| |||
Реферат: Крестьянский бюджет и кредит в России в конце XIX- начале XX вв.Министерство образования Российской Федерации. Ивановский государственный университет. Исторический факультет. Кафедра новейшей отечественной истории. Дипломная работа студентки V курса дневного отделения Пастрюлиной Т.А. Крестьянский бюджет и кредит в России в конце XIX- начале XX в.в. (по источникам рижского фонда Ивановской областной библиотеки) Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Файн Л.Е. Иваново 2002. Оглавление. Введение. I. Глава 1. Крестьянские бюджеты. II. Глава 2. Основные формы мелкого крестьянского кредита. 1. Краткосрочный кредит. 2. Долгосрочный кредит. III. Глава 3. Основные учреждения мелкого кредита в русской деревне. 1. Земский кредит. Общества взаимного кредита. 2. Крестьянский банк. Заключение. Список используемой литературы. Введение. Одной из самых интересных, но одновременно и наименее изученных тем
является тема, связанная с развитием мелкого крестьянского кредита в конце Кредит – категория историческая, он возникает в период разложения первобытнообщинного строя. Кредит – это система экономических отношений, выражающаяся в движении имущества или денежного капитала, предоставляемого в ссуду на основе возвратности, материальной обеспеченности и как правило за плату в виде процентов. Долгое время кредит носил ростовщический характер, которому не было альтернативы, но потом, с течением времени альтернатива стала появляться. У крестьян возникла острая потребность в кредите, потребность в котором вытекала из бюджета крестьян, поэтому в своей работе первая глава посвящена бюджету крестьян. Реализованной альтернативой становится появление кредитных
кооперативов в виде ссудо-сберегательных товариществ, которые не могли
полностью удовлетворить потребность крестьян, а лишь не большую её часть. Все это попытались претворить в жизнь во второй половине 90-х гг., а именно в это время получают распространение другие формы мелкого кредита – кредитные товарищества, сельские, валютные, а также земские кассы мелкого кредита. Все эти формы кроме кредитных товариществ почти не изучены. В настоящей работе предпринята попытка исследования формы мелкого крестьянского кредита, и мы в своих исследованиях будем ориентироваться на период с 1895г., то есть с момента принятия «Положения об учреждении мелкого кредита» до 1912 г., а именно в этом в этом году начинается функционировать Московский народный банк, который выполнял многие функции кредитных товариществ. Ввиду того, что отдельные формы кредитного обслуживания зародились до 1895 г. приходится в отдельных случаях коснуться их предыстории. Специальных исторических и экономических работ по избранной нами теме и обозначенному периоду очень мало. Непосредственно на практике этими вопросами занимались: А.Н. Работа В.Е. Постникова является незаменимым трудом для исследователей, в нем автор рассматривает бюджет крестьян. Автор приводит уникальные данные о доходах и расходах различных крестьянских семей, однако все примеры касаются лишь южно-русского крестьянства, которое является сравнительно зажиточным, и это является недостатком работы.[1] Иную картину крестьянского бюджета представил В. Варгин, который более точно подошел к определению средней крестьянской семьи.[2] Князь А. Васильчиков большую часть своей жизни прожил в провинции - в
деревне, управляя имениями и занимаясь сельским хозяйством, поэтому он как
никто другой понимал необходимость крестьянского кредита, которую он и
обосновал в своем труде «Сельский быт и сельское хозяйство в России». А. Теоретиком кооперативного движения был Н.П. Гибнер, который обобщил и
проанализировал мировой опыт кооперативного строительства и представил свои
выводы в одном из наиболее известных своих работ «Система кооперации». В
ней он рассмотрел понятийный аппарат, сплотившийся за время существования
кооперации, исследовал исторические корни кооперации, виды кооперативов. Перу А. Н. Гурьева принадлежит работа «Очерк развития кредитных учреждений в России», в которой автор рассмотрел историю формирования кредитных товариществ, его правовую базу, кредитные учреждения и его формы. автор показывает динамику развития Крестьянского поземельного банка и вексельного кредита. А. Гурьев пытается оценить закон 1 июня 1895 г. «Об учреждении мелкого кредита».[5] Нельзя не упомянуть о так называемом «Университете Шанявского: курсы
по кооперации», нас будет интересовать первый том этой работы «Курсы
профессора А.Н. Анцифирова». Эта работа уникальна тем, что здесь
рассматривается главная черта кредитной кооперации, её место в кредитной
системе, а также отношения между кредитором и должником, то есть Известные во всем мире экономисты, теоретики кооперативного движения В.И. Ленин специально ей занимался исследованием кредитной
кооперации, но в некоторых его работах содержатся суждения о кооперации. Негативное отношение В.И. Ленина, а в его лице и всех большевиков к
кредиту и кредитной кооперации, а также товарно-денежным отношениям вообще
привело к тому, что в советское время эти сюжеты почти не разрабатывались. Лишь в 70-е годы наступает некоторый перелом, признаками которого можно считать появление исследований Л.Е. Файна и И.А. Фарутина.[10] В них была предпринята попытка на основе изучения значительного
круга источников проанализировать социальный состав кооперации в России. В перестроечное и постперестроечное время были написаны и изданы работы А.П. Корелина и Л.Е. Файна.[11] Исследование А.П. Корелина характеризуется высоким профессионализмом автора, его знанием не только истории, но и экономических законов. Труд написан на основе большого числа источников и литературы. При этом следует отметить, что многие источники введены в научные обороты именно автором работы. Работа представляет собой попытку создания обобщающего труда по сельскохозяйственному периоду в России, в котором также отражены вопросы, связанные с функционирование банковской системы, сберегательных касс, а также интересующих нас кредитных учреждений. К недостаткам работы следует отнести широкую тематику, выбранную автором, так как из-за многообразия поднимаемых вопросов пострадала фактическая сторона. Корелин уделил основное внимание развитию кооперации в начале XX вв., ранний же период остался без должного к нему внимания. В своей работе автор пришел к выводу, что «кредитная политика царского правительства чрезвычайно наглядно вскрыла противоречивость и последовательность общего аграрного курса самодержавия, составной частью, которой она явилась. Это проявлялось и в постоянных уступках помещичьим требованиям о пересмотре условий кредита, приближавших его к прямой благотворительности, и в отношении к организации мелкого кредита, где особенно причудливо переплетались буржуазные и патриархально- попечительные начала».[12] Нельзя не упомянуть о современном исследователе кредитной кооперации Соколовский высказывает мысль о том, что крестьянин вступая в
кредитный кооператив, не имел возможности платить пай. На практике это
приводило к тому, что пай просто вычитали из ссуды. Поэтому там, где не
было кредитных кооперативов крестьяне, были готовы брать кредит у
деревенских ростовщиков.[14] Положение 1895 г., по мнению Соколовского,
воспроизводит тезисы Осипова, которые нашли наиболее полное выражение в Целью моей работы является выявление степени потребности крестьянских хозяйств в мелком кредите и уровень его удовлетворения в исследуемый период. Исходя из целей выдвигаются следующие исследовательские задачи: во- первых, рассмотрение состояния бюджетов крестьянских хозяйств и выявление потребности в кредите; во-вторых, исследование основных форм крестьянского кредита, делая акценты на преобладание в это время краткосрочного кредита; в-третьих, изучение деятельности основных учреждений мелкого кредита. Необходимо сделать несколько уточнений относительно плана. Первая глава посвящена крестьянским бюджетам и обосновывает потребность в кредите, которая выводилась из его дефицита. Однако не все приведенные ниже примеры отражают реальную картину и свидетельствуют о дефиците бюджета, причиной того является отсутствие источниковой базы. Та же причина является обоснованием деления третей главы, на указанные параграфы. С учетом поставленных целей и задач определены источники. В данном
случае это различные отчеты, справочные сведения, сообщения, а также «Свод Отчеты, справочные сведения и сообщения богаты статистическими данными, без которых невозможно проследить динамику крестьянского бюджета, а он во многом давал дефицит, поэтому становится понятным необходимость в кредите. Эти источники уникальны, ибо в них содержится многие фактические сведения, показано как это все осуществлялось на практике, на основе этих данных делается вывод о том, что в начале XX в. из действующих в то время кредитных учреждений, наибольшей симпатией пользовались кредитные товарищества, а вот ссудо-сберегательные встречались все меньшее число сторонников. «Свод трудов местных комитетов по 49 губерниям России», а точнее его Перу Ф.А. Щербины принадлежит работа «Крестьянские бюджеты», в
которой автор раскрывает понятие бюджеты и семья среднего достатка. «Сборник по мелкому кредиту» С.В. Бородаевского уникален тем, что содержит Высочайшее утвержденное 7 июня 1904 г. «Положение об утверждении мелкого кредита».[18] А.А Сорокин внес свой вклад в изучение Обществ Взаимного Кредита. Он рассмотрел образцовый устав этих обществ от мая 1882 г., который и ознаменовал их появление.[19] В.Ю. Скалон представил очерк деятельности крестьянского банка за
период с 1885 по 1891 гг.. В работе мы найдем богатые статистические
