сопровождении татарского отряда. Москва бурлила, недовольная поборами и
приходом татар. Часть московского боярства, купцов и монахов строила планы
возведения на престол Дмитрия Шемяки, злейшего врага великого князя. В
феврале 1446 г., взяв с собой сыновей Ивана и Юрия, великий князь
отправился на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, видимо надеясь
отсидеться. Узнав об этом, Дмитрий Шемяка без труда захватил столицу. Его
союзник, князь Иван Андреевич Можайский, устремился к монастырю. В простых
санях привезли захваченного в плен великого князя в Москву, а тремя днями
позже его ослепили. В то время как с отцом происходили эти трагические
события, Иван и его брат укрывались в монастыре у тайных сторонников
свергнутого великого князя. Забыли о них недруги, а может, и просто не
нашли. После отъезда Ивана Можайского верные люди перевезли княжичей
сначала в село Боярово — Юрьевскую вотчину князей Ряполовских, а потом в Но уже в Муроме ему была предначертана крупная политическая роль - он
стал символом сопротивления, знаменем, под которое стекались все, кто
остался верен свергнутому Василию Темному. Понимал это и Шемяка, поэтому и
приказал доставить Ивана в Переяславль. Оттуда его привезли к отцу в Углич,
в заточение. Вместе с другими членами семьи Иван Васильевич стал свидетелем
исполнения хитроумного плана своего отца, который, едва приехав в Вологду В Твери у великого князя Бориса Александровича семья изгнанников нашла
приют и поддержку. И опять Иван стал участником большой политической игры. Пребывание в Твери завершилось отвоеванием Москвы в феврале 1447г. Год
назад, спешно покидая Москву, уезжал в неизвестность испуганный мальчик;
теперь же в столицу вместе с отцом въезжал официальный наследник престола,
будущий зять могущественного тверского князя. Летопись донесла до наших
дней описание личности будущего государя: «Князь же великий Василий Иван Васильевич рано оказался в гуще политической борьбы. Василия Уже с 1448 г. Иван Васильевич титулуется в летописях великим князем, так
же как и его отец. Задолго до вступления на престол в руках Ивана В том же году настало время выполнить давнее обещание о породнении московского и тверского великокняжеских домов. «Того же лета женися князь великий Иван Васильевич месяца июня 4, в канун Троицыному дню». Год спустя в Новгороде неожиданно умер Дмитрий Шемяка: «князь Дмитрий Шемяка умре напрасной смертью в Новгороде и положен в Юрьеве монастыре». Людская молва утверждала, что его отравили по тайному заданию Василия II. Но как бы то ни было, перевернулась очередная страница истории, а для Ивана Васильевича кончилось детство, которое вместило столько драматических событий, сколько иной человек не переживал за всю жизнь. С начала 50-х гг. XV в. и до смерти своего отца в 1462 г. Иван 15 февраля 1458 г. Ивана Васильевича ожидало радостное событие: у него родился первенец. Назвали сына Иваном. Раннее рождение наследника давало уверенность, что усобица не повторится, а «отчинный» (т.е. от отца к сыну) принцип наследования престола восторжествует. ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА III В конце 1461 г. был раскрыт заговор в Москве. Его участники хотели
освободить томящегося в неволе серпуховского князя Василия Ярославича и
поддерживали связь с лагерем эмигрантов в Литве — политических противников В Москве теперь был новый государь — 22-летний великий князь Иван. Как
всегда в момент перехода власти, оживились внешние противники, словно
хотевшие убедиться в том, крепко ли держит в своих руках бразды правления
молодой государь. Новгородцы давно уже не выполняли условий Яжелбицкого
договора с Москвой. Псковичи изгнали московского наместника. В Казани у
власти был недружественный Москве хан Ибрагим. Василий Тёмный, в своей
духовной прямо благословил старшего сына «своей отчиной» — великим
княжением. С тех пор как Батый подчинил Русь, престолами русских князей
распоряжался ордынский повелитель. Теперь же его мнения никто не спрашивал. БОРЬБА С КАЗАНЬЮ Неотвратимо надвигался конфликт с Казанью. Боевым действиям
предшествовала длительная подготовка. На Руси ещё со времён Василия II жил
татарский царевич Касым, имевший несомненные права на престол в Казани. Ивану Васильевичу срочно пришлось менять свои планы. Почти сразу после
неудачной экспедиции татары совершили несколько набегов на русские земли. Войско делилось на три группировки. Первые две, руководимые воеводами Но не таков был Иван Васильевич, чтобы смириться с неудачей. В сентябре ПОКОРЕНИЕ НОВГОРОДА Новые тревожные вести пришли из Новгорода Великого. К концу 1470 г.
