| |||
Реферат: Мамин-Сибиряк Д.Н.РЕФЕРАТ по истории Тема: «Мамин-Сибиряк Д.Н.» Группа 306 Выполнила: Степанова И.В. Красноуральск 2000 г. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 - 1912) Родился в Верхотурском уезде Пермской губернии. Учился на ветеринарном факультете Медико-хирургической академии (1872-76) и на юридическом факультете Петербургского университета (1876-77). В 1877 прервал учебу и уехал на Урал. Вернулся в Петербург в 1891 известным
писателем: романы "Приваловские миллионы"(1883), "Горное гнездо"(1884) и
др. Заведовал отделом художественной литературы в журнале "Мир божий". Умер в Петербурге. Был похоронен на Никольском кладбище Александро- В творчестве Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852 - 1912) исследователи обычно выделяют два основные "тематические русла": тему интеллигенции и "уральскую летопись". Тем не менее авторы "Очерков русской литературы Сибири" впервые ставят вопрос о своеобразии сибирской темы в художественной интерпретации писателя. При этом они замечают : "Мамин считал себя "сибиряком", так как родился в Висимо-Шайтанском заводском поселке, расположенном в Верхотурском уезде, а Верхотурье в начале восемнадцатого столетия входило в состав Сибирской губернии. Важно и то, какой псевдоним избирает для себя писатель - "Сибиряк". Но есть и более значительные причины, вызывающие исследовательский
интерес к творчеству Д.Н. Мамина-Сибиряка с точки зрения раскрытия
сибирской темы. С одной стороны, в его романах, рассказах и повестях
возникает образ Сибири как географического, природного, социально-
экономического пространства. Его отличает особый нравственный уклад жизни:
так в романе "Хлеб"(1895) действие часто происходит в городе Тюмени -
центре пароходостроительства, на сибирских реках Иртыше, Туре, Тоболе; в Интересно, что сам Мамин говорил о себе как о художнике "еще
нарождающегося отдела беллетристики - областного" (1886). И потому, может
быть, для Михаила Пришвина Д.Н. Мамин и его творчество ассоциируются с
национальным чувством, родиной: "Не надо гоняться за Александром Невским
или выкапывать "Слово о полку Игореве". Достаточно развернуть любую книгу "Открытие родины" у Мамина, несомненно, происходит и на уровне изображения мира природы. Тем более , что понятие это для писателя - одно из важнейших, так как включает в себя не только представление о гармонии и красоте , но и выступает в качестве "конфликтного" по отношению к миру человека явления. Вряд ли можно согласиться с авторами работы "Сибирская тема в
творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка", которые рассматривают роман писателя Олицетворением Сибири в романе Д.Н.Мамина-Сибиряка "Без
названия"(1894) становится образ Ермака. Мотив пути, реализующийся в
путешествии Окоемова сначала в уральские, а потом и сибирские земли
перекликается с мотивом "покорения Сибири" Ермаком. На это указывает и
напряженный поиск заглавия к роману. Мамин перечеркивает в "Записных
книжках" названия "Богатырь" и "На Восток", желая избежать в этом случае
слишком явных аналогий. И тогда роман получает необычный заголовок - "Без
названия", а мотив "покорения новых земель" воплощается в имени Окоемова - Подобно Ермаку, Василий Окоемов отправляется в Сибирь с целью завоевания новых земель. После поездки в Америку Окоемов решает доказать миру, что и русский интеллигент ("лишний" человек) способен в деятельности реализовать свой высокий нравственный потенциал. Тема освоения новых земель в романе переплетается с темой пробуждения личности. В героях Мамина-Сибиряка "растворены" и "действуют" самые разные
начала: социальный, исторический, природный, национальный миры. Интересный
прием использует писатель в романе "Без названия". Путешествуя по России,
его герои "наблюдают" портреты русских лиц, встречающихся им. Воссоздавая
эти портреты, автор отмечает проявляющиеся черты нации : русской,