данные, которые позволяют проанализировать и оценить деятельность В целом новый этап изучения истории мелкого кредита только начинается. Поэтому в своей работе я ставлю проблему более детального рассмотрения дореволюционного опыта кредитного дела для того, чтобы перенести этот опыт на сегодняшний день и попытаться применить уже накопленный когда-то опыт. Глава 1. Крестьянские бюджеты в российской деревне. Прежде чем перейти к вопросу о крестьянском кредите необходимо уяснить потребность в этом кредите, а для этого нам нужно знать и представлять себе бюджет крестьянина, то есть его доход и расход из сравнения которых можно вывести бюджетный баланс. Однако первоначально нужно разобраться, что такое бюджет. Впервые это понятие сложилось у англичан. Само слово «бюджет» древне-нормандское и означает «кожаный мешок». В старину лорд-канцлер казначейства, то есть министр финансов, являясь в начале нового года в парламент, приносил с собой мешок с деньгами и произносил речь. Эта речь и называлась Budget – от слова «кожаный мешок», заключавший в себе денежные государственные средства, а отсюда уже слово «бюджет» было перенесено и на годичный оборот государственных финансов – на бюджет в сегодняшнем смысле.[21] Данные бюджетного исследования составлялись преимущественно путем опроса, и уже в этом следует видеть неточность, ибо не все крестьяне вели расходно-приходные книги вследствие малограмотности, а если и имелись такие книги, они могли составляться по памяти, то есть после совершения тех или иных сделок, по прошествии определенного количества времени, то есть опять- таки скрытая, неосознанная запись неправильных фактов, что под собой имела позитивные намерения. Возьмем другой случай, когда крестьянин не ведет таковую книгу и дает сведения по памяти, естественно, что все крестьянин запомнить не может и поэтому опять получается не слишком точная картина. Обычно при составлении бюджетов принято выбирать так называемую типичную семью, в которой совмещались наиболее общие черты всех других семей, находящихся на сходных социально-экономических условиях. Что входит в понятие «типичная семья»? По мнению Ф.А. Щербины, некоторые западно-европейские исследователи руководствовались в этом определении составом семьи, но в большинстве случаев понятие типичной семьи бралось произвольно. По версии Ф.А. Щербины типичная семья – это семья, состоящая из мужа, жены, четырех малолетних детей до 14 лет, то есть семья, состоящая из шести человек.[22] При определении типичной семьи нельзя руководствоваться только одним составом семьи, а нужно учитывать наличие собственности. К вышеупомянутому определению типичной семьи А. Васильчиков добавляет еще и собственность, а именно количество рабочего скота, не уточняя при этом сколько именно. Такая типичная семья, по мнению А. Васильчикова, большую часть года питается тем хлебом, который она сама вырастила: осенью и зимой живет привольно, даже несколько разгульно, справляет праздники, но в конце зимы, весной и летом перед уборкой новых хлебов очень часто терпит большие лишения.[23] Определение типичной семьи зависит и от региона: типичная семья для одного региона может считаться нетипичной в другом. Какими же условиями мы должны руководствоваться при составлении бюджета? 1. Семья должна быть типичной не только для данной местности, но и по возможности для других регионов. Определение типичных черт должно основываться на средних признаках из массовых данных; 2. При опросе нужно по возможности выбирать людей наиболее грамотных, то есть тех, кто имеет представление о собственном бюджете и дает по возможности близкие к действительности данные; 3. Необходимо учитывать точное установление бюджетного года. Обычно при составлении бюджета за год берут либо ближайший ко дню составления праздник, либо выдающееся из повседневной жизни событие, например день ярмарки. Важно чтобы составление бюджета совпало с концом хозяйственного года у крестьян, а это сбор хлеба. Но в некоторых случаях составители бюджетов при исследовании, к примеру, кустарных промыслов брали сведения не по целому году, а за определенный промежуток времени, например за месяц, неделю или сутки. И такие учеты могли быть только приблизительными. Нельзя считать правильными и статистические данные, по которым бюджетный год устанавливается для разных отраслей хозяйства по разным временам года. Например, для учета земледельческого производства - от урожая до урожая, для учета промыслов - от весны до весны. 4. Необходимо по возможности придерживаться конкретных действительно происходивших явлений, а не приблизительных и средних величин и дробить отдельные явления на возможно большее число составных элементов. Причем исследователь должен вносить не только то, что требуется по данной статье, а то, что в действительности происходило.[24] Заканчивая рассуждения о позитивных и негативных сторонах опросной системы при составлении бюджетных исследований нельзя забывать, что недостатком этих бюджетов является односторонний характер, затрагивание ими только экономической стороны. Большинство исследователей делили хозяйства по материальному признаку, то есть по степени материального обеспечения - на хозяйства бедные, среднего достатка и богатые. Но здесь могла возникнуть проблема, что семья, считавшаяся бедной в одном регионе, может считаться богатой в другом. У русского земледельческого населения бюджетный оборот состоит из
личных нужд семьи плюс хозяйственные нужды той же семьи. Хозяйство
крестьянина имеет очень выгодную для рабочего населения форму, при которой
семья является и предпринимателем, и рабочей силой, то есть, удовлетворяет
потребности собственного производства и с этой целью ведет хозяйство. Таблица №1. Распределение личных и хозяйственных потребностей.[25] [pic] Из таблицы №1 мы видим, что личные потребности уменьшаются от безземелья к многоземелью, а хозяйственные наоборот возрастают, то есть чем беднее хозяйство, тем относительно больше оно тратит на пищу, одежду, и меньше на содержания своего хозяйства. Но как только у крестьянина появлялись материальные средства, он начинал увеличивать свое хозяйство, что сопровождается и увеличением расходов на это хозяйство. Если мы попытаемся сравнить потребности русского крестьянина-
земледельца с английским фабричным, получится следующая картина: русский на
книги может потратить10 копеек, на предметы комфорта 2 копейки, на театр
ничего, а англичанин на книги 10 рублей, на предметы комфорта 5 рублей и
столько же на театр. Если сложить все расходы, то у русского они составят Таким образом, бюджетные исследования семьи сводятся в конечном результате к изучению человеческих потребностей. Теперь перейдем к рассмотрению бюджетного имущества, то есть приходов и
расходов крестьян. Но сначала нужно уточнить, что мы вкладываем в понятие Состав имущества в мелких земледельческих хозяйствах состоит из: строений, мебели с утварью, одежды, обуви, мертвого инвентаря, то есть сельскохозяйственных орудий и живого инвентаря (домашний скот, птица, наемные рабочие). В хозяйствах, имеющих достаточное количество земли, большую ценность составляет земля. Виды имущества можно представить в таблице и таким образом проследить динамику распределения различных видов имущества от малоземелья к многоземелью (см. табл. №2). Таблица №2. Зависимость имущества от группы хозяйств.[27] [pic] Из таблицы №2 мы видим прямую связь между личными и хозяйственными видами имущества. Если у бедняка мало инвентаря, скота и т.д., а если еще он относится к категории "безземельные", то ценность остального имущества возрастет. Таблица подтверждает мысль о том, личные потребности возрастают от малоземелья к многоземелью, то же можно сказать и о хозяйственных потребностях, рост которых происходит быстрее. Таким образом, мы видим, что личные и хозяйственные потребности составляют одну из категорий бюджета. А теперь посмотрим на расходы. Таблица №3. Бюджетные расходы (а).[28] [pic] Таблица №4. Бюджетные расходы (б).[29] [pic] Таблица №5. Процентное соотношение расходов.[30] [pic] Таблица №5 позволяет сделать вывод о том, что в земледельческих
хозяйствах преобладают натуральные расходы над денежными: на 45,79%
денежных приходится 54,21% натуральных. Это преобладание еще более выражено
в расходах на личные потребности, по которым денежная часть составляет Из приведенных выше данных таблиц №№ 3,4,5 можно сделать следующие выводы. Во-первых, чем беднее хозяйство, тем относительно больше крестьянин расходует средств на удовлетворение личных потребностей и относительно меньше на удовлетворение хозяйственных. Во-вторых, чем беднее хозяйство, тем относительно больше средств расходуется в нем, например, на пищу, как важнейшую из личностных потребностей. Можно говорить о приоритете растительной пищи над животной, первой потребляли 93%, второй - 7%. Это подтверждается и источниковыми данными у Ф.А. Щербины. Таблица №6. Продовольственные нормы.[31] [pic] Таким образом, чем больше обеспечена группа землею или чем богаче она, тем в большем количестве входят в пищевую порцию основные элементы питания и больше абсолютное количество потребляемой пищи. Сколько на практике крестьяне тратили на растительную и животную пищу? Семья, состоящая из пяти человек: отец, его жена, сын 18 лет, две дочери-подростки. Кроме них в доме живут две постоянные работницы и четыре сезонных работника, то есть всего 11 человек, из которых 9 взрослых. Данное хозяйство являлось хозяйством среднего достатка, которое сверх занятий земледелием держало еще земскую постовую станцию. На питание 11 человек семья тратила 545 рублей, то есть на одного человека 49 руб. 60 коп., из которых на растительную пищу - 21руб. 80 коп., на животную - 27 руб. 80 коп. Причем сюда не вошла стоимость непосчитанной домашней птицы и все покупные продукты, например, сахар.[32] В данном примере на животную пищу тратится больше, чем на растительную. Приведем еще один пример. Средняя семья в Таврической губернии имела в год около 200 рублей денежного дохода. Причем для получения такой суммы семья должна была кроме занятий земледелием продавать сельскохозяйственные продукты на рынке, а продажными могли быть исключительно семена хлебов. Бюджет крестьянина Степана Маслова из с.Веселого Мелитопольского уезда
записан из показаний самого крестьянина. Причем свой бюджет по его словам
он знал, так как в 1888г. его грамотный сын записывал в доме все приходы и
расходы денег. Его семья состояла из самого Степана Маслова, его жены, сына Другой пример. Таврическая губерния. Средняя семья, состоящая из мужа,
жены и четырех детей-подростков, вели свое хозяйство на собственной земле,