новгородцы, воспользовавшись тем, что Иван Васильевич был поглощён сначала
внутренними проблемами, а потом войной с Казанью, перестали платить Москве
пошлины и вновь захватили земли, от которых отступились по договору с
прежними великими князьями. В вечевой республике всегда была сильна партия,
ориентировавшаяся на Литву. В ноябре 1470 г. новгородцы приняли князем Главным покровителем вольного города был Казимир ГУ. В феврале 1471 г.
его сын Владислав стал чешским королём, но в борьбе за престол у него
появился могущественный конкурент — венгерский государь Матвей Корвин,
которого поддержали Папа римский и Ливонский орден. Удержаться у власти без
помощи отца Владислав не смог бы. Дальновидный Иван Васильевич почти
полгода выжидал, не начиная боевых действий, пока Польша не втянулась в
войну за чешский престол. Казимир IV не решился воевать на два фронта. Хан В мае 1471 г. был окончательно разработан план наступления против Тремя потоками вошли московские полки в новгородские пределы. На левом
фланге действовал 10-тысячный отряд князя Даниила Холмского и воеводы Безвозвратно минули времена, когда в 1170 г. «мужи вольные» — новгородцы Только когда в ставку великого князя в Коростынь прибыл архиепископ Эта мастерски проведённая военная кампания и дипломатический успех
делали Ивана Васильевича подлинным «государем всея Руси». 1 сентября 1471
г. въезжал он в свою столицу с победой под восторженные крики москвичей. В июле 1472 г. напомнил о себе хан Ахмат, который всё ещё считал Ивана ЖЕНИТЬБА НА СОФЬЕ ПАЛЕОЛОГ. СЕМЕЙНЫЕ ДЕЛА Первая жена Ивана III, тверская княжна Мария Борисовна, скончалась ещё А 11 февраля 1469 г. в Москву прибыл посол из Рима грек Юрий— от
кардинала Виссариона. Он приехал к великому князю, чтобы предложить ему
жениться на жившей в изгнании после падения Константинополя племяннице
последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог. Для
русских Византия долгое время была единственным православным царством,
оплотом истинной веры. Византийская империя пала под ударами турок, но,
породнившись с династией её последних «василевсов» — императоров, Русь как
бы заявляла о своих правах на наследие Византии, на величественную духовную
роль, которую эта держава когда-то играла в мире. Вскоре в Рим отправился
представитель Ивана Ш, итальянец на русской службе Джан Баттиста делла У венценосных владык почти не бывает спокойных дней. Таков уж жребий государя. Вскоре после свадьбы Иван III отправился в Ростов к больной матери и там получил известие о смерти брата Юрия. Всего на год Юрий был моложе великого князя. Вместе играли они в детстве, вместе делили тяготы мятежного 1446 года. Вернувшись в Москву, Иван Ш решается на небывалый шаг. В нарушение
древнего обычая он присоединяет все земли умершего Юрия к великому
княжению, не поделившись с братьями. Назревал открытый разрыв. Примирить
сыновей сумела в тот раз мать — Мария Ярославна. По заключённому ими
соглашению Андрей Большой (Углицкий) получал город Романов на Волге, Борис В ночь с 4 на 5 апреля 1473 г. Москва была объята пламенем. Сильные
пожары, увы, были делом нередким. В эту ночь отошёл в вечность митрополит ПОХОД «МИРОМ» НА ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. КОНЕЦ ВЕЧЕВОЙ РЕСПУБЛИКИ Побеждённый, но не подчинившийся до конца, Новгород не мог не беспокоить
великого князя московского. 21 ноября 1475 г. Иван III прибыл в столицу
вечевой республики «миром». Он всюду принимал дары от жителей, а вместе с
ними и жалобы на произвол властей. «Вятшие люди» — вечевая верхушка во
главе с владыкой Феофилом — устроили пышную встречу. Почти два месяца
продолжались пиры и приёмы. Но и здесь, должно быть, примечал государь, кто
из бояр ему друг, а кто — скрытый «супротивник». 25 ноября представители Звезда Новгорода Великого неумолимо приближалась к закату. Общество
вечевой республики давно уже разделилось на две части. Одни стояли за Но Иван Ш, по своему обыкновению, не спешил. Он понимал, что с каждым
днём новгородцы будут всё более погрязать во взаимных дрязгах и обвинениях,
а число его сторонников станет расти под впечатлением нависшей вооружённой
угрозы. Так и произошло. Когда великий князь выступил из Москвы во главе
объединённых сил, новгородцы не смогли даже собрать полки, чтобы попытаться
отразить нападение. В столице был оставлен молодой великий князь Иван Великий князь с войском прошёл по льду озера Ильмень и встал под самыми
стенами города. Московские рати со всех сторон обложили Новгород. То и дело
