| |||
Реферат: Основные направления внешней политики республики БеларусьВведение. Становление белорусской государственности имеет многовековую историю. В феврале 1944 г. был принят Закон СССР о праве каждой союзной республики "вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями". В 1945 г. БССР стала одним из членов — учредителей ООН. Однако полного государственного суверенитета в составе СССР республика
не имела. Международные договоры заключались в Москве, и Беларусь
руководствовалась внешней политикой СССР. О белорусах, о нашей республике,
находящейся в центре Европы, даже соседи знали мало. В Декларации наша республика объявлялась суверенным государством, полноправным и независимым членом мирового сообщества. Полный государственный суверенитет, как известно, означает верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял решение о переименовании
нашего государства. С тех пор оно называется Республика Беларусь. Была
введена также новая государственная символика — бело-красно-белый флаг и
герб "Погоня", позже — изменена (1995 г.). Беларусь вышла из состава Союза,
денонсировала Договор 1922 г. об образовании СССР, вступила в Содружество 1. Общие сведение о государстве. Республика Беларусь расположена в центре Европы. По ее территории пролегают самые короткие транспортные коммуникации, связывающие страны СНГ с государствами Западной Европы. Беларусь имеет общую границу с Польшей, странами Балтии, Россией и Украиной. Территория Республики составляет 207 тыс.кв. километров, численность
населения - около 10 млн. человек, 70% его сосредоточено в городах. Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое
государство (статья 1 Конституции Республики Беларусь). В соответствии со
статьей 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных
принципов международного права и обеспечивает соответствие им
законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.» [2] Беларусь — первая в мире страна, которая добровольно отказалась от
размещения на ее территории ядерного оружия (после распада СССР). В сентябре 1996 г. руководство Беларуси обратилось к руководителям и
законодателям всех стран ОБСЕ, международным организациям с предложением
начать переговоры по созданию в центре Европы пространства, свободного от
ядерного оружия. В апреле 1997 г. Министерством иностранных дел Республики Республика Беларусь сделала первые шаги на пути развития своего
суверенитета и осуществления самостоятельной внешней политики. Она
установила дипломатические отношения с более чем со 130 государствами мира. Высшими органами управления внешнеэкономической деятельностью в Совет Министров издает постановления и распоряжения во исполнение законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями. [10. стр.145-175] Белорусская внешнеэкономическая политика направлена на интеграцию экономики страны в мировое хозяйство, создание благоприятных условий для развития отечественного производства, достижение экспортно-импортной сбалансированности. В настоящее время Беларусь, торгуя более чем со 150 странами мира, экспортирует почти 80% произведенных тракторов, более 90% грузовых автомобилей, 80-90% калийных удобрений, почти 76% холодильников и морозильников, более 40% телевизоров. [18] 2. Принципы внешнеполитической доктрины РБ. Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика –
по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. В этих условиях смысл внешнеполитической деятельности РБ на ближайший период может состоять в уклонении от участия во внешних конфликтах, поиске и привлечении в республику тех крох иностранных инвестиций, которые можно найти при сегодняшнем дефиците капиталов. Западные инвестиции и небольшие собственные ресурсы будут направляться на структурную перестройку части белорусской экономики в сторону ее интеграции в сферу геополитического притяжения ЕС. Доктрина С. Шушкевича о государственном нейтралитете Беларуси, отказ от
ядерного оружия, стремление до конца сохранять близкие отношения с Россией, уклонение от идеологизации своей внешней и внутренней политики и от
конфликтов с соседями, поиск политических партнеров и инвестиций на Западе Преемственность такой внешнеполитической линии Президент Лукашенко, судя по его выступлениям, в целом намерен сохранить. В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток. Основными направлениями политики на международной арене являются: Республика Беларусь – одно из немногих на постсоветском пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозных конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку. В 2000 году открыты посольства в Венгрии, Ираке, Ливии, Объединенных К июню 2001 года Республикой Беларусь открыты 49 загранучреждений в 43
странах мира, из них: посольств – 41, Генеральных консульств – 6, В обращении Президента А. Лукашенко белорусскому народу и парламенту говорится: «Беларусь должна присутствовать во всех регионах мира, где это экономически выгодно и сообразно ее национальным интересам. Действия белорусской дипломатии на основных внешнеполитических направлениях будут оцениваться, главным образом, с позиции их экономической эффективности и реализации мирных инициатив.» [15] 3. Беларусь – Россия. Союзный договор. Беларусь, в силу специфики своей экономики не может позволить себе