площадью приблизительно в 20 дес. Сумма расходов составляла 200-250 рублей. Анализируя данные источников можно говорить о большой зажиточности южнорусского крестьянства. Если проследить доходы, то на первом месте будут стоять доходы от земледелия - 64,79%, на втором месте доходы от скотоводства - 16,6%, на третьем месте доходы от личных промыслов - 12,78%, и на последнем месте стоят доходы от торгово-промышленных предприятий - 3,93%. Отсюда мы видим, что крестьянин больше всего мог рассчитывать и рассчитывал на доходы от земледелия. Но в любом случае натуральные доходы преобладали над денежными.[35] Рассматривая бюджет крестьянской семьи, важным моментом является соотношение между едоками и работниками, и в этом нам поможет таблица №7. Таблица №7. Соотношения между едоками и работниками.[36] [pic] Как правило, в типичной семье работников всегда меньше, чем едоков. Можно выявить связь между размерами земли и размерами хозяйства с количеством рабочей силы в семье. Это можно проследить на данных связи между размерами семьи и размерами посевной площади (табл.№8). Таблица №8. Соотношение размеров семьи и посевной площади.[37] [pic] Таблица №8 свидетельствует о том, что размер семьи влияет на размер
площади хозяйства, причем с увеличением семьи происходит и увеличение
посевной площади. Однако следует учитывать и тот вариант, что крестьяне
могли и арендовать землю. Последний аргумент хорошо представлен в таблице Таблица №9. Состав эксплуатируемой хозяйством пашни (дес.)[38] [pic] Из таблицы №9 мы видим, что величина посевной площади увеличивается в основном за счет аренды, а потому не является постоянной величиной и не может рассматриваться как величина определенная. Мы проследили, что порой крестьяне увеличивали свою посевную площадь за счет аренды, при этом они могли еще и нанимать рабочую силу. Зависимость наемного труда от увеличения площади хорошо демонстрирует таблица №10. Таблица №10. Наемный труд в общественной организации труда.[39] [pic] Из таблицы №10 видно, что в большинстве случаев хозяйства стараются справляться своими силами. Таким образом, размер семьи крестьянина определяет количество посевной площади, которая может увеличиваться за счет аренды земли, при этом в большинстве случаев крестьяне справляются своими силами. Если мы посмотрим на бюджетный баланс, то есть сравним доходы и расходы и выявим, что преобладает, то в соответствии со статистическими данными текущий доход превышает расход на 24 копейки, а в общем доходы превышают расходы на 10,08 копейки. И если из доходов исключить запасы, а к текущим расходам прибавить погашение долгов, то в результате получится остаток в 1 рубль 14 копеек при 1 рубле 63 копейках долга, то есть дефицит бюджета составляет 49 копеек на душу. Таким образом, в бюджетном обороте крестьянина решающую роль играют запасы от прежнего лета. Не будь этих запасов бюджет в большинстве случаев давал бы дефицит.[40] Бюджет крестьян, а точнее его дефицит либо профицит зависел от
заработной платы. К сожалению не слишком обширная источниковая база
позволяет судить о таковой лишь по данным сельскохозяйственных рабочих на Таблица №11. Средний размер годовой заработной платы в 80 г.г. XIX в. по районам (в рублях).[41] [pic] Таблица №11 позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, она еще раз
подтверждает то, что на южных рубежах Российского государства жили
зажиточнее, нежели в других районах, соответственно жили лучше и крестьяне. Попытаемся сравнить заработную плату в Российской империи с другими странами (табл.№12). Таблица №12. Величина заработной платы (среднегодовая).[42] [pic] Данные таблицы №12 составлены в 1842 году секретарем министерства
земледелия США и отражают среднегодовую заработную плату сельских рабочих в
различных государствах. В Российской империи средняя зарплата сельских
рабочих по показателям землевладельцев - 153 франка, а по показателям того
же секретаря - 300 франков. Если рассматривать первый случай, заработная
плата 153 франка. Казалось бы, она чуть выше, чем в Индии, то есть стоит не
последняя, а вторая по показателям с конца, но эта цифра дана по
показателям землевладельцев, и, скорее всего, она была завышена. И тогда
зарплата в Российской империи ниже, чем в других странах. Если брать второй
случай, возникает вопрос, откуда взялась столь высокая цифра? Ведь
секретарь скорее всего составлял данные путем опроса, в который могли
попасть и землевладельцы. С другой стороны крестьяне могли завысить свою
зарплату, причем они могли это делать как осознанно, так и бессознательно,
дабы показаться в глазах других стран, что в Российской империи не хуже. Источниковая литература позволяет разграничивать доходы одиноких и
семейных. Доход одиноких всегда меньше. Если доход семейного мужчины может
подняться до 648 руб., то у одиноких - 376,39 руб.; у женщин соответственно Таким образом, говоря о бюджете среднего типичного крестьянина в русской деревне, следует сказать, что он все-таки в большинстве своем давал дефицит. Если его не было, то это достигалось путем отказа от многих вещей, что не могло не сказаться отрицательным образом на самом крестьянине и его семье. Крестьянин, чтобы хоть как-то прожить, вынужден был нести продавать на рынок результаты своего труда, зачастую необходимые для потребностей своей семьи. На мой взгляд, не все вышеприведенные примеры являются типичными и
действительно характеризуют середняка, ибо по моим представлениям типичный
пример средней крестьянской семьи является следующим. Крестьянская семья,
состоящая из 5-6 человек, то есть отца, матери и 3-4 детей-подростков. Где же выход? Выход в улучшении своего хозяйства, в более плодородной почве, то есть в большем количестве земли и в одном месте, а если еще применить девятиполье, сеять более выгодные культуры, то доходы хозяйства от выращивания ржи, пшеницы, овса возрастут. Другой вопрос реально ли это для середняка? Ответ на этот вопрос, скорее всего, неоднозначный. Нельзя забывать и о том, что опросная система и система анкет,
посредством которой составлялись бюджетные исследования, затрагивала в
первую очередь крестьян, имеющих бездефицитный бюджет. И если мы говорим о
том, что даже тем крестьянам, которые имели бездефицитный бюджет,
приходилось от многого отказываться во имя такого бюджета и брать кредит,
то крестьянскому хозяйству с дефицитом бюджета приходилось труднее. И при
таком раскладе крестьянское хозяйство было обречено на гибель. Глава 2. Основные формы мелкого крестьянского кредита. 2.1. Краткосрочный кредит. В первой главе мы выяснили, что бюджет крестьянского хозяйства во многом давал дефицит, поэтому крестьянин терпел многие лишения, например, отказывался от предметов комфорта и был вынужден нести часть произведенного продукта на рынок, а кредит являлся порой единственным спасением бездефицитного бюджета крестьянина. Он зависел от многих факторов, главные из которых количество работников в семье, тип хозяйства и соотношение этих двух факторов. Однако была категория крестьян, которым нужен был постоянный и безвозвратный кредит, а таковой в большинстве своем кредитные учреждения не могли себе позволить. Но все-таки той части крестьян, которой можно было доверить кредит, он, безусловно, помогал. Вопрос о мелком кредите возникает у нас в 70-е годы XIX века. В это
время в больших количествах возникали ссудо-сберегательные товарищества. В
период с 1872 по 1877 г.г. ежегодно правительство утверждало от 100 до 200
уставов новых товариществ. Если бы развитие народного кредита шло и дальше
такими темпами, то наша страна сравнялась бы к 1900 году с Пруссией. Но
дело в том, что со второй половины 70-х годов страстное увлечение первого
времени сменилось почти полным охлаждением. Число возникающих товариществ
стало постепенно сокращаться. И, наконец, это движение почти вовсе замерло. Однако потребность в мелком кредите, по мнению С.В. Бородаевского, действительно была. "Деньги нужны земледельцу не только для производства в своем хозяйстве необходимых улучшений… но… и для каждого шага его будничной жизни".[46] Крестьянин был вынужден брать кредит, ибо его бюджет терпел дефицит. Еще 28 мая 1883 года и 24 января 1884 года государственными банками была введена особая операция по выдаче краткосрочных ссуд сельским хозяевам и этот кредит получил название "вексельный", то есть он выдавался под векселя с подписью только заемщика, обеспеченного землей.[48] Несмотря на то, что вексельный кредит предназначался, прежде всего, для нужд помещиков, доля крестьянских ссуд в 1897г. достигла почти 1,5 млн. рублей, а в 1898г. - 1,25 млн. рублей, затем число резко уменьшилось до нескольких сот, а с 1901 г. до десятков тысяч рублей. 22 июля 1894 года был принят устав, предоставлявший право крестьянам- собственникам брать ссуды, размер которых увеличивался с 2/3 до 3/4 стоимости имения. Однако ссудами пользовались в основном крупные хозяева, так как выдача ссуд по личному доверию или за круговой порукой сельских товариществ и обществ была приостановлена ввиду того, что клиентами по этой категории являлись главным образом крестьяне, владевшие только надельной землей, которая по закону не могла быть предоставлена в залог.[49] На основании уставов всех земельных кредитных учреждений неурожаи,
наводнения и другие бедствия давали право просить об отсрочке или рассрочке
платежей, и многие хозяева выпутывались из беды благодаря этим льготам. В 1895 году были приняты некоторые коррективы в вексельный кредит, предусматривавшие: во-первых, пересмотр всех кредитов в конце года для выяснения долгов заемщиков; во-вторых, местным учреждениям запрещалось переписывать векселя при выдаче новых ссуд. Подтоварный кредит является разновидностью краткосрочного кредита. Этот вид кредита предоставляет ссуды под залог сельскохозяйственной продукции. Ранее исследуемого нами периода была разрешена выдача ссуд под хлеб и
лишь с 1893 года эта операция начинает приобретать все больший размах. Земства становились посредником банка на основании Правил от 23 августа Согласно Правилам от 2 августа 1896 года срок кредита устанавливался в Главным правовым документом в исследуемый нами период является Министерство финансов вполне разделяло предложенную комитетом
программу, но не было согласным с последним пунктом. В то время
министерство олицетворяло собой консервативную тенденцию и
противопоставляло личный кредит залоговому, и доказывало, что в основе