подходили подкрепления. Прибыли псковские полки с пушками, братья великого
князя с войском, татары касимовского царевича Данияра. Феофилу, в очередной
раз побывавшему в московском стане, был дан ответ: «Восхощет нам, великим
князем, своим государем, отчина наша Новгород бити челом, и они знают,
отчина наша, как... бити челом». Между тем положение в осаждённом городе
заметно ухудшалось. Не хватало продовольствия, начался мор, усилились
междуусобные склоки. Наконец, 7 декабря 1477 г. на прямой вопрос послов,
какого «государства» хочет Иван III в Новгороде, государь московский
ответил: «Хотим государства своего как на Москве, государство наше таково:
вечевому колоколу в отчине нашей в Новгороде не быть, посаднику не быть, а
государство нам своё держать как у нас на низовской земле». Эти слова
прозвучали приговором новгородской вечевой вольнице. Территория собираемого СТОЯНИЕ НА УГРЕ. КОНЕЦ ОРДЫНСКОГО ИГА 12 августа 1479 г. в Москве был освящён новый собор во имя Успения Однако не прошло и месяца с начала празднеств, как грозное
предзнаменование грядущих бед потрясло столицу. 9 сентября Москва
неожиданно загорелась. Пожар быстро распространялся, подступая к стенам До Москвы доходили слухи о назревающем заговоре в Новгороде. Иван III
вновь отправился туда «миром». На берегу Волхова он провёл остаток осени и
большую часть зимы. Одним из результатов его пребывания в Новгороде был
арест архиепископа Новгородского Феофила. В январе 1480 г. опального
владыку под конвоем отправили в Москву. Новгородской оппозиции был нанесён
ощутимый удар, однако тучи над великим князем продолжали сгущаться. Впервые
за много лет Ливонский орден напал большими силами на земли Пскова. Из Орды
доходили смутные известия о подготовке нового нашествия на Русь. В самом
начале февраля пришла ещё одна плохая новость — братья Ивана III князья Государство, раздираемое внутренними смутами, перед лицом внешней
агрессии было обречено. Иван III не мог не понимать этого, и потому первым
его движением было желание уладить конфликт с братьями. Их недовольство
было вызвано планомерным наступлением московского государя на
принадлежавшие им удельные права полунезависимых властителей, уходившие
своими корнями во времена политической раздробленности. Великий князь был
готов идти на большие уступки, однако не мог перейти грань, за которой
начиналось возрождение прежней удельной системы, принёсшей на Русь столько
бедствий в прошлом. Начавшиеся переговоры с братьями зашли в тупик. Своей
ставкой князья Борис и Андрей избрали Великие Луки — город на границе с Весной 1480 г. стало ясно, что достичь соглашения с братьями не удастся. Ситуация становилась критической. В череде плохих известий отрадным было
одно, пришедшее из Крыма. Туда по указанию великого князя отправился Иван Приближение Ахмата ставило великого князя перед выбором. Можно было
запереться в Москве и ждать врага, надеясь на прочность её стен. В этом
случае огромная территория оказалась бы во власти Ахмата и ничто уже не
смогло бы помешать соединению его сил с литовскими. Был другой вариант —
двинуть русские полки навстречу врагу. Именно так поступил в 1380 г. В начале лета на юг были посланы большие силы под командованием Ивана В течение августа и сентября Ахмат искал слабое место в русской обороне. Как всё изменилось в его стольном городе! Толпы испуганных людей, пришедших в Москву «от многих градов» в надежде на защиту её стен, блуждали по улицам. Кто-то собирал вещи, чтобы бежать на север. Многие молились в церквах, полагаясь на помощь Господа. Ходили самые невероятные слухи. В Кремле состоялся совет. Митрополит Геронтий, мать великого князя, многие из бояр и высшего духовенства высказались за решительные действия против Ахмата. Было решено готовить город к возможной осаде. Московские посады были сожжены, а их жители переселены внутрь крепостных стен. Как ни тяжела была эта мера, опыт подсказывал, что она необходима: в случае осады расположенные рядом со стенами деревянные постройки могли послужить неприятелю укреплениями или материалом для строительства осадных машин. В те же дни к Ивану III пришли послы от Андрея Большого и Бориса Тем временем Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита
силами Ивана Молодого. Несколько дней продолжались бои за переправы,
которые также не принесли ордынцам успеха. Вскоре противники заняли
