| |||
Реферат: Воцарение династии РомановыхМинистерство образования Российской Федерации ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) Кафедра истории (И) Становление династии Романовых. Особенности российского самодержавия. Контрольная работа №1 по дисциплине «История» Выполнил: Студент гр. з – 472- 27б Ст. билет № 4055/3ф Рудько Тарас Викторович Г. Абакан, Крылова 82-48 E-mail: NVPT@mail.ru Автор учебного пособия: В.Т. Петрова 2003 План: 1. Опричнина: причины, сущность, последствия. 2. Боярская дума. 1. Избрание земским собором царем на русский престол Михаила Романова. 2. Особенности, идеология самодержавия, место церкви в государстве. Введение. В последние годы наша страна открыла для себя новые и порой неожиданные
варианты отечественной истории. К сожалению, наше школьное образование было
построено таким образом, что мы можем назвать имена руководителей многих
восстаний, бунтов, революций и стачек, можем вспомнить имена европейских
королей, американских президентов, египетских фараонов. Имена же людей, в
течение столетий стоявших во главе Российской империи, наши советские
историки постарались предать забвению. Именно поэтому данная работа
посвящена возникновению на Руси династии Великих Князей Романовых. Формирование Московского централизованного государства. В конце 15 века, проходило объединение русских земель, создание духовной основы национального государства, а также, параллельно, шел процесс укрепления русской государственности, формирование централизованного российского государства. Предпосылки этого процесса были заложены в период татаро-монгольского ига. Исследователи отмечают, что вассальная зависимость русских земель от Золотой Орды в определенной мере способствовала укреплению русской государственности. В этот период внутри страны возрастает объем и авторитет княжеской власти, княжеский аппарат подминает под себя институты народного самоуправления, и вече — древнейший орган народовластия постепенно исчезает из практики на всей территории исторического ядра будущего российского государства. В период татаро-монгольского ига были уничтожены городские вольности и привилегии. Отток денег в Золотую Орду препятствовал появлению «третьего сословия», опоры городской самостоятельности в странах Западной Европы. Войны с татаро-монгольскими захватчиками привели к тому, что в ходе их была уничтожена большая часть дружинников — феодалов. Класс феодалов начал возрождаться на принципиально иной основе. Теперь князья раздают земли не советникам и боевым товарищам, а своим слугам и управителям. Все они находятся в личной зависимости от князя. Став феодалами, они не перестали быть его подчиненными. Вследствие политической зависимости русских земель от Золотой Орды
объединительный процесс протекал в экстремальных условиях. И это
накладывало существенный отпечаток на характер властных отношений в
складывающемся российском государстве, Процесс присоединения других
государств, «княжеств-земель» к Московскому княжеству чаще всего опирался
на насилие и предполагал насильственный характер власти в государстве-
объединителе. Феодалы присоединенных территорий становились слугами Уже во времена правления Ивана III в русском государстве складывается
система авторитарной власти, имевшая значительные элементы восточных
деспотий. «Государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом,
неизмеримо большим, чем у европейских монархов. Все население страны — от
высшего боярства до последнего смерда — были подданными царя, его холопами. Экономической основой подданнических отношений явилось преобладание
государственной собственности на землю. В России, отмечал В.О. Ключевский,
царь являлся своего рода вотчинником. Вся страна для него — это
собственность, с которой он действует как полноправный хозяин. Количество
князей, бояр и других вотчинников постоянно сокращалось: Иван IV свел их
удельный вес в экономических взаимоотношениях в стране до минимума. Политика опричнины проводилась с крайней жестокостью. Выселения,
конфискация собственности сопровождалось кровавым террором, обвинениями в
заговоре против царя. Наиболее сильные погромы были произведены в В результате опричнины общество подчинилось неограниченной власти единоличного правителя — Московского царя. Главной социальной опорой власти стало служилое дворянство. Боярская дума еще сохранялась как дань традиции, но стала более управляемой. Ликвидированы экономически независимые от власти собственники, которые могли послужить основой формирования гражданского общества. Помимо государственной собственности в Московском царстве была довольно