учреждений мелкого кредита должен быть личный кредит, а не имущественный. "Положение об учреждениях мелкого кредита", утвержденное 1 июля 1895 года предусматривало 3 вида кредитных учреждений: 1. Кредитные товарищества; 2. Ссудо-сберегательные товарищества и кассы; 3. Сельские, волостные или станичные банки и кассы (ст.1). Специальным положением оговаривалось, что Положение не распространяется на вспомогательные и сберегательные кассы, сельские банки, удельные ведомства, крестьянские сословно-общественные учреждения, состав и устройство которых определялись старыми узаконениями и уставами.[54] Целью учреждений мелкого кредита явилось предоставление Таким образом, на первом плане стояла задача помогать малообеспеченным слоям деревни и хозяйствам среднего уровня с целью повышения общей платежеспособности деревни.[55] Создавался новый тип учреждений - кредитные товарищества, которые
следует отличать от ссудо-сберегательных: во-первых, отсутствием паевых
взносов; они учреждались на сумму пожертвований земскими, общественными и
частными учреждениями или частными лицами, а так же выданною в ссуду казною
или Государственным банком суммою; во-вторых, их основной капитал
образовывался из ссуд Государственного банка; в-третьих, над деятельностью
товариществ устанавливался контроль со стороны Государственного банка. 1. касалось лиц крестьянского сословия; 2. всех обывателей, в том числе и крестьян. Согласно статье 973 Устава гражданского судопроизводства все имущество должника подлежит аресту за долги, за исключением предметов ежедневного обихода. Этого не происходит, если взыскание направлено на имущество, не связанное с земельным наделом. Однако даже статья 973 не свидетельствовала о том, что это давало основание разрушить хозяйство крестьянина на основе взыскания по долгам, то есть все то. что необходимо крестьянину для ведения хозяйства на земельном наделе и для отбывания крестьянских повинностей отнято быть не могло. Приведем пример: если у лица не крестьянского звания в силу вышеуказанной статьи закона можно за долги продать, к примеру, лошадь, хотя она составляла необходимый предмет промысла, то по отношению к крестьянину этого сделать было нельзя. Но на практике порой трудно было решить, какое имущество было связано с хозяйством на надельной земле, а какое нет. Затруднительность взыскания просроченных ссуд с неисправных лиц вела за собой удорожание кредита для всех остальных заемщиков.[56] "Положение об учреждениях мелкого кредита" определило общие черты, а более детально частные вопросы были разработаны в принятых и утвержденных образцовых уставах 1896 - 1897 г.г. Кредитная кооперация после 1895 года получила новый импульс к развитию,
но объем выдаваемых ссуд не удовлетворял нужды населения в мелком кредите. Эти вопросы изучали земства, которые прислали свои мнения в 1898 году в министерство земледелия и государственных имуществ. Всего было прислано 33 отзыва, 12 из которых говорили о необходимости самой широкой организации кредита. Эти вопросы оказались и в центре внимания съезда представителей ссудо-сберегательных товариществ, состоявшегося весной 1898 года по инициативе Московского общества сельского хозяйства. Было отмечено, что не смотря на принимаемые правительством меры, состояние мелкого кредита продолжается оставаться неудовлетворительным. Причины этого видели в недостатке квалифицированных кадров руководителей, нехватке оборотных средств и неприятие мер по взысканию ссуд.[57] Уже 19 сентября 1896 года был принят наказ, предусматривавший открытие кредита после осмотра имения чиновниками банка, причем выданная ссуда должна отвечать потребностям хозяйства. И этот период дал свои результаты: если в 1893 году вексельные ссуды выдавали 48 учреждений, то в 1897 году уже 81 учреждение.[58] 1 сентября 1897 года введен в действие новый наказ. Главное его отличие от других наказов в том, что теперь ипотечная задолженность не должна превышать 60% оценки, при этом допускались и исключения, но лишь по постановлению уполномоченного на то Совета. Результатом наказа стало уменьшение долга по векселям.[59] Вексельный кредит Государственного банка был дешевле, нежели частных банков, но этот кредит был малодоступен и малоприспособлен к сельскому хозяйству. Об этом свидетельствуют вышеперечисленные моменты, к которым следует добавить то, что землевладельцы, возможно, не хотели, чтобы ссуды шли на развитие крестьянского хозяйства. Крестьянство стало главным клиентом этого кредита лишь в 1912-1914 г.г., да и то это было зажиточное сибирское крестьянство омского отделения банка, которому было выдано более 4/5 всей суммы кредита. В 1902 году начало работу особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, которое отметило недостаточное развитие учреждений мелкого кредита особенно в центральных губерниях. На этом совещании 70 комитетов выступили за более широкую организацию мелкого кредита. Некоторые из них высказали предположение о дополнении и уточнении действовавших нормативных актов. Некоторые комитеты стояли за полный пересмотр законодательства. Комитеты остановились на вопросе о том, в чьем распоряжении должны находиться учреждения мелкого кредита. Самым подходящим из них большинство комитетов считало земства. Одни возлагали на него только контроль, другие общее руководство. Что же касается центрального органа, то почти все комитеты исходили из предложения, что дело мелкого кредита должно находиться в ведении министерства финансов.[60] Из действовавших в то время кредитных учреждений наибольшей симпатией комитетов пользовались кредитные товарищества, а вот ссудо-сберегательные встречали с каждым годом все меньшее число сторонников.[61] По вопросу о районе действия товариществ оказались большие разногласия. Колебания и противоречивость мнений по данной проблеме царили и в правящих кругах. Примером могут служить представленные в особое совещание записки МВД и министерства финансов.[63] Обе записки, многочисленные пожелания местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности, отдельных лиц были переданы в специально созданную комиссию под председательством Ф.Р. Гиернера, сформированную из представителей различных ведомств для решения вопроса об организации кредита.[64] Противоречивость сказалась и при рассмотрении вопроса об обеспечении кредита. Было отклонено предложение о возможности залога надельных земель, но была признана возможность более широкого использования в качестве залогов сельскохозяйственной продукции, инвентаря.[65] Стороны сошлись на компромиссном решении. Учреждениям мелкого кредита
было предоставлено право использовать все формы и виды обеспечения. Следует отметить, что оно во многом дублировало старое. Но особенно хотелось бы отметить изменения. Во-первых, была изменена цель создания кооперативов. Во-вторых, было внесено изменение относительно ссудо- сберегательных товариществ (теперь размер предоставляемого кредита не зависел от паевых накоплений). В-третьих, был увеличен максимум залогового кредита. В-четвертых, была изменена в некоторой степени система контроля над учреждениями кооперативного кредита, находившихся в ведении министерства финансов.[66] Принятие Положения о мелком кредите от 7 июня 1904 года и издание образцовых уставов в 1904-1906 годах, которые конкретизировали основные пункты Положения, сыграло значительную роль в дальнейшем развитии кредитных кооперативов в рамках складывающейся в Российской империи системы учреждений мелкого кредита. Прогрессивные изменения Положения заключались: во-первых, в изменении
целевой установки создания кредитных учреждений. В соответствии со ст.1 Во-вторых, правительство пошло на значительное облегчение функционирования учреждений мелкого кредита, даровав им право на безусловное освобождение от уплаты государственного промыслового налога, дополнительного налога с капитала и налога с прибыли, освобождение от гербового сбора.[68] В-третьих, для содействия созданию доступного русскому крестьянству
мелкого кредита при Государственном банке в 1904 году было образовано На местах создавались губернские комитеты по делам мелкого кредита. Практически же непосредственный надзор и попечение над учреждениями мелкого кредита осуществлялись управляющими отделениями Государственного банка, при которых создавалась широкая сеть инспекторов мелкого кредита. Здесь следует остановиться на точке зрения некоторых теоретиков
кооперации, которые видели в этом скорее негативные, чем позитивные
моменты, признавая, тем не менее, определенное прогрессивное значение
образования Управления по делам мелкого кредита. С. Войцеховский и М. Туган- Тем не менее формирование системы инспектирования способствовало активизации кооперативного движения, повышению уровня его практической деятельности. В целом система инспектирования вытекала из того, что товарищества учреждались на средства государства и потому правительство считало себя вправе установить контроль за расходованием этих средств. Таким образом в 1895 году было принято "Положение об учреждениях
мелкого кредита", которое расширило правовую базу деятельности кредитной
кооперации. Оно вводило новый тип учреждений - кредитные товарищества. Это
должно было увеличить помощь крестьянам со стороны государства. Дало новый
импульс развитию кредитной кооперации в России. Но работа над
законодательными актами не остановилась и привела к принятию в 1904 году Проследим практическую сторону. В 1903 году из 10654 ссуд объемом 49,5 млн. рублей крестьянам было
выдано 5559 ссуд (52,2%) на сумму только в 1 млн. рублей. Для сравнения
посмотрим, что землевладельцам было выдано 3169 ссуд, то есть 29,7% на
сумму 15,4 млн. рублей. Мы видим, что при численном преобладании
крестьянских кредитов на их долю приходилось около 2% общей суммы выдач,
при этом средний размер крестьянского кредита составлял около 180 рублей,
землевладельческого кредита - 4860 рублей, у торговцев - 18127 рублей. В Таким образом, не смотря на то, по количеству выданных ссуд крестьянские ссуды преобладали и в 1903 и в 1906 годах, сумма, выдаваемая им, была незначительной. В 1904 году из 15024 выдаваемых ссуд объемом 86,3 млн. рублей на долю
