| |||
Реферат: Деятельность Избранной Рады во времена Ивана Грозного План 1. Первые реформы Избранной рады......................3 2. Реформы в период 1549 - 1556 гг..........................6
а) Военная реформа...................................................6
б) Судебник 1550 г.....................................................6
г) Дворцовая тетрадь.................................................7
д) 3. Реформы в период 1556 - 1560 гг.........................11 Заключение..............................................................13 4. Список литературы...............................................15 ВВЕДЕНИЕ Вопрос о правительстве 50х годов XVI в и характер его политики
традиционно связывается с вопросом о “избранной раде”. Полемика по вопросу
о том, что такое “избранная рада”, интересы каких классов она выражала, в
каком отношении ее политика находилась к реформам 50х годов и т.д. Однако существует другая точка зрения по данному вопросу, выдвинутая И.Н. Жданов впервые в историографии перенес вопрос об “избранной
раде” в плоскость изучения реформ 50х годов. Теперь вопрос об “избранной
раде” нельзя было решат путем выбора между двумя противоположными оценками 1. ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования
государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27
февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская
дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне Решение Собора 1549г. показало, что правительство собиралось в дальнейшем использовать поддержку как боярства, так и дворян. Оно было явно не в пользу феодальной аристократии, так как она должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенное оформление сословных привилегий дворянства. В связи с тем, что в феврале 1549г. было решено “давать суд” если
человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается
особая Челобитная изба, которой ведал А.Адашев и, возможно, Сильвестр.1 Одновременно с “Собором примирения” происходили заседания и
церковного собора, который установил церковного празднования еще 16 После февральских соборов правительственная деятельность в 1549г.
развернулась в различных областях. Рост народных движений в городе и
деревне заставил возобновит проведение губной реформы, после торжества Формирование различных изб происходило по функциональному различию, а не по территориальному. Это свидетельствовало о значительном успехе централизации управления.1 Однако част изб не порывала окончательно с территориальным принципом управления. 1549г. был годом активного наступления на иммунитетные привилегии духовных феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров послали грамоту, согласно которой ряд монастырей лишался права беспошлинной торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри привилегии сохраняли. К концу 1549г. все настойчивее стали раздаваться голоса,
подталкивающие правительство на проведение реформ. Царю подал свой проект Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С. Пересветова, защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием,- вот некоторые из предложений этого “воинника”-публициста, выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно- гуманистическим движением.2 Изначально в царских вопросах ставилась задача издания законов,
которые должны были восстановит порядок, существовавший при Иване III и После постановки об отмене местничества в проекте изгалялся ряд
соображений о необходимости навести порядок в вотчинном и поместном праве. К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных
пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землями Если подвести итоги рассмотрению царских “вопросов”, то можно констатировать далеко идущие намерения правительства удовлетворить земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию и государственные финансы. РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1549 - 1556 гг. Военная реформа После неудачного похода на Казань в ноябре 1549г. встал вопрос об
осуществлении военной реформы. Единоначалие укреплялось путем установления
старшинства первого (большого) воеводы большого полка по отношению к
воеводам всех других полков. Укреплению дисциплины в дворянской армии
содействовало запрещение местничества на “службе” с воеводами. Это также
повышало роль воевод во время военных действий. целом июльский приговор Наряду с попытками укрепления дисциплины дворянской конницы в
середине XVI века закладывается основа формирующегося постоянного Судебник 1550 г. Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было
составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который
заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были
совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался
координатной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник Второй закон, относящийся к проблеме землевладения провозглашал ликвидацию тарханов. Статья наносили удар по основным группам привилегированных землевладельцев - тарханников, и была направленна против податных привилегий духовных феодалов. Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ужесточилось отношение к холопам.”1 Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного
управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные
направления, по которым будет проходит перестройка государственного
аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Дворцовая тетрадь Стоглав Также правительство принимало меры к подготовке передачи церковно- монастырской земли в частную собственность дворян. 15 сентября 1550г. правительство обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большую программную речь в защиту права монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, несмотря на это выступление главы русской церкви, рядом своих привилегий пришлось поступиться. Согласно “приговору” 15 сентября 1550г. духовным феодалам
запрещалось основывать новые слободы , хотя старые за ними сохранялись. В
целом “приговор” компромиссный характер, т.к. сохранял за духовными
феодалами слободы и предоставлял им даже некоторые возможности для
пополнения их населения со стороны.3 Но такое положение не устраивало
руководство русской церкви, поскольку подобные действия подрывали авторитет
церкви в глазах у миллионов верующих. Встал вопрос о созыве нового
церковного собора. Назревало столкновение между правительством “избранной
рады”, стремившейся использовать заинтересованность боярства и дворян в
ликвидации земельных богатств церкви, возглавляемой Митрополитом Макарием. В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающихся церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения. Перед собором был поставлен вопрос о необходимости организации государственного выкупа пленных, попавших к “басурманам”. Земельные реформы Итак в результате мероприятий, проведенных в 1550 - 51 гг.,
наиболее значительный удар был нанесен церковно-монастырскому землевладению
и по привилегиям монастырей-вотчинников. Но этот успех правительства После Стоглава была поставлена задача о разрешении земельного вопроса
и введении новых прямых налогов. Все это нельзя было сделать, не проведя
поземельной переписи. В ходе переписи земель в основных районах Русского
государства вводилась единая окладная поземельная единица - “большая соха”. Земская реформа Последняя из реформ к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ”.2 Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносшного крестьянства и посадских людей, В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства, Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе. Неспокойная обстановка в правительстве и в стране в целом в период 1553- 3. РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1556 - 1560 ГГ. 18 января 1555 г. издается серия законов о губной реформе. Ряд приговоров усиливал меры наказания, предписывали ужесточить контроль над губными старостами и их деятельностью. Одной аз важнейших задач стала защита феодальной собственности от хищения. В те же 1555-56 гг. наряду с губной происходило осуществление и земской
реформы, приведшее к ликвидации системы кормлений. Расширялся круг выборных
лиц земской администрации. Наряду с земским старостой и дьяком
предписывалось избирать целовальников. Стремясь добиться заинтересованности
в исправном отправлении судебных обязанностей и сбора оброка правительство
освободить пашню земских старост от податей и повинностей, С другой стороны злоупотребления старост карались смертной казнью. Земская реформа,
задуманная как общегосударственная, была в полной мере осуществлена только
на черносошных территориях русского Севера, На основных территориях В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах сословно-
представительских учреждений русское правительство смогло добиться решения
важнейших задач в деле укрепления централизованного аппарата власти. Был
сделан шаг по пути создания специальных органов местного управления взамен Военные реформы 50-х годов XVI в. были только первым приступом к преобразованиям в армии. Когда в составе правительства Адашева усилилась дворянская группировка, оказалось возможным углубить и расширить, уже намеченные раньше. военные реформы. Эта реформа находилась в тесной связи с отменой кормлений. Теперь военно-служилый человек получал компенсацию не кормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебных или административно- финансовых поручений, а жалованием из казны за военную службу. Однако реформа не была доведена до своего логического конца, т.к. имела одним из следствий увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составе дворянской конницы. Но все же реформы русской армии привели к усилению ее боеспособности и численному росту. Русская армия стала насчитывать 15 000 человек. Реформа потребовала создания специального штата правительственных чиновников, которые могли бы обеспечить руководство военно-служилыми делами. Поскольку местничество приговором 1550 г. не отменялось, постольку
правительство решило провести еще ряд мероприятий, имевших целю усилить
контроль над местническими счетами феодальной знати. Для этой цели в 1555
г. было принято составление Государева родословца, куда должны были быть
включены все родословные росписи важнейших кнжеско-дворянских фамилий.. В
составлении родословца принимал участие Алексей Адашев, что подчеркивает