широко распространена корпоративная, то есть коллективная собственность. Тем не менее, российскую государственность нельзя в полной мере
относить к восточному деспотизму. В ней в течение длительного времени
функционировали такие органы общественного представительства как Боярская Боярская Дума как совещательный орган управления существовала еще в С середины XVI века из Боярской Думы выделилась так называемая «Ближняя
дума», а при Иване Грозном — «Избранная рада» (1547-1560 гг.), состоявшая
из узкого круга приближенных царя, таких, как священник Благовещенского
собора в Кремле Сильвестр, царский постельничий А.Адашев и другие, решавших
экстренные и тайные вопросы. Кроме думских дьяков в чиновный аппарат Иван Однако с годами Боярская Дума постепенно становится консервативным органом, который противится начинаниям государя. Иван Грозный оттесняет, ее от законодательной и исполнительной власти. Значение Боярской Думы ненадолго возрастет после его смерти, но к концу XVII в. она перестанет отвечать насущным потребностям управления государством и будет отменена. В период складывания единого российского государства шел процесс
формирования центральных органов исполнительной власти. Уже в начале XVI
века в структуре государственного управления важное место занимают приказы. Существовало множество мелких приказов (конюшенный, аптекарский и т.п.) и целая сеть финансовых приказов. Развитие артиллерии в период Ливонской войны привело к образованию пушкарского приказа, который ведал производством пушек, снарядов и пороха. После взятия Казани и Астрахани был организован приказ Казанского
дворца — ведомство территориального управления. Еще в конце XV в. возникла Именно на приказы Иван Грозный и его правительство возложили
обязанности проведения в жизнь крупных преобразований в середине XVI в. К середине XVII века общее число приказов достигло 53 со штатом 3,5 тысячи человек. При крупных приказах создавались специальные школы для подготовки квалифицированных кадров государственных чиновников. Однако довольно рано проявились основные недостатки приказной системы управления: отсутствие четкой регламентации и распределения обязанностей между отдельными учреждениями; волокита, казнокрадство, коррупция и т.п. В административном отношении основная территория Русского государства делилась на уезды, а уезд — на волости и станы. Уездами назывались административные округа, состоявшие из городов с приписанными к нему землями. Между волостью и станом не было существенного различия: стан та же сельская волость, но обычно непосредственно подведомственная городской администрации. Новгородская земля вместо уездов делилась на пятины, а пятины — на погосты Псковская же земля подразделялась на губы. Новгородские погосты и псковские губы примерно соответствовали московским волостям. Общее управление на местах было сосредоточено у наместников и
волостелей. Наместники управляли городами и подгородными станами; волостель
управлял волостями. Власть наместников и волостелей распространялась на
различные стороны местной жизни: они являлись судьями/правителями,
сборщиками доходов князей, за исключением доходов сугубо дворцового
происхождения и дани; сверх того, наместники были военными начальниками
города и уезда. Наместниками великого князя являлись бояре, а волостелями —
служилые люди, как правило, из среды детей боярских. И те, и другие по
старому обычаю содержались, или, как тогда говорили «кормились», за счет
населения. Первоначально «кормления» (то есть поборы в пользу наместников и
волостелей) ничем не ограничивались. Позднее в целях централизации местного
управления и увеличения доходов государства были установлены нормы Все делопроизводство в местном управлении, как и центральном, было сосредоточено в руках дьяков и подьячих, которых также содержало местное население. Кроме общего управления, осуществляемого наместниками и волостелями, на местах существовала еще система дворцового, вотчинного управления, ведавшего Княжескими землями и дворцами. А также выполнением таких общеобязательных дворцовых повинностей (»княжьего дела»), как обязательное участие местного населения в уборке, молотьбе и перевозке княжеского хлеба, кормление княжеского коня и кошение для него сена, строительство княжеского двора, мельницы, участие в княжеской охоте и т.д. На рубеже XV-ХVI вв. в городах появились так называемые городские приказчики — своего рода военные коменданты, назначаемые великим князем из числа местных дворян. Городские приказчики ведали строительством и ремонтом городских укреплений, дорог и мостов, обеспечением перевозок военного провианта, производством пороха, хранением боеприпасов, оружия и продовольствия для войска. В задачу городовых приказчиков входило также проведение уездного сбора городского и крестьянского ополчений. Для создания единообразной системы управления и суда на всей территории