крестьян приходилось 9930 ссуд, то есть 63,5% на сумму 2,6 млн. рублей Эти данные подтверждают еще раз вышесказанное. Вместе с тем несколько возросло число выдач ссуд крестьянам, что объясняется начавшейся реализацией столыпинской реформы. К сожалению, более подробное описание выданных ссуд в период конца XIX Как уде отмечалось выше, крестьяне кредитовались через посредничество земств, занимавшихся этим весьма неохотно. Так, например, в 1910 году посреднический кредит под хлеб был открыт всего 31 земству на сумму чуть более 4 млн. рублей. Фактически во второй половине 900-х годов земства ежегодно использовали посреднический кредит на сумму менее 900 тыс. рублей, что в лучшем случае составляло 3-3,5% всей суммы посреднических кредитов.[73] В середине 1911 года земствам было открыто кредитов на сумму почти 10 млн. рублей, использовано ими было 1,3 млн. рублей. Такая политика земств объяснялась тем, что правительство не расширяло компетенцию земств в отношении неисправных клиентов. Это сказалось и на взаимоотношениях земств с учреждениями мелкого кредита. Круг клиентов всех кредитных учреждений на ссуды под хлебные товары по кредитам, выданным Государственным банком непосредственно или через посредников, был узок и ежегодно он не превышал 10 тысяч крестьян, для сравнения землевладельцев по этим же тарифам было 4-5 тысяч. Наиболее успешно эта операция практиковалась в районах с высоким развитием торгового земледелия - южном, степном, северо-кавказском, юго-восточном, юго- западном, средне-волжском, на которые приходилось 70-80% всей суммы ссуд. Подтоварная кредитная операция основывалась не столько на учете векселей, но и на выдаче ссуд под залог сельскохозяйственной продукции, реализация которых еще только предполагалась. И в этом плане подтоварный кредит тесно переплетался с другим видом краткосрочного кредита - авансовым.( В 1894 году был принят устав, устанавливающий выдачу авансовых кредитов
для промышленных и сельскохозяйственных целей. При открытии авансового
кредита учитывалась общая кредитоспособность заемщика, причем на первое
место ставилась имущественная состоятельность. Кредит назначался в пределах К середине 1900 года наблюдается значительный рост крестьянских посевов: с 13% в 1904-1905 годах до 24% к 1911-1912 годам. Это объясняется тем, что крестьянам предоставлялись заводские авансы - кредиты под будущий урожай. Однако здесь были свои минусы, особенно в отношении крестьян. С одной стороны производитель попадал в определенную зависимость от заводов, которая была тем больше, чем меньше был участок земли и бесправнее производитель, который в определенной степени оказывался как бы отрезанным от рынка сбыта. Все это предоставляло кредиторам широкие возможности для использования различных кабальных форм эксплуатации производителей, особенно крестьян. С другой стороны кредит способствовал развитию этой отрасли сельского хозяйства, повышению его товарности, уровня агрокультуры. Таким образом, с середины 90-х годов распространился ряд новых форм кредита: вексельный, подтоварный, авансовый. Но внедрение этих форм кредита происходило медленно, что обуславливалось как особенностями банковской клиентуры, с большим трудом осваивавшей приемы капиталистического хозяйства, так и общим недостатком капиталов в стране, обилием феодальных пережитков в социально-политическом строе. Проследив правовую базу и фактическую сторону категорий мелкого кредита необходимо перейти к практической стороне вопроса и рассмотреть, сколько учреждений мелкого кредита действовало в те или иные годы. Таблица №1 хорошо это отражает. Мы видим, что в период с 1 января 1899
года по 1 января 1900 года возникло всего 9 товариществ, при содействии Таблица №1. Сведения о числе кредитных товариществ, возникших при содействии Государственного банка.[75] [pic] Были еще и другие товарищества, возникшие при посредничестве земств, частной инициативе и т.д. (см. таблицу №2) Таблица №2. Действующие товарищества.[76] [pic] Положение 1895 года безусловно повлияло на возникновение кредитных товариществ и дало свои результаты: только в 1897 году именно с этого начинается их рост. Об этом свидетельствует таблица №3, которую продолжает таблица №4. Таблица №3. Возникновение кредитных товариществ на основе Положения 1895 года.[77] [pic] Таблица №4. Число учреждений мелкого кредита за 1904 - 1911 г.г.[78] [pic] К сожалению, на основе этих данных нельзя говорить о том, сколько учреждений практиковало краткосрочный кредит, а вместе с ним вексельный, подтоварный и авансовый, причина тому отсутствие необходимой источниковой базы. Но мы можем говорить о распределении ссуд по предметам по данным на Таблица №5. Ссуды по предметам.[79] [pic] В таблице №5 представлены 3 категории предметов: покупка земли,
домашнего скота и орудия сельскохозяйственного производства. По количеству
покупок преобладает покупка земли - 68393, а в денежном эквиваленте
преобладает покупка домашнего скота - 10930620. И этому есть свои
объяснения, ведь покупать земли могли крестьяне, у которых для этого были
материальные средства, а они могли быть у относительно зажиточных крестьян. Первоначально большая часть кредитных обществ находилась в городах и обслуживала преимущественно нужды торговли и промышленности, а сельские товарищества между тем закрывались все чаще (см. табл.№6). Таблица №6. Количество закрывшихся товариществ в городе и селе по десятилетиям.[80] [pic] Таблица №6 свидетельствует о том, что первоначально сельские
товарищества закрывались чаще городских, и только с 1886 года число
закрывшихся сельских товариществ начинает постепенно снижаться, дойдя в Столь высокий процент закрытых товариществ в 70-80-х годах показывает,
что экономические условия русской деревни были далеко не благоприятны для
развития кооперации. Причины на мой взгляд заключались в следующем: во-
первых, общим понижением тона общественной жизни, наступившее во время
русско-турецкой войны и в 1880-х годах; во-вторых, дела учрежденных
товариществ шли далеко не блестяще. Недовольство товариществами особенно
резко стали проявляться к 1883-1884 годам, отчасти из-за неаккуратной
уплаты или выданных 5-10 лет назад первоначальных займов. Судьба основанных
со столькими усилиями товариществ возбуждала "недоверие к способности
крестьян самостоятельно управлять кредитными учреждениями, и даже сомнения
в возможности развить такую способность"; "земства стали находить, что
успех сельских кредитных учреждений ввиду поголовной безграмотности
крестьян и низкого уровня их развития невозможен без постороннего
деятельного контроля со стороны тех или других органов местной власти"; О недостаточной подготовленности населения говорит и тот факт, что из Постепенно сеть кредитных обществ охватывает и сельскую местность. По
официальным сведениям в 1910 году уже половина обществ имела вполне или в
значительной степени сельскохозяйственный характер. Управление по делам
мелкого кредита в записке, составленной в сентябре 1911 года, писало: В целом, как показывают данные, все большую роль в кредитовании сельского хозяйства, особенно во второй половине 900-х годов начинают играть частные кредитные учреждения. Являясь крупными держателями закладных листов и акций земельных банков, кредитуя все более широкие слои сельских хозяев, коммерческие банки, глубоко проникали в систему частного землевладения, олицетворяя собой растущее влияние и мощь финансового капитала. 2.2 Долгосрочный кредит. Рассуждая о видах мелкого кредита нельзя забывать и о том, что кроме
краткосрочного кредита, являвшегося безусловно основным и более
распространенным видом кредита в русской деревне, существовал еще и
долгосрочный кредит. Если краткосрочный кредит выдавался на срок не более В Российской империи конца XIX - начала XX в.в. существовало три вида долгосрочного кредита: ипотечный, мелиоративный и личный. Первым по времени возникновения у нас является ипотечный кредит или
ипотека. Ипотека - кредит под залог недвижимости, главным образом земли. В 1860 году основные дореформенные кредитные учреждения были
ликвидированы. И к началу 90-х годов возникают новые сословные и земские, а
так же частные, государственные кредитные учреждения, которые составили
систему ипотечного кредита и фактически просуществовали до 1917 года. Однако условия ипотечного кредита в акционерных банках были тяжелы, так как акционерные банки взимали 14-18% годовых.[86] Действовало два государственных земельных банка: Дворянский и Мелиоративный кредит выдавался для ведения каких-либо прочных улучшений в сельском хозяйстве, в основном на улучшение условий сельскохозяйственного производства.( В 1896 году были приняты "Временные правила о ссудах на сельскохозяйственные улучшения". Теперь источником средств для мелиоративного кредита стал специальный фонд, образовавшийся из ежегодных отчислений государственного казначейства.[87] Согласно временным правилам, ссуды выдавали на оросительные и осушительные работы, на укрепление берегов рек, оврагов, на разведение садов. Максимальный размер кредита определялся в 75% от стоимости предназначаемых работ. Ссуды могли выдаваться на срок от 7 до 30 лет, то есть был увеличен, а процент был уменьшен с 5 до 4% годовых по выданным ссудам. Таким кредитом имели право пользоваться все сословия, то есть он был всесословным.[88] Ссуды обеспечивались недвижимым имуществом, приносящим доход, процентными бумагами, а для сельских обществ - приговором о взаимном ручательстве или вненадельной землей. Кроме того, правило предусматривало предоставление плана и сметы работы и контроля над ними. Окончательно мелиоративный кредит был закреплен законом 1900 года "О
ссудах на сельскохозяйственные улучшения". Согласно этому закону ссуды
выдавались: земствам, земледельцам, сельским обществам. Земствам ссуды
выдавались на улучшение сельского хозяйства целой губернии, землевладельцам Закон 1900 года имел позитивные и негативные стороны. Позитивные заключались: во-первых, в льготных условиях пользования мелиоративным кредитом; во-вторых, был расширен круг улучшений, на которые выдавались ссуды. Негативная сторона заключалась в том, что "при том глубоком упадке, которого достигло наше крестьянское хозяйство, мелиоративный кредит делу не поможет". Другие говорят, что "мелиорация хороша, да только не нам", то есть в условиях нашей страны это только увеличивает задолженность без надежды когда-либо расплатиться. Некоторые говорят, что этот кредит неприменим в значительной части России, а применим там, где существует общинное земледелие. Существует и такое мнение, что эта форма кредита у нас невозможна "за отсутствием единодушия у населения". Другие считали, что эта форма вообще не нужна.[90] С.В. Бородаевский приводит данные, которые свидетельствуют насколько