роскоши участия в региональной группировке стран, нацеленной против России. Выходом из этой диллемы может стать стратегическое политическое партнерство между РБ и Россией, при котором РБ переняла бы на себя защиту части геополитических интересов в регионе, а Россия должна дать возможность диверсификации белорусских рынков сбыта и сырья и закрепления за Беларусью приемлемой для нее формы региональной экономической специализации. Скорее всего, РБ будет по-прежнему специализироваться на точном машиностроении, радиоэлектронике, химической промышленности, развитии транспорта. 21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и
сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. 26 января 2000 года вступил в силу Договор о создании Союзного государства. Важнейшими этапами его реализации являются создание общей правовой базы Союза Беларуси и России, а также формирование единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства. В то же время белорусско-российское межгосударственное объединение базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения взаимных обязательств. Каждое государство-участник сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, Государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. В среднесрочной перспективе определенные расхождения в экономических
структурах России и Беларуси сохранятся, но два государства заключили Серьезным итогом интеграционной работы стало подписание Соглашения
между Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и
формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, а также
соглашений, направленных на создание условий по введению единой денежной
единицы на заседании Высшего Государственного Совета 30 ноября 2000 года,
межправительственного Соглашения о создании унифицированного налогового
законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного
государства на заседании Совета Министров Союзного государства 30 августа Одним из наиболее эффективных и значимых направлений экономической интеграции наших стран является сотрудничество топливно-энергетических комплексов, базирующееся на формировании совместных балансов поставок энергоресурсов, которые определяют объемы производства и потребления нефти, газа, угля и электроэнергии, а также взаимопоставки продуктов нефтепереработки. В основе интеграции Беларуси и России лежат не только стратегические интересы двух государств, но и многовековые духовные традиции народов, насущные житейские проблемы людей. Будущее Союзное государство провозглашено как государство социальное, поэтому важнейшим фактором его создания и функционирования является проведение согласованной социальной политики. Развитие торгово-экономического, научно-технического и культурного
сотрудничества с регионами Российской Федерации является неотъемлемой
частью интеграционных процессов по созданию Союзного государства. Всего
между российскими регионами и органами государственного управления В Республике Беларусь открыты 13 Представительств администраций
регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский, Приморский и Среди всех регионов России – торговых партнеров Республики Беларусь –
можно выделить десять, товарооборот с которыми составляет более 70% от
общего объема товарооборота с Российской Федерацией: город Москва, В рамках реализации Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора внешнеполитическими ведомствами двух государств осуществляется постоянная координация деятельности, обмен информацией, оказание содействия по вопросам, представляющим взаимный интерес. [18] В сложившихся условиях стратегический интерес Беларуси состоит в дальнейшем развитии Союза Беларуси и России, придании союзным отношениям новой динамики. «Мы переживаем один из сложнейших этапов развития интеграции. Но к числу важнейших достижений последнего года следует отнести то, что даже при изменении подходов российского руководства к нашему Союзу нам удалось сохранить, отстоять достигнутый уровень белорусско-российских отношений и принципы, на которых основывается Союз. Руководство Беларуси считает дискуссию о вхождении нашей страны в
состав России исчерпанной. Суверенитет, государственная самостоятельность У российского руководства есть понимание позиции белорусской стороны и готовность к конструктивному поиску путей дальнейшего становления Союза на основе принципа суверенного равенства», – заявил в своем ежегодном обращении к народу и Парламенту Президент РБ. [15] Принятый на референдуме Конституционный акт станет документом высшей
юридической силы, правовым фундаментом строительства полноценных органов Как в политической сфере исключается поглощение одной страны другой,
так и в финансовой - недопустимо механическое замещение одной валюты
другой. Единственно приемлемым для Беларуси вариантом, является равный
статус Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Еще один принципиальный вопрос - это равенство белорусского и
российского укладов экономической жизни в рамках Союзного государства. Разница в подходах к регулированию экономической жизни реально существует, и было бы ошибкой ее игнорировать или замалчивать. Но из этого надо делать правильные выводы. Прежде всего не отвечает действительности тезис о том, что разница экономических укладов препятствует созданию единого экономического пространства. Китай и Гонконг, объединенные по принципу "одна страна - две системы", - убедительное тому доказательство. Правила экономической жизни Союзного государства должны создаваться,