государства в 1497 г. был издан Судебник — первый свод действующих законов,
нечто среднее между уголовным кодексом и конституцией. Общая тенденция к
централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание
нового Судебника 1550 г. В Судебнике 1550 г. впервые в России закон был
провозглашен единственным источником права. Он ликвидировал судебные
привилегии удельных князей и усилил роль государственных судебных органов. В 1555-1556 гг. ликвидировалась система кормлений. Всем волостям и
городам было предоставлено право переходить к новому порядку
самоуправления, по которому волости и города должны были вносить в
государеву казну особый оброк — «кормный откуп». Власть наместников
полностью заменялась властью выборных земских органов. Последние
возглавлялись губными и земскими старостами, которые занимались разбором
уголовных дел, раскладкой податей, ведали городским хозяйством, разверсткой
земли, то есть основными нуждами посадских и уездных людей. Черносошные
крестьяне, посадские, служилые люди, словом «земщина» выбирали Помимо системы местного самоуправления влиятельным институтом
демократии в России XVI-XVII веков были земские соборы. Они созывались по
инициативе государя для обсуждения важнейших проблем внутренней и внешней
политики. Первый Земский собор был созван 27 февраля 1549 года как собрание Эпоха Земских соборов продлилась свыше века (1549-1653 гг.). За это
время их созывали несколько десятков раз. Наиболее известные: в 1550 г. по
поводу нового Судебника; в 1566 г. во время Ливонской войны; в 1613 г. —
наиболее многолюдный (свыше 700 человек) для избрания на российский престол Земские соборы являлись не только орудием укрепления самодержавия, но они способствовали формированию национально-государственного сознания русских людей. Во второй половине XVII в. деятельность Земских соборов, равно как и земщины, постепенно угасает. Окончательный удар нанес Петр I: в период правления великого реформатора в империи бюрократия вытеснила земщину. Важным элементом российской государственности, сближающим ее с восточной цивилизацией, является институт крепостного права. Процесс формирования крепостного права был длительным. Оно порождено феодальным общественным строем и являлось его главнейшим атрибутом. В эпоху политической раздробленности не было общего закона, определявшего положение крестьян и их обязанности. Еще в XV в. крестьяне свободно могли оставлять землю, на которой они жили, и переходить к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и особую пошлину за пользование двором и земельным наделом. Но уже в то время князья стали издавать грамоты в пользу землевладельцев, ограничивая крестьянский выход, то есть право сельских жителей «переходить из волости в волость, из села в село» одним сроком в году — неделей до Юрьева дня (26 ноября) и неделей после нега. Хотя прямого указа о введении крепостного права нет, факт его
установления письменно подтверждает правило Юрьева дня в Судебнике 1497 г. Судебник 1550 г. увеличивал размер «пожилого» и установил
дополнительную пошлину «за навоз», которая уплачивалась в случае отказа
крестьянина выполнять обязанности привезти с поля урожай землевладельца. Иван Грозный установил режим «заповедных лет», а указ царя Федора от Соборное Уложение (1649 г.) вводит бессрочный срок для розыска и
возврата беглых и насильно вывезенных крестьян и наказания их укрывателям. Крепостное право возникло и развивалось одновременно с феодализмом, и было неотделимо от него. Именно в крепостном праве реализовалась возможность владельцев средств производства получать с непосредственных производителей феодальную ренту в ее самых разнообразных формах. До середины XVI в. преобладал оброк натуральный, реже денежный, а затем приоритет получила барщина. В России крестьяне делились на дворцовых (царских), вотчинных, поместных, церковных и государственных. Особенностью феодализма на Руси стало развитие «государственного феодализма», при котором само государство выступало собственником. В XVI-XVII вв. характерными чертами процесса дальнейшей эволюции феодализма стало усиленное развитие государственной поместной системы, особенно в районах севера и на окраинах страны. В центре и на юге России наметилась тенденция усиления крепостнических отношений, проявившаяся в дальнейшем прикреплении крестьян к земле и праве феодала отчуждать крестьян без земли, а также крайнем ограничении гражданской дееспособности крестьян. Трехдольные крестьянские наделы в первой половине XVI в. составляли 8 десятин. Постоянно росли размеры оброка и барщины. Показателем глубокого обострения социальных противоречий, вызванного