слабо применение мелиоративного кредита. Так, например, во всей Таблица №7 отражает распределение ссуд по категориям заемщиков. Таблица №7. Распределение разрешенных ссуд по составу заемщиков (1901- 1916 г.г.)[91] [pic] Таблица №7 говорит о том, что частные ссуды преобладали, но при этом нужно учесть, что возможно большая часть земских кредитов и ссуд маслодельных товариществ предназначалась крестьянам и в этом случае получится, что крестьянские ссуды составляли 58,4% (крестьянские общества + земства + маслодельные товарищества). До 1 января 1914 года из общего количества выданных ссуд на долю крестьянских обществ и артелей приходилось около 56%, но по сумме выданных средств преимущество было у частных землевладельцев, а на долю крестьян приходилось 20% всей суммы кредитов.[92] Если посмотреть какой район по выдаче ссуд лидирует, то получатся
следующие данные. На первом месте по числу выданных ссуд - 1530 (39%), что
составляет 4,6 млн. рублей (42,4%) стоит среднечерноземный район, который
включал 15 губерний. В свою очередь здесь лидировали 6 центрально-
черноземных губерний: Рязанская, Тульская, Орловская, Курская, Тамбовская, Подводя итог развития мелиоративного кредита, следует отметить, что он развивался слабо. Причинами столь слабого развития явилось во-первых, само нежелание крестьян воспользоваться таковым, так как они не знали всех достоинств данного кредита. Отсюда следует необходимость ознакомления крестьян с целями, сущностью и достоинством мелиоративного кредита. А для того, что бы этот процесс протекал быстрее, необходимо предоставлять более значительные средства. Что касается способов получения таких средств, то их несколько: первый способ состоял в необходимости образования особого мелиоративного капитала, путем ежегодных отчислений из бюджета; второй способ заключается в возможности употребления на это3средств из страхового капитала. Из трех видов долгосрочного кредита у нас остался нерассмотренным только личный кредит. Личный кредит дается на небольшой промежуток времени, естественно не менее года, так как является при этом категорией долгосрочного кредита. В Российской империи этот кредит почти не получил развития, если не считать ростовщичества в деревнях.[94] Делая вывод по долгосрочному кредиту, важно отметить, что в общей массе долгосрочного кредита конца XIX - начала XX в.в. преобладали ипотечные ссуды, выданные под залог земли государством и частными кредитными учреждениями. Завершая разговор о видах мелкого кредита, хотелось бы сравнить
развитие народного кредита в Российской империи и других государствах Таблица №8. Положение народного кредита в различных государствах.[95] [pic] Из таблицы видно, что первое место по абсолютному числу кооперативных
кредитных учреждений занимает Германия, за ней следует Австро-Венгрия, Подводя итог развитию категорий мелкого кредита, необходимо сказать, что мелкий краткосрочный кредит не был приспособлен к среднему типичному крестьянину русской деревни, имевшего дефицитный бюджет. В большинстве своем он был рассчитан на того крестьянина, который мог отдать этот кредит, а для тех, кто не мог этого сделать выдача кредита затруднялась некредитоспособностью крестьянина. Что касается долгосрочного кредита, то он в большинстве своем был рассчитан на относительно зажиточных крестьян. К началу I мировой войны в России насчитывалось около 20 тысяч учреждений мелкого кредита, в том числе 10,5 тыс. кредитных и 3,7 тыс. ссудо-сберегательных товариществ, 224 земские кассы, около 6,5 тыс. крестьянских сословно-общественных заведений, 10 региональных союзных объединений, 2 кооперативных банка. По подсчетам Управления по делам мелкого кредита в учреждениях этой системы кредитовалось до 45% самостоятельного сельского населения империи.[96] Глава 3. Основные учреждения мелкого кредита в российской деревне. 3.1. Земский кредит в российской деревне. Общество взаимного кредита. В конце XIX - начале XX в.в. крестьянин русской деревни по-прежнему терпит многие лишения, беды и несчастья, которые можно свести к одному концу - к дефициту бюджета. Или посмотреть с другой стороны на этот вопрос: крестьянин мог взять кредит. Кто в российской деревне мог предоставить ему таковой? Во-первых, земства. Из 819 ссудо-сберегательных кооперативов, открытых в 1870-1877 г.г., 340 или 41,6% получили ссуды из земств. Хотя сразу следует оговориться, что из числа крестьян членами таких товариществ могли быть только состоятельные слои.[97] На мой взгляд, эта оговорка вполне имеет право на существование, ибо земский кредит в это время только начинает набирать свои обороты. Земства начинают кредитовать крестьян, пусть пока только состоятельных,
но это только первые шаги. Почему за это дело взялись именно земства? Когда же земства начинают свою деятельность по кредитованию русской деревни? А.И. Чупров считает, что это период между 1870 и 1880 г.г., когда многие из земств, например, псковское, тверское насаждали ссудо- сберегательные товарищества.[98] А. Гурьев склоняется к мнению, что с 1876 года вопрос об учреждении мелкого кредита волновал земства, некоторые из которых, а в частности костромское, тверское приступили к практическому осуществлению: земствами был выработан ряд проектов об учреждении ряда земских банков при губернских земских управах.[99] П.А. Соколовский высказывает несколько иную точку зрения о том, что новгородское земство одно из первых подняло вопрос об организации сельского краткосрочного кредита и первое в России приступило к устройству ссудо- сберегательных товариществ по образцу Рождественского. В декабре 1869 года этот вопрос обсуждался на губернском земском собрании, а в 1870 году начинается непосредственное внедрение в жизнь этого проекта.[100] Приведенные три точки зрения свидетельствуют о том, что земская кредитная деятельность начинается довольно рано, ранее исследуемого нами периода. Однако нам следует уделить внимание этому столь раннему периоду для того, чтобы увидеть с какими итогами работы в области кредитования земства пришли к концу XIX - началу XX в.в. В 90-х годах при Московском и Новгородском земствах возникают экономические советы, с целью изучения нужд и потребностей сельского хозяйства. Такие же советы создавались и при уездных управах и назывались уездные сельскохозяйственные советы, изучавшие более подробно обстановку на местах. Губернские советы обобщали сведения по уездам. Все эти сведения собирались и отправлялись в Министерство земледелия.[101] Но все эти начинания требовали правового закрепления. Однако "Положение об учреждении мелкого кредита" от 1 июня 1895 года не распространялось на земский кредит, там лишь указывалось, что земские учреждения могут ссужать свои суммы кредитным товариществам. Ряд проблем в области земского кредита были поставлены на Всероссийском
съезде представителей ссудо-сберегательных товариществ в 1898 году. Член Одновременно число земств, воздерживающихся от каких-либо мер содействия сельскому хозяйству продолжает уменьшаться.[103] К сожалению, из-за отсутствия прямых статистических материалов об этом
можно говорить лишь по данным об увеличении расходов земств на ведение
сельского хозяйства. Рост земского сельскохозяйственного бюджета за 1895- [pic] Из таблицы №1 мы видим, что уже с 1895 по 1898 г.г. общий размер
земских средств для ведения сельскохозяйственных мероприятий увеличился с В число сельскохозяйственных мероприятий входило и распространение сельскохозяйственных знаний путем устройства начальных народных школ и специальных сельскохозяйственных учебных заведений. Земствам предоставлялась полная свобода преобразования этих учреждений в целях приспособления к той или иной местности; самостоятельность в вопросе финансирования и учебного плана; денежное ассигнование продолжается правительством, пока земство не найдет средства для их поддержания и может продолжаться не менее трех лет; лица всех сословий, поступающие в школы, пользуются равными правами.[105] В исследуемый нами период земства продолжают распространять
сельскохозяйственные знания путем устройства специальных школ. Но и здесь
были свои минусы, ибо практические занятия с учениками были поставлены не
вполне удовлетворительно, да к тому же выпускники школ не всегда оставались
в пределах данного земства и губернии. Примером может служить Вольское
земство, где за 8 лет оно истратило 135 тыс. рублей или около 12% своего
бюджета , между тем в пределах уезда осталось не более 20% выпускников
школ. То есть земства несли большой расход на подготовку специалистов в
области сельского хозяйства, услугами которых оно почти не пользовалось. Земствами практиковалось также чтение лекций, проведение бесед, устраивались сельскохозяйственные курсы и выставки, музеи.[107] Земства проводили работу и по устройству мелкого кредита: под зерновой хлеб выдавали в кредит семена и земледельческие орудия, снабжали безлошадных хозяев лошадьми, устраивали фермы. Земства устраивали амбары для хранения зерна с целью избавления
населения от убытков, которые несут обычно мелкие производители. Порой
земства являлись посредниками и при выдаче ссуд под хлеб, между Выше приведенные явления подтверждаются и конкретными данными, свидетельствовавшие о том, что выдача ссуд под заклад хлеба уже пять лет практиковалась в Красном Холме Тверской губернии. Здесь в 1899 году было взято 1557 ссуд на 7623 руб. крестьянами из 140 селений под залог 14060 пудов хлеба. Хлеб закладывался обычно осенью и особенно зимой, а выкупался весной и летом для посева. Размер ссуд колебался между 5 руб. 78 коп. и 6 руб. 83 коп. при уплате 8% годовых.[109] Выдача в кредит семян и земледельческих орудий - одна из наиболее распространенных форм участия земств в деле мелкого кредита. Такая выдача производилась из сельскохозяйственных складов, а так же из земельных касс, о которых речь пойдет несколько ниже. Однако этой услугой могли воспользоваться не все и порой не самые нуждающиеся. Ибо, во-первых, далеко не всегда земства имели свои отделения в селах, поэтому часто приходилось ехать в уездный город, а у беднейшей части крестьянства, которые как раз и нуждались в этой операции не было такой возможности, прежде всего из-за отсутствия материальных средств; во-вторых, склады не всегда отпускали в кредит свою продукцию, а если это и было, то условия уплаты остальной части ссуды выполнить было очень трудно.[110] Как правило, успех сельскохозяйственных складов прямо зависел от
