| |||
Реферат: Машиностроение Поволжского экономического районаОГЛАВЛЕНИЕ 1. Введение 1 ВВЕДЕНИЕ Россия представляет собой самый обширный регион всей Евразии и единственную федерацию в рамках СНГ, поэтому региональный анализ ее экономических районов имеет особый смысл. Тем более что Россия отличается рядом особенностей даже по сравнению с республиками ближнего зарубежья. Страна обладает огромными ресурсами и емким внутренним рынком. Экономическое районирование – это выделение территорий, отличающихся
своей специализацией хозяйства в территориальном разделении труда. Все экономические районы имеют свои особенности и свое место м межрайонном разделении труда. Однако важно, чтобы эти особенности тесно увязывались с задачами экономически обоснованного размещения отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства в масштабах всей страны. СОСТАВ ПОВОЛЖСКОГО РАЙОНА Точно очертить территории, относящиеся к Поволжью, очень сложно. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Поволжский район протянулся почти на 1,5 тыс. км вдоль Волги от впадения в нее левого притока Камы до Каспийского моря. Общая территория составляет около 536 тыс. кмІ. ЭГП этого района исключительно выгодное. На западе Поволжье граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказским экономическими районами, на востоке - с Уралом и Казахстаном. Густая сеть транспортных путей (железнодорожных и автомобильных) способствует установлению широких межрайонных производственных связей Поволжья. Поволжье больше открыто к западу и востоку, т.е. навстречу основному направлению хозяйственных связей страны, поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию. Волго-Камский речной путь дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ Поволжье имеет благоприятные природные условия для проживания
населения и ведения хозяйства. Район богат земельными (пахотные земли
составляют примерно 1/5 российских) и водными ресурсами. Однако в нижнем Район богат полезными ископаемыми. Здесь добывают нефть, газ, серу,
поваренную соль, сырье для производства строительных материалов. Вплоть до
открытия нефтяных месторождений в Сибири, Поволжью принадлежало первое
место по запасам и добыче нефти в стране. Хотя в настоящее время район
занимает второе место по добыче этого вида сырья после Западно-Сибирского,
запасы нефти в Поволжье сильно истощены. Поэтому его удельный вес в
нефтедобыче России составляет всего 11% и постоянно снижается. Основные
ресурсы нефти находятся в Татарстане и Самарской области, а газа – в НАСЕЛЕНИЕ Сейчас Поволжье – один из наиболее заселенных и освоенных районов Хотя Поволжье – многонациональный регион, в структуре населения резко преобладают русские (70%). Значительна также доля татар (16%), чувашей и марийцев. Численность населения республики Татарстан составляет 3,7 млн человек (среди них русских около 40%), в Калмыкии проживает около 320 тыс. человек (доля русских – более 30%). До революции Поволжье было сугубо сельскохозяйственным районом. В городах проживало всего 14% населения. Сейчас это один из наиболее урбанизированных районов России. В городах и поселках городского типа проживает 73% всех жителей. Подавляющая часть городского населения сконцентрирована в областных центрах, столицах национальных республик и крупных промышленных городах. В Поволжье 90 городов, среди них три города- миллионера – Самара, Казань, Волгоград. При этом практически все крупные города (за исключением Пензы) расположились на волжских берегах. Крупнейший город Поволжья – Самара – расположен в Самарской Луке. Вместе с близлежащими городами и поселками он образует большой промышленный узел. ХОЗЯЙСТВО Важнейшим условием устойчивого и комплексного развития Поволжья является созданный за последнее время значительный экономический и научно- технический потенциал. По суммарной валовой продукции промышленности и сельского хозяйства в На современном этапе экономического развития народнохозяйственный
комплекс Поволжья имеет сложную структуру. Несмотря на то, что в ней
превалирует промышленность, сельское хозяйство также является одной из
основных отраслей народного хозяйства района. В совокупной валовой
продукции на долю промышленности приходится 70-73%, сельского хозяйства – Материальной основой их развития служат прежде всего минерально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, сельскохозяйственное сырье, рыбные богатства Каспия и Волги. Вместе с тем в сырьевом балансе района принадлежит ввозимым металлам и материалам лесной и деревообрабатывающей промышленности. Характерной чертой промышленного производства района является тесная связь, кооперирование и комбинирование его отдельных звеньев, особенно в автомобилестроении и нефтехимии. Основу территориальной организации Поволжья составляет ряд межотраслевых комплексов – топливно-энергетический, машиностроительный, химический и нефтехимический, агропромышленный, транспортный, строительный и др. Основными отраслями специализации промышленности района являются машиностроение, химическая и нефтехимическая, топливная промышленность, электроэнергетика, пищевая промышленность, а также отрасли промышленности строительных материалов (стекольная, цементная и др.). Однако отраслевая структура промышленности республик и областей Поволжья имеет значительные отличия от среднероссийской и среднерайонной. Машиностроительный комплекс – одна из самых крупных и сложных по
структуре отраслей промышленности Поволжья. На его долю приходится не менее Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение,
представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых
автомобилей, троллейбусов и др. Авиастроение представлено в Самаре Но особенно выделяется в Поволжье автомобилестроение. Поволжье давно и по праву называют «автомобильным цехом» страны. Для развития этой отрасли имеются все необходимые предпосылки: район находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию. В Поволжье изготавливается 71% легковых и 17% грузовых автомобилей Самарский (станкостроение, производство подшипников, самолетостроение, производство автотракторного оборудования, мельнично-элеваторного оборудования и др.); Саратовский (станкостроение, производство нефте- и газохимической аппаратуры, дизелей, подшипников и др.); Волгоградский (тракторостроение, судостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности и др.); Тольяттинский (комплекс предприятий ВАЗа – ведущий в автомобильной промышленности страны). Важными центрами машиностроения являются Казань и Пенза (точное машиностроение), Сызрань (оборудование для энергетической и нефтехимической промышленности), Энгельс (90% выпуска троллейбусов в РФ). Поволжье один из основных районов России по производству аэрокосмической техники. ЛИТЕРАТУРА Дронов. Дрофа, 1998 г. Дронов. Айрис, 1998 г. 1998 г. 1999 г. |
|