усилением крепостничества, явились массовые народные выступления в XVI в.:
крестьянское восстание (1606-1607 гг.) под руководством И. Болотникова,
городские восстания, крестьянская война под предводительством С.Разина XVI – ХVII вв. в истории России были переломным временем, когда окончательно определилось развитие феодализма по пути усиления крепостничества и самодержавия. Становление династии Романовых. Итак, к концу XVI века Московское царство стало мощным централизованным государством, объединившем в своем составе значительные территории. Вспомним события, предшествовавшие восхождению на престол первого Царя династии Романовых. Апогей Московского царства приходится на годы правления Ивана Грозного. Честолюбивый, умный и тонкий политик, Борис Годунов течение 10 лет возглавлял правительство царя Федора. За это время были достигнуты значительные успехи в борьбе за укрепление русского централизованного государства и упрочение его международного положения. Вскоре после смерти Ивана IV польско-литовские феодалы начали
подготовку к войне против России. Польский престол занял король Сигизмунд В 1591 г. при невыясненных обстоятельствах в Угличе умер наследник
русского престола царевич Дмитрий, младший сын Ивана IV. По официальному
сообщению, царевич, страдавший падучей болезнью, упал во время игры на нож
и закололся. Распространился, однако, и слух, что его убили сторонники В 1598 г. после смерти царевича Дмитрия умирает царь Федор. Он не имел
прямых наследников, и таким образом с его смертью иссякла династия Начало «смутному времени», как отмечалось ранее, положил династический
кризис. Этот кризис попытались разрешить небывалым в России образом —
избрать царя на Земском соборе. В 1598 году на Земском соборе при большой
поддержке служилого дворянства был избран царем Борис Годунов (1598-1605). Рост социальной напряженности в обществе породил гражданскую войну и
создал угрозу российской государственности. Со смертью Бориса Годунова
начался второй этап кризиса власти в России — социальный (1605-1609). В И все же, причины самозванства не были ликвидированы. На очередном Польша воспользовалась критической ситуацией в России и вновь
организовала поход на Москву под предводительством Лжедмитрия II. Россия
оказалась расколотой: одни территории признавали московского царя, другие —
самозванца. Гражданская война между их подданными вновь набирала силу. На борьбу с польскими интервентами поднимается русский народ, и
начинается третий — национально-освободительный период «смутного времени» Осенью 1611 г. по инициативе земского старосты К.Минина и князя Перед страной встал сложный вопрос избрания нового монарха, чью
кандидатуру поддержали бы все основные политические силы и простое
население страны. Для этого необходим был созыв Земского собора с самым
широким представительством. В города и уезды были посланы грамоты с указом
о выборах представителей от разных слоев русского народа. После
двухмесячной подготовки в январе 1613г. начал свою работу Земский собор, и
в феврале он избрал царем на русский престол 16-летнего Михаила Романова Властям понадобилось почти 6 лет, чтобы в основном вывести страну из состояния смуты и навести должный порядок. Ослабленное государство вынуждено было делать уступки иностранцам. Согласно Столбовскому мирному договору со Швецией в 1617 г. Россия сохраняла за собой Новгородскую землю, но отдавала Польше Смоленщину и теряла выход к Балтийскому морю. Итак, «смутное время» было потрясением всей политической, социальной и
экономической жизни страны. Оно явилось испытанием Московского государства
на жизнестойкость. Постепенно Россия начала выходить из социальной
катастрофы, восстанавливать государственность, разрушенную в период В условиях разрухи и тяжелого финансового положения правительство
сильно нуждалось в поддержке основных групп господствующего класса. Поэтому
земские соборы после прихода к власти новой царской династии заседали почти
непрерывно. Кроме изыскания финансовых средств, для пополнения
государственной казны, на соборах обсуждались и внешнеполитические дела. В период правления Михаила Федоровича фактически власть находилась в
руках его отца-патриарха Филарета. И это способствовало усилению влияния
церкви. Как отмечал П.Н.Милюков, в этот период патриаршая власть
освободилась из-под влияния государственной и даже сама приобрела на нее
решительное влияние. Во внутреннем управлении церковь сделалась в
буквальном смысле государством в государстве, так как получила устройство,