значение проводившегося мероприятия. Памятник наглядно отразил
компромиссную основу деятельности правительства А. Адашева. В его
вступительной части находилось “Сказание о князьях владимирских”, которое
должно было исторически обосновать венчание на царство Ивана Грозного. Если Государев родословец был справочником по вопросам “родовитости феодальной знати”, то роль справочника по вопросам службы играли разрядные книги, обобщающая редакция которых - Государев разряд, составленный одновременно с родословцем. Он должен был регулировал местнические отношения феодальной знати. Помогая навести порядок в местнических счетах знати, он фактически легализовал местничество и отразил тем самым противоречивый, компромиссный характер деятельности “избранной рады”. В ходе дальнейших реформ оформились 2 избы : Поместная, ведавшая вопросами земельного обеспечения дворянства, и Разрядная, распоряжавшаяся организацией военной службы. Исходя из реформ центрального аппарата власти стали ясно вырисовываться
очертания приказного управления. В документах “изба” становиться уже
нарицательным названием центрального правительственного учреждения. С
течение времени ведомства центрального управления стали именоваться Законодательные нормы Судебника 1550 г. по земельному и крестьянскому вопросу не удовлетворили дворянство. Т.о. создаются новые законопроекты, разрешавшие основные 3 вопроса, волновавшие широкие круги феодалов : регламентация заемных операций, судьбы служилого и полного холопства и мобилизация земельной собственности. Если подвести итог второму периоду реформ “ избранной рады”, то придеться отметить, что в 1550-60 гг. правительство в большей мере проводит линию по осуществлению требований широких кругов феодалов, чем в предыдущий период. Неудача попыток решить земельный вопрос за счет ликвидации монастырского землевладения поставила на очередь вопрос о наступлении на земельные богатства феодальной аристократии. Были созданы дворянские и посадско-черносошные органы местного управления. Старый территориально- дворцовый центральный аппарат власти с Боярской думой во главе вынужден был уступить свои позиции дьяческой приказной администрации.1 Уложением о службе и другим военным реформам строго регламентировались служилые обязанности всего без исключения служилого класса. Родовитая знать оказалась в опасном положении, окруженная дворянством. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В 1560 г. правительство Адашева пало. Еще после мартовских событий 1553
г. при дворе пошатнулось влияние Сильвестра. В январе 1558 г. началась “избранной рады” не мог не повлиять на отношения между Иваном IV и Итак, пришедшее около 1549 г. к власти правительство А.Адашева
осуществляло политику компромисса. В первый период реформ ( 1549-1552 гг.)
проведены были преобразования в армии, создан общегосударственный кодекс - Второй этап ( 1553-1560 гг. ) характеризуется тем. что более отчетливо заметны попытки правительства удовлетворить интересы дворянства, причем на этот раз за счет ущемления прав феодальной аристократии, хотя еще на старой основе. К этому времени относятся завершение губной и земской реформы, сопряженных с ликвидацией системы кормлений,. Оформляются важнейшие избы ( приказы, центральные правительственные учреждения, возглавляемые дворянской бюрократией). По уложению 1555-1556 г. строго регламентируются обязанности как помещиков, так и вотчинников в отношении военной службы. Укрепление централизованного государства происходило в условиях в
условии роста крепостнического гнета русского крестьянства. Усиление
налогового процесса, рост помещичьего землевладения приводили к дальнейшему
обострению классовой борьбы, которая проявлялась в увеличении числа
крестьянских побегов, в городских восстаниях, развитии реформационного
движения и т.д. Основная причина падения правительства Адашева заключалась
в том, что оно не смогло осуществить важнейшие социальные требования
дворянства, обеспечит помещиков новыми земельными владениями и рабочими
руками.2 Реформы не подрывали важнейших социально-экономических основ
могущества боярской аристократии, в первую очередь ее землевладения. ЛИТЕРАТУРА 1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России : Государство Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. - 241, [3] с. 2. Альшиц Д.Н. Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. - 421 с. 3.Бахрушин С.В. Проблемы общественно - политической истории России и славянских стран. М., 1963. - 381 с. 4. Валишевский К., Иван Грозный : Репринт. воспроизведение изд. 1912 г.: [ Пер. с фр.]. - М., 1989. - 418 [4] с. 5. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного : Очерки соц. - экон. и полит. истории середины XVI в.- М.: Наука, 1960. - 511 с. 6. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. - М.: Наука, 1982. - 184 с. 7. Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М.: Моск. рабочий, 1989. - 174, [1] с. 8. Скрынников Р.Г., Переписка Грозного и Курбского. Парадоксы Эдварда Кинана. Л.: Наука, 1973 - 136 с. 1 Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного : Очерки соц- экон. и полит. истории
середины XVI в., 326 с.
|
|