ориентируясь на самые современные, передовые международные стандарты. Отрадно уже то, что именно белорусско-российский союз дает пример для
понимания необходимости интеграции и поддержки в странах СНГ этой идеи и
только что изложенной мною модели. Но мы можем предложить Российской Что же за «другой вариант» имеет в виду Президент РБ? Не будет ли он отступлением от только что провозглашенных им же принципов устройства союзного государства? Вопрос пока остается без ответа. 4. Региональные приоритеты РБ. К сожалению, надо признать, решение большинства белорусских проблем невозможно силами одной лишь Беларуси. Слишком масштабны и дорогостоящи алгоритмы их решения для небольшой страны. Решение наиболее важных белорусских проблем лежит вне Беларуси, ибо: - Беларусь живет в условиях экологической катастрофы, выживание крупных белорусских предприятий возможно только путем их успешной деятельности вне национального экономического пространства, - новый виток научно-технической революции в развитых странах ставит под вопрос судьбу белорусской промышленности в случае промедления с модернизацией производственных технологий, - приближение к границам Беларуси НАТО и ЕС создаёт принципиально новую геополитическую ситуацию, к которой Беларусь должна адаптироваться. [20] Региональные приоритеты Республики Беларусь выстраиваются в следующем
порядке: Россия и СНГ, страны Балтии, Украина, Польша, Европа, США, Азия. Прежний курс на однозначную ориентацию на Россию имел свои сильные стороны для решения злободневных экстренных задач по стабилизации экономики и политической ситуации в стране. В критический момент именно восточная ориентация Беларуси помогла: - сохранить рынок для продукции крупных промышленных предприятий, - сохранить социальную стабильность, - укрепить государственные институты, - закрепить именно белорусское направление для реализации крупнейших проектов Европейского Союза на Востоке континента. [20] Однако восточная ориентация имеет отрицательные черты, которые постепенно начинают перевешивать имеющиеся плюсы: - идеологическая ориентация на русскую антизападную оппозицию привела к идеологической конфронтации с Западом в условиях, когда Беларусь в геополитическом отношении вела в целом прозападную политику; - Запад создал значительные проблемы для получения Беларусью доступа к западным рынкам, технологиям, инвестициям; - европейская интеграция вышла на новый уровень своей глубины и приблизилась к границам Беларуси, Европа активизировала самостоятельную политику на Востоке; - антизападные силы, на которые ранее опиралась Беларусь, в значительной мере пришли к власти в России, усилив проевропейский вектор ориентации России, потому Беларусь нуждается в изменении однозначной идеологической ориентации на русскую оппозицию; - русский рынок слишком узок для белорусской крупной промышленности, несмотря на начавшийся в России экономический рост; - в России отсутствуют технологии и геополитический потенциал для развертывания глобальных экономических проектов, в которых нуждается для свой модернизации белорусская промышленность, то есть в России нет и, вероятно, в ближайшее время не появится необходимых белорусским гигантам технологий; - замалчивание последствий аварии на ЧАЭС ради успеха интеграции на Востоке влечет за собою нарастание постчернобыльских проблем. [20] Зоной внешнеполитической активности Беларуси объявлены Германия, Из двусторонних отношений в рамках СНГ необходимо выделить отношения с Шанс активизировать белорусско-украинские отношения на межпарламентском
уровне появился в 1999 году, после визита в Минск председателя Великой Рады Официальный Киев всерьез озабочен нератификацией Беларусью договора о
белорусско-украинской государственной границе. Спикер Совета республики не
знает причин, по которым соглашение так и не поступило в парламент на
ратификацию, есть только версии. «Всегда такие соглашения в парламент
представляет правительство. У нас в парламенте этого договора нет… Вы
знаете, что этот вопрос обсуждался лидерами двух стран в Чернигове, и тогда
главам правительств было поручено готовить соглашение в связке с долгом
украинской стороны Беларуси. Думаю, что именно эта связка приводит к тому,
что ратификация соглашения затягивается», - считает А.Войтович. Оптимизм спикера обоснован тем, что « у нас имеется хорошая программа по сотрудничеству с Украиной и очень сильная программа по созданию совместных предприятий. Кроме того, сейчас рассматривается вопрос о возможной транспортировке калийных солей через Днепр, однако проблема пока остается нерешенной из-за неурегулированных тарифов на перевозку. Глава Совета республики объясняет период «экономического застоя» тем,
что в Украине в полную силу начали функционировать нефтеперерабатывающие
предприятия, и это закономерно привело к общему падению торговых отношений. В основу отношений с Украиной на перспективу Беларусь закладывает всемерное развитие торгово-экономического сотрудничества. Беларусь заинтересована в поддержании того уровня отношений, который сложился у нас с Литвой и Латвией. Политика этих стран по отношению к Беларуси отличается прагматизмом: есть контакты на политическом уровне, основное внимание они уделяют развитию экономических отношений. [18] Однозначно восточная внешнеполитическая ориентация исчерпывает себя в