скопированное с общегосударственных учреждений. Церковное управление, суд,
финансы, придворный обиход самого патриарха — все это находилось со времен Соборное уложение 1649 года утверждало принцип централи званного государства с авторитарной властью царя. Царь в управлении обществом опирался на дворянство. Там, где сохранялись выборные должности, они подчинялись представителям царской власти — воеводам. Лишь в «черных» землях, то есть у черносошных крестьян-общинников продолжала действовать относительно самостоятельно выборные органы. Уложение несколько ограничивало корпоративные интересы церкви. Та собственность, которой владела церковь, за ней сохранялась, но вновь приобретать вотчины церкви категорически запрещалось. Управление делами церкви переходило в руки светского органа монастырского приказа. Приказная система управления получила повсеместное распространение. Крупнейшим историческим событием правления Алексея Михайловича является
воссоединение Украины с Россией. Земли Украины входили еще в Древнерусское
государство. В XIII в. значительную часть Украины завоевали татаро-монголы. В XVI, и в первой половине XVII века на Украине вспыхивают восстания
против польских помещиков и чиновников. Крупной силой, боровшейся с панской В середине XVII века на Украине запылало пламя огромной народной войны
против панской Польши. Руководил войной Богдан Хмельницкий. Война началась
весной 1648 г. Русский народ сочувствовал борьбе украинцев против панской XVII в. — время больших народных движений. Восстание под предводительством донского казака Степана Разина было одним из самых значительных. Восстание началось на Дону, куда стекалось крестьянство — беглецы от
крепостной неволи. Были на Дону и зажиточные, «домовитые» казаки, но
основную массу составляли представители казацкой бедноты — «голытьба». Ее
вождем стал Степан Разин. Началом восстания стал поход голытьбы по Волге в Ярко вспыхнув в одном месте, крестьянское восстание тут же и потухало. Царское правительство двинуло на Разина огромные военные силы и самых опытных воевод. Восставшие героически сопротивлялись, но восстание было подавлено. Богатые казаки выдали Разина властям, и в 1671 г. он был казнен. Усиливающиеся социальные катаклизмы показывали, что общественная
система в России нуждается в глубоком реформировании. Однако такое
реформирование должно было начаться в духовной сфере, так как Россия
продолжала оставаться глубоко религиозным обществом. В середине XVII века в Внешняя подоплека этой реформы состояла в следующем: в Киеве открылась
духовная школа, в которой можно было научиться древним языкам и грамматике. Избранный на должность патриарх Никон лично отправился в патриаршую
библиотеку и, насколько умел, сличил там книги московской печати с древними
греческими рукописями и убедился в существовании разногласий. Он созвал Однако эти изменения вызвали огромные последствия. Все русское общество
раскололось на приверженцев старой и новой веры. Этот раскол имел свои как
идеологические, так и социально-политические мотивы. Сторонники «старой
веры», «старого обряда» отстаивали идею самобытности Русского православия,
его превосходства над другими православными церквями, в том числе и над
своей прародительницей — Константинопольской, которая, по их мнению,
заключив Флорентийскую унию с Римской католической церковью, впала в ересь. Сторонников старого обряда принято представлять как инертных людей, не
способных принять несущественные формальные и обрядовые нововведения. Противники реформы были преданы церковному проклятию — анафеме на Жестокие репрессии со стороны царского правительства, в результате которых тысячи сторонников старообрядчества были казнены, десятки тысяч подверглось пыткам, заключены в тюрьмы и сосланы, не поколебали наиболее ярых приверженцев в их убеждениях. Они объявили существующие власти ставленниками Антихриста и отказались от всякого общения с мирским (в еде, питье, молитве и т.д.). Однако официальная церковь победила. Церковная реформа была проведена в жизнь. Собор признал православными всех греческих патриархов и греческие богослужебные книги, Русская православная церковь сблизилась с остальным православным миром. На соборе был также утвержден принцип разделения светской и духовной власти. Царь имеет преимущество в решении гражданских дел, а церковь — в решении духовных. За чрезвычайные претензии на светскую власть собор осудил патриарха Никона и лишил его патриаршего сана. Заключение. Итак, подытожим. На мой взгляд, основной причиной того, что Михаилу Список литературы: 1989. Москва, 1995, 2 тома. 1993. СССР для подготовительных отделений вузов", Москва, 1988. |
|