льготных для крестьян условий кредита. Подтверждением этого служат
статистические данные, утверждающие, что к концу 1904 года из 250 земских
уездов склады имелись в 207 и не было их в 43. Склады имелись в Вятской, Из отдельных крупнейших земских складов следует выделить обороты Некоторые земства испытывали недостаток филиалов, например, Уфимское земство. Хотя причина этого вполне понятна, задолженность у складов их членов.[112] Вообще недостаток оборотных средств многих земств являлось главным препятствием к дальнейшему расширению операций сельскохозяйственных складов. Между тем, как видно из отчетов, обязательства по продаже товара из складов в кредит погашались исправно, если срок был весьма продолжительный. Таким образом у земств существовала одна из главных проблем - проблема нехватки финансов. Одним из способов ее решения являлось привлечение лиц, которые бы безвозмездно помогали земствам. Доказательством этих слов может служить пример Пермского земского банка, который не имел отделений, а создал сеть агентов во многих пунктах губернии. Агентами являлись многие интеллигентные люди, бескорыстно оказывающие помощь банку. В первые два года банк имел 170 безвозмездных агентов.[113] Земства занимались и снабжением безлошадных хозяев лошадьми и выдачей
денежных ссуд на их приобретение. В этом отношении показателен пример Проследив деятельность земств по устройству мелкого кредита и рассмотрев пути распространения сельскохозяйственных знаний, подтвердив это источниковой базой, мы подошли к рубежу веков - к концу XIX - началу XX в.в. с какими результатами земство подошло к этому периоду? Работу земств можно оценить как с позитивной, так и с негативной точки зрения. Позитивно работали те земства, которые открывали ссудо-сберегательные товарищества и сельскохозяйственные склады, распространяли сельскохозяйственные знания, кредитовали крестьян, то есть они шли навстречу беднейшим слоям русской деревни, предоставляя им льготные условия получения кредита. Негативно работали те земства, которые выдвигали слишком тяжелые условия выдачи ссуд или каких-либо сельскохозяйственных продуктов для крестьян. Но такая позитивная и негативная работа земств оценивается с точки зрения оказания помощи крестьянам. Государство, заботясь, прежде всего о своих интересах, а в его лице позиция, занятая МВД и некоторыми местными администрациями, рассматривали такую деятельность земств, как средство повышения общей платежеспособности деревни, да к тому же государство было неудовлетворено тем, что деятельность земств по сути вылилась в деятельность мелкого кредита. Следует подчеркнуть, что не все местные власти поддерживали такую точку зрения государства и те, которые выпадали из этого оборота по- прежнему пытались использовать сословные крестьянские учреждения для выдачи ссуд наиболее бедным разоряющимся крестьянам. Так, например. В Новгородской губернии, в которой находились в бедственном положении заведения мелкого кредита, земский начальник одного из уездов организовал выдачу ссуд беднякам. Кредит этот был сугубо потребительский и использовался часто для уплаты налогов и ссуды и, как правило, не возвращались, что ставило выдавшее их заведение на грань полного краха.[115] В противовес этой точке зрения уместна другая, согласно которой население высказывалось за возникновение сословных учреждений мелкого кредита в противовес кооперативным, ввиду того, что они были совершенно незнакомы с последними, так как земские начальники на сходах разъясняли только порядок открытия и ведения дел сословных заведений. А один из земских начальников прямо заявил, что он не допустит в своем участке появления кредитных и ссудо-сберегательных товариществ, так как они не находятся под надзором местной администрации.[116] Можно говорить о удерживающем развитии в деятельности земств в области
мелкого кредита, и таким фактором явилась позиция занятия государством, Важным шагом в решении проблемы, назревшей к началу XX века в
российских учреждениях было появление "Положения об учреждении мелкого
кредита", утвержденного 7 июня 1904 года. Следует отметить, что оно во
многом дублировало старое, но и стремилось выполнить пробелы закона 1895
года. Самым главным нововведением являлось первенствующая роль земства,
которым облегчалась возможность основывать на местах различные кредитные
органы и наблюдать за правильным их ходом. По новому положения земским
учреждениям предоставлялось право выдавать ссуды на приобретение
земледельческого и ремесленного инвентаря. Расходы на администрацию
учреждений мелкого кредита ложилась на плечи Государственного банка. Кассы определяли размер кредита по степени имущественной состоятельность членов. Так происходило и в Германии, где степень состоятельности определялась на основании налоговых списков. В Австрии размер кредита определялся по пяти разрядам: по 100, 150, 200, 300, 400 крон на каждого члена товарищества. Основанием для такого деления служила степень зажиточности местного населения. А вот во Франции размер кредита был не ограничен. Максимальный размер кредита определялся административным советом кассы, при этом учитывался размер вклада данного члена, размер кассы в данный момент и та сфера, куда будет направлен кредит. Стоит посмотреть в любой стране списки учреждений, занимавших деньги в окружных кассах, чтобы убедится, что ссуды иногда в несколько десятков раз превышали сумму собственных средств учреждений. При чем подобное кредитование не имеет никаких неблагоприятных последствий для касс. У нас такой практики не наблюдается, а правило гласит: "Общая сумма ссуд на приобретение хозяйственного инвентаря не должна превышать половины основного капитала земской кассы", то есть у нас кассы служили преимущественно нуждам мелкого кредита.[118] Земские кассы для привлечения к себе членов проводят, говоря
современным языком, различные рекламные кампании. Примером может служить По официальным данным на 1 января 1910 года из 61 земской кассы только Пример Новгородского земства удачно дополняется примером тамбовской губернии, где крестьяне охотно сеяли бы траву, но дело останавливается покупкой семян.[121] Необходимо сразу сделать несколько уточнений, относительно приведенных
выше примеров, так как они отражают несколько предшествующий период, и это
имеет объяснение, ибо существовавшие сельскохозяйственные склады, по сути
выполняли функции все тех же земских касс в плане кредитования крестьян. Дальнейшая деятельность земств связана с организацией мелкого кредита, от чего земства все же не отказались, не смотря на противодействие со стороны как государства в его лице МВД, так и местной администрации в какой то мере подчинившей себе губернские комитеты мелкого кредита. Местные власти претендовали на руководство всеми учреждениями мелкого кредита, стремясь насадить в них свое представление об их назначении как средства помощи прежде всего маломощным слоям деревни. Часть земств продолжала кредитовать сельское население в форме продажи в рассрочку различных товаров из земских складов, другие путем предоставления ссуд на покупку земли, лошадей, строительных материалов и т.д., третьи практиковали различные посреднические операции. По данным опроса, проведенного Управлением по делам мелкого кредита в 1905 – 1906 г.г., 229 губернских и уездных земств так или иначе участвовали в кредитовании сельского населения, то есть крестьян, а так же частных землевладельцев.[123] Финансировали земства как отдельных клиентов, так и целые учреждения
мелкого кредита. При их активном содействии за предвоенное десятилетие было
учреждено 1194 кредитных и ссудо-сберегательных товарищества, то есть около Таким образом, земская кредитная деятельность начинается довольно рано, еще в 60-70 годы XIX века и вплоть до 900-х годов она имела незначительный вес в кредитовании крестьян Российской империи и в этом следует винить прежде всего правительственную верхушку, видевшей в этом кредите средство пополнения казны государства. В то же время только те земства реально оказывали помощь крестьянину, которые предоставляли льготные условия выдачи кредита и ссуд. История создания русских обществ взаимного кредита неразрывно связана с
историей страны. В середине XIX века растущий государственный долг,
инфляция, отрицательный платежный баланс – все это настоятельно требовало
преобразований. Финансовая реформа началась с создания в 1869 году в Санкт- Фактическим создателем Первого коммерческого русского Общества Общества Взаимного Кредита начинают свою деятельность с 1864 года, и к Действующие 98 обществ располагались следующим образом: три находилось
в Санкт-Петербурге, одно в Москве – Московское купеческое Общество [pic] Можно говорить о позитивном развитии Обществ Взаимного Кредита, которые
заключалось в доставлении его членам, занимающихся торговлей,
промышленностью и сельским хозяйством необходимых для этого капиталов (ст. Такими положениями пользовались Общества Взаимного Кредита, в том числе
и первое такое общество в Санкт-Петербурге. На 1 января 1895 года в нем
состояло 6127 членов с оборотным капиталом 3421671 рубль. Для сравнения
приведем данные по другому Обществу Взаимного Кредита Санкт-Петербургского К сожалению, более подробный анализ обществ взаимного кредита невозможен из-за отсутствия необходимой источниковой базы и литературы. Вышеприведенные факты не позволяют судить насколько много крестьян воспользовались данным кредитованием, но без сомнения можно говорить о том, что этот кредит давал свои результаты. Вопрос в том, какие категории крестьян обеспечивались из обществ взаимного кредита? Естественно те, кто был кредитоспособен. А как же те, кто не мог вернуть кредит? В большинстве своем мелкий кредит и основные учреждения такового в русской деревне не могли обеспечить кредит некредитоспособным. И в этом отношении можно говорить о неразвитости не только обществ взаимного кредита, но и всех основных учреждений мелкого кредита в российской деревне. 3.2. Крестьянский банк. Крестьянский государственный земельный банк – это правительственное