качестве главной доминанты белорусской внешней политики. По мере сближения 5. Содружество Независимых Государств В Содружестве Независимых Государств оптимальные перспективы развития в
рамках разноскоростной интеграции имеет Евразийское экономическое
сообщество (ЕАЭС). Основные внешнеполитические и внешнеэкономические
интересы Республики Беларусь в его рамках на современном этапе заключаются
в создании на основе этого союза единого экономического пространства. В
перспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого экономики
государств-участников Евразийского экономического сообщества будут
интегрироваться в мировую экономическую систему и прежде всего в мировую
торговлю. Значительная роль в создании единого экономического пространства
отводится социальному, научно-технологическому и информационному аспектам. Политика Беларуси на российском направлении, а также в рамках Безусловно, политический вес СНГ всегда будет адекватен его
экономическим показателям. При этом активизация интеграционных процессов в
рамках Содружества по принципу того же Европейского Союза неизбежно
потребует передачи части властных полномочий наднациональным структурам. Беларусь последовательно соблюдает все достигнутые в рамках Содружества
договоренности. В стране завершены все внутринациональные процедуры,
связанные с формированием зоны свободной торговли. Доминантой политики СНГ и сегодня, и на перспективу должно стать формирование реального интеграционного сообщества постсоветских республик при максимальном использовании возможностей политического и экономического взаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния. Республика Беларусь последовательно выступает за развитие процесса
военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной
безопасности (ДКБ) государств-участников СНГ, объединяющем сегодня 6. Взаимоотношения с Европейским Союзом Территория РБ в современных границах сложилась в результате длительного
развития на рубежах Запада и Востока. Республика, не обладая практически
богатыми природными ресурсами имеет высокий коэффициент транзитивности
территории – именно здесь проходит самый короткий путь из России в Западную По прогнозам ООН в XXI веке сохранится большая потребность в
энергетических ресурсах, в первую очередь, в газе. Он является важнейшим
энергетическим источником для Западной Европы. Этим объясняется наличие
многочисленных проектов строительства и расширения газотранспортных сетей. Немаловажным фактором интеграции Беларуси с объединенной Европой
видится и сотрудничество на микроуровне – между общественными организациями
и партиями, университетами и общественными движениями, предприятиями и
школами. Формирование гражданского общества должно начинаться с
формирования новой психологии каждого. А она, в свою очередь, не может
возникнуть в одночасье. Вот почему сотрудничество объединенной Европы и Смысл процессов глобализации заключается в быстром и эффективном
вхождении в быстро развивающиеся всемирные рыночные отношения, мировые
информационные и коммуникативные сети, что дает возможность на более
высоком уровне осуществлять экономические, финансовые и иные процессы и
трансферты. По характеру экономических, культурных и геополитических
измерений, Беларусь является европейской страной. Интеграция Беларуси в
мировое сообщество будет осуществляться как вхождение в европейское
цивилизационное пространство. Значительную роль при этом будут играть и
субрегиональные коммуникации, развитие отношений с соседними странами: Особенностью интеграции в мировую экономику для Беларуси является интеграция в Европейское сообщество. Именно это обстоятельство значительно воздействует на развитие внешних факторов жизни страны. Исторической ловушкой можно назвать и то, что после горбачевской эпохи разрушения границ и стен, Беларусь оказалась перед условным выбором, который не является условным в практическом смысле. Это выбор между Россией и ЕС. Мы попали в специфическую ловушку, когда ценности прошлого и будущего становятся предметом политического торга и геополитических спекуляций. [14] Включение Беларуси в общеевропейский процесс происходит сложно, трудно и болезненно в силу непризнания европейскими государствами результатов ноябрьского референдума 1996 г. и изменений и дополнений к Конституции 1994 г. [6. стр. 327-329] Важное направление внешней политики Беларуси – укрепление пояса добрососедства. Беларусь сегодня немного озабочена состоянием политических отношений
или уровнем политических отношений с Польшей. Географически мы находимся в
одном регионе, мы соседи, мы открыты, готовы развивать добрососедские
отношения, укреплять их. Беларусь понимает значение, которое сейчас
отводится Польше в рамках объединяющейся или будущей объединенной Европы, и
мы ни в коем случае не заинтересованы в том, чтобы Польша превратилась в
то, чем была Беларусь в рамках СССР: той стеной, которую переступить или
пройти для нас будет сложно. Предпосылки к такому развитию событий имеются. Будущее место и роль Беларуси в системе международного разделения труда в Европе неразрывно связаны со степенью ее участия в европейских интеграционных процессах. В этой связи руководство страны уделяет серьезное внимание диалогу и развитию отношений с Европейским Союзом (ЕС). Во взаимоотношениях с Европейским Союзом Беларусь готова идти так