оборонительные позиции на противоположных берегах реки. Началось знаменитое В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь, или его сын, или по крайней мере его брат, а также чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за несколько лет. Все эти требования были отклонены, и переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван III пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу. На подходе были силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого. Менгли-Гирей, выполняя своё обещание, напал на южные земли Великого княжества Литовского. В эти же дни Ивану III пришло пламенное послание архиепископа …Наступала зима. Угра замерзала и из водной преграды с каждым днём всё
более превращалась в крепкий ледяной мост, соединяющий враждующие стороны. И тут случилось неожиданное! Ахмат, решив, что Иван III уступает ему
берег для решающей битвы, начал спешное отступление, похожее на бегство. Современникам спасение Руси показалось чудом. Однако неожиданное бегство Да и сама Русь была уже не той, что в ХШ в., во времена нашествия Батыя, и даже в XIV в. - перед лицом орд Мамая. На место полунезависимых, враждующих друг с другом княжеств пришло сильное, хотя ещё и не совсем окрепшее внутренне. Московское государство. Тогда, в 1480 г., трудно было оценить значение случившегося. Многие
вспоминали рассказы дедов о том, как всего через два года после славной
победы Дмитрия Донского на Куликовом поле Москва была сожжена войсками ПОКОРЕНИЕ ТВЕРИ И ВЯТКИ Спустя пять лет после «стояния на Угре» Иваном III был сделан ещё один шаг к окончательному объединению русских земель: в состав Русского государства было включено Тверское княжество. Давно прошли те времена, когда гордые и отважные тверские князья спорили
с московскими о том, кому из них собирать Русь. История разрешила их спор в
пользу Москвы. Однако Тверь ещё долго оставалась одним из крупнейших
русских городов, а её князья были в числе самых могущественных. Совсем ещё
недавно тверской монах Фома восторженно писал про своего великого князя Сын Бориса Александровича Михаил уже не имел ни могущества, ни блеска
своего отца. Однако он хорошо понимал, что происходит на Руси: всё движется
к Москве — вольно или невольно, добровольно или уступая силе. Даже Новгород Последней надеждой Михаила сделалась Литва. В 1484 г. он заключил с В 1489 г. к Русскому государству была присоединена Вятка — отдалённая и во многом загадочная для современных историков земля за Волгой. С присоединением Вятки дело собирания русских земель, не входивших в Великое княжество Литовское, было закончено. Формально самостоятельными оставались только Псков и великое княжество Рязанское. Однако они находились в зависимости от Москвы. Расположенные на опасных рубежах Руси, эти земли часто нуждались в военной помощи великого князя московского. Власти Пскова уже давно не решались ни в чём перечить Ивану III. В Рязани правил юный князь Иван, который приходился великому князю внучатым племянником и был ему во всём послушен. УСПЕХИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИВАНА III К концу 80-х гг. Иван III окончательно принял титул «великого князя всея Достижение территориального единства русских земель было важнейшим итогом деятельности Ивана III. Однако он понимал, что останавливаться на этом нельзя. Молодое государство нуждалось в укреплении изнутри. Надлежало обеспечить безопасность его границ. Ждала своего решения и проблема русских земель, попавших в последние столетия под власть католической Литвы, которая время от времени усиливала нажим на своих православных подданных. В 1487 г. великокняжеские рати совершили поход на Казанское ханство —
один из осколков распавшейся Золотой Орды. Казанский хан признал себя
вассалом Московского государства. Тем самым почти на двадцать лет было
обеспечено спокойствие на восточных рубежах русских земель. Дети Ахмата,
владевшие Большой Ордой, Уже не могли собрать под свои знамена войско,
сравнимое по численности с войском их отца. Крымский хан Менгли-Гирей
оставался союзником Москвы, и дружественные отношения с ним еще более
укрепились после того, как в 1491 г. во время похода детей Ахмата на Крым Относительное спокойствие на востоке и юге позволило великому князю
обратиться к решению внешнеполитических задач на западе и северо-западе. К началу 90-х гг. XV в. Россия установила дипломатические отношения со многими государствами Европы и Азии. И с императором Священной Римской империи, и с султаном Турции великий князь московский соглашался разговаривать только как равный. Московское государство, о существовании которого ещё несколько десятилетий назад мало кто знал в Европе, быстро получало международное признание. ВНУТРЕННИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Внутри государства постепенно отмирали пережитки политической раздробленности. Князья и бояре, ещё недавно обладавшие огромной властью, теряли её. Это происходило непросто и порой драматично. Множество семей старого новгородского и вятского боярства насильно были переселены на новые земли. Для многих это явилось подлинной трагедией. В последние десятилетия великого княжения Ивана III, наконец, исчезли