башкирской и т.д.; и черты жителей конкретного края: Урала, Сибири, Писатель отмечает последствия освоения Сибири как результат создания
из нее края ссылки и каторги. В произведении изменяется содержание понятия В романе постоянно подчеркивается противопоставление жизни центра Контраст двух пространств России проявляется и на уроне мотива В романе намеренно "сталкиваются", вступают в своеобразный поединок
герой - предприниматель, необычайно активный человек (Окоемов), который о
себе заявляет: "Я поклонник силы, личной энергии," призванный "открывать
новые пути промышленности "(Т. 5, с.381); - и сибирская земля, в которой Природа Сибири в произведении - совершенно иная, в ней чувствуется мощь, сила, она всегда остается "вечно юной": " Сибирский кедр - это могучее дерево стояло такое зеленое, пышное, красивое неувядающей красотой... такая нетронутая глушь"(Т.5, с.318-319). Человек бросает вызов земле (Окоемов и другие), присваивая себе ее сокровища, заставляя "работать на себя". И постепенно артельщики привыкают к новому месту, обживают его. Основная задача, которую ставит перед собой герой, - доказать, что русский человек способен из созерцателя превратиться в деятеля, -оказывается вполне разрешимой. И к концу романа персонажи романа обретают ощущение дома : "Каждый начинал чувствовать себя д о м а - это великое чувство, которое дает смысл жизни". Сибирская земля принимает изгнанников. Но человек не в силах сегодня "исчерпать" судьбу Сибири, полностью
освоить эти земли. Размышляя об этом, Василий Окоемов замечает: "Вся Сибирь
в будущем. И даже страшно подумать об этом будущем. Настолько оно
грандиозно, начиная с неисчерпаемых сибирских сокровищ... И мы с вами
являемся своего рода пионерами, хотя и с очень скромной задачей. Теперь уже россиянин осознает необходимость приобщиться к сибирской
земле и природе: он ищет признания этой новой земли. Жизнь героя
заканчивается в романе трагически: он умирает от застарелой болезни сердца. Символична в романе картина смены времен года, когда зима с трудом
уступает дорогу весне. Долго и трудно привыкали люди к необжитому месту,
также медленно менялось их настроение, отношение к "общему делу". Одновременно в романе предстает и традиционный миф о Сибири -
сказочном месте, крае изобилия: "Какой случай вышел однажды... Есть тут
недалеко от Тюмени завод Успенский. Ну, там до воли была каторга и казенный
винокуренный каторжный завод ... Только однажды по весне и прорви плотину,
значит, в половодье. Что бы вы думали, они сделали, то есть начальство?... Устный рассказ-предание имеет свой традиционный зачин: "Какой случай
вышел однажды", и концовку - "выход" из истории: "Рассказывать, так не
поверят". Заметим, что в данном случае обе легенды, обычно друг другу
противостоящие в русской литературе ХУ111-Х1Х веков, присутствуют в тексте: В романе Мамина "Хлеб"(1895), как правило, картины природы "увидены"
глазами главного героя - Галактиона Колобова, реже - его отцом или Ечкиным. Герой любуется тем, что намерен использовать, превратить в деньги. В романе Мамина-Сибиряка Тюмень предстает как город на великом
сибирском пути, как символ пространства, на которое должна быть направлена
огромная "преобразующая сила". Именно здесь Галактион встречается с другой Интересно, что историческое выдвижение Тюмени, ее быстрое промышленное
развитие по сравнению со столицей Сибири - Тобольском - было замечено еще
этнографом и писателем С.В. Максимовым в статье "Лесные города". В 1881
году он пишет: "Здесь в 1587 году основан был Тобольск, "царствующий град"
всей Сибири, к настоящему времени и в свою очередь успевший вместе с Чувства и мысли Колобова раскрывает сцена ожидания навигации и картина
бурного весеннего вскрытия реки Туры . По традиции "снежная зима", Становится очевидной прямая зависимость человека от природы в том месте, где следы цивилизации менее заметны. Образ человека - творца, деятеля необычайно привлекает автора: "В Тюмени он (Галактион) кстати захватил первый груз, который застрял там из-за распутицы и пролежал бы долго, пока просохнут дороги. Это было доказательство его права на существование" (Т. 6, с.289). Как и в романе "Без названия", в этом произведении Мамина обращает на