далеко, насколько ЕС в состоянии двигаться навстречу Беларуси. Расширение С учетом расширения ЕС на Восток для республики приоритетное значение
приобретает сближение с Европейским союзом, который уже сегодня является
одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси. Существенное значение
приобретает изучение опыта ЕС в области осуществления реальной интеграции
государств и его использование в процессе сближения Беларуси и России, Имевшее место в последние в годы снижение уровня сотрудничества стран Несмотря на ряд ограничений, наложенных Заключениями Совета Многое во взаимодействии России и ЕС зависит от ситуации в
государствах, расположенных между ними. Роль Беларуси в геополитической оси Значительным потенциалом обладают научные и культурные связи. Беларусь делает упор на развитие непосредственных контактов между учебными и научными заведениями, учреждениями культуры, общественными организациями и фондами. Сотрудничество в этих областях, основанное, как правило, на обоюдном интересе, осуществляется достаточно плодотворно. Беларусь намерена сохранить эту тенденцию, не только интенсифицируя свое участие в научных, образовательных, культурных программах сотрудничества с Евросоюзом, но и работая по таким важнейшим направлениям, как привлечение новых технологий и инвестиций государств-участников ЕС. Серьезным инструментом строительства действительно единого континента призван стать Совет Европы. Важно, чтобы он оставался верен своему назначению – быть не судьей, а помощником европейских стран в гуманитарной сфере, действовал в духе сотрудничества, а не отчуждения. Беларусь будет взаимодействовать с СЕ исходя именно из такого понимая его роли и места. Внешняя политика Беларуси по отношению к европейским организациям,
странам Центральной, Восточной и Южной Европы будет строиться, прежде
всего, на условиях партнерских отношений. В этом контексте – контексте
европейского региона – основной и главной задачей является восстановление
отношений с европейскими институтами, прежде всего, с европейскими
парламентскими институтами: Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, НАТО, Советом Этот год начался с "развязки" вопроса о присутствии ОБСЕ в Беларуси. Считаю, что в таком же ключе должна продолжаться работа по
восстановлению статуса специального приглашенного в Парламентской ассамблее Мы ожидаем, что это обстоятельство будет в полной мере учтено в разрабатываемой в настоящее время Евросоюзом политике новых углубленных отношений с будущими соседями в рамках концепции "широкой Европы". У нас здесь достаточно точек соприкосновения. Это - возрастание внешнеторгового товарооборота, общие проекты по упрочению безопасности, ликвидации последствий Чернобыля и другие. Исходя из политических и прежде всего экономических интересов, необходимо активнее развивать наши отношения и с государствами других регионов.» - говорит Президент Лукашенко в своем обращении к народу и парламенту. [15] Исходя из того, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Республика Беларусь в соответствии со взятыми на себя обязательствами в
рамках ОБСЕ продолжает придерживаться линии на конструктивное
сотрудничество с Консультативно-наблюдательной группой (КНГ) ОБСЕ в Несмотря на обострение взаимоотношений Белоруссии с западными странами
имеются определенные возможности не только для ослабления ее международной
изоляции, но и для повышения роли и влияния республики на международной
арене, создания в перспективе в Белоруссии восточно - европейского
финансово - политического центра, который по своим потенциальным
возможностям мог бы стать сопоставимым с Швейцарией, Гонконгом и РБ предпосылки для решения проблемы взаимоотношений с Европейским сообществом; У Евросоюза, по словам А. Лукашенко в одном из выступлений, должны быть хорошие отношения с соседями - Молдавией, Украиной, Белоруссией. И Евросоюз это понимает. "Мы отдаем себе отчет, - сказал белорусский Президент, - что темпы интенсификации наших отношений с Европой во многом будут зависеть и от нормализации отношений с Соединенными Штатами. Влияние этого государства на мировые процессы немаловажно" [17] Белорусско-американские отношения и отношения с НАТО Состояние белорусско-американских отношений сегодня далеко от
идеального в силу как объективных, так и субъективных причин. Тем не менее, В своем ежегодном обращении, принципиально осудив США, А. Лукашенко тут же говорит о сотрудничестве: «Осуждая Америку за развязанную войну, за жертвы и страдания людей, вызванные вторжением в Ирак, мы в то же время не злорадствуем по поводу ее потерь. США на сегодняшний день являются самой мощной и влиятельной страной в мире. С этим трудно спорить. С Америкой нужно и можно налаживать нормальные отношения. Конструктивно решать имеющиеся проблемы. Мы об этом заявляли неоднократно, и в последние дни для подобных заявлений появилось еще больше оснований. Но не все зависит от нашей доброй воли. В Соединенных Штатах из года в год не прекращаются попытки протащить через конгресс пресловутый акт о демократии в Беларуси, предусматривающий выделение на насильственную "демократизацию" нашей страны около полусотни миллионов долларов.» [15] Во время посещения Хатыни в августе 2003г Александр Лукашенко публично