удельные княжества. После смерти Андрея Меньшого (1481 г.) и двоюродного
дяди великого князя Михаила Андреевича (1486 г.) прекратили своё
существование Вологодский и Верейско-Белозерский уделы. Печальна была
судьба Андрея Большого, удельного князя углицкого. В 1491 г. он был
арестован и обвинён в измене. Старший брат припомнил ему и мятеж в тяжёлом
для страны 1480 году» и другие его «неисправления». Сохранилось
свидетельство, что впоследствии Иван III раскаивался в том, сколь жестоко
он обошёлся с братом. Но что-либо изменить было уже поздно — после двух лет
заключения Андрей умер. В 1494 г. скончался последний брат Ивана III — Уничтожение старой удельно-княжеской системы потребовало создания нового
порядка управления страной. В конце XV в. в Москве начали формироваться
органы центрального управления — «приказы», которые были прямыми
предшественниками петровских «коллегий» и министерств XIX в. В провинции
главную роль стали играть наместники, назначавшиеся самим великим князем. В 1497 г. был издан Судебник — первый общегосударственный свод законов со времён Киевской Руси. Судебник вводил единые правовые нормы для всей страны, что явилось важным шагом к упрочению единства русских земель. Не упускал из поля зрения Иван III и вопрос о своём преемнике. В истории не раз случалось, что споры претендентов на престол ввергали страну в долгие кровавые смуты. Не стёрлись из памяти Ивана III и страшные воспоминания детства, связанные с жестокой войной за власть между его отцом и представителями другой линии потомков Дмитрия Донского. В 1490 г. в возрасте 32 лет скончался сын и соправитель великого князя,
талантливый полководец Иван Иванович Молодой. Его смерть привела к долгому
династическому кризису, который омрачил последние годы жизни Ивана III. Выбор между сыном и внуком оказался для Ивана Ш делом крайне непростым,
и он несколько раз менял своё решение, стремясь отыскать такой вариант,
который бы не привёл к новой череде междуусобий после его смерти. Поначалу
верх взяла «партия» сторонников Дмитрия-внука, и он в 1498 г. был коронован
по неизвестному до того чину великокняжеского венчания, несколько
напоминавшему обряд венчания на царство византийских императоров. Юный Однако торжество «великого князя всея Руси Дмитрия Ивановича»
продолжалось недолго. Уже в следующем году он и его мать Елена попали в
опалу. А ещё через три года за ними сомкнулись тяжёлые двери темницы. Ивану III, как и многим другим великим политикам эпохи средневековья, пришлось в очередной раз принести в жертву государственной надобности и свои родственные чувства, и судьбы своих близких. Между тем к великому князю незаметно подкрадывалась старость. За плечами у него была долгая жизнь. Ему удалось завершить дело, завещанное отцом, дедом, прадедом и их предшественниками, дело, в святость которого уверовал ещё Иван Калита, — «собирание» Руси. Быстро прошла жизнь. Побед в ней было больше, чем поражений. Но было ли в ней больше дней счастливых, чем тревожных и горестных?.. Дали о себе знать и волнения последних лет. В июле 1503 г. он начал «изнемогати тяжелой болезнью». Сказалась и смерть в апреле того же года жены – Софии Палеолог. Судя по описаниям, у 63- летнего Ивана III произошло кровоизлияние в мозг. 27 октября 1505 г. он умирает. ЛИЧНОСТЬ ИВАНА III Настало время задуматься о душе. Иван III, нередко круто обходившийся с
духовенством, был тем не менее глубоко набожен. Перед скорой встречей с
грозным Судией нужно было ещё раз вспомнить всю жизнь, покаяться в
совершённых грехах. Больной государь отправился на богомолье по монастырям. Личность Ивана Великого была противоречива, как и время, в которое он жил. В нём уже не было пылкости и удали первых московских князей, но за его расчётливым прагматизмом ясно угадывалась высокая цель жизни. Он бывал грозен и часто внушал ужас окружающим, но никогда не проявлял бездумной жестокости и, как свидетельствовал один его современник, был «до людей ласков», не гневался на мудрое слово, сказанное ему в упрёк. Он никогда не торопился, но, поняв, что время действовать настало, действовал быстро и решительно. Мудрый и осмотрительный, Иван III умел ставить перед собой ясные цели и достигать их. Ивана III можно уверенно назвать выдающимся русским государственным