себя внимание мотив "создания нового места". Человек посягает на роль Но ключевым в тексте романа оказывается мотив "перекрестка", "истока
великого пути". Тюмень олицетворяет Сибирь: важны ее пространственное
положение - "ворота Сибири" ( мотив во многом традиционный для литературы Любимым приемом, можно сказать, своего рода каноническим стилевым
оборотом, позволяющим автору утвердить "типичное", сложившееся в жизни
края, становятся сравнения: "как все сибирские реки", "как и в других домах
сибиряков", "по сибирскому обычаю", "как положено сибирской заповедью" и
т.д. Обращает на себя внимание то , что тем самым автор придает образу Мотивы "перекрестка" и "устоев", казалось бы, взаимоисключают друг
друга, как дом и дорога, статика и движение; тем не менее, переплетаясь,
они и помогают воссоздать сложный образ города , да и всего края в целом. Метафорическая картина весеннего половодья в произведении, символика промышленного пробуждения края в произведении Мамина -Сибиряка заслуживают внимания. Сопоставление с этой точки зрения двух избранных нами романов позволяет понять, что мотивы "перекрестка", "устоев" - своеобразные лейтмотивы в творчестве писателя. Они проецируются на конфликт произведения, организуют его , и во многом обусловливают трагический финал. Герой романа - Галактион Колобов, подобно Окоемову ("Без названия"),
вступает в состязание с землей, пытается пробудить в ней дремлющие силы. И
это ему удается: он становится известным пароходовладельцем, одним из самых
уважаемых и богатых людей в Заполье. Мечта самоосуществления, казалось бы,
сбылась. Тем не менее в конце романа Галактион кончает жизнь самоубийством. Образ Галактиона более всего "созвучен" в романе сибирской реке: ее
бурный "темперамент" сродни характеру персонажа. Не случайно чаще всего
герой размышляет о своих планах, глядя на реку (Ключевую, Тобол, Туру и
др.). Водная стихия побуждает его на поступок. Вспомним, как долго ожидает Конечно, героиня интуитивно предвидит трагический конец возлюбленного,
и сцена как бы "готовит" к нему читателя. Но, с другой стороны, ее функция
в повествовании шире: природа оказывается сильнее человека. И не только
земля, ее стихия, противостоят личности, но и та природа , которая "говорит Человек не может полностью быть уподоблен природе, вдруг измениться,
стать полностью другим. Романтическая любовь Галактиона к Устиньке, в
отличие от его любви - страсти к Харитине , - попытка вернуться к самому
себе. Но и она оказывается для героя невозможной. И следующим на пути Литература: 1. Сибирская тема в творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка// Очерки русской литературы Сибири. -Новосибирск, 1982, с.501. 2. Пруцков Н.И. Русская литература и современность. -Л., 1965, с.32 3. Пришвин М.М. Мы с тобой. По Дневнику 1940 года.//Дружба народов, 1990, № 6, с. 251. 4. См.: Дергачев И.А. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Личность. Творчество. 2-е доп. изд., Свердловск, 1981, с. 58; Миночкина Л.И. Природа в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей // Седьмые Бирюковские чтения. Челябинск, 1987, с.-101-102. 5. Очерки русской литературы Сибири. с.501-508. 6. Тема завоевания Сибири в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка звучит и в "Сказании о сибирском хане, старом Кучуме" (1891), очерке "Покорение Сибири" и других. 7. Здесь и далее ссылки на романы Д.Н. Мамина даны в тексте на основании издания: Мамин Сибиряк Д.Н. Полн. собр .соч. в 6-ти т. -Т. 5, 1981, с. 316.- с указанием тома и страницы. 8. Максимов С .В. Лесные города // На русской земле. -М., 1989, -с. 289. 9. Груздев А.И. Д.Н. Мамин-Сибиряк. На пути к реализму. -Свердловск, 1963, с. 68. |
|