назвал Вашингтон мировым агрессором, а в интервью одной из газет подтвердил
возможность принятия на территорию Белоруссии Саддама Хусейна. "Мне
пришлось видеть лицо нынешнего агрессора в Югославии, - сказал Лукашенко. - Поразительно, но в этот же день Лукашенко сказал также, что собирается
строить добрые отношения с Америкой, и назначил новым белорусским послом в Лукашенко пока никак не объяснил, как намерен совместить два
взаимоисключающих вектора во внешней политике страны. Но он еще раз
прокомментировал решение подать руку Вашингтону и указал вполне конкретные
причины своих западных симпатий: "То, что цены на энергоресурсы падают, это
нашей экономике не во вред. Но есть вопрос человечности… Нам надо
налаживать добрые отношения с Западом. Тем более что оттуда идут хорошие
сигналы (последним из них является февральское решение Парламентской
ассамблеи ОБСЕ о восстановлении белорусского парламента в этой организации. Республика Беларусь выступает за развитие отношений с Соединенными Представляется, что парламенты двух стран могли бы, отбросив укоренившиеся стереотипы и недоразумения, найти возможности для оптимизации сотрудничества. Открытый, но уважительный межпарламентский диалог по всем острым вопросам создал бы благоприятную почву для нормализации отношений между исполнительными ветвями власти Беларуси и Соединенных Штатов. [18] Михаил Хвостов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в США в своем
интервью газете «Советская Белоруссия» так говорит об отношениях между США
и РБ: Наши торгово—экономические отношения складываются относительно
благополучно, несмотря на разные подходы в администрации Джорджа Буша к
этой сфере двусторонних отношений с Беларусью. Бизнес есть бизнес. Там, где
есть интерес, он всегда перешагнет через политические преграды. А интерес к
нашим товарам действительно большой. По объему товарооборота Соединенные Предметом особой заботы в Беларуси являются взаимоотношения республики с Организацией Североатлантического договора (НАТО). Интересам республики объективно не отвечает конфронтационный характер
системы военно-политических отношений. Этим обусловлено стремление Беларусь уважает выбор государств, выразивших желание вступить в Сотрудничество между Беларусью и НАТО осуществляется на основе
известной Программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) в соответствии с целями и
задачами, которые Беларусь определила в своем Презентационном документе 7. Международная безопасность За последние несколько лет ситуация в мире и в Европе сильно изменилась в сторону расширения функций глобальных и региональных международных организаций. Наряду с этим объективным процессом более расплывчатым стало понятие государственного суверенитета, на который влиятельные международные силы посягают под предлогом различного рода гуманитарных интервенций. [8. стр.54-69] На первый план в системе международной безопасности вышел В качестве одного из главных факторов, создающих угрозу безопасности Главным событием мировой политики является вооруженное нападение США и «Война была развязана в обход международных правовых норм. Жертвы среди мирного иракского населения, женщин, детей, потери среди американцев, англичан, граждан других государств - вот лишь первая, видимая часть цены этой войны. Очевидно, основная цель акции - не только Саддам Хусейн, Ирак и даже не нефть, а формирование нового порядка в мире с особыми правами единственной сверхдержавы по произвольному использованию военной силы. Послевоенный миропорядок, благодаря которому более полувека удавалось избегать крупных агрессивных войн, основывался на недопустимости применения вооруженной силы без решения Совета Безопасности ООН.» – так говорится в обращении Президента к Парламенту и народу.[15] Беларусь вместе с подавляющим большинством стран мира делает все от нее зависящее для восстановления нарушенного правопорядка и сохранения основанной на принципах международного права системы международной безопасности. Наша страна, которая еще помнит ужасы Второй мировой, готова внести посильный вклад в предотвращение гуманитарной катастрофы в Ираке. Наша страна никому не угрожает и ни с кем не имеет конфликтов, чреватых вооруженными столкновениями. Реальной угрозы вооруженного нападения на нашу страну не существует. «Но, - продолжает Президент, - чтобы никому такая мысль не могла
прийти в голову, мы должны держать порох сухим. Сегодня Беларусь - единственный верный и боеспособный, подчеркиваю, боеспособный союзник России. В результате целенаправленных и постоянно проводимых преобразований белорусские Вооруженные силы становятся мобильнее, материально и технически лучше оснащаются. Более того, мои последние действия в последнее время, в том числе и посещения ведущих предприятий ВПК, организуются и проводятся с единственной целью - скорейшей модернизацией наших Вооруженных сил. И хочу сказать, что мы сегодня имеем отдельные виды оружия, которое можно назвать оружием сдерживания агрессора и его пособников. Это обычное оружие, но оно способно нанести значительный урон на значительных расстояниях от территории нашего государства. Со всей ответственностью заявляю: сегодня Беларусь располагает Одновременно следует продолжить укрепление военной составляющей Преобразование Договора о коллективной безопасности в полномасштабную региональную организацию требует скорейшего формирования действенных механизмов и выработки конкретных направлений практической работы. Важнейшим приоритетом для Беларуси остается активное участие в