деятелем, проявившим незаурядные военные и дипломатические способности. Иван был умелым политиком, патриотом и Руси, и ее столицы — Москвы. При нем русские архитекторы и умельцы вместе с пригнанными из Италии мастерами начали перестройку Кремля, были воздвигнуты доныне поражающие гармонией и красотой Успенский и Благовещенский соборы, заложен Архангельский, многие светские дворцовые здания. Глава могучего государства, Иван III к титулу великого князя и государя
прибавляет слова «всея Руси» (такие попытки делались и ранее, при Иване И вот уже папа римский спешит укрепить дружеские связи католического
мира с православной Россией, представшей могучей и великой перед лицом
изумленной Европы. Ивану III предлагается рука православной христианки Зои Где с помощью брачной церемонии, где — оружием дипломатии, в коей был
весьма искусен, а где и мечем добивается Иван III все новых успехов во имя Столь же успешной была и внутриполитическая деятельность Ивана III. По воспоминаниям современников, был он грозен с подданными, но мудр в делах государственных. Склонностью своею добиваться успехов, говоря языком летописи, «многаго совета ради с мудрыми и мужественными» соратниками своими и «ничего не начинати без глубочайшего и многаго совета» Иван III напоминает Петра I. Формально Иван III оставался великим князем. Однако ему удалось закрепить за своими наследниками титул царя и самодержца. При нем вошел в практику торжественный придворный церемониал. Но это все — как бы внешний антураж царской власти. Для последующей
судьбы России куда важнее были другие нововведения Ивана III. Это и рост
влияния Боярской думы (Иван III «встречи», т. е. выражения непокорности, не
терпел, но с мнением бояр считался, с Думой — советовался). Это и
совершенствование управления государственными делами, сформировавшее
фундамент нового аппарата власти — приказов XVI в. Это и принятие в 1497 г. Разумеется, Иван III создавал Российскую державу как феодальное, классовое государство. Конечно же, будучи сыном своего жестокого века, он бывал жесток (и прозвище Грозного тоже заслужил, однако, в похвальном смысле: грозный для врагов…), бывал и коварен в отстаивании своих интересов. Но обладал замечательным качеством, ставящим его в ряд выдающихся государей тогдашней Европы: когда надо было решать государственные дела, умел подниматься выше личных интересов и предрассудков времени. Его биографы, современники, дворянские и буржуазные историки последующих веков, соотечественники и иноземцы отдавали должное радению государя всея Руси за интересы Отечества. Так, отмечают, что он охотно использовал передовой опыт западноевропейской науки и техники, поощряя эти занятия и в своей отчизне. Он приглашал в Россию видных архитекторов, врачей, деятелей культуры, мастеров. Обладая тонким знанием человеческих характеров, он выдвигал из окружающей среды талантливых полководцев, умных дипломатов, деловых администраторов, порою вопреки дворцовой интриге. Один из лучших портретов Ивана III принадлежит Н. М. Карамзину,
обратимся к нему. Итак, московский князь Иван III пробыл на великокняжеском
престоле 43 года. В далеком 1462 г. он унаследовал от отца, Василия А сыну своему княжичу Василию Иван III оставил огромную державу, ее площадь выросла в пять раз и превышала 2 миллиона квадратных километра. На двадцать втором году жизни сделался Иван III государем. «Но в лета пылкого юношества он изъявлял осторожность, свойственную умам
зрелым, опытным, а ему природную: ни в начале, ни после не любил дерзкой
отважности; ждал случая, избирал время; не быстро устремлялся к цели, но
двигался к ней размеренными шагами, опасаясь равно и легкомысленной