учреждение, находившееся в ведении Министерства финансов. Он возник в 1883
году с целью оказать содействие крестьянам в приобретении в собственность
предлагаемых для продажи земель. Действие банка распространялось на всю
империю, за исключением Сибири, Закавказского края, царства Польского и Открытию операций банка предшествовало составление и рассмотрение в комиссии из представлений от министерства финансов, Внутренних дел и государственных имуществ, правил Крестьянского Поземельного банка и его отделений, которые были утверждены 7 апреля 1883 года, а 8 апреля было дано разрешение на открытие банка и его отделений. В 1883 году Крестьянский банк имел 11 отделений а к 1894 году действовало уже 43 отделения.[129] 26 июня 1889 года Государственный совет постановил, что для пополнения недоимок банк должен взыскивать доход с участка, который принадлежит заемщику и продавать часть движимого имущества, которое не составляет необходимой принадлежности хозяйства. В 1891 год выдался неурожайным и отрицательно сказался на урожае 15 губерний из 53, входивших в район действия банка. Поэтому 16 октября1891 года вышло Высочайшее повеление, разрешавшее банку не продавать земли заемщиков в тех районах, где урожай не превышал 1/4 нормального. Остальным предоставлялась рассрочка платежей на время, когда нужно будет погасить первоначальную ссуду и уплатить 3% в полгода. Таким образом, удалось предотвратить продажу земель.[130] Ссуды Крестьянского банка до 1906 года шли только на покупку земли. Это и стало причиной того, что за период с 1893 – 1915 г.г. поместное дворянство потеряло около половины своих земель – свыше 45 млн. дес., которые перешли в руки других сословий, в том числе и крестьян, которые приобрели к началу 1914 года около 35 млн. дес., причем около половины через Крестьянский банк.[131] Столь высокая концентрация земель в руках крестьян, способствовала сокращению дворянского, а после 1905 года и купеческого землевладения, некоторому росту вненадельной земли крестьян, что отражало сложную эволюцию российской деревни; вело к изменениям в социальной структуре землевладения и подрывало феодальное сословное начало. Однако этот процесс шел противоречиво, и правительство тормозило этот процесс. Был принят даже закон от 14 декабря 1893 года, по которому крестьянские наделы не подлежали ни продаже, ни залогу, даже при условии выплаты всех выкупных платежей. Правда позже эти меры были несколько смягчены. Закон от 9 ноября1906 года и сменивший его закон от 14 июня 1910 года разрешали крестьянам укрепившим наделы в личное владение, продавать эти земли, но только лицам, приписанным к данному сельскому обществу. В последующем был принят и закон разрешавший залог надельных земель, но только в Крестьянском банке и только на нужды землеустройства, например, для уплаты налогов, на покупку земли (закон от 15 ноября 1906 года).[132] Нельзя забывать и о том, что первоначально Крестьянский банк создавался преимущественно для помощи крестьянам, но уже с принятием закона от 27 ноября 1895 года клиентура банка расширилась за счет лиц из других сословий, в результате чего банк получил возможность перепродавать скупаемые им имения преимущественно крестьянам. Все усилия властей сохранить сословный принцип землевладения были
тщетны, поэтому большая часть имений, заложенных в Дворянском банке,
перешла в 1907 году в Крестьянский. Немного позднее в том же году Сколько крестьян воспользовались услугами Крестьянского банка? В течении 7 лет с 1885 по 1891 г.г. из 695520 человек, воспользовавшихся ссудами, они распределились следующим образом: безземельных и имевших до 1,5 дес. - 230778 (33,18%) имеющие от 1,5 до 3 дес. - 275716 (39,64%) имеющие свыше 3 дес. - 189026 (27,18%) Мы видим, что большинство ссуд брало группа, имеющая от 1,5 до 3 дес. земли. Причем можно предположить, что эта земля могла быть как надельной так и вненадельной. Хотя если рассуждать с точки зрения крестьян, для них было бы лучше, если бы на первом месте стояла группа безземельная и имеющая до 1,5 дес., а эта группа стоит только на втором месте. Однако, с другой стороны, что могли оставить в залог крестьяне в банке, если они и так ничего не имели? Хотя в 1885 – 1891 г.г. малоземельные члены преобладают над многоземельными, значит можно говорить об успехе Крестьянского банка в доле оказания помощи малоземельным крестьянам, что подтверждается источниковыми данными в 1890 – 1891 г.г. В эти годы банк отдает свое предпочтение покупкам, совершенными наиболее состоятельными членами сельского населения, однако малоземельные члены продолжают преобладать среди заемщиков банка. За период с 1885 – 1889 г.г. и 1890 – 1891 г.г. заемщики по размеру землевладения распределились следующим образом в процентном отношении.[134] Таблица №3. Распределение заемщиков по годам.[135] [pic] Интересно, что в 1899 году Крестьянский банк выдал 5621 ссуду на сумму Подводя итог деятельности Крестьянского банка уместно привести таблицу Таблица №4. Распределение приторгованной земли по годам.[137] [pic] Из таблицы №4 видно, что с течением времени спрос на землю уменьшается со стороны сельских обществ и увеличивается спрос со стороны товариществ. Как можно оценить деятельность Крестьянского банка? С одной стороны,
деятельность банка привела к относительно выгодной концентрации земель в
руках крестьян, росту их вненадельной земли. С другой стороны деятельность
банка способствовала сокращению дворянского землевладения, а это вело к
изменению в социальной структуре русской деревни. Крестьянский банк много
сделал для крестьян и правительство, понимая это тормозило этот процесс. Заключение. В конце XIX – начале XX в.в. Россия не смотря на высокие темпы промышленного производства вышла на 4 место в Европе и 5 в мире, продолжала оставаться среднеразвитой аграрно-индустриальной страной. Ее общий облик по- прежнему в значительной мере определялся сельским хозяйством, дававшим около половины национального дохода и занимавшее 4/5 всего населения. Крестьянское хозяйство в исследуемый нами период и ранее такового находилось в экономически трудных условиях, поэтому крестьянин испытывал материальные затруднения, дефицит бюджета постоянно ощущался, что выражалось в ведении хозяйства, во многих лишениях крестьян, например, в отказе от предметов комфорта и в необходимости нести часть произведенного продукта на рынок. Кредит в данной ситуации является порой единственным спасением бездефицитного бюджета крестьян. Однако была категория крестьян, которым был нужен постоянный безвозвратный кредит, который кредитные учреждения позволить себе не могли. Но все-таки, той части крестьян, которой можно было доверить кредит, он безусловно помогал. К 1895 году кредитная кооперация в Российской империи находилась не в лучшем состоянии, которое продолжалось с 70-х годов XIX века. Причины этого кризисного состояния лежали в сохранившихся крепостнических пережитках, низким уровнем товарно-денежных отношений в деревне, правовой несостоятельности крестьян, отсутствии четкого законодательства о кредите, в низком уровне развития кредитных отношений в целом и в неприспособленности принятых форм кооперативных учреждений к российским условиям. Решающий шаг был сделан в 1895 году правительством С. Витте, когда было принято Высочайше утвержденное 1 июня 1895 года «Положение об учреждении мелкого кредита». Оно вводило новый тип учреждений – кредитные товарищества, которые имели своей целью оказывать помощь крестьянам в виде выдачи ссуд на срок не более года. Кредитные товарищества были действительно нужны, ибо крестьянский бюджет в большинстве терпел дефицит. С середины 90-х годов распространился ряд новых форм кредита: вексельный, подтоварный, авансовый. Но внедрение этих форм кредита происходило медленно, что обуславливалось трудностями освоения приемов единичного хозяйствования, недостатком капиталов в стране, обилием полуфеодальных пережитков и нежеланием государства в достаточной мере развивать эти формы кредита и таким идти на помощь крестьянину. Но все-таки происходила социальная перестройка деревни, где крестьянин, используя кредит, пытался хоть как то сделать свой бюджет бездефицитным. В дело распространения сельскохозяйственного кредита подключаются и
земства. Однако у них существовала одна из главных проблем – проблема
нехватки финансов. позитивно работали те земства, которые на льготных
условиях предоставляли либо ссуды, либо сельскохозяйственные орудия;
земства проводили работу по распространению сельскохозяйственных знаний. Можно говорить о позитивном развитии Обществ Взаимного Кредита и Как можно оценить деятельность Крестьянского банка? Большая часть заемщиков была представлена безземельными и имеющими до 1,5 дес. земли; деятельность банка привела к относительно высокой концентрации вненадельной земли в руках крестьян, а это вело к сокращению дворянского землевладения и к изменению социальной структуры русской деревни. В целом период с 1895 – 1912 г.г. – это период формирования правовой базы кооперативного движения, после которого начинается период бурного роста кредитных товариществ и в качественном и в количественном отношении. В целом учреждения мелкого кредита способствовали более интенсивному втягиванию крестьянства в товарно-денежные отношения, и постепенному превращению мелких производителей в класс мелких собственников. Проблемы кооперации приобретают особое значение сейчас, когда после
длительного перерыва кооперативное движение вновь начинает возрождаться Список используемой литературы. Источники: Т.1. М., 1912. Составитель С.В. Бородаевский. СПб., 1904. Т.12. Составитель С.В. Бородаевский. СПб., 1904. СПб., 1906. СПб., 1913. 49 губерниям России. Т.12. Составитель С.В. Бородаевский. СПб., 1904. 1906, 1909, 1912. России и иностранных государствах. СПб., 1890. России//Проблемы истории, теории и практики кооперативного движения в России: тезисы доклада республиканского научно-практического семинара. Тюмень, 1992. Иваново, 1988. Иваново, 1998. 1899. XX в.в. М., 1988. Т.37. М., 1903. России//Чупров А.И. Мелкий кредит и кооперация. М., 1909. Сб.8. Общественные науки. 1970. Вып. IV. ----------------------- стр.3 стр.12 стр.28 стр.49 стр.57 стр.72 стр.78 стр.81
|
|