международных и региональных системах безопасности. Позиция Республики в процессе строительства европейской безопасности
определяется следующим образом: Факт добровольного отказа Беларуси от обладания ядерным оружием нашел
свое позитивное отражение в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. В
качестве официального документа 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было
распространено письмо Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на имя Всецело поддерживая механизм создания безъядерных зон в различных
регионах планеты, Беларусь выдвинула с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН
инициативу о формировании пространства, свободного от ядерного оружия, в Неизменную поддержку Беларуси встречает миротворческая деятельность 19 мая 2000 года Беларусь стала полноправным членом Группы ядерных поставщиков (ГЯП). Принятие Беларуси в ГЯП – признание вклада страны в ядерное нераспространение и разоружение, ее высокого научно-технического потенциала, соответствия национальной системы экспортного контроля мировым стандартам. Беларусь, стремясь быть ответственным членом мирового сообщества, считает его главной задачей покончить с угрозами человечеству, опираясь на позитивные достижения ушедшего века. [18] 8. Организация Объединенных Наций На протяжении своего более чем полувекового членства в Организации Беларусь избиралась членом Совета Безопасности ООН (1974-1975 годы), Ключевым во взаимодействии Беларуси с Организацией Объединенных Наций
является участие официальных делегаций Республики Беларусь в работе
ежегодных и специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН и других органов Беларусь является членом более 50 специализированных учреждений ООН и
других межправительственных организаций, осуществляющих взаимодействие с С 1993 года в Минске действует Отделение ООН/ Программы развития ООН Конкретные результаты приносят последовательные и целенаправленные шаги
в таких областях как: ООН для полноценной интеграции стран с переходной экономикой в систему мировых хозяйственных связей; расширение вклада системы ООН в укрепление международного сотрудничества в области ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и закрепление долгосрочного подхода ООН к решению постчернобыльских проблем; Усилия Беларуси в рамках ООН сегодня нацелены на дальнейшее продвижение
инициатив, отражающих национальные приоритеты республики в области внешней
и внутренней политики, и их закрепление в итоговых документах и решениях 9. Страны Азии, Африки, Латинской Америки Развитие дружественных отношений с такими влиятельными государствами
как Китай, Индия, Вьетнам, Иран – важное направление внешней политики Неплохо развивается наше сотрудничество со странами Ближнего Востока, с африканскими странами, особенно Северной Африки. Главной целью внешней политики Беларуси в этом регионе мира остается наращивание торгово- экономических связей, и в первую очередь привлечение инвестиций богатых арабских государств в нашу экономику. Важное значение для Республики Беларусь имеет развитие политических и торгово-экономических отношений со странами Азии и Африки. В значительной степени это определяется схожестью подходов с рядом африканских и азиатских государств по целому ряду ключевых международным проблем, созданной еще во времена бывшего Советского Союза базой отношений с ними, сохраняющейся там конкурентоспособностью белорусской продукции, а также перспективами наращивания экспорта белорусской продукции в данные регионы. «Говоря о развитии наших отношений со странами Азии, хотел бы особо выделить перспективы белорусско-китайских отношений. Экономическая мощь и политическое влияние Китая на международной арене будут неуклонно возрастать. Также нам необходимо динамично развивать взаимовыгодные отношения с Наиболее высокий уровень политических отношений достигнут с Китайской Отношения Республики Беларусь с государствами Африки характеризуются
меньшим динамизмом в сравнении с азиатским регионом. На ближайшую перспективу основной нашей задачей в Латинской Америке должна стать целенаправленная работа, ориентированная на дополнение торгово- экономических связей со странами региона расширением политических контактов на всех уровнях. Большинство государств Латинской Америки оказалось в схожей с Беларусью переходной фазе развития и в долгосрочной перспективе решает однотипные с белорусским государством задачи в социально-экономической сфере. В основе отношений Беларуси со странами латиноамериканского региона лежит система общих ценностей, совпадающих долгосрочных задач развития. Характерно, что и по целому ряду аспектов международной жизни соответствующие позиции близки или совпадают. Важным этапом на пути развития контактов нашего государства со странами