горячности, и несправедливости, уважая общее мнение и правила века. Но не будем идеализировать Ивана III, был он достаточно противоречив. Также он, по наблюдению историков, умел превращать военные проблемы в дипломатические, владея обоими этими искусствами — военным и дипломатическим — в равной мере. «Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды... без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, дал себе мудрые правила в политике внешней и внутренней: силою и хитростию восстановляя свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня, обрывая Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские до пустынь сибирских и норвежской Лапландии, изобрел благоразумнейшую, на дальновидной умеренности основанную для нас систему войны и мира, которой его преемники долженствовали единственно следовать постоянно, чтобы утвердить величие государства. Бракосочетанием с Софиею обратив на себя внимание держав, раздрав завесу между Европою и нами, с любопытством обозревая престолы и царства, не хотел мешаться в дела чуждые: принимал союзы, но с условием ясной пользы для России; искал орудий для собственных замыслов и не служил никому орудием, действуя всегда, как свойственно великому, хитрому монарху, не имеющему никаких страстей в политике, кроме добродетельной любви к прочному благу своего народа. Следствием было то, что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри, и не боясь врагов внешних». Чрезмерно благостная картина? Идеальный образ правителя? Излишняя восторженность в создании образа Ивана III замечается и самим историком. И спустя несколько страниц он размышляет: «История не есть похвальное слово и не представляет самых великих мужей
совершенными. Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕРВЫЙ ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ Государства похожи на людей. Они рождаются, растут, крепнут, стареют и
умирают. В истории Русского государства, центром которого стала Москва,
вторая половина XV столетия была временем юности — быстро расширялась
территория, одна за другой следовали военные победы, завязывались отношения
с далёкими странами. Старый обветшавший Кремль с небольшими соборами уже
казался тесным, и на месте разобранных древних укреплений выросли мощные
стены и башни, сложенные из красного кирпича. Внутри стен поднялись
просторные соборы. Засияли белизной камня новые княжеские терема. Сам
великий князь, принявший гордый титул «государя всея Руси», облачился в
златотканые одеяния, а на своего наследника торжественно возложил богато
расшитые оплечья — «бармы» — и драгоценную «шапку», похожую на корону. Но, для того чтобы каждый — будь он русский или иноземец, крестьянин или государь соседней страны — осознал возросшее значение Московского государства, одного внешнего великолепия было недостаточно. Необходимо было найти и новые понятия — идеи, в которых отразились бы и древность русской земли, и её независимость, и сила её государей, и истинность её веры. Этим поиском занялись русские дипломаты и летописцы, князья и монахи. Собранные воедино, их идеи составили то, что на языке науки называется идеологией. Начало формирования идеологии единого Московского государства относится
к периоду княжения великого князя Ивана III (1462—1505 гг.) и его сына В 70—80-х гг. XV в. произошёл целый ряд важнейших для русской
государственности событий. С присоединением Новгорода (1478 г.), Твери В политике далеко не всё решается одной военной силой. Стремительное возвышение власти великого князя московского привело его к мысли о необходимости искать достойные обоснования своим действиям. Следовало объяснить вольнолюбивым новгородцам и гордым тверичам, почему именно московский князь, а не тверской или, к примеру, рязанский великий князь, является законным «государем всея Руси» — единственным владыкой всех русских земель. Нужно было Доказать чужеземным монархам, что их русский собрат ни в чём не уступает им — ни в знатности, ни в могуществе. Надо было, наконец, заставить Литву признать, что она владеет древними русскими землями «не по правде», незаконно. Тем золотым ключом, который подобрали создатели идеологии единого Именно на это ссылался Иван III, обращаясь в 1472 г. к непокорным
новгородцам: «Вотчина моя это, люди новгородские, изначала: от дедов, от
прадедов наших, от великого князя Владимира, крестившего землю Русскую, от
правнука Рюрика, первого великого князя в вашей земле. И от того Рюрика и
до сегодняшнего дня знали вы единственный род тех великих князей, сначала
киевских, и до самого великого князя Дмитрия-Всеволода Юрьевича «Старину» дьяки вспомнили не случайно. В те времена это понятие было очень важным. Ценным и законным считалось то, что имело свою «старину», которую признавали ещё деды и прадеды и которая понималась как плод мудрости многих поколений. Даже тогда, когда в жизни появлялось что-то новое, его часто старались одеть в одежды «старинного». Так уж был устроен человек средневековья! Именно поэтому великому князю было очень важно заявить о древности своего рода, показать, что он — не выскочка, а правитель русской земли по «старине» и «правде». Не менее важна была и мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Это ещё больше возвышало великого князя над его подданными, которые, как писал один иностранный дипломат, побывавший в начале XVI в. в Москве, постепенно начинали верить, что «воля государя есть воля Божья». Провозглашаемая «близость» к Богу накладывала на монарха ряд обязанностей. Ему надлежало быть благочестивым, милостивым, заботиться о сохранении его народом истинной православной веры, творить справедливый суд и, наконец, «боронить» (защищать) свою землю от врагов. Конечно, в жизни далеко не всегда великие князья и цари соответствовали этому идеалу. Но именно такими хотел их видеть русский народ. Новые идеи происхождения власти великого князя московского, древности
его династии позволили ему уверенно заявить о себе среди европейских и
азиатских правителей. Русские послы давали понять иностранным владыкам, что При дворе начали вводиться пышные церемонии. Своего внука Дмитрия, впоследствии попавшего в немилость, Иван Ш венчал на великое княжение по новому торжественному обряду, напоминавшему обряды венчания византийских императоров. О них Ивану могла рассказывать его вторая жена — византийская принцесса Софья Палеолог... Так во второй половине XV в. в Москве создавался новый образ великого князя — сильного и полновластного «государя всея Руси», равного по своему достоинству императорам. Вероятно, в последние годы жизни Ивана 1П или вскоре после его смерти в придворных кругах было написано сочинение, призванное ещё больше прославить род московских князей, наложить на него отблеск величия древних римских и византийских императоров. Это сочинение получило название «Сказание о князьях владимирских». Автор «Сказания» старался доказать, что род русских князей связан с
самим царём «всеа вселенныа» Августом — императором, правившим в Риме с 27
г. до н.э. по 14 г. н.э. У этого императора, говорилось в «Сказании», был
некий «сродник» (родственник) по имени Прус, которого он послал правителем Связать свою родословную с древними римскими императорами стремились
почти все европейские монархи того времени. Великий князь, как мы видим, не
стал исключением. Однако на этом «Сказание» не кончается. Далее оно
повествует о том, как в XII в. древние царские права русских князей были
особо подтверждены византийским императором Константином Мономахом,
приславшим великому князю киевскому Владимиру (1113—1125 гг.) знаки
императорской власти — крест, драгоценный «венец» (корону), сердоликовую
чашу императора Августа и другие предметы. «И с тех пор, — гласит У историков достоверность этого предания вызывает большие сомнения. Но
современники отнеслись к «Сказанию» иначе. Его идеи проникли в московское
летописание XVI столетия и сделались важным звеном официальной идеологии. Центром, где создавалась новая идеология, была Москва. Однако о новом
значении Московского государства задумывались не только в Кремле. Долгими бессонными ночами при дрожащем свете лучины думал о судьбе Филофей был уверен, что Россия призвана сыграть в истории особую роль. «Так знай, — писал Филофей Мунехину, — что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве... и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не бывать!» Из этого Филофей сделал вывод, что русский государь «во всей поднебесной есть христианам царь» и является «сохранителем... святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве». Однако Филофей отнюдь не предлагал великому князю силою меча привести все христианские земли под свою власть. Его идея была в другом. Чтобы Россия стала достойна этого высокого предназначения, он призвал великого князя «хорошо урядить своё царство» — искоренить в нём несправедливость, немилосердие и обиды. Идеи Филофея в совокупности составили так называемую теорию «Москва — третий Рим». И хотя эта теория не вошла в официальную идеологию, она подкрепила одно из важнейших её положений — о богоизбранности России, став вехой в развитии русской общественной мысли. Идеология единого Московского государства, основа которой была заложена
во второй половине XV — начале XVI вв., продолжала развиваться в XVI—XVII
столетиях, приобретая более законченные и вместе с тем неподвижные,
окостеневшие формы. О первых же десятилетиях её создания напоминают
величественные соборы Московского Кремля и гордый двуглавый орёл, в начале СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Энциклопедия «История России и ее ближайших соседей», М., «Аванта +», ----------------------- [pic]
Иван III. Гравюра XVI в. [pic] Печать Ивана III с двуглавым орлом. |
|