латиноамериканского региона стал визит Президента Республики Беларусь Отсутствие идеологической доминанты во внешней политике латиноамериканских стран исключает искусственные перепады в отношениях с ними, придает этим отношениям предсказуемость и стабильность. Ведущие государства континента – Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили – могут стать партнерами Беларуси, наиболее адекватными уровню технологического развития страны. Отсутствие спорных проблем, взаимодополняемость экономик, взаимные симпатии народов положительно влияют на развитие двусторонних связей с латиноамериканскими странами. [18] 10. Движение Неприсоединения С 1998 года Беларусь является полноправным членом Движения
неприсоединения (ДН), активно развивая на этой основе взаимовыгодное
сотрудничество по целому ряду направлений деятельности ООН с государствами-
членами этого крупнейшего международного объединения государств. Республика Беларусь присоединилась к числу государств-членов Движения в период
активной адаптации данного форума к новым геополитическим реалиям,
сложившимся после распада СССР и прекращения периода «холодной войны». За непродолжительный период своего членства в ДН Республика Беларусь
адаптировалась и активно участвует в различных рабочих органах Движения:
ежегодных встречах министров иностранных дел, заседаниях Координационного
бюро Движения в Нью-Йорке и его рабочих группах по реформе Совета Ориентируясь на политическую составляющую Движения неприсоединения, Из послания Президента А. Лукашенко белорусскому народу и Парламенту: Заключение В XXI веке предстоит большая работа, направленная на продолжение строительства нового справедливого миропорядка, при котором все страны имели бы равную степень безопасности и реальную возможность устойчивого развития. Одну из главных задач Беларусь видит в содействии укреплению роли и
авторитета ООН в международных делах, в том числе при урегулировании
сохраняющихся кризисных ситуаций в различных регионах планеты. Республика Беларусь имеет достаточный производственный и научный потенциал и квалифицированные трудовые ресурсы, занимает выгодное географическое положение. Вместе с тем, как показывает практика хозяйствования, в настоящее время Беларусь не использует свои преимущества в международном разделении труда. Республика Беларусь сохраняет устойчивый рост отрицательного сальдо во внешней торговле. Развитие приоритетных международных экономических отношений только с Россией привело к тому, что, после августовского кризиса 1998 года, Республика Беларусь, сохраняя высокие темпы прироста ВВП, в то же время сократила общий объем внешнеторговых операций. Учитывая происходящий процесс глобализации мировой экономики, для Можно спорить про оптимальность избранного Беларусью пути преодоления общего для всего постсоветского пространства кризиса. Однако никуда не деться от вывода: сегодня Беларусь должна решать новые проблемы, опираясь на тот потенциал и те формы организации общества, которые сложились именно в ходе сложного развития последних лет. Сегодня Беларусь должна перейти к решению прежде всего долгосрочных проблем. [20] Беларусь не имеет внутренних ресурсов для самостоятельного преодоления
последствий аварии на ЧАЭС. Нет ресурсов и для преодоления остальных
экологических угроз. Потому главной задачей внешней политики Беларуси
должен стать поиск внешней помощи. «Беларусь может быть независимой во
внешней политике только если она проведет серьезные реформы в экономике. В числе главных задач белорусской внешней политики надо считать закрытие Чернобыльской АЭС, построение нового комплекса защитных сооружений над 4-м блоком ЧАЭС, развертывание международных программ по экономической переориентации загрязненных районов и лечении пораженного болезнями населения. Беларусь должна поддержать борьбу влиятельных сил в развитых странах
мирах за закрытие атомных электростанций и резкое стимулирование научно-
технического прогресса на базе использования новых, энергосберегающих
технологий, а также движение за переориентацию энергетики развитых стран на
нефть и газ. Трансъевропейские нефтегазовые коммуникационные проекты
открыто должны стать одним из важнейших приоритетов белорусской внешней
политики. На этой основе можно рассчитывать на развитие дружеских отношений Главным результатом белорусской внешней политики должно стать создание
комфортных условий для быстрой технологической модернизации крупных
промышленных предприятий и роста на этой основе уровня жизни населения РБ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями. 3. Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М,2002. 4. Мельник В.А. Политология: Учеб. – 3-е изд., испр. – Мн.: Выш.шк., 1999. 5. Политология (проблемы теории). – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 384 с. 6. Политология: Учебник / В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.Н. Егоров и др.; Под ред. В.А. Бобкова и И.Н. Браима. – Мн.: «Экоперспектива», 2000. – 348с.
9. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 10. Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. – 2-е изд., перераб. И
доп. – Мн.: Выш. Шк., 1999. – 211с. 12. Еженедельник «Белорусский рынок» № 12/2003 13. Еженедельник «Белорусский рынок» № 18/2003 14. Национальный отчет о человеческом развитии РБ. – Мн.: UNDP.2000 15. Рэспублика № 86 17 красавiка 2003г 16. Советская Белоруссия, 24 июля 2003г 17. сайт Независимой газеты 18. www.embassibel.ru 19. www.president.gov.by/rus/gov/ 20. www.bdg.by/Socium/strategiashevtsov.htm 21. www.relis.ru/slavmir
|
|